Урок окружающего мира по теме: «Жизнь лесных зверей зимой». 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Наталья Минифлеровна Рахимова

Тип урока: урок  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

Задачи:

Обучающие:

-актуализировать  уже известные знания  учащихся об  особенностях жизни зверей зимой на  основе  имеющихся  представлений;

-сформировать новые знания об   особенностях жизни зверей зимой.

Развивающие:

-развивать  познавательную  активность;

-развивать  наблюдательность, любознательность, воображение.

Воспитательные:

-воспитывать  бережное  отношение  к животным;

-формировать  умение  слушать  собеседника, вступать  в  коллективное  учебное  сотрудничество, умение  работать  в  парах.

Планируемые результаты:

Предметные: знают признаки млекопитающих; знают  особенности жизни зверей в зимнее время.

Метапредметные:  умеют планировать свою учебную деятельность,  осуществлять   контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя. 

Личностные: понимают, что к животным нужно относиться бережно

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_lesnyh_zverey_zimoy.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Жизнь лесных зверей зимой»

Тип урока: урок  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

Задачи:

Обучающие:

-актуализировать  уже известные знания  учащихся об  особенностях жизни зверей зимой на  основе  имеющихся  представлений;

-сформировать новые знания об   особенностях жизни зверей зимой.

Развивающие:

-развивать  познавательную  активность;

-развивать  наблюдательность, любознательность, воображение.

Воспитательные:

-воспитывать  бережное  отношение  к животным;

-формировать  умение  слушать  собеседника, вступать  в  коллективное  учебное  сотрудничество, умение  работать  в  парах.

Планируемые результаты:

Предметные: знают признаки млекопитающих; знают  особенности жизни зверей в зимнее время.

Метапредметные:  умеют планировать свою учебную деятельность,  осуществлять   контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.  

Личностные: понимают, что к животным нужно относиться бережно

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

 Оборудование: презентация, компьютер, проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

№ слайд

Ⅰ. Организаци

онный момент

Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.

Личностные УУД:

развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

- С каким настроением вы начинаете урок, готовы активно работать? Покажите мне своё настроение.

- Спасибо. У меня тоже хорошее настроение. Я думаю, что урок у нас получится интересным и увлекательным.

ⅠⅠ. Актуализа

ция знаний

–Какое сейчас время года?

-Что изменилось в природе с приходом зимы?

-Назовите, какие зимние месяцы вы знаете?

-Какой месяц по календарю?

-Какие признаки зимы вы можете назвать?

Итог:

Признаки зимы: стало холодно, небо чаще покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега, дни становятся короче, а ночи длиннее, водоемы скованы льдом, земля покрыта снегом.

Зима.

Примерные ответы детей: выпал снег, на улице стало холодно, замёрзла земля, лужи, реки, дни стали короче, люди одели шубы, зимние шапки, валенки, варежки и т.д.

Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

Декабрь

Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом

Коммуникативные УУД: научить строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей.

Слайд 1

ⅠⅠⅠ. Постанов

ка темы и цели урока

Игра “Зоркий глаз”

- Назовите животных?

-Какие животные лишние? Докажи.

-Чем похожи эти животные?

-Как  ещё можно назвать этих животных?

-Почему мы их называем зверями?

- Как вы думаете, изменилась ли жизнь зверей с наступлением зимы?

 - Какая главная причина изменения их жизни?

-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- О чем мы должны узнать на уроке?

Итог:

- Тема нашего урока «Жизнь лесных зверей зимой».

Цель: узнать о жизни зверей зимой

Тело покрыто шерстью, четыре ноги, есть зубы.

Это  звери.

Они живут в лесу, на лугу, в поле. Они сами себе добывают пищу, строят жилища, о них никто не заботится.

Стало очень холодно

Жизнь лесных зверей зимой.

О том, как зимуют звери зимой

Личностные УУД:

смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные УУД:

прогнозирование, целеполагание.

Слайд 2

Слайд 3

ⅠⅤ. Изучение нового материала

Зимние запасы животных

– Как звери готовятся к зиме?

– У каких млекопитающих меняется окраска шерсти?

– Какие звери делают «зимние» запасы?

 -Какие запасы на зиму делает белка?

- Что запасает на зиму полёвка?

– Кто не делает запасов на зиму?

– Эти звери наедаются хорошенько за осенние месяцы и становятся «жирными».

Жир – тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей и, когда зверь спит, его организм питается запасами этого жира.

Работа в тетради с. 27, задание № 25.

- Раскрась рисунки тех зверей, которые не запасают корм на зиму.

Итог:

Какие знания закрепили, выполняя данное задание?

У зайца, лисы, белки.

Белка, полевка.

Белка запасает орехи, жёлуди, грибы.

Семена подсолнечника, колоски, сухое сено

Ёж, медведь, летучие мыши, барсук, так как они проводят это время в глубоком сне.

Волк, лиса и заяц тоже не делают себе запасов на зиму, они находят себе пищу и в зимнее время.

Логические УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Слайд4, 5, 6, 7

Слайд 8

Слайд 9, 10

Слайд 11

Роль снега в жизни животных

– Все ли животные спят зимой?

– Жизнь продолжается и под снежным покровом. Глубоко в земле, и своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши.

– Какую же роль выполняет снег в жизни лесных зверей?

Рассказ В. Бианки «На дне снежного моря».

«Хуже нет для полевого и лесного зверья малоснежного начала зимы. Голая земля промерзает все глубже и глубже. Холодно становится в норках. Крот и тот страдает, с трудом роет своими лапами твёрдую, как камень, мерзлую землю. А каково мышам, полёвкам, ласке, горностаю?

Но вот, наконец, повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Человеку снежное море по колено, а рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мыши, полёвки, землеройки – все зверюшки-норушки, что не спят зимой, – бегают по дну снежного моря. Как крошечный тюлень, без устали ныряет в нём хищная ласка. Выскочит на минутку, оглядится – не высунул ли где рябчик голову из снега? – и опять нырк на дно! Так невидимкой и подкрадывается к птицам под снегом.

На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не достаёт леденящий ветер, смертельное дыхание зимы. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мышки-норушки строят себе зимние гнёзда прямо на земле под снегом,– вроде как выезжают зимой на дачу.

И вот так происшествие! У одной парочки куцехвостых полёвок из травы и шёрстки гнёздышко над землёй – на ветках засыпанного снегом куста. Из гнёздышка струится лёгкий пар.

А внутри этого тёплого гнёздышка под глубоким снегом голенькие слепые мышенята-полёвочки только что родились! А мороз-то, мороз – двадцать градусов!»

Итог:

– Что нового вы узнали из рассказа В. Бианки?

-Какую роль играет снег в жизни животных?

Нет

Ответы детей

Ответы детей

Слайд12

Ⅴ. Физминутка

Психологический тест «Стань животным»

- Ребята закройте глаза, успокойтесь, дышите ровно. Слушайте меня внимательно

- Представьте себя животным и выполняйте те движения,  которые делают они:

-Я серый зайка прыг – скок, прыг – скок.

Убегу от волка и лисы: прыг – скок, прыг – скок.

- А сейчас я ловкая рысь: крадусь за добычей

  Крадусь, крадусь, а потом прыг на свою добычу.

- А теперь я проворная белка перелетаю с ветки на ветку не хуже птиц!  Мой помощник в этом мой пушистый хвост

- А сейчас я косолапый медведь

  Я крепко сплю в берлоге Хр –рр, Хр –р-р

  Всё ребята глазки открыли

   Понравилось быть животным?

Регулятивные УУД:

умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Кому снег друг, а кому - враг

Работа по учебнику с. 36–37.

– Рассмотрите разворот учебника «Жизнь лесных зверей зимой». Садитесь на борт вертолета – и отправляемся в путь.

– Каких зверей вы видите с вертолета?

– Каких зверей не видно с вертолета?

С вертолета можно увидеть лося и лису.

Не видно с вертолета белку, так как она в дупле; медведя в берлоге; зайца на фоне белого снега.

Регулятивные УУД:

формирование способности принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

Дома вы должны были прочитать рассказы в « Хрестоматии». Ответьте на вопрос, кому снег - друг, а кому  - враг?

-Какой зверь по снегу в лесу на лыжах бегает?

-Почему зайцы снега ждут?

- Хорошо ли зимой кабанам, когда снега много?

-Для лисицы снег – друг или враг?

Итог:

Кому снег друг, а кому – враг?

Заяц, т.к. на лапах к зиме между пальцами отрастает густая лохматая шерсть, от этого лапа становится шире и заяц не проваливается в снег.

В белой шубке зайца далеко видно, пока не выпадет снег. Снег пригибает ветки к земле и зайцам удобно глодать кору.

Снег помеха для кабанов. Затрудняется передвигаться. Главная пища – корневища и луковицы.

Чем глубже снег, тем сложнее охотиться лисе, трудно уловить запах добычи и быстро ее схватить.

Познавательные УУД: смысловое чтение  как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации.

Как помочь животным зимой?

Работа по учебнику с.36. (левая часть учебника)

Зимой от мороза диких зверей спасает их тёплая шерсть. А вот корм отыскать в короткий зимний день животным трудно.

-Может ли человек помочь лесным животным в нашем крае?

-Каким животным зимой нужна помощь человека.

-Почему нельзя забирать орехи из дупла дерева?

Итог:

-Как помочь животным зимой?

Дети рассматриваю рисунок – подсказку  левой полосы учебника и делают вывод, что в зимнюю пору дикие животные нуждаются в подкормке.

Нуждаются в помощи зимой лоси, косули. Люди развешивают пучки лиственных растений, заготовленных с лета, раскладывают сено, овощи, разбрасывают большие куски соли.

Эти орехи запасла на зиму белка, и если мы орехи заберём, то белка останется без пищи. А зимой еду найти очень трудно.

Личностные УУД:

сформировать основы экологической культуры: готовность следовать нормам природоохраны.

Слайд 13

Игра «Да-нет!»

- Верно ли, что лиса запасает себе корм на зиму?

 Верно ли, что для зайца снег – друг?

 Верно ли, что медведь, барсук и белка зимой впадают в спячку?

Для кабана снег – это не защита, а помеха.

Верно ли, что животным зимой нужна помощь человека?

Регулятивные УУД:

готовность к преодолению трудностей.

ⅤⅠ. Рефлексия деятельности

- Что нового узнали?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем нужно ещё поработать?

- Покажите с каким настроением вы заканчиваете урок. Покажите мне своё настроение.

http://festival.1september.ru/articles/626935/Image332.jpg

- Я рада, что у вас хорошее настроение, что урок у нас получился интересным и увлекательным.

Дети высказывают своё мнение, обмениваются впечатлениями.

Регулятивные УУД: констатация достижения поставленной цели.

Слайд 14

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ознакомления с окружающим миром по теме"Кто такие звери" 1 класс

Окружающий мир 1 класс автор учебника Плешаков.На уроке создаются условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средством технологии проблемного обучения....

Открытый урок окружающего мира по теме:"Кто такие звери?"

Урок проводится с использованием интерактивной доски,прослеживается индивидуальная,групповая формы работы,дети проводят опыты,все виды работ в музыкальном сопровождении....

Презентация по окружающему миру на тему :"Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс ФГОС УМК "ПНШ"

Презентация по окружающему миру на тему :"Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс ФГОС  УМК "ПНШ"...

Презентация к уроку окружающего мира по теме " Жизнь птиц и зверей зимой"

Задачи:   систематизировать знания детей о жизни птиц и зверей зимой.Цели:Уточнить и расширить представления детей о жизни растительного и животного мира зимой.Развивать творческое воображен...

Тему: «Жизнь лесных зверей зимой»

Тип урока: урок  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.Задачи:Обучающие:-актуализировать  уже известные знания  учащихся об  особенностях жиз...

Технологическая карта урока окружащего мира на тему "Кто такие звери?" 1 класс, Школа России

Технологическая карта урока окружащего мира на тему "Кто такие звери?" 1 класс, Школа России...