Конспект урока окружающего мира 1 класс "Кто такие птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Кокарева Ольга Игоревна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_ryby.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Урок окружающего мира.

                                                           1 класс.

Учитель: Кокарева О.И.

Тема «Кто такие рыбы?»

Цель урока:

 Формировать представления о строении и отличительных признаках рыб.

Задачи:

 Образовательные: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб, учить приводить примеры речных и морских рыб.

Развивающие: развивать способность наблюдать, мыслить, делать выводы.

Воспитательные : способствовать формированию бережного отношения  к природе в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

Предметные:

- узнавать рыб на рисунке,

- приводить примеры речных и морских рыб,

- получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять,

- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию,

- отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:

Регулятивные:

- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.

Познавательные:

- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера, овладеть логическими действиями: сравнения, анализа, классификации по признакам.

Коммуникативные:

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

                                                                                 Ход урока:

1.Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята.  Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, нам нужно будет потрудиться, быть внимательными и любознательными.

2. Актуализация знаний.

 Слайд 2

-Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (мы говорили о насекомых)

-Кто из этих животных не насекомое? Почему?  (Паук.)

- Сколько лапок у насекомого? (Шесть.)

 А у паука? ( Восемь.)

Слайд 3.

 Ребята, отгадайте загадку

На ромашку у ворот

 Опустился вертолёт

 Золотистые глаза.

 Кто же это? –(Стрекоза.)

Ребята, посмотрите как прекрасна стрекоза, обратите внимание на ее красивые большие крылья.

Слайд 4.

-Некоторые насекомые вдохновляют людей на открытия. Например, светлячки. Они светятся из-за того, что в их организме происходят химические реакции. Узнав это, ученые изобрели светодиод.

Давайте заглянем в  пещеру, где живут тысячи светлячков.

 Слайд 5 Ученики смотрят видео.

- Ребята, вам понравилась пещера со светлячками?

Слайд 6 Отгадайте загадку.

 Летит, пищит,

 Ножки длинные тащит,

 Случай не упустит:

 Сядет и укусит.

Ученики отвечают

(Комар.)

 Слайд 7

Давайте поиграем в игру «Верно, не верно». Если моё утверждение не верное вы  хлопните в  в ладоши 1 раз.

1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)

2. Муха – это насекомое? (да)

3. У насекомого 8 ног? (нет)

4. Паук – это насекомое? (нет)

5. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)

6. У бабочки 6 крыльев? (нет)

3.Самоопределение к деятельности.

Слайд 8

-Посмотрите на картинку и угадайте, каких животных мы будем изучать сегодня на уроке. (Сегодня будем изучать рыб.)

Слайд 9 Отгадайте загадку:

В воде они живут,

Нет клюва, а клюют.

( Рыбы.)

Слайд 10

4. Работа с новым материалом.

 Рыбы — жители водоемов: где вода, там и они. Это удивительные животные. В мире очень много разных рыб: крошечных и огромных, некоторые длинные как змея, другие круглые как мяч.

-Что же их всех объединяет? (То, что они живут под водой, у них есть плавники и хвост.)

- Где живут рыбы? () в реке, в озере, в море)

 Слайд 11.

- Основная особенность рыб – это их место обитания. Рыбы не могут жить на суше, потому что они дышат кислородом, который получают из воды.

Слайд 12.

- Давайте поиграем. Вы сейчас по очереди будете называть названия рыб. Главное - не повторяйтесь!  Сначала  вспомните всех рыб, которых вы знаете. – Итак, готовы?

 Ученики перечисляют разных рыб, которых знают: Рыба-меч. Мурена. Палтус. Тунец. Скат. Летучая рыба. Барракуда, Осетр и другие.

Слайд 13

- Молодцы! Давайте рассмотрим строение рыбы. Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост работают как весла. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

 Слайд 14

-Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Рыба дышит жабрами. Она заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащенная кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.

 Слайд 15

- Есть у рыб плавательный пузырь – он удерживает рыбу на определенной глубине. И есть ещё удивительный орган — боковая линия. Она проходит вдоль каждого бока рыбы и состоит из маленьких отверстий. С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности. Хищника ещё не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение боками.

 Слайд 16

 Отгадайте загадку:

 У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

( Чешуя.) Слайд 17

- Тело почти всех рыб покрыто чешуей. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт — и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт — и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет. Слайд 18

-Давайте посмотрим видео о самых популярных рыбках. Это тропические рыбы-клоуны.

 Слайд 19

Ученики смотрят видео.

 Слайд 20

-Что интересного вы узнали в видео? Откуда появляются маленькие рыбки? (Маленькие рыбы появляются из икры)

5. Физминутка.

Рыбки плавали, играли

В чистой, светленькой воде.

То нырнут, то вдруг всплывают,

То зароются в песке.

Слайд 21

6. Работа с учебником.

- Откроем учебник на стр. 34

Посмотрите на иллюстрацию.

-Назовите пожалуйста из каких частей состоит рыба? (голова, туловище, хвост, плавники, жаберная крышка, глаз)

На стр. 35 вы увидите иллюстрации  речных рыб.

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать и найти на иллюстрации рыбку.

1. Под водою проплыла

Рыба с пастью, как пила.

Всех пугала эта злюка.

Кто она, скажите?   (Щука)

У щуки от 700 до 900 небольших по размеру зубов, на нижней челюсти расположены небольшие бивни. У человека всего 32 зуба, а у щуки их сотни!

   2. Он всем рыбам говорил:

    - Я к зиме зароюсь в ил,

    Буду спать в нем до весны

    И смотреть цветные сны.

    Я не хрюшка, ил – не грязь,

    А зовут меня…(карась) 

3. До чего ж его иголки

Велики и очень колки.

Что за рыба, словно еж?

Догадались? Это...   (ёрш)

С наступлением зимы ерши сбиваются в стаи и уходят на зимовку в устья рек и глубокие ямы. В рационе ерша преобладают моллюски, личинки, червяки, беспозвоночные насекомые и икра других рыб. Ерши на зиму уходят в спячку.

4.На дне, где тихо и темно,

 Лежит усатое бревно. (сом)

У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. Сом - неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.

7. Работа с карточками. Закреплене.

 - На столах у вас карточки задания.

Перед вами рыбка, рыбку нужно раскрасить. Затем вспомните и назовите части рыбки (называют)

Голова – ставим цифру 1

Плавник  - 2

Хвост-3

Туловище 4

Слайд 22.

 -  А теперь я буду называть рыбу, а вы по картинке попробуйте  рассказать о ней.

Слайд 24

Кто хочет попробовать? Кто смелый?

Итак, первая рыба карась. Она речная или морская? (Речная).

- Какая она по размеру? (средняя)

- А что у нее за форма тела? (Овальная)._

- Какой у нее цвет туловища и плавников? (золотистая, коричневая, серая). Есть какие-то особенности ее тела (рта, глаз, плавников)?

Слайд 25 И последняя рыба – скумбрия.

- Она речная или морская? ( Морская).

-Какая она по размеру?

- А что у нее за форма тела?(Овальная и вытянутая).

-Какой у нее цвет туловища и плавников? ( серебристая, серая). Есть какие-то особенности ее тела (рта, глаз, плавников

 Слайд 26

 - Как вы думаете, какая самая большая рыба в мире? Ученики предполагают различные варианты. Это не кит. Он хоть и огромный, но у него нет жабр и чешуи. Кит относится к отряду млекопитающих, хоть и очень похож на рыбу. Просто он живет в воде. Самая большая рыба – это акула.

 Давайте на нее посмотрим!

Слайд 27 Ученики смотрят видео.

Слайд 28 Это была китовая акула, ее длина достигает 18 метров. У нее почти не зубов и она ест планктон (очень мелких рачков) Китовая акула очень безобидная, не смотря на внушительные размеры.

 - А теперь внимание на доску. Перед вами озеро с рыбами. У каждой рыбки есть вопрос. Переверните рыбку и ответьте на него?

Выберите рыбку и ответьте на вопрос. Кто желает выбрать рыбку?

- Назовите части рыбы?

- Чем покрыто тело рыб?

-Чем дышат рыбы?

- Чем питаются рыбы?

 - Какая самая большая рыба в мире?

А теперь давайте споем «Оранжевую песню»! Подпевайте, если знаете слова. Ученики подпевают. Слайд 44

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

конспект урока окружающего мира "Кто такие птицы" 1 класс

аппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп...

Конспект урока окружающего мира "Что такое деньги?"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: «Что такое деньги»Цели урока:·        познакомить с понятием «деньги»Планируемые результаты:·...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 3 класс

Цель: познакомить с признаками насекомых и показать их многообразие и красоту; выявить важнейший признак насекомых. Планируемы результаты: -Предметные: научить детей называть основной призна...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс

Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс Плешаков А.А....

Конспект урока окружающего мира «Что такое погода?» 2 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Что такое погода?» 2 класс...