Конспект урока окружающего мира 1 класс "Кто такие птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира.
1 класс.
Учитель: Кокарева О.И.
Тема «Кто такие рыбы?»
Цель урока:
Формировать представления о строении и отличительных признаках рыб.
Задачи:
Образовательные: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб, учить приводить примеры речных и морских рыб.
Развивающие: развивать способность наблюдать, мыслить, делать выводы.
Воспитательные : способствовать формированию бережного отношения к природе в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
Предметные:
- узнавать рыб на рисунке,
- приводить примеры речных и морских рыб,
- получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять,
- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию,
- отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные:
Регулятивные:
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
Познавательные:
- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера, овладеть логическими действиями: сравнения, анализа, классификации по признакам.
Коммуникативные:
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Ход урока:
1.Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, нам нужно будет потрудиться, быть внимательными и любознательными.
2. Актуализация знаний.
Слайд 2
-Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (мы говорили о насекомых)
-Кто из этих животных не насекомое? Почему? (Паук.)
- Сколько лапок у насекомого? (Шесть.)
А у паука? ( Восемь.)
Слайд 3.
Ребята, отгадайте загадку
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт
Золотистые глаза.
Кто же это? –(Стрекоза.)
Ребята, посмотрите как прекрасна стрекоза, обратите внимание на ее красивые большие крылья.
Слайд 4.
-Некоторые насекомые вдохновляют людей на открытия. Например, светлячки. Они светятся из-за того, что в их организме происходят химические реакции. Узнав это, ученые изобрели светодиод.
Давайте заглянем в пещеру, где живут тысячи светлячков.
Слайд 5 Ученики смотрят видео.
- Ребята, вам понравилась пещера со светлячками?
Слайд 6 Отгадайте загадку.
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
Ученики отвечают
(Комар.)
Слайд 7
Давайте поиграем в игру «Верно, не верно». Если моё утверждение не верное вы хлопните в в ладоши 1 раз.
1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)
2. Муха – это насекомое? (да)
3. У насекомого 8 ног? (нет)
4. Паук – это насекомое? (нет)
5. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)
6. У бабочки 6 крыльев? (нет)
3.Самоопределение к деятельности.
Слайд 8
-Посмотрите на картинку и угадайте, каких животных мы будем изучать сегодня на уроке. (Сегодня будем изучать рыб.)
Слайд 9 Отгадайте загадку:
В воде они живут,
Нет клюва, а клюют.
( Рыбы.)
Слайд 10
4. Работа с новым материалом.
Рыбы — жители водоемов: где вода, там и они. Это удивительные животные. В мире очень много разных рыб: крошечных и огромных, некоторые длинные как змея, другие круглые как мяч.
-Что же их всех объединяет? (То, что они живут под водой, у них есть плавники и хвост.)
- Где живут рыбы? () в реке, в озере, в море)
Слайд 11.
- Основная особенность рыб – это их место обитания. Рыбы не могут жить на суше, потому что они дышат кислородом, который получают из воды.
Слайд 12.
- Давайте поиграем. Вы сейчас по очереди будете называть названия рыб. Главное - не повторяйтесь! Сначала вспомните всех рыб, которых вы знаете. – Итак, готовы?
Ученики перечисляют разных рыб, которых знают: Рыба-меч. Мурена. Палтус. Тунец. Скат. Летучая рыба. Барракуда, Осетр и другие.
Слайд 13
- Молодцы! Давайте рассмотрим строение рыбы. Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост работают как весла. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
Слайд 14
-Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Рыба дышит жабрами. Она заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащенная кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.
Слайд 15
- Есть у рыб плавательный пузырь – он удерживает рыбу на определенной глубине. И есть ещё удивительный орган — боковая линия. Она проходит вдоль каждого бока рыбы и состоит из маленьких отверстий. С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности. Хищника ещё не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение боками.
Слайд 16
Отгадайте загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
( Чешуя.) Слайд 17
- Тело почти всех рыб покрыто чешуей. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт — и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт — и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет. Слайд 18
-Давайте посмотрим видео о самых популярных рыбках. Это тропические рыбы-клоуны.
Слайд 19
Ученики смотрят видео.
Слайд 20
-Что интересного вы узнали в видео? Откуда появляются маленькие рыбки? (Маленькие рыбы появляются из икры)
5. Физминутка.
Рыбки плавали, играли
В чистой, светленькой воде.
То нырнут, то вдруг всплывают,
То зароются в песке.
Слайд 21
6. Работа с учебником.
- Откроем учебник на стр. 34
Посмотрите на иллюстрацию.
-Назовите пожалуйста из каких частей состоит рыба? (голова, туловище, хвост, плавники, жаберная крышка, глаз)
На стр. 35 вы увидите иллюстрации речных рыб.
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать и найти на иллюстрации рыбку.
1. Под водою проплыла
Рыба с пастью, как пила.
Всех пугала эта злюка.
Кто она, скажите? (Щука)
У щуки от 700 до 900 небольших по размеру зубов, на нижней челюсти расположены небольшие бивни. У человека всего 32 зуба, а у щуки их сотни!
2. Он всем рыбам говорил:
- Я к зиме зароюсь в ил,
Буду спать в нем до весны
И смотреть цветные сны.
Я не хрюшка, ил – не грязь,
А зовут меня…(карась)
3. До чего ж его иголки
Велики и очень колки.
Что за рыба, словно еж?
Догадались? Это... (ёрш)
С наступлением зимы ерши сбиваются в стаи и уходят на зимовку в устья рек и глубокие ямы. В рационе ерша преобладают моллюски, личинки, червяки, беспозвоночные насекомые и икра других рыб. Ерши на зиму уходят в спячку.
4.На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (сом)
У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. Сом - неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.
7. Работа с карточками. Закреплене.
- На столах у вас карточки задания.
Перед вами рыбка, рыбку нужно раскрасить. Затем вспомните и назовите части рыбки (называют)
Голова – ставим цифру 1
Плавник - 2
Хвост-3
Туловище 4
Слайд 22.
- А теперь я буду называть рыбу, а вы по картинке попробуйте рассказать о ней.
Слайд 24
Кто хочет попробовать? Кто смелый?
Итак, первая рыба карась. Она речная или морская? (Речная).
- Какая она по размеру? (средняя)
- А что у нее за форма тела? (Овальная)._
- Какой у нее цвет туловища и плавников? (золотистая, коричневая, серая). Есть какие-то особенности ее тела (рта, глаз, плавников)?
Слайд 25 И последняя рыба – скумбрия.
- Она речная или морская? ( Морская).
-Какая она по размеру?
- А что у нее за форма тела?(Овальная и вытянутая).
-Какой у нее цвет туловища и плавников? ( серебристая, серая). Есть какие-то особенности ее тела (рта, глаз, плавников
Слайд 26
- Как вы думаете, какая самая большая рыба в мире? Ученики предполагают различные варианты. Это не кит. Он хоть и огромный, но у него нет жабр и чешуи. Кит относится к отряду млекопитающих, хоть и очень похож на рыбу. Просто он живет в воде. Самая большая рыба – это акула.
Давайте на нее посмотрим!
Слайд 27 Ученики смотрят видео.
Слайд 28 Это была китовая акула, ее длина достигает 18 метров. У нее почти не зубов и она ест планктон (очень мелких рачков) Китовая акула очень безобидная, не смотря на внушительные размеры.
- А теперь внимание на доску. Перед вами озеро с рыбами. У каждой рыбки есть вопрос. Переверните рыбку и ответьте на него?
Выберите рыбку и ответьте на вопрос. Кто желает выбрать рыбку?
- Назовите части рыбы?
- Чем покрыто тело рыб?
-Чем дышат рыбы?
- Чем питаются рыбы?
- Какая самая большая рыба в мире?
А теперь давайте споем «Оранжевую песню»! Подпевайте, если знаете слова. Ученики подпевают. Слайд 44
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".
Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....
конспект урока окружающего мира "Кто такие птицы" 1 класс
аппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп...
Конспект урока окружающего мира "Что такое деньги?"
Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: «Что такое деньги»Цели урока:· познакомить с понятием «деньги»Планируемые результаты:·...
Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 3 класс
Цель: познакомить с признаками насекомых и показать их многообразие и красоту; выявить важнейший признак насекомых. Планируемы результаты: -Предметные: научить детей называть основной призна...
Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс
Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс Плешаков А.А....
Конспект урока окружающего мира «Что такое погода?» 2 класс (УМК «Школа России»)
Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Что такое погода?» 2 класс...