Урок по окружающему миру во 2-ом классе по теме: Водные богатства
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Андреева Анастасия Геннадьевна

Урок открытия новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру во 2-ом классе

по теме: Водные богатства

Выполнила

 учитель начальных классов

МБОУ УСОШ № 1 им. А.С.Попова

г. Удомли Тверской области

Андреева Анастасия Геннадьевна


Тема. Водные богатства.

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 2

УМК: «Школа России», автор А.А.Плешаков

Тип урока поцелеполаганию: урок открытия новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования у детей первоначальных представлений  о водных богатствах нашей планеты

Задачи урока:

обучающая: познакомить учащихся с водоёмами нашей планеты (естественными и искусственными), образованием водоёма; уточнить и расширить знания учеников о водоёмах нашего края; учить работать с картами, с учебником и дополнительной литературой;

воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к родному краю, любовь к природе, создать благоприятные условия для эстетического восприятия природы;  

развивающая: развивать устную речь, внимание, мышление, память, умение ориентироваться в окружающем пространстве, учебную мотивацию.

Прогнозируемые результаты: ученики узнают, что составляет водные богатства нашей планеты; научатся рассказывать по схеме о частях реки; будут учиться замечать и ценить красоты природы.

Основные термины и понятия: устье, исток, приток, русло, естественные и искусственные водоёмы.

Учебные материалы: презентация, карта России, Тверской области.

Универсальные учебные действия:

Личностные: 

освоение личностного смысла учения;  

Регулятивные: 

определять цель учебной деятельности с помощью учителя, стремиться к успешному её решению;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: 

выявлять сущность и особенность объектов;

сравнивать, группировать и обобщать объекты  по нескольким основаниям;

извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов;

на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные:

сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения в соответствии с поставленными задачами.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

- Начинаем наш урок ознакомления с окружающим миром.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие.

Учащиеся настраиваются на работу

2. Актуализация знаний.

Загадка о реке. 

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

 Издалека по песенке

 Узнаешь ты меня.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

 Узкий кончик – в роднике,

А широкий - в море.

     Бежит, бежит, не выбежит,

    Течёт, течёт, не вытечет. 

- Объясните, как вы догадались о том, что эта загадка о реке?

Загадка об озере. 

Посреди  поля

Лежит зеркало,

Стекло голубое,

Рама зелёная.

Молодые берёзки

Свои перед ним

Поправляют причёски.

И месяц, и звёзды –

В нём отражаются…

Как это зеркало называется? 

- Как вы поняли, что это озеро?

Загадка о море. 

Шириною широко,

Глубиною глубоко.

День и ночь о берег бьётся.

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна-

И горька и солона.

Кругом вода, а с питьём беда. 

- Объясните, как вы догадались.

- Как одним словом назвать: реку, озеро, море?

- Вспомните, на каких водоёмах вам приходилось бывать? Расскажите.

Учащиеся отгадывают загадки. Объясняют отгадки.

Учащиеся обобщают. (Водоём.)

Учащиеся делятся личными впечатлениями.

3. Мотивация учебной деятельности

- Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на нём?

- Оттенков какого цвета больше всего? Почему?

- Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему?

- Можно назвать богатством Земли водоёмы?

- Синего. Синий цвет обозначает водоёмы, вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%

- На земле мало чистой воды.

- Да, они содержат запасы воды

4. Постановка темы и целей урока.

- Как вы думаете: какова тема сегодняшнего урока? 

Слайд («Водные богатства»)

- Чему вы будете учиться?

- Водные богатства - тема нашего урока. 

- Мы узнаем, какие существуют водоёмы, как они образуются. Мы научимся находить водоёмы на картах.

5. Организация познавательной деятельности.

- Мы отправляемся в путешествие по водоёмам. С нами будет путешествовать Капелька.

- Сейчас мы вместе с Капелькой подошли к реке.

- Задумывались ли вы когда-нибудь над таким вопросом: Откуда и куда текут реки?

- Послушайте сказку и ответьте: как образуются реки?

Слайд 

В день весенний и погожий

Два шумливых ручейка

Лезут под ноги прохожим:

«Где река? Где река?

Мы бежим издалека»

Отвечает им народ-

«Дальше, милые, вперёд»

Разговаривая звонко

Мчатся дальше вперегонки…

Слайд

Вдруг пред ними водоём

Отразилось солнце в нём.

Подбегают к водоёму

Два весёлых ручейка,

Говорит один другому:

«Это вовсе не река.

Попадешь сюда на горе,

Не увидишь сине море –

Здесь стоячая вода,

Мне не хочется сюда».

Оба в сторону метнулись

Слайд

И... нечаянно столкнулись,

И слились в один ручей.

Стал он больше и бойчей.

И опять бегут вперед.

Вправо, влево поворот...

Слайд

Вдруг навстречу выбегает

Ручеёк из-под ворот.

«Где река? Где река?» -

Слышен голос ручейка.

«Сами ищем. Сами ищем.

Не нашли ещё пока.

Слейся с нами - так втроём

Мы её быстрей найдём».

Слайд

Вместе наши ручейки

Мчатся к берегу реки,

Трое - все в одном потоке,

Словно давние дружки.

Слайд

«Разыскали, пострелята»,

-Улыбается река.

И нырнули вглубь куда-то

Три весёлых ручейка.

Слайд

И другие мчатся с кручи,

Чтобы стать рекой могучей.

- Как же образуется река?

- Чтобы река не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?

- Мы уже говорили о ручьях и родниках.  Ещё вода бежит в реку  весной, когда тает снег. С весны, по осень идут дожди, которые  пополняют запасы воды в реках.

- Внимательно рассмотрим на схеме части реки. Слайд        (Схема «Части реки».)

- Место, где река берёт начало, называется истоком. Таким истоком может быть ручей или лесной родник, бьющий из-под земли. Место, где река заканчивается, называется устье. Устье место, где река впадает в другую реку, в озеро или море. Углубление в земле, по которому течёт река, называется русло реки. У реки есть два берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет  правый берег, а слева - левый.

- Бывает так, что две реки сливаются в одну. Тогда говорят, что одна река впадает в другую. Река, которая впадает, называется притоком, она как бы притекает к большей, более длинной реке. Та река, в которую втекает приток, становится  полноводной. Но на своём пути эта река сама может стать притоком, если встретит более длинную реку.

- Покажите на схеме все части реки. Назовите их.

- Текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в большую полноводную реку.

Высказывания учеников.

Работа по схеме

Работа в группах.

1-я группа: Реки. Самая крупная река нашей страны - Волга.

Презентация. Слайд (Волга.)

2-я группа: Моря. 

 Презентация. Слайд (Море.)

Ученики готовят сообщения по материалам учебника, дополнительной литературе и географическим картам.

Физкультминутка.

Ученики делают упражнения

- Продолжим наше путешествие. Мы проплыли по реке и попали в озеро.

3-я группа: Озёра. Озёра нашего края. 

Презентация. Слайд. (Удомельские озёра)                                   

- Вспомните и скажите, какие водоёмы мы уже изучили?

- Мы говорили о реке, озере, море. Это естественные водоёмы. Они созданы самой природой. Слайд        (Схема «Естественные водоёмы».)

Ответы учеников

- Но существуют искусственные водоёмы. Они созданы человеком. Отправимся к ним.

4-я группа: Каналы. Известные каналы нашей Тверской области.

Презентация. Слайд (Вышневолодские каналы.)

5-я группа: Пруды. 

Презентация. Слайд (Пруд.)

6-я группа: Водохранилища. Известное водохранилище нашей Тверской области.

Презентация. Слайд. (Рыбинское водохранилище.)

- На каких искусственных водоёмах мы побывали, в нашем путешествии? Слайд.         

(Схема «Искусственные водоёмы».)

Ответы учеников

Самостоятельная работа.

- Откроем рабочие тетради на с.34 (задания 1-3).                                       

Ученики записывают в таблицу названия естественных и искусственных водоёмов; подписывают на схеме исток и устье реки, обозначают направление течения реки). Взаимопроверка

- О каких водоёмах мы говорили на уроке?

- На какие две группы можно разделить водоёмы?

- Что относится к естественным водоёмам?

- Что относится к искусственным водоёмам?

- Какие части реки вы знаете?

Ответы учеников

Зрительная гимнастика.

1.Посмотреть вперёд. Зажмурить глаза. Счёт 1- 4. Поморгать.

2.Посмотреть на переносицу и задержать взор. Счёт 1- 4.

Посмотреть вперёд. Счёт 1- 6. Поморгать.

Повторяем 2 раза.

3.Посмотреть направо. Счёт 1- 4. Посмотреть вперёд. Счёт 1 – 6. Поморгать.

Посмотреть налево. Счёт 1- 4. Посмотреть вперёд. Счёт 1 – 6. Поморгать.

Посмотреть вверх. Счёт 1- 4. Посмотреть вперёд. Счёт 1 – 6. Поморгать.

Посмотреть вниз. Счёт 1- 4. Посмотреть вперёд. Счёт 1 – 6. Поморгать.

4. Закройте глаза, посчитайте до десяти.

Ученики выполняют гимнастику

Кроссворд.

6. Рефлексия учебной деятельности.

- Наше путешествие закончилось. Прочитайте, что говорит вам Капелька

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что на уроке было интересным?

- Что сегодня было трудно выполнять? Как вы с этим справились?

Ответы учеников

7. Домашнее задание: составить правила поведения на водоёме или сочинить загадку о водоёме

Выбирают домашнее задание

                                                                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме «Горючие полезные ископаемые» (Развивающая система обучения Л. В. Занкова)

Урок – исследование по теме «Горючие полезные ископаемые» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Он познакомит учащихся с группой горючих полезных ископаем...

Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

Урок по окружающему миру во 2-м классе на тему «Если хочешь быть здоров»

Цели: сформировать  у ребёнка ценности здорового образа жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.Сформировать представление о здоровье как одной из главных ...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме "Водные богатства"

Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме "Водные богатства"Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психолог...

Конспект урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Водные богатства нашего края"

Конспект урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Водные богатства нашего края" по учебнику А.А. Плешакова. Конспект разработан по водным богатствам республики Башкортостан, в частности ...