Тему: «Жизнь лесных зверей зимой»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Задачи:
Обучающие:
-актуализировать уже известные знания учащихся об особенностях жизни зверей зимой на основе имеющихся представлений;
-сформировать новые знания об особенностях жизни зверей зимой.
Развивающие:
-развивать познавательную активность;
-развивать наблюдательность, любознательность, воображение.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к животным;
-формировать умение слушать собеседника, вступать в коллективное учебное сотрудничество, умение работать в парах.
Планируемые результаты:
Предметные: знают признаки млекопитающих; знают особенности жизни зверей в зимнее время.
Метапредметные: умеют планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.
Личностные: понимают, что к животным нужно относиться бережно
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование: рисунки с изображением лесных зверей зимой, следов зверей на снегу; рисунок к игре «Найди ошибку», следы, карточки для групповой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnye_zimoy_novoe.docx | 96.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тему: «Жизнь лесных зверей зимой»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Задачи:
Обучающие:
-актуализировать уже известные знания учащихся об особенностях жизни зверей зимой на основе имеющихся представлений;
-сформировать новые знания об особенностях жизни зверей зимой.
Развивающие:
-развивать познавательную активность;
-развивать наблюдательность, любознательность, воображение.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к животным;
-формировать умение слушать собеседника, вступать в коллективное учебное сотрудничество, умение работать в парах.
Планируемые результаты:
Предметные: знают признаки млекопитающих; знают особенности жизни зверей в зимнее время.
Метапредметные: умеют планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.
Личностные: понимают, что к животным нужно относиться бережно
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование: рисунки с изображением лесных зверей зимой, следов зверей на снегу; рисунок к игре «Найди ошибку», следы, карточки для групповой работы.
.
Ход урока
1. Орг. Момент
I.Психологический настрой учащихся.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
-Мы прослушали замечательное стихотворение Ивана Захаровича Сурикова.
-О чем это стихотворение?
-Давайте вспомним, что вам известно о зиме.
-Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
-Какие признаки зимы вы можете назвать?
(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом) Почему снег скрипит?
Игра «Да или нет»
(Если – да хлопок, если нет поворот вокруг себя)
- Январь - это зимний месяц?+
- Мы носим шорты зимой?-
- Снегирь улетает в теплые края?-
- Заяц меняет серую шубку на белую?+
- Первый месяц зимы это февраль?-
- Иней бывает летом?-
- 31 декабря отмечают «День защиты детей»?-
- Вьюга - зимнее явление природы?+
- Зимой день короче?+
- Осадки выпадают в виде снега?+
- Дни становятся длиннее, а ночи короче?-
- Подведем итог. Какие изменения происходят в неживой природе.
-становиться холоднее
-небо чаще покрыто облаками
-осадки выпадают в виде снега .
-дни становятся короче, а ночи длиннее
2. Актуализация знаний
Найди ошибку. На слайде картинка, они должны найти то, что не соответствует изучаемому времени году.
- Посмотрите на картинки, как вы думаете, что не так? Что художник изобразил неверно? (Ответы учеников?)
- Какое время года?
- О чем мы сегодня будем разговаривать? О жизни лесных зверей зимой.
Обобщим и пополним знания о зимовке животных.
ИГРА ЗОРКИЙ ГЛАЗ КТО ЛИШНИЙ
Назовите животных.
Какое лишнее?
Чем похожи? (тело покрыто шерстью, четыре ноги, есть зубы)
Эти животные млекопитающие или звери.
Фронтальная беседа
– Как звери готовятся к зиме?
– У каких млекопитающих меняется окраска и густота шерсти? (У зайца, лисы, белки.)
ВЫВЕШИВАЕМ карточку и прикрепляем животных.
– Какие звери делают «зимние» запасы? (Белка, полевка.)
Выполнение задания в ТПО с.28 №26
ВЫВЕШИВАЕМ карточку и прикрепляем животных.
– Кто не делает запасов на зиму?
ТПО с. 27 № 25 (Волк, заяц, лиса). А лисе снег друг или враг? Хр. С 29
Ёж, медведь, летучие мыши, барсук, так как они проводят это время в глубоком сне. Эти звери наедаются хорошенько за осенние месяцы и становятся «жирными».
– Верно, жир – тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей и, когда зверь спит, его организм питается запасами этого жира.
ВЫВЕШИВАЕМ карточку и прикрепляем животных.
– Все ли животные спят зимой? (Нет.)
– Жизнь продолжается и под снежным покровом. Глубоко в земле, и своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши.
– Какую же роль выполняет снег в жизни лесных зверей?
Рассказ В. Бианки «На дне снежного моря».
«Хуже нет для полевого и лесного зверья малоснежного начала зимы. Голая земля промерзает все глубже и глубже. Холодно становится в норках. Крот и тот страдает, с трудом роет своими лапами твёрдую, как камень, мерзлую землю. А каково мышам, полёвкам, ласке, горностаю?
Но вот, наконец, повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Человеку снежное море по колено, а рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мыши, полёвки, землеройки – все зверюшки-норушки, что не спят зимой, – бегают по дну снежного моря. Как крошечный тюлень, без устали ныряет в нём хищная ласка. Выскочит на минутку, оглядится – не высунул ли где рябчик голову из снега? – и опять нырк на дно! Так невидимкой и подкрадывается к птицам под снегом.
На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не достаёт леденящий ветер, смертельное дыхание зимы. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мышки-норушки строят себе зимние гнёзда прямо на земле под снегом,– вроде как выезжают зимой на дачу.
И вот так происшествие! У одной парочки куцехвостых полёвок из травы и шёрстки гнёздышко над землёй – на ветках засыпанного снегом куста. Из гнёздышка струится лёгкий пар.
А внутри этого тёплого гнёздышка под глубоким снегом голенькие слепые мышенята-полёвочки только что родились! А мороз-то, мороз – двадцать градусов!»
– Что нового вы узнали из рассказа В. Бианки?
3. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (стр. 36–37).
– Рассмотрите разворот учебника «Жизнь лесных зверей зимой». Садитесь на борт вертолета – и отправляемся в путь.
– Каких зверей вы видите с вертолета? (С вертолета можно увидеть лося и лису.)
– Каких зверей не видно с вертолета? (Не видно с вертолета белку, так как она в дупле; медведя в берлоге; зайца на фоне белого снега.)
О ком мы еще не говорили? ( лось, олень,кабан)
Как они зимуют?
Лось – лесной великан. Вес его обычно достигает 400 килограммов. Такому зверю нужно много еды. Зимой добывать её очень сложно. Медленно бродят лоси среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Но этот корм малопитательный. Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег. А потом снова за еду. День ли, ночь ли – для лося неважно: он живет по собственному расписанию. Бурая толстая шкура, хотя и не пушистая, надежно защищает его от мороза. Где водятся лоси, олени и косули, можно наткнуться на деревянные кормушки или корыта с большими кусками соли. Это лесники позаботились о животных, и разложили для них угощение.
Почему лоси, и другие животные, так любят соль?
Дело в том, что соль, необходима любому живому организму. В составе поваренной соли есть натрий, хлор, кальций, фосфор и другие элементы. Все они участвуют в нормальной жизнедеятельности организма. Например, при недостатке натрия, ухудшается работа мышц, нервных клеток, а хлор нужен для работы желудка. Недостаток соли приводит к нарушению обмена веществ, ухудшает кровоток. У лосей недостаток соли в рационе может привести к проблемам в костной ткани (у самцов хуже растут рога), нарушениям в развитии плода во время беременности.
Хищные животные, в отличие от травоядных, получают достаточно соли со своей пищей (кровью и мясом), у них нет нужды искать дополнительные источники минералов. Лоси, питаясь лишь травой, грибами и ветками деревьев, не могут получить с едой необходимую норму соли. Они вынуждены искать естественные солонцы – выходы природной соли на поверхность земли. Иногда, животное проходит не один десяток километров, полагаясь на свой нюх и инстинкт, в поисках солонца. К одному и тому же источнику соли, лось может приходить годами.
Человек в заповедниках и заказниках устраивает искусственные солонцы для лосей и других травоядных обитателей леса. Круглый год животные приходят к кормушкам с глыбами кусковой соли, и могут вволю получить так необходимые им вещества.
4. Закрепление изученного материала.
-Люди делают специальные кормушки для животных. Летом заготавливают ветки деревьев, сено. Сооружают солонец, где оставляют для лосей соль.
А вы знаете какой зверь по снегу на лыжах бегает? ХР. С.26
Игра «Чей след». -Зимой каждое животные обязательно “распишется” в “зимней книге” леса, т.е. оставит свои следы. Рассмотрите следы животных. Чьи это следы?
1. Игра «Чьи следы на снегу?»В группы раздаются картинки с животными и их следами, ученики должны найти и сопоставить след и кому он принадлежит
- Посмотрите на слайд, скажите, где следы: лося, белки, зайца, сороки, волка?
3. В и к т о р и н а «Кто зимой не спит?».
1. Небольшой зверек с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилает мхом… К зиме делает припасы, питается орехами, грибами, которые насушил летом и осенью. (Белка.)
2. Очень ловкий хищный зверек, «самый маленький хищник» – называют этого зверька. Неутомимый охотник за мышами и полевками. Зимой становится целиком белым. (Ласка.)
3. Сильный умный хищник, его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно охотятся небольшими стаями. Морда хищника выразительна, богата мимикой. Размером этот зверь с крупную овчарку. (Волк.)
4. Это животное всеядное. Тело его покрыто щетиной. Этот зверь быстро бегает, часто роет землю клыками и пятачком, чтобы добыть пищу. Кормится обычно днем, а ночью отдыхает. Детеныши этого животного очень симпатичные, полосатые. (Кабан.)
4. Самопроверка . Соедини.
Делают запасы |
|
Изменяют окраску |
|
Впадают в спячку |
|
Помощь человека |
|
5.Домашнее задание
О ком мы еще не говорили? О кабане. ХР с. 28 -29 Хорошо ли зимой кабанам? ТПО № 27
6. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие животные спят зимой?
– Какие животные не спят зимой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока "Жизнь лесных зверей зимой"
Урок: предметная область «Окружающий мир»Тема: Жизнь лесных зверей зимой.(1 класс)Методы: ...
урок окружающего мира "Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс
Цель урока: познакомить учащихся с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы.Задачи урока: уточнить и дополнить знания учащихся о зимовке животных;познакомить с зимним...
Жизнь лесных зверей зимой
Урок по окружающему миру в 1 классе по теме: «Жизнь лесных зверей зимой» по УМК «Перспективная начальная школа»....
Жизнь лесных зверей зимой
Материал об особенностях жизни зверей зимой...
Презентация по окружающему миру на тему :"Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс ФГОС УМК "ПНШ"
Презентация по окружающему миру на тему :"Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс ФГОС УМК "ПНШ"...
Конспект урока окружающий мир в 1 классе "Жизнь лесных зверей зимой"
Технологическая карта урока окружающий мир в 1 классе по теме: "Жизнь лесных зверей зимой"УМК "Перспективная начальная школа"...
Урок окружающего мира по теме: «Жизнь лесных зверей зимой». 1 класс
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Задачи:Обучающие:-актуализировать уже известные знания учащихся об особенностях жиз...