Главные вкладки
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Что такое деньги?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект предназначен для изучения темы "Что такое деньги?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_okr.mir_.docx_vrl.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру в 3 «А» классе
Тема: «Что такое деньги?»
Цель урока: формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления.
Задачи урока:
Образовательные:
- Дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег.
- Выявить требования, которые предъявляются к деньгам.
- Рассмотреть виды денег: банкноты и монеты.
- Определить функции денег.
Развивающие:
- Учить анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, объяснять схему, работать в группах, с учебником.
- Развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
- Формировать умения сравнивать и анализировать, аргументировать свою точку зрения.
- Совершенствовать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации:
- Развивать фантазию и творческое воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к изучению окружающего мира, уважение к людям, трудолюбие, чувство взаимопомощи, любовь к жизни, бережное отношение к окружающей среде, школьному имуществу.
Планируемый результат: Учащиеся должны:
Уметь сформулировать тему и учебные задачи урока;
Усвоить понятие «деньги»;
Узнать о товарно-денежных отношениях, о зависимости между ценой, стоимостью и количеством товара, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека;
Узнать виды денег, их характерные особенности, пути появления у людей;
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок исследования понятия с творческим заданием
Продолжительность урока: 45 минут
Оборудование:
Информационный материал:
Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 157 с.
Демонстрационный материал:
наборы иллюстраций: евро (банкноты), доллар (банкноты), древние китайские монеты и банкноты, старинные российские монеты и банкноты.
виды современных российских денег: банкноты (10 рублей, 50 рублей, 100 рублей), монеты (1 копейка, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 10 рублей).
Интерактивный материал: виртуальная доска с интерактивным материалом «Что такое деньги»
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы работы: рассказ, беседа, работа с учебником.
#1054;рг. момент
Дорогие ребята!
Здравствуйте! Рада видеть вас и наших гостей на уроке, садитесь.
2. Постановка цели. (30 сек) Подводящий диалог к определению темы урока и целей
Слайд1
Посмотрите на экран (изображение Незнайки)_
-Кому знаком этот персонаж? А что вы о нем знаете? (Предположения детей)
Это герой рассказов Н.Носова, который постоянно попадает в истории. Давайте посмотрим одну из них.
Слайд 2
Отрывок из мультфильма Незнайка на Луне..
-О чем это мультик?( о деньгах)
Слайд 3
-Правильно! Тема нашего урока: «Что такое деньги?» (ВЫКЛЮЧИ ЭКРАН)
-Поднимите руки, кто видел деньги? ( Конечно, все видели, хорошо)
-Зачем нужны деньги?
-Какие деньги вы знаете? – (предполагаемые ответы - бумажные, металические , банковская карта)
Правильно, но такими деньги были не всегда.
Ребята, а что такое деньги? (это для детей проблемный вопрос, надо выслушать 2- 3 версии, резюмировать)
- Хорошо, у нас есть несколько версий, есть ли среди них верная определим в конце урока.
3. Актуализация знаний. (2 мин)
-Как называются деньги в нашей стране? ( Рубли)
Слайд 4
Правильно! Рубль закрепился в России и является государственной денежной валютой, обозначается условным знаком…(изображение символа на экране)
4. Получение новых знаний. (5 минут)
А теперь заглянем в далекое прошлое. Как вы думаете были ли деньги у первобытных людей? (Ответы детей)
Слайд 5
Предлагаю посмотреть короткий отрывок из мультфильма «Всемирная история денег"
С древних времён люди научились выращивать растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог всему научиться сразу. Пришлось людям поделить работу между собой. Кто-то делал посуду, кто-то выращивал растения, кто-то разводил животных или охотился на них. И как вы думаете, что они делали с избытками продуктов своей деятельности? (Они их обменивали.)
Такой обмен товарами, при котором не требовались деньги и назывался БАРТЕР.
-Прочитайте, что такое бартер в учебнике на с.62.
Слайд 6
А теперь, вспомните пожалуйста первые строчки сказки «Муха-Цокотуха» К. Чуковского? Каким образом Муха приобрела самовар? Что значит купила?
Муха воспользовалась новым видом обмена, который называется КУПЛИ-ПРОДАЖА. Прочитайте в учебнике с.63 определение, что такое купли-продажа.
Чем же он отличается от бартера?
Это такой обмен, в котором участвуют деньги. Купить товар, значит обменять его на какое-то количество денег. Вот тогда начали определять ЦЕНУ товара, то есть решили сколько денег нужно отдать за разный товар.
Итак, ребята, мы сейчас с вами с какими понятиями познакомились?
Бартер, купли-продажа
5. Первичная проверка усвоения знаний.
Слайд 7
Например, английский капитан Верни Камерун, побывавший в Африке, рассказывал о том, как он покупал лодку, чтобы переправиться через озеро. Для этого ему пришлось обменять имевшуюся у него проволоку на сукно, сукно на слоновые бивни, и только после этого в обмен на бивни он получил лодку. На этот обмен у капитана ушло приблизительно десять дней.
Слайд 8
Ребята, какие возникают трудности в таком обмене?
#1047;атрачивается много времени.
#1057;ложность и неудобство поиска.
#1054;бмен может не состояться.
Почему?
Давайте проиграем некоторые ситуации. (1 минута)
Кто мне поможет? (учитель вызывает к доске ученика)
- У меня есть ручка, у тебя тоже – ручка. Давай поменяемся. (поменялись).
- Можем мы так поменяться? (да). Почему? (равноценный обмен).
-У меня карандаш, у тебя – книга. Давай поменяемся. (нельзя).
-Почему? (неравноценный обмен)
-Что делать в таком случае? Как вы думаете? – купить 3 минуты.
Любой обмен товарами должен нести выгоду обеим сторонам, но на это порой нужно было затратить много времени и сил.
И нам пришло время отдохнуть
Слайд 9
Физминутка - игра с мячом «Что можно купить, а что нельзя»
(На фоне звучит минус песни мани-мани)
6. Получение новых знаний (продолжение…)
Слайд 10
Деньги являются изобретением человечества, но прежде чем они приобрели современный вид, люди перепробовали многое в качестве денег: шкурки животных, красивые камни, ракушки, соль, зерно. К примеру, барашка можно было купить за мешок соли.
-Предположите, а сколько нужно было бы принести соли, чтобы купить корову?
-А как вы думаете продавцу коровы нужно столько соли? Нет.
Многие из таких денег были недолговечны: зерно поедали мыши, шкурки поедала моль, другие быстро портились. Да и носить с собой, допустим, мешок соли, в качестве денег тоже было неудобно: можно рассыпать, можно подмочить.
Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны были портиться при хранении.
Слайд 11
Когда люди научились добывать металлы на смену шкуркам, камням, ракушкам пришли металлические слитки. К примеру, гривна – это небольшой брусочек серебра весом в 200 гр. А когда нужно было заплатить не целую гривну, а только ее половину, гривну рубили. И вот этот обрубленный кусочек и стали называть рублем, от слова «рубить».
Позднее стали чеканить монеты, которые выглядели совершенно иначе, нежели сейчас.
7. Практическая работа в парах по тексту (подписать после прочтения как называются части монеты)
– У вас на столе российские монеты: 1 рубль и 1 копейка. Рассмотрите их, прочитайте текст. Подпишите на схеме как называются стороны монет (схема одна на двоих)
Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт»
- Проверим нашу работу- посмотрите на экран и сравните, все ли у вас также? Слайд 11
- Встаньте те пары, которые не сделали ни одной ошибки. Молодцы! Всем остальным надо быть внимательнее.
Но и у металлических денег все же оказался один, но существенный недостаток.
Попробуйте догадаться -какой? (Они тяжелые и занимают много места)
Богатым купцам, которые вели торговлю с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз. И поэтому люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Позднее появились бумажные деньги. В России бумажные деньги ввела в обращение глава государства императрица Екатерина II (1779) В то время они назывались ассигнациями. Портрет Екатерины II украшал 100-рублевую ассигнацию. Сегодня бумажные деньги называются словом французского происхождения купюрами.
Пользоваться бумажными купюрами стало гораздо удобнее: они были легче, разного достоинства – 100, 500, 1000 рублей и другие, поэтому их легко разменять. А все золото хранилось в банках.
В наше время на смену бумажным купюрам пришли пластиковые карты. Деньги теперь хранятся не в кошельке, а в пластиковой карте.
Ребята, а кто такие нумизматы? Прочитаем в учебнике определение с.
-Правильно! Это люди, которые коллекционируют монеты и купюры.
Предлагаю проверить, все ли вы запомнили. Игра фронтальная
7. Закрепление- интерактивная игра «Кто хочет стать миллионером»
Подведение итогов.
- В начале урока у нас было несколько версий ответа на вопрос «Что такое деньги?» ( напомнить, какая чья). Кто же был прав?
-Для чего нужны деньги?
-Какими бывают деньги?
(возможно и никто, тогда учитель задаёт наводящие вопросы, чтобы получился ниже записанный тезис, который дублируется на экране по частям, как ответ на каждый наводящий вопрос )
Деньги – это удобное средство обмена любых товаров и услуг, бывают бумажными(купюры) и металлическими(монеты) и платёжные пластиковые карты.
- Почему рубль рублем назвали?
8. Рефлексия (количество вопросов зависит от количества оставшегося времени)
Что на уроке вас удивило?
А что нельзя купить за деньги?
О чём вам захотелось узнать больше?
9. Итог урока.
Закончить урок я хочу стихотворением Владимира Орлова «Что нельзя купить».
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Где-то дома у метро -
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить -
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
- Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк? (Высказывания детей)
(Вытягивают карточки и читают в слух)
- Деньги очень важны и нужны в нашей жизни, но помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Здоровье, счастье, любовь, дружбу, улыбку близких людей нельзя купить за деньги
10. Домашнее задание творческое: узнать, почему и когда копейку назвали копейкой
11. И последнее: на перемене я прошу каждого оценить наш урок - если вам было на уроке интересно и понятно - положите купюру в этот желтый кошелёк, если не очень интересно и иногда сложно– в красный.
Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт» | Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт» |
Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт» | Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт» |
Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт» | Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".
Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....
конспект урока окружающего мира "Кто такие птицы" 1 класс
аппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп...
Конспект урока окружающего мира "Что такое деньги?"
Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: «Что такое деньги»Цели урока:· познакомить с понятием «деньги»Планируемые результаты:·...
Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 3 класс
Цель: познакомить с признаками насекомых и показать их многообразие и красоту; выявить важнейший признак насекомых. Планируемы результаты: -Предметные: научить детей называть основной призна...
Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс
Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс Плешаков А.А....
Конспект урока окружающего мира «Что такое погода?» 2 класс (УМК «Школа России»)
Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Что такое погода?» 2 класс...