Конспект урока по окружающему миру на тему "Воздух и его охрана" (УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Онегина Елена Евгеньевна

Цели: знакомство с составом и основными физическими свойствами воздуха; определение значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнений.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать состав и основные физические свойства воздуха;
- уметь выявлять причины загрязнения воздуха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воздух и его охрана31.55 КБ
Файл Воздух и его охрана2.93 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру

Тема урока: «Воздух и его охрана»

Цели деятельности учителя: знакомство с составом и основными физическими свойствами воздуха; определение значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнений.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать состав и основные физические свойства воздуха;
- уметь выявлять причины загрязнения воздуха.

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
-
высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «ШР»; учебник: Окружающий мир: 3кл: Учебник В 2ч / А.А. Плешаков. - М: Просвещение, 2012. - Ч.1.; Окружающий мир: 3кл: Рабочая тетрадь – Ч.1.; видеоматериал, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный

Психологический настрой

1 мин

- Мы пришли сюда учиться,

  Не лениться, а трудиться.

  Работаем старательно,

  Слушаем внимательно.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Р.: личностное включение в учебную деятельность.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: побуждающий диалог

4-5 мин

Повторение изученного

- Наш урок мы начнем с повторения изученного материала.

- Как называется наш раздел?

- Вспомните, каковы главные свойства поваренной соли и сахара?

- Где эти вещества встречаются в природе?

- Какие кислоты встречаются в природе?

- Почему с кислотами нужно обращаться осторожно?

- Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал прошлого урока.

- Это удивительная природа.

- Самое важное свойства поваренной соли – то, что она соленая на вкус. Сладкий вкус – главное свойство сахара.

- В природе поваренная соль встречается под землей, в морской воде, в соленых озерах, в почве, в живых организмах. Сахар можно встретить в растениях.

- Уксусная кислота, аскорбиновая кислота, лимонная кислота.

- Многие кислоты очень едкие – они разрушают человека, одежду, бумагу, древесину.

П.: выделение известной информации и структурирование знаний.

Р.: коррекция, контроль.

III. Постановка учебной задачи

Практиический: создание проблемной ситуации

 3 мин

- Для того, чтобы определить тему нашего урока, отгадайте загадку.

Есть невидимка: в дом не просится,

А прежде людей бежит, торопится.

- Что у вас получилось? Какова тема нашего урока?

- Верно, но, чтобы быть точнее, тема нашего урока: воздух и его охрана.

- Каких целей нам нужно добиться? Что мы хотели бы узнать и чему научиться?

- Сегодня мы не просто узнаем, что такое воздух, а познакомимся с его составом и свойствами, определим значение воздуха и поймем, от чего нам нужно защищать воздух.

- Воздух.

- Узнаем, что такое воздух, как его нужно охранять, и какие он имеет свойства.

П.: самостоятельное формулирование  темы и цели урока.

IV. Открытие нового знания

Практический: ответы на вопросы

Наглядный:; презентация

Словесный

Наглядный:; презентация

4 мин

2 мин

3 мин

2 мин

2 мин

- Что вы знаете о воздухе?

- Как вы думаете, что такое воздух?

- Воздух – это смесь газов. Рассмотрите схему на слайде.

- Какие газы входят в состав воздуха?

- Какого газа в воздухе больше всего?

- Какого газа меньше всего?

- При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

- Ребята, а зачем нам нужен воздух?

- Может воздуха и не существует, давайте это проверим.

Проделаем опыт.

- Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите пальцами.

- Что вы заметили?

- Верно, как будто мы взяли шарик в рот. Так происходит потому, что воздух – это смесь невидимых газов. Вся наша планета укутана воздухом – прозрачным невидимым покрывалом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств. Вдохните воздух.

- Вы сейчас все абсолютно с любого места вдохнули воздух.

- Что же это значит?

- Посмотрите, что я сейчас делаю?

- Я создаю ветер. Что же такое ветер?

- Ветер – это движение воздуха.

- Итак, мы с вами определили, что воздух – это смесь газов. Но какими же свойствами обладает воздух? Сейчас мы это с вами выясним.

- Первый вопрос. Воздух прозрачен или нет? Проведем опыт. Возьмите карандаш или ручку. Вы хорошо их видите? Ничего на пути не мешает?

- Как же так? Мы только что с вами выяснили, что воздух находится везде. Почему мы можем видеть ручку, карандаш, перед нами же есть воздух?

- Первое свойство воздуха: воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

- Посмотрите вокруг.

- Какого цвет шкаф?

- Какого цвета классная доска?

- А комнатные растения?

- А цвет воздуха мы можем увидеть?

- Почему?

- Какой вывод делаем?

- Кто из вас был в лесу, на море? Вы помните, какой был запах? Свежий, морской, лесной. А запах в столовой, в аптеке. Как вы думаете, это так воздух пахнет?

- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

- А чистый воздух пахнет?

- На самом деле воздух насыщен разными ароматами, приятными или нет, но чистый воздух не имеет запаха. Какой вывод сделаем?

- Можно ли попробовать воздух на вкус?

- Лизните воздух. Какое свойство воздуха мы откроем?

- *, прочитай следующий вопрос.

- И следующий вопрос, давайте тоже прочитаем.

- Чтобы ответить на эти вопрос, посмотрите небольшой видеоролик. (1:30)

- Посмотрите, когда ученый опустил бутылку с шариком в горячую воду, что произошло с шариком?

- Когда опустили в холодную, что произошло.

- И в третий раз, ученый опустил бутылку с шариком в горячую воду, что произошло?

- Какой вывод из этого мы можем сделать?

- Попробуйте дома проделать опыт: возьмите шарик, надуйте его, но не сильно, измерьте его диаметр. Затем, положите шарик в холодильник, через час проверьте диаметр шарика еще раз. Шарик должен стать меньше.

- А почему он станет меньше?

- Воздух – это вещество.

- А из чего состоит вещество?

- Проведен небольшой опыт. Мне нужно шесть человек.

- Вы будете частицами. Итак, что же происходит с частицами, давайте сейчас выясним.

- (Выставить шесть человек по кругу близко друг к другу).

Когда воздух нагревается, частицы начинают двигаться быстрее, сталкиваться друг с другом и отскакивать на большие расстояния.

- Что вы можете сказать о промежутке между частицами?

- Что у нас стало с воздухом? Он расширился или сузился?

- Делаем вывод: когда частицам «жарко – их нагревают», они отталкиваются «чтобы было больше пространства», тогда воздух расширяется.

- А теперь подуйте на частицы.

- Они сужаются. Почему?

(Вспомогательные вопросы: что стало с промежутком между частицами, что происходит с воздухом при охлаждении).

- Итак, подводя итоги, как мы можем охарактеризовать воздух?

- Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, вкуса, при нагревании расширяется, при охлаждении сужается. Запомните это!

Высказывают свою точку зрения.

- Кислород, азот, углекислый газ.

- Больше всего в воздухе азота.

- Меньше всего углекислого газа.

- Чтобы дышать.

- Мы не можем протолкнуть воздух.

-Воздух есть повсюду: на улице, в классе, в земле, в воде.

- Ветер – это поток воздуха.

Высказывают свою точку зрения.

- Все видно хорошо.

- Потому что воздух прозрачен, и мы не может его увидеть.

- Коричневого.

- Зеленого.

- Зеленые.

- Нет.

- Потому что он бесцветен.

- Воздух бесцветен или не имеет цвета.

- Да/нет.

- Да.

- Нет.

- Воздух не имеет запаха.

- Да/нет.

- Воздух не имеет вкуса.

- Что происходит с воздухом при нагревании?

- Что происходит с воздухом при охлаждении?

- Он надулся.

- Шарик сдулся.

- Шарик снова надулся.

- При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении воздух сужается.

- Потому что при охлаждении воздух сужается.

- Из частиц.

- Он увеличивается.

- Воздух расширился.

- Потому что при охлаждении частицы наоборот сужаются, пространства между ними становится меньше, поэтому воздух при охлаждении тоже сужается.

- Воздух прозрачен, не имеет цвета, запаха и вкуса, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении, наоборот, сужается.

П.: смысловое чтение, поиск и выделение информации.

П: анализ объектов с выделением существенных  признаков.

П.: построение речевого высказывания.

П.: анализ объектов с выделением существенных  признаков.

К.: умение полно и точно выражать мысли; вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

Динамическая пауза

1 мин

ФИЗМИНУТКА

- Наклоны головы влево, вправо (2 раза).

- Повороты туловища влево, вправо (2 раза).

- Приседания 5 раз.

- Наклоны вверх, вниз (2 раза).

Повторяют движения за учителем.

Л.: здоровье-сбережение.

Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: ответы на вопросы.

5 мин

- А сейчас откройте страницу 48. Прочитайте текст под названием «Воздух должен быть чистым!»

- Кто прочитает, поставьте руку на локоток.

- Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»?

- Всегда ли воздух чист и прозрачен?

- Почему происходит загрязнение воздуха?

- Можно ли с этим бороться?

- Что вы предлагаете предпринять для сохранения чистоты воздуха?

- В мире для сохранения чистоты воздуха, планируют создавать экогорода.

Читают текст.

- Воздух нельзя загрязнять, потому что им дышат человек и другие живые существа. Если вдыхать загрязненный воздух, можно отравиться, нужно вдыхать только чистый воздух, поэтому воздух должен быть чистым.

- Нет. Воздух может выглядеть темным из-за вредных примесей.

- Некоторые фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ.

- Да, на многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. А также, ученые разработали электромобили – которые не будут загрязнять воздух.

Предлагают свои варианты ответа.

Л: понимание и выражение в речи цели задания.

П: структурирование знаний.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем

Р.: контроль, коррекция.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: ответы на вопросы.

Наглядный: презентация

5-6 мин

- Откройте рабочую тетрадь на странице 27.

- Выполните самостоятельно задания 1 и 2.

- Поменяйтесь с соседом по парте, оцените его работу.

Проверка по алгоритму.

- 0-1 ошибка – 5

  2-3 ошибки – 4

  4 ошибки – 3

  5 ошибок - 2

Выполняют самостоятельную работу.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

Р.: контроль и оценка.

Домашнее задание

1 мин

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: Рабочая тетрадь: страница 28 – 29.

Записывают домашнее задание.

VII. Включение в систему знаний

Практический: ответы на вопросы

Наглядный: презентация

5-6 мин

- Закройте рабочую тетрадь.

- Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании?

- Перечислите свойства воздуха.

- Почему при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается?

- Отчего загрязняется воздух?

- Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

- Молодцы, вы хорошо усвоили материал.

- Кислород.

- Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сужается.

- Воздух, как и все вещества, состоит из частиц. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваться сильнее и отскакивать друг от друга на большие расстояния. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. При охлаждении воздуха все происходит наоборот.

- От заводов, машин, пыли, грязи, ядовитых газов.

- Использовать специальные установки для отчистки воздуха.

П.: обобщение и структурирование знаний.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Р.: контроль, коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: формулирование выводов, обобщений.

2 мин

А. Деятельностная

- Вы узнали о составе и свойствах воздуха?

- Определили для чего человеку, растениям и животным нужен воздух?

- Вы теперь знаете от чего нужно охранять воздух?

- Если вы все узнали, значит вы полностью изучили материл и были внимательны на уроке.

Б. Эмоциональная

- Всё ли было понятно?

- Что было интересным?

- Всем спасибо за урок. Урок окончен.

 Проводят самоанализ деятельности.

К.: умение полно и точно выражать своё мнение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Есть невидимка: в дом не просится, А прежде людей бежит, торопится Воздух

Слайд 2

Тема урока: воздух и его охрана Цели: - узнаем что такое воздух, его состав и физические свойства; - научимся о пределять причины загрязнения воздуха

Слайд 9

Учебник: стр.48 «Воздух должен быть чистым!»

Слайд 10

Воздух должен быть чистым!

Слайд 12

Самостоятельная работа: Р . т.: стр. 27 № 1, 2

Слайд 13

Задание 1

Слайд 14

Задание 2

Слайд 15

Критерии оценивания 0-1 ошибка – 5 2-3 ошибки – 4 4 ошибки – 3 5 ошибок - 2

Слайд 16

Домашнее задание: Р . т.: стр. 28-29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема "Птицы". УМК "Школа России"

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Птицы" Программа "Школа России". Учебник А.А. Плешакова.Цели:1. Познакомить детей с птицами.2. Учить определять принадлежность животного к своей группе.3.Во...

УМК: «Начальная школа ХХI века» План - конспект урока по окружающему миру в 1 классе. Тема: «Наша страна - Россия».

План - конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа 21 века"...

План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе по программе «Школа России»

Тема урока: Экологическая безопасность.Цели урока:     организовать деятельность по восприятию, осмыслению, запоминанию знаний по экологической безопасности (экология, цепь загряз...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России» Тема: что такое экономика

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России»Тема: что такое экономикаУрок №25 стр.104-107 (уч.)Цель урока: Формирование знаний об экономике, как части жизни человека, о значени...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России» Тема: Будь природе другом.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России»Тема: Будь природе другом.Урок №58 стр.92-93 (уч.) Цель урока: Формирование знаний о правильном поведении на природе, средствах...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома, Плёс» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, кото...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые вх...