Водные богатства нашего края
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Окружающий мир
Тема: Водные богатства нашего края
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека; способствовать формированию представления о водоемах, о естественных и искусственных водоемах, о водоемах страны, о частях реки; развивать интерес к предмету «Окружающий мир»
Планируемые образовательные результаты
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником; формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
Метапредметные результаты
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы
Регулятивные УУД: осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению; планировать свои действия; контролировать и оценивать свою работу
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Основные понятия: водоемы, исток, русло, устье, притоки
Оборудование: телевизор, ноутбук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Тема: Водные богатства нашего края
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека; способствовать формированию представления о водоемах, о естественных и искусственных водоемах, о водоемах страны, о частях реки; развивать интерес к предмету «Окружающий мир»
Планируемые образовательные результаты
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником; формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
Метапредметные результаты
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы
Регулятивные УУД: осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению; планировать свои действия; контролировать и оценивать свою работу
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Основные понятия: водоемы, исток, русло, устье, притоки
Оборудование: телевизор, ноутбук
Организационная структура урока
- Мотивация к учебной деятельности
СЛАЙД 1, 2
Вам новое предстоит узнать
И друзьям потом об этом рассказать.
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода…
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд вам надо разгадать.
(Приложение 1)
СЛАЙД 3, 4
- Сообщение темы урока
СЛАЙД 5
- Изучение нового материала
- Беседа по теме урока
- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)
- Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)
- Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах)
- Посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишние» слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей.
- Оставшиеся слова разделите на группы по их происхождению. (Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком.)
- Разделите водоемы на группы, заполнив таблицу (Приложение 2):
Водоемы | |
естественные | искусственные |
река | канал |
озеро | пруд |
море | водохранилище |
океан | |
ручей |
СЛАЙД 6, 7
СЛАЙД 8, 9
- Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?
- Что дает начало любой реке? (Родник)
- Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники.
СЛАЙД 10
- Куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки впадают в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10 000 километров.
- Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?
- В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами.
- Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы?
- За счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод)
- Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте.
2. Работа с картой
- Как реки обозначаются на карте? Найдите на карте реки: Волга, Ангара, Енисей, Лена.
- Кроме рек, вода собирается в озера. Озеро – это природное углубление, заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек.
- Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна – Нева. А в озеро Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна – Ангара.
- Какие озера вы знаете? Покажите их на карте.
- Назовите естественные водоемы Крыма, которые вы знаете.
Физминутка
Дождь
Капля – раз, капля – два,
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
Кап-кап, кап-кап.
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
3. Рассказ учителя о крымских каналах, водохранилищах и других водных ресурсах (Приложение 3)
СЛАЙД 11, 12
- Перечислите искусственные водоемы нашей республики.
4. Рассказ учителя о реках и озерах Крыма (Приложение 4)
5. Работа по учебнику
СЛАЙД 13
- Составьте рассказ-описание реки по плану в учебнике (с.154).
- А вы знаете, как себя правильно вести у водоема? Прочитайте об этом в учебнике (с.155 – 156).
- Как взрослые и дети должны охранять водоем? (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)
6. Обобщение
Течет река … Течет река …
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Словами – ах! – не передать!
Приятней плыть в живой волне.
Все дети счастливы вполне!
- В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и в жизни человека?
Значение дом для растений и животных
место отдыха
вода для питья
водоемов вода для хозяйственных нужд
«свободный путь» (перевозка грузов)
СЛАЙД 14
- Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах?
СЛАЙД 15
- Итог урока
- Что нового узнали?
- Какое значение в природе имеют водоемы?
- Где пригодятся эти знания?
- Как оцениваете свою работу на уроке?
СЛАЙД 16
- Домашнее задание
СЛАЙД 17
СЛАЙД 18, 19
Приложение 2
Водоемы | |
естественные | искусственные |
Приложение 3
Крымские каналы, водохранилища и другие водные ресурсы
Несмотря на большое разнообразие водных ресурсов Крыма, полуостров издавна испытывает острую нехватку пресной воды, с которой не смог до конца справиться даже построенный в 1963 году Северо - Крымский канал и ряд крупных водохранилищ - Тайганское, Салгирское, Альминское. У многих населявших Крым народов бережное обращение с водой нередко граничило с культом. Например, на Южном берегу можно найти довольно искусные каменные обрамления ныне пересохших родников с разными религиозными изречениями: водные источники население прославляло в песнях и легендах. Недостаток воды Крым испытывает и теперь, особенно велика нагрузка на водное хозяйство в летний период, когда на Крымский полуостров устремляются сотни тысяч людей. Дефицит такого важного ресурса как вода лимитирует дальнейшее курортное строительство, в частности в районе от Алушты до Судака, где очень благоприятный климат и немало прекрасных пляжей, однако отсутствуют крупные оросительные каналы, водохранилища и источники.
На первый взгляд кажется, что водные ресурсы Крыма достаточно велики — 1657 постоянных и временных водотоков и каналов, причем в их числе около 150 рек. Попутно следует заметить, что на базе водохранилищ в Крыму существует несколько оросительных систем, из которых наиболее крупные Салгирская, Альминская и Тайганская. Недостаток воды для оросительных целей компенсирует Северо - Крымский канал. Его водами орошается сейчас около 200 тыс. га земель. Однако крымские реки мало похожи на равнинные. Небольшие горные реки, которые скорее напоминают ручьи - это один из самых непредсказуемых водных ресурсов Крыма. Летом они почти полностью пересыхают. В бездождный период русло усеяно валунами разных размеров и форм; среди них не всегда можно заметить тонкую струйку воды. Но жители горных районов Крымского полуострова хорошо знают, каким грозным нравом обладают эти ничем не примечательные и малозаметные источники воды, через которые в сухую погоду переходят, не снимая обуви. Стоит в горах пройти обильным дождям, как реки мгновенно переливаются через край и стремглав несутся вниз, захватывая в свою стремнину и крупные камни, и вывороченные с корнями деревья. Об этом надо постоянно помнить туристам при выборе места для ночлега.
Приложение 4 Приложение 4 Главными водными артериями Крыма являются реки Салгир, Альма и Кача. Салгир образуется от слияния рек Ангары и Кизил-Кобы; первая берет начало на северном склоне Чатыр-Дага, а вторая у знаменитых пещер того же названия. Салгир вместе со своим притоком Биюк-Карасу — наиболее крупная из рек Крыма. Его средний годовой сток у Симферополя составляет 55 млн. куб. м. Правда, к северу от Симферополя сток резко снижается, и в нижнем своем течении, которое приходится на степную часть Крыма, Салгир нередко пересыхает. Впадает река Салгир в Сиваш. На Салгире и Биюк-Карасу построены довольно крупные водохранилища, особенно Симферопольское. Кроме него — Аянское, Тайганское и Белогорское, играющие важную роль в водоснабжении городов Симферополя и Белогорска, а также в орошении сельскохозяйственных земель. Вторая по величине из Крымских рек Альма зарождается в живописной Центральной котловине заповедно-охотничьего хозяйства Крыма, среди вековых буковых и дубовых лесов. Она образуется от слияния небольших речек Сары-Су, Савлых-Су и Бабуганки. Средний годовой сток Альмы равен 38 млн. куб. м. В верхнем течении, в границах заповедно-охотничьего хозяйства, в Альму впадает много притоков: Бодрак, Коса (Коссе), Мавля, Пискур, Сухая Альма и др. При выходе из Центральной котловины Альма зарегулирована серией прудов, в которых разводится радужная форель. Кроме того, на этой реке созданы два сравнительно крупных водохранилища — Альминское и Партизанское. Впадает Альма в Черное море. Река Кача по величине и водности мало отличается от Альмы. Ее средний многолетний сток — 58 млн. куб. м. Зарождается она высоко в горах, на северном склоне Крымской горы Бабугана, под сенью роскошных буковых лесов. В верхнем своем течении Кача образует один каскад небольших водопадов за другим, берега ее крутые, скалистые, усеяны полусгнившими великанами-буками, которые иногда создают целые заторы. Река кажется здесь плотно зажатой и с боков, и сверху. Но у с. Шелковичного она словно сбрасывает с себя все путы и вырывается в широкую долину с великолепными фруктовыми садами. Вообще Качинская долина, если смотреть на нее сверху, с Чучельского перевала, а еще лучше от подножия Роман-Коша, где стоит кордон «Верховина», представляет собой одно из самых живописных зрелищ горного Крыма. Это бескрайнее море зелени, играющее на солнце различными тонами и оттенками; и даже овальные кроны буков создают иллюзию остановившихся волн. Только гора Басман с ее обнаженной вершиной кажется единственным островом в этом бесконечном зеленом мареве. А еще дальше, уже на склоне Внутренней гряды Крымских гор, также зеленом от лесов, словно одинокое парусное судно, поблескивает куполами Крымская обсерватория. Наиболее крупные реки Крыма, являющиеся притоками Качи, впадают в нее главным образом в верхнем течении - это Марта, Донга, Каспана, Стиля. Впадает Кача в Черное море. Как и Альма, она зарегулирована рядом водохранилищ. На южного берегу крымские реки, несмотря на свою маловодность, имеют важное значение в водоснабжении курортных городов и сел. В частности, в водоснабжении Ялты и Алушты значительную роль играют Дерекойка, Авунда, Улу-Узень, Учан-Су. |
Озера Крыма Крым богат солеными озерами, они расположены в его равнинной части вдоль морского берега, наиболее крупные из них: Сасык, Чокрак, Мойнакское и Сакское озеро, Донузлав, Узунларское озеро. Однако в большинстве случаев соленые водоемы полуострова достаточно мелкие (до метра глубиной), сильно усыхающие летом. Исходя из местоположения крымские озера обычно объединяют в пять групп: Евпаторийскую, Тарханкутскую, Перекопскую, Чонгapo-Арабатскую, Керченскую. К Евпаторийской группе относятся самое крупное озеро Крыма - Сасык (или Сасык-Сивашское), а также соленое Сакское озеро, Мойнакское. Всего 14 озер. Крымское озеро Сасык расположено между Саками и Евпаторией, около Сиваша и занимает площадь 7100 га. Оно образовалось из морского залива и сейчас отделено от моря узкой пересыпью. В нем добывают поваренную соль, а рассолы служат сырьем для Сакского химзавода при получении брома и хлористого магния. Соленое сакское озеро (площадь 1085 га) известно своими целебными грязями и глинами, на использовании которых основан широкоизвестный в стране сакский лечебный курорт. Из озер Крыма, относящихся к Тарханкутской группе, наиболее крупное Донузлав. Оно протянулось на 27 км от моря в глубь материка и возникло в результате затопления морем приустьевых участков балок. Перекопская группа крымских соленых озер вытянута цепочкой вдоль морского побережья. Полная изоляция их от моря обусловила не только пониженную соленость рапы, но и повлияла на химический состав солей. В частности, отсутствует сернокислый магний, который так характерен для Евпаторийской группы озер Крыма, зато есть хлористый кальций. Самое крупное озеро этой группы — Старое, или Тузла. Оно расположено южнее Перекопа, площадь его 1145 га. Отсюда поступает сырье для Перекопского бромзавода. В Чонгаро-Арабатскую группу входят соленые озера Крыма, расположенные на Арабатской стрелке. Наиболее крупное озеро здесь Геническое (около 1000 га), которое расположено в северной части Арабатской стрелки и административно относится к Херсонской области. Наконец, на Керченском полуострове есть целый ряд довольно крупных озер, примыкающих к морским побережьям. В частности, к Азовскому морю примыкают озера Акташское, Чокракское, а к Черному — Тобечикское, Опук, Узунларское. Площадь этих озер колеблется от 2 до 4 тыс. га и более.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Водные богатства нашего края
Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...
Тест по окружающему миру 4 класс "Водные богатства нашего края"
Тест "Водные богатства нашего края"Контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова...
Водные богатства нашего края
Презентация предназначена для ознакомления учеников с некоторыми реками нашего края. Откуда берут начало, куда впадают, растительный и животный мир этих рек......
Водные богатства нашего края.
Водные богатства нашего края.ТЕМА: Водные богатства нашего края.ЦЕЛЬ: Способствовать расширению знаний обучающихся о водоемах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитыв...
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"
Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...
Урок окружающего мира на тему "Водные богатства нашего края".
Составленная технологическая карта позволяет дать представления о водоемах, их видах. Знакомит с водоемами нашего края и их особенностью....
«Водные богатства нашего края»
урок систематизации знаний...