Конспект урока окружающего мира 3 класс "Что такое деньги?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект предназначен для изучения темы "Что такое деньги?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_okr.mir_.docx_vrl.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру в 3 «А» классе

Тема: «Что такое деньги?»

Цель урока: формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег.
  • Выявить требования, которые предъявляются к деньгам.
  • Рассмотреть виды денег: банкноты и монеты.
  • Определить функции денег.

Развивающие:

  • Учить анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, объяснять схему, работать в группах, с учебником.
  • Развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
  • Формировать умения сравнивать и анализировать, аргументировать свою точку зрения.
  • Совершенствовать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации:
  • Развивать фантазию и творческое воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению окружающего мира, уважение к людям, трудолюбие, чувство взаимопомощи, любовь к жизни, бережное отношение к окружающей среде, школьному имуществу.

Планируемый результат: Учащиеся должны:

Уметь сформулировать тему и учебные задачи урока;

Усвоить понятие «деньги»;

Узнать о товарно-денежных отношениях, о зависимости между ценой, стоимостью и количеством товара, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека;

Узнать виды денег, их характерные особенности, пути появления у людей;

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок исследования понятия с творческим заданием

Продолжительность урока: 45 минут

Оборудование:

Информационный материал:

Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 157 с.

Демонстрационный материал:

наборы иллюстраций: евро (банкноты), доллар (банкноты), древние китайские монеты и банкноты, старинные российские монеты и банкноты.

виды современных российских денег: банкноты (10 рублей, 50 рублей, 100 рублей), монеты (1 копейка, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 10 рублей).

Интерактивный материал: виртуальная доска с интерактивным материалом «Что такое деньги»

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы работы: рассказ, беседа, работа с учебником.

#1054;рг. момент

Дорогие ребята!

Здравствуйте! Рада видеть вас и наших гостей на уроке, садитесь.

2. Постановка цели. (30 сек) Подводящий диалог к определению темы урока и целей

Слайд1

Посмотрите на экран (изображение Незнайки)_

-Кому знаком этот персонаж? А что вы о нем знаете? (Предположения детей)

Это герой рассказов Н.Носова, который постоянно попадает в истории. Давайте посмотрим одну из них.

Слайд 2

Отрывок из мультфильма Незнайка на Луне..

-О чем это мультик?( о деньгах)

Слайд 3

-Правильно! Тема нашего урока: «Что такое деньги?» (ВЫКЛЮЧИ ЭКРАН)

-Поднимите руки, кто видел деньги? ( Конечно, все видели, хорошо)

-Зачем нужны деньги?

-Какие деньги вы знаете? – (предполагаемые ответы - бумажные, металические , банковская карта)

Правильно, но такими деньги были не всегда.

Ребята, а что такое деньги? (это для детей проблемный вопрос, надо выслушать 2- 3 версии, резюмировать)

- Хорошо, у нас есть несколько версий, есть ли среди них верная определим в конце урока.

3. Актуализация знаний. (2 мин)

-Как называются деньги в нашей стране? ( Рубли)

Слайд 4

Правильно! Рубль закрепился в России и является государственной денежной валютой, обозначается условным знаком…(изображение символа на экране)

4. Получение новых знаний. (5 минут)

А теперь заглянем в далекое прошлое. Как вы думаете были ли деньги у первобытных людей? (Ответы детей)

Слайд 5

Предлагаю посмотреть короткий отрывок из мультфильма «Всемирная история денег"

С древних времён люди научились выращивать растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог всему научиться сразу. Пришлось людям поделить работу между собой. Кто-то делал посуду, кто-то выращивал растения, кто-то разводил животных или охотился на них. И как вы думаете, что они делали с избытками продуктов своей деятельности? (Они их обменивали.)

Такой обмен товарами, при котором не требовались деньги и назывался БАРТЕР.

-Прочитайте, что такое бартер в учебнике на с.62.

Слайд 6

А теперь, вспомните пожалуйста первые строчки сказки «Муха-Цокотуха» К. Чуковского? Каким образом Муха приобрела самовар? Что значит купила?

Муха воспользовалась новым видом обмена, который называется КУПЛИ-ПРОДАЖА. Прочитайте в учебнике с.63 определение, что такое купли-продажа.

Чем же он отличается от бартера?

Это такой обмен, в котором участвуют деньги. Купить товар, значит обменять его на какое-то количество денег. Вот тогда начали определять ЦЕНУ товара, то есть решили сколько денег нужно отдать за разный товар.

Итак, ребята, мы сейчас с вами с какими понятиями познакомились?

Бартер, купли-продажа

5. Первичная проверка усвоения знаний.

Слайд 7

Например, английский капитан Верни Камерун, побывавший в Африке, рассказывал о том, как он покупал лодку, чтобы переправиться через озеро. Для этого ему пришлось обменять имевшуюся у него проволоку на сукно, сукно на слоновые бивни, и только после этого в обмен на бивни он получил лодку. На этот обмен у капитана ушло приблизительно десять дней.

Слайд 8

Ребята, какие возникают трудности в таком обмене?
#1047;атрачивается много времени.

#1057;ложность и неудобство поиска.
#1054;бмен может не состояться.

Почему?


Давайте проиграем некоторые ситуации. (1 минута)

Кто мне поможет? (учитель вызывает к доске ученика)
- У меня есть ручка, у тебя тоже – ручка. Давай поменяемся. (поменялись).
- Можем мы так поменяться? (да). Почему? (равноценный обмен).
-У меня карандаш, у тебя – книга. Давай поменяемся. (нельзя).
-Почему? (неравноценный обмен)
-Что делать в таком случае? Как вы думаете? – купить
3 минуты.

Любой обмен товарами должен нести выгоду обеим сторонам, но на это порой нужно было затратить много времени и сил.

И нам пришло время отдохнуть

Слайд 9

Физминутка - игра с мячом «Что можно купить, а что нельзя»

(На фоне звучит минус песни мани-мани)

6. Получение новых знаний (продолжение…)

Слайд 10

Деньги являются изобретением человечества, но прежде чем они приобрели современный вид, люди перепробовали многое в качестве денег: шкурки животных, красивые камни, ракушки, соль, зерно. К примеру, барашка можно было купить за мешок соли.

-Предположите, а сколько нужно было бы принести соли, чтобы купить корову?

-А как вы думаете продавцу коровы нужно столько соли? Нет.

Многие из таких денег были недолговечны: зерно поедали мыши, шкурки поедала моль, другие быстро портились. Да и носить с собой, допустим, мешок соли, в качестве денег тоже было неудобно: можно рассыпать, можно подмочить.

Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны были портиться при хранении.

Слайд 11

Когда люди научились добывать металлы на смену шкуркам, камням, ракушкам пришли металлические слитки. К примеру, гривна – это небольшой брусочек серебра весом в 200 гр. А когда нужно было заплатить не целую гривну, а только ее половину, гривну рубили. И вот этот обрубленный кусочек и стали называть рублем, от слова «рубить».

Позднее стали чеканить монеты, которые выглядели совершенно иначе, нежели сейчас.

7. Практическая работа в парах по тексту (подписать после прочтения как называются части монеты)

– У вас на столе российские монеты: 1 рубль и 1 копейка. Рассмотрите их, прочитайте текст. Подпишите на схеме как называются стороны монет (схема одна на двоих)

Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт»

  1. Проверим нашу работу- посмотрите на экран и сравните, все ли у вас также? Слайд 11
  2. Встаньте те пары, которые не сделали ни одной ошибки. Молодцы! Всем остальным надо быть внимательнее.

Но и у металлических денег все же оказался один, но существенный недостаток.

Попробуйте догадаться -какой? (Они тяжелые и занимают много места)

Богатым купцам, которые вели торговлю с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз. И поэтому люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Позднее появились бумажные деньги. В России бумажные деньги ввела в обращение глава государства императрица Екатерина II (1779) В то время они назывались ассигнациями. Портрет Екатерины II украшал 100-рублевую ассигнацию. Сегодня бумажные деньги называются словом французского происхождения купюрами.

Пользоваться бумажными купюрами стало гораздо удобнее: они были легче, разного достоинства – 100, 500, 1000 рублей и другие, поэтому их легко разменять. А все золото хранилось в банках.

В наше время на смену бумажным купюрам пришли пластиковые карты. Деньги теперь хранятся не в кошельке, а в пластиковой карте.

Ребята, а кто такие нумизматы? Прочитаем в учебнике определение с.

-Правильно! Это люди, которые коллекционируют монеты и купюры.

Предлагаю проверить, все ли вы запомнили. Игра фронтальная

7. Закрепление- интерактивная игра «Кто хочет стать миллионером»

Подведение итогов.

- В начале урока у нас было несколько версий ответа на вопрос «Что такое деньги?» ( напомнить, какая чья). Кто же был прав?

-Для чего нужны деньги?

-Какими бывают деньги?

(возможно и никто, тогда учитель задаёт наводящие вопросы, чтобы получился ниже записанный тезис, который дублируется на экране по частям, как ответ на каждый наводящий вопрос )

Деньги – это удобное средство обмена любых товаров и услуг, бывают бумажными(купюры) и металлическими(монеты) и платёжные пластиковые карты.

- Почему рубль рублем назвали?

8. Рефлексия (количество вопросов зависит от количества оставшегося времени)

Что на уроке вас удивило?

А что нельзя купить за деньги?

О чём вам захотелось узнать больше?

9. Итог урока.

Закончить урок я хочу стихотворением Владимира Орлова «Что нельзя купить».

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Где-то дома у метро -

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,

Можно многое купить -

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

- Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк? (Высказывания детей)

(Вытягивают карточки и читают в слух)

- Деньги очень важны и нужны в нашей жизни, но помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Здоровье, счастье, любовь, дружбу, улыбку близких людей нельзя купить за деньги

10. Домашнее задание творческое: узнать, почему и когда копейку назвали копейкой

11. И последнее: на перемене я прошу каждого оценить наш урок - если вам было на уроке интересно и понятно - положите купюру в этот желтый кошелёк, если не очень интересно и иногда сложно– в красный.

Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт»

Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт»

Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт»

Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт»

Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт»

Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

конспект урока окружающего мира "Кто такие птицы" 1 класс

аппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп...

Конспект урока окружающего мира "Что такое деньги?"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: «Что такое деньги»Цели урока:·        познакомить с понятием «деньги»Планируемые результаты:·...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 3 класс

Цель: познакомить с признаками насекомых и показать их многообразие и красоту; выявить важнейший признак насекомых. Планируемы результаты: -Предметные: научить детей называть основной призна...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс

Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс Плешаков А.А....

Конспект урока окружающего мира «Что такое погода?» 2 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Что такое погода?» 2 класс...