Рабочая программа по окружающему миру, 1-4 классы.
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО и в соответствии с авторской программой А.А.Плешакова «Окружающий мир» (1-4 кл.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по окружающему миру,1-4 классы.Школа России. | 321.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мамоновская основная общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов протокол № 1 от «28» августа 2019 г. Руководитель МО В.И. Медведева ____________ /Ф.И.О/ | Утверждаю директор школы __________ /А.А. Черных / Протокол № 136 от «28»августа 2019 г. М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Окружающий мир»
1-4 КЛАСС
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Примерная программа по предмету окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО и в соответствии с авторской программой А.А.Плешакова «Окружающий мир» (1-4 кл.) Москва, «Просвещение» 2014 год.
Учебно – методический комплекс «Школа России».
УМК:Учебники
1. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 1 класс: В 2 ч.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 2 класс: В 2 ч.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 4 класс: В 2 ч.
Рабочие тетради
1. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч.
Проверочные работы, дополнительная литература
1. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1-4 классы.
2. Крылова О.Н. Типовые тестовые задания по окружающему миру. Итоговая аттестация. 2-4 классы
3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. Книга для начальной школы.
4. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 252 ч: 1 класс – 1-я четверть уроков нет, 2-4 четверть -48 ч (33 учебные недели); 2-4 классы – по 68 ч (34 учебные недели).
Цели и задачи изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты обучения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир».
1 класс.
Содержание | Формы организации и виды деятельности. |
Вводный урок (1 час). | Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. |
Кто? и Что? (15 часов) | Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц. |
Как, откуда и куда? (11ч) | Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц. |
Где и когда? (9 часов). | Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя. |
Почему и зачем? (12 часов). | Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли. Практическая работа: простейшие правила гигиены. |
2 класс
Содержание | Формы организации и виды деятельности |
Где мы живем -4ч | Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего села, что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. |
Природа-20ч | Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. |
Жизнь города и села-10 ч | Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. |
Здоровье и безопасность -9 ч | Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых. |
Общение -7ч | Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). |
Путешествия-18ч | Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. |
3 класс
Содержание | Формы организации и виды деятельности |
Как устроен мир -7ч | Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. |
Эта удивительная природа -19ч | Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. |
Мы и наше здоровье -10ч | Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья. |
Наша безопасность -8ч | Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. |
Чему учит экономика-12ч | Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке. |
Путешествие по городам и странам-12ч | Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики,основныедостопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека. |
4 класс
Содержание | Формы организации и виды деятельности. |
Земля и человечество - 10 часов | Введение. Мир глазами астронома. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Прошлое и настоящее глазами эколога. Сокровища земли под охраной человечества. |
Природа России -10 часов | Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Чёрного моря. Экологическое равновесие. |
Родной край – часть большой страны -14 часов | Наш край. Наши подземные богатства. Земля кормилица. Леса, луга и пресные водоёмы нашего края. Растениеводство и животноводство в нашем крае. |
Страницы всемирной истории -6 часов | Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. |
Страницы истории России -20 часов | Жизнь древних славян. Во времена древней Руси. Грудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Путешествие в древнюю Москву. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 г. Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 20 - 30-х г.г. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. |
Современная Россия» - 8 часов | Основной закон России. Мы граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. |
3. Календарно - тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир», 1 класс.
№ п/п | Наименование разделов, тем. | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | ||||
Вводный урок (1 час). | ||||||||
1. | Вводный урок. Задавайте вопросы! | 1 | ||||||
Кто? и Что? (15 часов) | ||||||||
2 | Что такое Родина. | 1 | ||||||
3 | Что мы знаем о народах России. | 1 | ||||||
4 | Что мы знаем о Москве. | 1 | ||||||
5 | Проект «Моя малая Родина». | 1 | ||||||
6 | Что у нас над головой и под ногами. | 1 | ||||||
7 | Общее у разных растений. | 1 | ||||||
8 | Растения на подоконнике. | 1 | ||||||
9 | Урок – экскурсия по теме «Растения на клумбе». | 1 | ||||||
10 | Что это за листья и что такое хвоинки. | 1 | ||||||
11 | Кто такие насекомые и кто такие рыбы. | 1 | ||||||
12 | Кто такие птицы и звери. | 1 | ||||||
13 | Что окружает нас дома? | 1 | ||||||
14 | Что умеет компьютер? | 1 | ||||||
15 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | ||||||
16 | На что похожа наша планета? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто». | 1 | ||||||
Как, откуда и куда? (11ч) | ||||||||
17 | Жизнь моей семьи. Проект «Моя семья». | 1 | ||||||
18 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит. | 1 | ||||||
19 | Откуда в наш дом приходит электричество. | 1 | ||||||
20 | Как путешествует письмо. | 1 | ||||||
21 | Куда текут реки. | 1 | ||||||
22 | Откуда берутся снег и лёд. | 1 | ||||||
23 | Как живут растения и животные. | 1 | ||||||
24 | Как зимой помочь птицам. Урок – практикум. | 1 | ||||||
25 | Откуда берётся и куда девается мусор. | 1 | ||||||
26 | Откуда в снежках грязь. | 1 | ||||||
27 | Проверим себя и свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | |||||||
Где и когда? (9 часов). | ||||||||
28 | Когда учиться интересно? | 1 | ||||||
29 | Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | ||||||
30 | Когда придёт суббота? | 1 | ||||||
31 | Когда наступит лето? | 1 | ||||||
32 | Где живут белые медведи и слоны? | 1 | ||||||
33 | Где зимуют птицы? | 1 | ||||||
34 | Когда появилась одежда и когда изобрели велосипед. | 1 | ||||||
35 | Когда мы станем взрослыми. | 1 | ||||||
36 | Проверим себя по теме «Где и когда?» | 1 | ||||||
Почему и зачем? (12 часов). | ||||||||
37 | Почему солнце светит днём, а звёзды ночью. Почему луна бывает разной. | 1 | ||||||
38 | Почему идёт дождь и дует ветер. | 1 | ||||||
39 | Почему звенит звонок. | 1 | ||||||
40 | Почему радуга разноцветная. | 1 | ||||||
41 | Почему мы любим кошек и собак. Проект «Мои домашние питомцы». | 1 | ||||||
42 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек. | 1 | ||||||
43 | Зачем мы спим ночью. | 1 | ||||||
44 | Почему нужно есть много овощей и фруктов, чистить зубы и мыть руки. | 1 | ||||||
45 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | ||||||
46 | Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда и корабли? | 1 | ||||||
47 | Почему в автомобиле, поезде, на корабле и самолёте нужно соблюдать технику безопасности. | 1 | ||||||
48 | Почему мы часто слышим слово «экология». Итоговое тестирование. | 1 |
Календарно - тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир», 2 класс.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Где мы живем -4часа. | ||||
1. | Родная страна. | 1 | 03.09. | |
2. | Город и село. Проект «Родное село». | 1 | 05.09. | |
3. | Природа и рукотворный мир. | 1 | 10.09. | |
4. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». | 1 | 12.09. | |
Природа – 20 часов. | ||||
5. | Неживая и живая природа. | 1 | 17.09. | |
6. | Явления природы. | 1 | 19.09. | |
7. | Что такое погода. | 1 | 24.09. | |
8. | В гости к осени (экскурсия). | 1 | 26.09. | |
9. | В гости к осени. | 1 | 01.10. | |
10. | Звёздное небо. | 1 | 03.10. | |
11. | Заглянем в кладовые Земли. | 1 | 08.10. | |
12. | Про воздух… | 1 | 10.10. | |
13. | …И про воду | 1 | 15.10. | |
14. | Какие бывают растения. | 1 | 17.10. | |
15. | Какие бывают животные. | 1 | 22.10. | |
16. | Невидимые нити. | 1 | 24.10. | |
17. | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | 29.10. | |
18. | Дикие и домашние животные. | 1 | 31.10. | |
19. | Комнатные растения. | 1 | 12.11. | |
20. | Животные живого уголка. | 1 | 14.11. | |
21. | Про кошек и собак. | 1 | 19.11. | |
22. | Красная книга. | 1 | 21.11. | |
23. | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». | 1 | 26.11. | |
24. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 | 28.11. | |
Жизнь города и села-10 часов. | ||||
25. | Что такое экономика. | 1 | 03.12. | |
26. | Из чего что сделано. | 1 | 05.12. | |
27. | Как построить дом. | 1 | 10.12. | |
28. | Какой бывает транспорт. | 1 | 12.12. | |
29. | Культура и образование. | 1 | 17.12. | |
30. | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 | 19.12. | |
31. | В гости к зиме (экскурсия). | 1 | 24.12. | |
32. | В гости к зиме. | 1 | 26.12. | |
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | ||
34. | Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 | ||
Здоровье и безопасность -9 часов. | ||||
35. | Строение тела человека. | 1 | ||
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 | ||
37. | Берегись автомобиля! | 1 | ||
38 | Школа пешехода. | 1 | ||
39. | Домашние опасности. | 1 | ||
40. | Пожар! | 1 | ||
41. | На воде и в лесу. | 1 | ||
42. | Опасные незнакомцы. | 1 | ||
43. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | ||
Общение -7часов. | ||||
44. | Наша дружная семья. | 1 | ||
45. | Проект «Родословная». | 1 | ||
46 | В школе. | 1 | ||
47. | Правила вежливости. | 1 | ||
48. | Ты и твои друзья. | 1 | ||
49. | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | ||
50. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | ||
Путешествия-18часов. | ||||
51. | Посмотри вокруг… | 1 | ||
52, 53 | Ориентирование на местности. | 2 | ||
54. | Формы земной поверхности. | 1 | ||
55. | Водные богатства. | 1 | ||
56. | В гости к весне (экскурсия). | 1 | ||
57. | В гости к весне. | 1 | ||
58. | Россия на карте. | 1 | ||
59. | Проект «Города России». | 1 | ||
60. | Путешествие по Москве. | 1 | ||
61. | Московский кремль. | 1 | ||
62. | Город на Неве. | 1 | ||
63. | Путешествие по планете. | 1 | ||
64. | Путешествие по материкам. | 1 | ||
65. | Страны мира. Проект «Страны мира». | 1 | ||
66. | Впереди лето. | 1 | ||
67. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 | ||
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 |
Календарно - тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир», 3 класс.
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт | ||||
1 | Природа. Ценность природы для людей | 1час | ||||||
2. | Человек. | 1 час | ||||||
3. | Наши проекты: «Богатства, отданные людям». | 1час | ||||||
4. | Общество. | 1 час | ||||||
5. | Что такое экология. | 1час | ||||||
6. | Природа в опасности! Охрана природы. | 1час | ||||||
7. | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа (тест). | 1час | ||||||
8. | Тела, вещества, частицы. | 1 час | ||||||
9. | Разнообразие веществ | 1час | ||||||
10. | Воздух и его охрана. | 1час | ||||||
11. | Вода. | 1час | ||||||
12. | Превращения и круговорот воды. | 1час | ||||||
13. | Берегите воду! | 1час | ||||||
14. | Что такое почва. | 1час | ||||||
15. | Разнообразие растений. | 1час | ||||||
16. | Солнце, растения и мы с вами. | 1час | ||||||
17. | Размножение и развитие растений. | 1 час | ||||||
18. | Охрана растений. | 1 час | ||||||
19. | Разнообразие животных. | 1 час | ||||||
20. | Кто что ест. | 1 час | ||||||
21. | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». | 1 час | ||||||
22. | Размножение и развитие животных. | 1 час | ||||||
23. | Охрана животных. | 1 час | ||||||
24. | В царстве грибов. | 1 час | ||||||
25. | Великий круговорот жизни. | 1 час | ||||||
26. | Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | 1 час | ||||||
27. | Организм человека. | 1 час | ||||||
28. | Органы чувств. | 1 час | ||||||
29. | Надёжная защита организма. | 1 час | ||||||
30. | Опора тела и движение. | 1 час | ||||||
31. | Наше питание. | 1 час | ||||||
32. | Наши проекты: «Школа кулинаров». | 1 час | ||||||
33. | Дыхание и кровообращение. | 1 час | ||||||
34. | Умей предупреждать болезни. | 1 час | ||||||
35. | Здоровый образ жизни. | 1 час | ||||||
36 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. | 1 час | ||||||
37. | Огонь, вода и газ. | 1 час | ||||||
38 | Чтобы путь был счастливым. | 1 час | ||||||
39. | Дорожные знаки. | 1 час | ||||||
40. | Наши проекты: «Кто нас защищает». | 1 час | ||||||
41. | Опасные места. | 1 час | ||||||
42. | Природа и наша безопасность. | 1 час | ||||||
43. | Экологическая безопасность. | 1 час | ||||||
44. | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа. | 1 час | ||||||
45. | Для чего нужна экономика | 1 час | ||||||
46. | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 час | ||||||
47. | Полезные ископаемые | 1 час | ||||||
48. | Растениеводство. | 1 час | ||||||
49. | Животноводство. | 1 час | ||||||
50. | Какая бывает промышленность. | 1 час | ||||||
51. | Наши проекты: «Экономика родного края». | 1 час | ||||||
52. | Что такое деньги. | 1час | ||||||
53. | Государственный бюджет. | 1 час | ||||||
54. | Семейный бюджет. | 1 час | ||||||
55. | Экономика и экология. | 1 час | ||||||
56. | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа. | 1 час | ||||||
57-59. | Золотое кольцо России. | 3 час | ||||||
60. | Наши проекты: «Музей путешествий» | 1 час | ||||||
61. | Наши ближайшие соседи. | 1 час | ||||||
62. | На севере Европы. | 1 час | ||||||
63. | Что такое Бенилюкс. | 1 час | ||||||
64. | В центре Европы. | 1 час | ||||||
65. | По Франции и Великобритании. | 1 час | ||||||
66. | На юге Европы. | 1 час | ||||||
67. | По знаменитым местам мира. | 1 час | ||||||
68. | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа. | 1час | ||||||
Календарно - тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир», 4 класс.
№п/п | Наименование разделов, тем. | Кол -во часов | Дата план | Дата факт |
Земля и человечество - 10 часов | ||||
1 | Мир глазами астронома. | 1 | ||
2 | Планеты солнечной системы. | 1 | ||
3 | Звездное небо – Великая книга Природы. | 1 | ||
4 | Мир глазами географа. (Урок – путешествие). | 1 | ||
5 | Мир глазами историка. | 1 | ||
6 | Когда и где? | 1 | ||
7 | Мир глазами эколога. | 1 | ||
8 9 | Сокровища Земли под охраной эколога. | 2 | ||
10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России. (Урок КВН). | 1 | ||
Природа России -10 часов | ||||
11 | Моря, озера и реки России. | 1 | ||
12 | Природные зоны. | 1 | ||
13 | Зона арктических пустынь. | 1 | ||
14 | Тундра. | 1 | ||
15 | Леса России. | 1 | ||
16 | Лес и человек. | 1 | ||
17 | Зона степей. | 1 | ||
18 | Пустыни. | 1 | ||
19 | У Черного моря. | 1 | ||
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». | 1 | ||
Родной край – часть большой страны -14 часов | ||||
21 | Наш край. | 1 | ||
22 | Поверхность нашего края. | 1 | ||
23 | Поверхность нашего края (экскурсия). | 1 | ||
24 | Водные богатства нашего края. | 1 | ||
25 | Наши подземные богатства. | 1 | ||
26 | Земля – кормилица. | 1 | ||
27 | Экскурсия в лес и на луг. | 1 | ||
28 | Жизнь леса. | 1 | ||
29 | Жизнь луга. | 1 | ||
30 | Жизнь в пресных водах. | 1 | ||
31 | Экскурсия к водоему. | 1 | ||
32 | Растениеводство в нашем крае. | 1 | ||
33 | Животноводство в нашем крае. | 1 | ||
34 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». | 1 | ||
Страницы всемирной истории -6 часов | ||||
35 | Начало истории человечества. | 1 | ||
36 | Мир древности: далекий и близкий. | 1 | ||
37 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | ||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | ||
39 | Новейшее время : история продолжается сегодня. | 1 | ||
40 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». | 1 | ||
Страницы истории России -20 часов | ||||
41 | Во времена Древней Руси. | 1 | ||
42 | Страна городов. | 1 | ||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | ||
44 | Трудные времена на Русской земле. | 1 | ||
45 | Русь расправляет крылья. | 1 | ||
46 | Куликовская битва. | 1 | ||
47 | Иван Третий. | 1 | ||
48 | Мастера печатных дел. | 1 | ||
49 | Патриоты России. | 1 | ||
50 | Петр Великий. | 1 | ||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | ||
52 | Екатерина Великая. | 1 | ||
53 | Отечественная война 1812 года. | 1 | ||
54 | Страницы истории19 века. | 1 | ||
55 | Россия вступает в 20 век | 1 | ||
56 | Страницы истории 1920-1930 годов. | 1 | ||
57 58 | Великая Отечественная война и Великая Победа. | 2 | ||
59 | Страна, открывшая путь в космос. | 1 | ||
60 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». (Урок КВН). | 1 | ||
Современная Россия» -8 часов | ||||
61 | Мы – граждане России. | 1 | ||
62 | Славные символы России. | 1 | ||
63 | Такие разные праздники. | 1 | ||
64 65 66 | Путешествие по России. (Урок – путешествие). | 3 | ||
67 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия». | 1 | ||
68 | Обобщающий урок. Презентация проектов. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год
Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...