Водные богатства
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Данилова Татьяна Владимировна

Урок окружающий мир. Будет полезен при изучении водных богатств  Ленинградской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodnye_bogatstva.docx555.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Данилова Татьяна Владимировна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 «А»                                              УМК  «Школа России»

Тема: «Водные богатства»

Тип урока: урок-открытие нового знания

Цель: создать условия для изучения водных богатств Земли

Планируемые результаты

Предметные

Знать формы земной поверхности, виды водоемов, части реки, названия рек ЛО, правила поведения на водоемах

Понимать отличия различных форм земной поверхности, искусственных водоемов от естественных

Уметь рассказывать о водоемах ЛО

Анализ ошибок отдыхающих, схемы реки

Синтез составление памятки, заполнение таблицы

Оценка своей деятельности, значения водных богатств для человека

Метапредметные:

Регулятивные целеполагание, оценка, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Познавательные поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные построение речевых высказываний, работа в группах

Личностные

умение работать в парах, группах

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение

Основные понятия: водоем, искусственный, естественный, исток, устье, приток, русло

Методы, технологии: самооценка, беседа, рассказ учителя, работа с учебником, самостоятельная работа, ИКТ, Технологии развития критического мышления (кластер)

Ресурсы  урока:

Для учителя: презентация, учебник, рабочая тетрадь, лист самооценки и рефлексии

Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, лист самооценки и рефлексии, материал для групповой работы, цветные карандаши

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Самоопределение  к деятельности

  1. Организационный момент

  1. Актуализация знаний

  1. Самоопределение к деятельности

 Проверьте свою готовность к уроку

-Здравствуйте, ребята! Говорить друг другу здравствуйте – это значит, желать …..

- А задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?

Распрямите, дети спину,

Расправьте плечи,

Приподнимите подбородок.

Предлагаю начать урок с улыбки, которая настроит нас на хорошее настроение на весь урок.

- На прошлых уроках мы с Вами начали изучать новую большую тему. Как она называется?

- Посмотрите, у нас на доске висит рюкзак, и мы как настоящие путешественники начнем собирать в него необходимые для нас вещи.

- Посмотрите, что я держу в руках? Для чего нужен этот прибор?

- Наше путешествие по стране мы начали с изучения форм земной поверхности. Чтобы положить в рюкзак эти знания, необходимо проверить, что мы запомнили.

- Поможет проверить Ваши знания тест. Возьмите зеленый листочек. Каждый работает самостоятельно.

1. Допишите предложение:

 Ровные или почти ровные участки земной поверхности- это…. (равнина)

 Углубления с крутыми склонами – это ….(овраги)

 2. Равнины, овраги, холмы, горы – это что?

 Это….. (формы земной поверхности)

 

3. Сравни гору и холм          

        А. Вершина

Общее

Различие

 

        Б.  Подошва (подножие)

        В. Высота более 200 метров

        С. Склон

 - Возьмите лист самооценки – это кремовый листочек.

 Найдите графу «Тест» определите, как вы справились с этим заданием. Если вы сделали все правильно и у вас нет ошибок – зеленый цвет; если одна ошибка – желтый, если вы не справились с заданием, то красным.

 - Ребята, а кто сможет показать на карте нашей страны формы земной поверхности.

 - Какие цвета помогли показать горы и равнины?

 - Посмотрите внимательно на карту, на глобус, на фотографии космонавтов.

 - Может вы сможете мне ответить на вопрос: «Почему Землю называют голубой планетой?»

 - Как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня на уроке?

 - Какую цель на урок мы сегодня поставим перед собой?

 - Какие задачи на сегодняшний урок вы бы поставили? Что вам было бы интересно узнать?

Проверяют готовность к уроку

-Здоровья.

-Это самое ценное что есть у людей, а значит, его надо беречь.

 Отвечают на вопросы, объясняют предназначение компаса

-Путешествие

Заполняют тест, осуществляется индивидуальная форма работы, взаимопроверка с помощью презентации, оценка своей деятельности с помощью карты самооценки

Выдвижение различных гипотез.

Синтез объектов, обобщение.

Определение темы урока.

Учебно-познавательная деятельность

  1. Открытие нового знания

Интеллектуально-преобразующая деятельность

  1. Выполнение компетентностно-ориентированного задания

  1. Самоанализ и самооценка

  1. Предъявление домашнего задания

- Ребята, мы с вами что-то уже знаем о воде?

Составление кластера

 - Итак, вы называете опорные слова. Я их выношу на доску.

водоемы

море

пруд

река

водохранилище

озёра

канал

океан

болото

- Ребята, что такое водоем?

- Давайте прочитаем лексическое значение слова «водоем»

 С. Ожегов. Место скопления или хранения воды (озеро, бассейн и т.п.)

  Д. Ушаков. Вместилище воды, бассейн, источник снабжения водой

 - Почему эти водоему разделены на две группы?

 - Ребята, как вы думаете, что общего между всеми водоёмами первого столбика? А второго?

 - Откройте учебники на странице 82.

 - На какие же две группы делятся водоемы?

- Откроем наши тетради на странице 51, первое задание. Дополните таблицу.

- Ребята, а для чего нужны различные виды водоемов?

Физминутка

К речке быстрой мы спустились,

(Ходьба на месте) 

Наклонились и умылись.

(Наклоны вперед) 

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

(Хлопки в ладоши) 

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

(Круговые движения руками) 

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –

Плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

(Прыжки на месте) 

И отправились домой.

(Ходьба на месте)

- Садимся и продолжаем работу.

 Это была чудесная долина, полная цветущих деревьев. С гор там стекала узкая прозрачная речка.

Удивительная штука эти дороги и реки, - размышлял Снифф. – Вот пробегают они мимо тебя, и на сердце становится так тревожно, так тревожно, так смутно. И сил нет так тянет в чужие края! Вот бы отправиться и посмотреть, где же они кончаются.

 - Ребята, а откуда в реке берется вода?

-Давайте рассмотрим части реки

 - В учебнике с.83 рассмотреть иллюстрацию и выделить части реки (ИСТОК, УСТЬЕ, РУСЛО, ПРИТОК)

Работа в парах.

Выполним задание в тетрадке на странице 51. На схеме в тетрадке, надо найти и указать части реки.

- Напоминаю про правила работы в паре.

 - Ребята сравните ваши схему и схему в учебнике. Оцените себя.

Лист самооценки графа «Схема» - зеленый компас – все верно, все получилось, желтый ошибся, красный – не справился.

 - Ребята, на прошлом уроке мы с вами еще говорили о формах земной поверхности нашей области.

- Как называется наша область?

- Как вы думаете, водных богатств в нашей области много или мало? Как это определить?

- Сейчас мы будем работать в группах. У каждой группы будет материал о реках и озерах. Вам нужно будет выбрать самую важную информацию о вашем водном объекте. И представить эту информацию, т.е рассказать.

- Напомните мне самое главное правила работы в группе.

Приступайте к работе, по сигналу начинаем работать вместе.

- Ребята, у вас есть белый листок. Там таблица, название водных объектов у вас записано, вы слушаете группу и записываете характеристику. Запись ведем кратко. Самое важное.

Водный объект

Характеристика

Ладожское озеро

река Свирь

река Волхов

река Луга

река Саблинка

река  Вуокса

- Ребята, а как вы думаете, от чего зависит характер реки?

Правильно ли я понимаю, что знания о формах земной поверхности мы будем еще доставать из нашего рюкзака?

 - Ребята, а о каких еще водных богатствах нашего края мы не говорили?

- Возьмите лист самооценки и оцените свою работу в группе. Зеленый принимал участие в обсуждении, помогал готовить сообщение, желтый – работал, но не активно, красный – работал сам, без группы

  - Ребята, недавно я увидела фотографии. Люди показывали свои фотографии, как весело они проводили время на берегу водоема. Жгли костры, жарили сосиски, вокруг был разбросан пластиковый мусор, а кто-то решил помыть свой автомобиль. Когда к группе отдыхающих подошел инспектор и сделал замечание. Все были возмущены, ведь им мешают отдыхать.

Какие правила нарушили отдыхающие? Поможем инспектору составить правила поведения у водоема?

 Правила

  1. В водоемах мыть машины нельзя.
  2. 2 Пластиковый мусор собирай сразу
  3. Убери за собой
  4. Залей костер
  5. Следите за детьми у воды

- Скажите, о чем мы с вами говорили сегодня? Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее? Узнали ли вы то, что хотели узнать в начале урока?

Посмотрите на нашу карту самооценки, на наши компасы.

Поднимите руку те, кто считает, что он справился со всеми заданиями на «отлично». Молодцы! Вы отлично потрудились.

Поднимите руку те, кто считает, что он хорошо справлялся с заданиями, но были какие-то недочеты. Вы хорошо поработали сегодня.

Поднимите руку те, кто работал, но не справился с некоторыми заданиями. Я уверена, вы узнали много нового и на отлично справитесь в следующий раз.

Ребята, на вашей карте самооценки есть еще река. Она имеет начало – исток, и впадает в море знаний. Нарисуйте флажок вашей туристической лодки. Где вы сейчас? Узнали ли вы что-то новое все усвоили – и вы возможно уже в море, возможно ваша лодка где-то села на мель, если вы ошибались, а может кто-то еще только у истока, готовит снаряжение и ему надо все еще раз повторить и изучить.

Ребята, дома вы прочитаете в учебнике с. 84-85 про красоту моря.

Отвечают на вопросы,

Анализируют

Отвечают на вопросы

Заполняют таблицу в тетради

Анализируют схему реки

Работают с дополнительным материалом, готовят свой рассказ

Самооценивание,

 Анализ ситуации и обсуждение правил

Самооценивание, рефлексия деятельности

ФИ_____________________________

1. Допишите предложение:

 

Ровные или почти ровные участки земной поверхности- это __________________________.

 Углубления с крутыми склонами – это________________.

 

2. Равнины, овраги, холмы, горы – это что?

 Это _______________________________________________

___________________________________________________.

3. Сравни гору и холм          

     

        А. Вершина

Общее

Различие

 

        Б.  Подошва (подножие)

        В. Высота более 200 метров

        С. Склон

ФИ______________________________________

    1. Допишите предложение:

 

  Ровные или почти ровные участки земной поверхности- это _________________________.

 Углубления с крутыми склонами – это _______________.

 

2. Равнины, овраги, холмы, горы – это что?

 Это_________________________________________________

_____________________________________________________.

 

3. Сравни гору и холм          

        А. Вершина

Общее

Различие

 

        Б.  Подошва (подножие)

        В. Высота более 200 метров

        С. Склон

 

Карта самооценки

Тест

C:\Users\teacher\Desktop\arrow-drawing-artsy-9.jpg

Схема реки

C:\Users\teacher\Desktop\arrow-drawing-artsy-9.jpg

Водоёмы нашей области

C:\Users\teacher\Desktop\arrow-drawing-artsy-9.jpg

Карта самооценки

Тест

C:\Users\teacher\Desktop\arrow-drawing-artsy-9.jpg

Схема реки

C:\Users\teacher\Desktop\arrow-drawing-artsy-9.jpg

Водоёмы нашей области

C:\Users\teacher\Desktop\arrow-drawing-artsy-9.jpg


Водные  богатства Ленинградской области

Объект

Характеристика

Ладожское озеро

река Свирь

река Волхов

река Луга

река Саблинка

река Вуокса

https://pp.userapi.com/c846019/v846019929/aec30/L73vhiwALT0.jpg  https://www.fiesta.city/uploads/slider_image/image/19777/v880_42586.jpg Река Суна, Карелия. Автор - Виктор Журавлёв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока +презентация "Водные богатства Калининградской области"

Методическая разработка урока "Водные богатства Калининградской области"+ презентация...

Открытый урок "Водные богатства"

Конспект урока 2 класс...

"Водные богатства"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, содержит краеведческий материал....

Конспект урока "Окружающий мир" 2 класс. Тема: Водные богатства"

Конспект урока   по предмету "Окружающий мир "во 2 классе .  Тема урока  Водные богатства"...

«Водные богатства Волгоградской области – Волга, Дон, Хопер, Медведица, Ахтуба».

- Познакомить учащихся с водными богатствами Волгоградской области;- Научиться находить реки на карте и правильно их показывать – Волга, Дон, Хопер, Медведица, Ахтуба;- Систематизировать знания детей ...

Водные богатства нашего края

Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...