Конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе"Кто такие рыбы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Название темы: Кто такие рыбы?
Цель: познакомить с признаками и разнообразием рыб.
Задачи:
- Изучить внешнее строение и отличительные признаки рыб.
- Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.
- Развивать интерес к предмету через использование ИКТ.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип: изучение нового материала.
Форма: урок – мини-исследование.
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные
Умение:
находить нужную информацию, анализировать ее;
находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Коммуникативные:
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение.
Предметные:
Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.
Личностные:
Проявление творческого отношения к процессу обучения, осознание значимости новой роли « исследователь», оценка своей работы в этой роли.
Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, информатика.
Оборудование:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки у детей.
УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», электронное сопровождение к учебнику «Мир вокруг нас», 1 класс,
демонстрационный и раздаточный материал.
№ | Этапы занятия | Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные). | Деятельность педагога. | Содержание деятельности обучающихся. | Учебные средства |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Начало занятия Повторение изученного материала Актуализа – ция знаний. Формирова- ние новых знаний и способов действий Первичное закрепление. Физкульт- Минутка Обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов. | РУУД – волевая саморегуляция РУУД – целепологание, постановка учебной задачи КУУД - слушание и понимание речи других ЛУУД – проявление интереса к поставленной теме ПУУД - умение ориентироваться в своей системе знаний, знаково-символическое моделирование. РУДД- принять задание и выполнить его. Предметные - усвоение материала прошлого урока ПУУД-понимание информации, представленной в виде граф. диктанта РУУД – контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, коррекция ПУУД – умение находить ответы на вопросы. Установление причинноследственных связей. КУУД – умение высказывать свою точку зрения ЛУУД – формирование эстетических чувств КУУД – умение слушать мнение других, умение оформлять свою мысль в устной речи. РУУД-прогнозирование,це- леполагание ЛУУД – проявление интереса к поставленной теме ПУУД – ориентирование в своей системе знаний ПУУД – умение делать самостоятельные выводы ЛУУД – формирование чувства ответственности. КУУД – умение сотрудничать друг с другом, умение учиться оформлять свою точку зрения в устной речи. ЛУУД – проявление интереса к поставленной проблеме. РУУД – принятие учебной задачи, учиться работать по предложенному учителем плану, используя необходимые средства (учебник, иллюстрации). РУУД – организация своей учебной деятельности КУУД – планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером. ПУУД – ориентировка в информации. ПУУД – самостоятельное создание способов решения проблемы, поиск и выделение необходимой информации ПУУД – умение делать самостоятельные выводы КУУД – участие в коллективном обсуждении. ПУУД – умение делать самостоятельные выводы РУУД – организация своей учебной деятельности КУУД – планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером. ПУУД – ориентировка в информации. Предметные – ученик научится определять строение рыб, их характерные особенности. КУУД – участие в коллективном обсуждении. КУУД - формулирование собственного мнения ПУУД – построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах Предметные – ученик получит возможность узнать, почему рыбы не тонут в воде. ЛУУД Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий. РУУД Принятие и сохранение учебной задачи. Умение организовывать свою учебную деятельность. ПУУД Умение анализировать и делать выводы. Предметные Узнают ещё один признак рыб: тело покрыто чешуёй. ЛУУД Осознание значимости новой роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли. ПУУД Умение анализировать полученную на уроке информацию. РУУД Умение оценивать свои действия, контроль знаний. КУУД Умение слушать других, формулировать мысли вслух. Предметные Усвоение характерных особенностей рыб. ЛУУД Определение границ собственных знаний. РУУД Оценка своей деятельности. | Все информационные ресурсы используются согласно СанПиНу. Организационный момент - Ребята, приглашаю вас на урок окружающего мира. Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень, Не мешай учиться, Не мешай трудиться.
- Мы рады, что на нашем уроке присутствуют гости. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме – хозяевам радость!» Индивидуальная работа коллективный графический диктант. Проверка усвоения изученного материала. - Урок начнем с проверки изученного материала. Приготовьтесь к графическому диктанту. ИНСТРУКЦИЯ: O – зеленый цвет – согласны с высказыванием, O – красный цвет – не согласны. - А Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы к диктанту. 1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да) 2. Стрекоза – это насекомое? (да) 3. У насекомого 8 ног? (нет) 4. Божья коровка выделяет ядовитое молочко? (да) 5. Гнездо осы похоже на большой шар? (да) 6. У бабочки 6 крыльев? (нет) Проверка индивидуальной работы. Внимание на экран! У кого такая же последовательность цветов? Просигнализируйте смайликом. Контроль, коррекция со стороны учителя. Релаксация Настрой на изучение нового материала. - Ребята, слышите, кто-то разговаривает СЦЕНКА - О ком же шла речь в этой загадке? - Кто же такие рыбы? -Разделите картинки на две группы. - Что у вас получилось (рыбы и не рыбы) - По каким признакам вы отнесли этих животных к рыбам? Постановка перед детьми учебных задач. - Кто догадался, какая тема урока. - Что бы вы хотели узнать о рыбах? -Я предлагаю сегодня нам всем отправиться в подводную экспедицию. -Согласны? -Кто знает, что значит экспедиция? -А где мы можем узнать точное лексическое значение слова. (В толковом словаре.) -Экспедиция - это путешествие с определённым заданием.
В этой экспедиции На вас я буду полагаться, На ваши знания и эрудицию В дороге опираться! Задача в экспедиции -Для вас для всех, для всех. От её решения быстрого Зависит наш успех! -Как вы думаете, на чём можно путешествовать в подводное царство? -А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате - батискафе. -Для чего предназначен этот аппарат? - Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения морского дна. Батискаф - маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определённые правила: 1. Не шуметь. 2. Быть внимательными. 3. Отвечать на поставленные вопросы. От чёткого выполнения этих правил зависит успех всей нашей экспедиции. Подводное путешествие будет проходить по плану, который записан в бортовом журнале. План экспедиции: (на доске) 1.Установить, чем рыбы отличаются от других животных. 2.Познакомиться с многообразием рыб. 3.Узнать на какие группы делятся рыбы по месту их обитания. - Наша экспедиция будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!» -Все готовы? -Начинаем погружение на морское дно. (шум моря) -Посмотрите в иллюминатор! -Как здесь красиво! -Как много животных и растений! - Кого вы узнали? Ее называют грозой морей. Она большая и быстро плавает. Зубы у нее в шесть рядов и острые, как бритва. (Акула) Эта рыба плоская, как блин, и все время лежит на дне. (Камбала) - А каких рыб мы ещё можем встретить в море? Слайд 9 – 10 -11 - Как мы назовём всех рыб, которые обитают в море? Вывод: Морские рыбы - рыбы, которые обитают в море. - Но ведь есть и другие водоёмы, например, речка, озеро. Давайте заглянем и туда. Драчун и забияка Живет в воде, Кости на спине, И щука не проглотит. (Ерш.)
Хвостом виляет, Зубастая, а не лает. (Щука.)
На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом.) Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. -Каких ещё рыб мы можем встретить? -Как нам назвать всех рыб, которые обитают в реке или в озере? Вывод: Рыбы, которые живут в озере, в реке называются речными рыбами. Работа в парах на компьютерах Организация исследовательской деятельности по решению проблемы. Работа с учебником в парах (исследование строения рыб, определение функций частей тела) - Как называется эта рыба? (красноперка) - Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки). -Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы. Первичное закрепление знаний - Какая пара готова назвать и показать части тела рыбы? Учитель дает позитивную оценку работы в группе. -Для чего нужен хвост? - Зачем рыбе нужны жабры? - Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.) -Это мешок, наполненный воздухом, который позволяет рыбам легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину. Вывод: - Каковы же отличительные признаки рыб? (Жабры, плавники, плавательный пузырь). Исследовательская работа в парах - Отгадайте загадку: И у мамы, и у деток Вся одежда из монеток. (Рыбы). - Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Монетки - чешуйки). - Значит тело рыбы покрыто чешуёй. -На нашем батискафе есть научная лаборатория. У нас есть рыбки. -Что заметили? (нет чешуи) -Зачем она? (Это защитный слой) Подводит к определению нового признака рыб. -Чешуя - это дополнительная защита, а основной защитой является слизь, которая покрывает кожу рыб. -Чешуйки расположены правильными рядами, плотно прилегая, друг к другу. - Чтобы это запомнить, предлагаю вам нарисовать к нашим рыбкам чешуйки. Направляет деятельность детей, следит за точностью выполнения. Фронтальный опрос Методика «Дополни предложение». - Кто такие рыбы? Рыбы - это… - животные, которые живут в воде - двигаются при помощи плавников и хвоста - дышат с помощью жабр - тело которых (у большинства) покрыто чешуёй Направляет деятельность детей, следит за точностью высказываний. Проверяет усвоение нового материала. Работа в парах на компьютерах - Заселите водоём рыбами. Экспедиция подходит к концу и нам пора возвращаться. а) Какие открытия для себя вы сделали? б) Можно ли считать наше исследование законченным? в) С какими рыбами познакомились в пути? е) Скажите, а где можно найти интересующую вас информацию по какому либо вопросу? - Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то возьмите красную рыбку. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёную. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то серую. -Наш батискаф всплывает на поверхность. -Я рада, что вы на уроке испытали радость познания нового. -Вы хорошо потрудились. -Всем хочу сказать большое спасибо за урок. -Молодцы! Урок окончен. | Воспринимают информацию, эмоционально настраиваются на урок. Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали. Мы хотим им показать, Как умеем отвечать. Не судите очень строго, Ведь учились мы немного. Дети выполняют графический диктант. Выбирают соответствующие цвета. Происходит активизация знаний, полученных на предыдущем уроке. СЛАЙД 1 Проводится самопроверка. М: Привет, Черепаха! Куда ты так торопишься? Ч: Я спешу к реке. У меня там встреча. М: А с кем ты встречаешься? Ч: Отгадаешь загадку узнаешь. В воде они живут, Нет клюва, а клюют. М: Я не знаю кто это. Ч: Тогда проси помощи у ребят. М: Ребята помогите мне отгадать загадку. Дети делают выводы. Рассказывают о своих наблюдениях. Высказываются предположения, перечисляются известные детям признаки. Учатся задавать вопросы. Учатся понимать и принимать учебную задачу урока. Предполагают. Слайд 4 Слайд 5 - 6 Сообщение ребёнка: Акулы отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Слайд 7-8 Сообщение ребёнка: Камбала - морская рыба. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком. Делают выводы. Слайд 12 -13 Сообщение: Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом. Слайд 14 - 15 Сообщение: Щука одна из крупных речных рыб. Она хищник. В водоеме щука прячется в зарослях неподвижно и затаившись, внезапно бросаясь на добычу. Слайд 16 - 17 Слайд 18 - 19 Делают выводы. Рассматривают иллюстрации в учебнике. Извлекают нужную информацию. Идет обмен информацией. Слайд 20 Работают с учебником в парах (исследуют строение рыб, определяют функции частей тела рыбы). Слайд 21 Один ученик называет части тела рыбы, другой – показывает их на слайде. Слайд 22 - 23 Обдумывают проблемный вопрос, высказывают свои догадки. Вычленяют характерные признаки, соотносят их, делают вывод. Определяют ключевое слово. Слайд 24 Слайд 25 Моделируют строение чешуи рыбы. Осмысливают, анализируют и систематизируют полученные знания, делают выводы. Сравнивают со своими выводами Осмысливают, анализируют и систематизируют полученные знания, делают выводы. Обобщают полученные знания. Отвечают на итоговые вопросы. Самодиагностика достижений. | «Правильные ответы» Цель: проверить правиль – ность выполнения задания. Используется презентация. Цель: подвести к теме урока. Слайд 2 Слайд 3 (Видео морского дна, музыка - шум волн) Подготовленные дети сообщают дополнительные сведения из энциклопедий, интернет- ресурсов и т.д.. Остальные- принимают информацию к сведению. Расширяют свой кругозор и словарный запас. Используется электронное приложение к учебнику Красноперка» Цель: зрительное восприятие Используется презентация. учебник «Части тела рыбы» Цель: проверить усвоение новых знаний. Чешуйки Цель: наблюдение порядка расположения чешуек на теле рыбы. Используется презентация. Цель: обобщение знаний о признаках рыб. |
Список используемых источников:
для учителя:
- Информационные технологии на уроках в начальной школе». / О. В. Рыбьякова, Издательство « Учитель», Волгоград, 2008г.-360с.
- Контрольно-измерительные материалы, Окружающий мир: 1 класс/ Сост.И. Ф. Яценко.-2-е изд., перераб.-М.: ВАКО,2011г.-96 с.
- Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир»: 1 класс.-М.: ВАКО, 2012г.-120с.
- Мир вокруг нас. 1класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова / авт.-сост. Г. Н. Шевчнко.-2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008г.-140с.
- Примерные программы по уч. предметам, Начальная школа. В 2ч.Ч.1-5-е изд., перераб.-М.: Просвещение , 2011г.( стандарты второго поколения)-204с.
- Предметно-содержательный журнал // Современный урок: начальная школа// №2/2012(18)-96с.
- Сборник рабочих программ(1-4 кл.) /пособие для учителей общеобр.учр.М.: «Просвещение», 2011г.- 420с.
Интернет – ресурсы:
http:// viki.rdf.ru.-презентация « Кто такие рыбы?»
http: //fcior.edu.ru.-федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;
http: // school- collection .edu.ru.- единая коллекция основных образовательных ресурсов;
http:// 1 september. ru. - материал о рыбах.
для детей:
- Окружающий мир. Мир вокруг нас: учеб.для 1 кл. нач.школы.в 2ч.1/А. А. Плешаков.-10-е изд.-М.: Просвещение, ОАО» Московские учебники», 2011г.- 140с.
Интернет – ресурсы:
http:// potomy.ru- детская энциклопедия
http: //giftbooks.ru-детская энциклопедия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»
Цель: Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...
Открытый урок окружающего мира по теме:"Кто такие звери?"
Урок проводится с использованием интерактивной доски,прослеживается индивидуальная,групповая формы работы,дети проводят опыты,все виды работ в музыкальном сопровождении....
Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"
Открытый урок окружающего мира в доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...
Конспект к уроку Окружающего мира 3 класс тема - "Что такое гигиена".
Предмет: окружающий мирКласс: 3БТема: «Что такое гигиена»Цели урока: ознакомление с основными гигиеническими правилами (выработка хорошей осанки, уход за зубами, правильное питание); продо...
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Что такое деньги?"
формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления....
Конспект урока окружающего мира 1 класс "Кто такие птицы?"
Конспект урока...
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Что такое деньги?"
Конспект предназначен для изучения темы "Что такое деньги?"...