Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
В рабочей программе присутствуют такие разделы как:
1)содержание программы;
2)планируемые результаты;
3)календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx | 49.24 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ I
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно – тематический план
3 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Как устроен мир | 6 |
2 | Эта удивительная природа | 18 |
3 | Мы и наше здоровье | 9 |
4 | Наша безопасность | 8 |
5 | Чему учит экономика | 11 |
6 | Путешествия по городам и странам | 16 |
Итого: | 68 |
Как устроен мир (6 часов)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа (18 часов)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (9 часов)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 часов)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (11 часов)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (16 часов)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Формы работы
- Фронтальная
- Групповая
- Индивидуальная
- Работа в парах
- Практическая
- Проектная деятельность
Виды учебной деятельности
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;- анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию;
- классифицировать и сравнивать объекты неживой и живой природы;
- оценивать ответы одноклассников;
- осуществлять самопроверку;
- формулировать выводы из изученного материала;
- приводить примеры;
- наблюдать опыт;
- высказывать предположения, объясняющие результат опыта;
- использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в
рабочей тетради;
- находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных,
- различать внешность человека и его внутренний мир;
- моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;
- определять место человека в мире;
- характеризовать семью, народ, государство как части общества;
- обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;
- сопоставлять формы правления в государствах мира;
- устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды;
- различать положительное и отрицательное влияние человека на природу;
- готовить сообщение о заповедниках и национальных парках;
- определять цель проекта;
- распределять обязанности по проекту в группах;
- собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки),
- оформлять стенд, презентовать проект;
- характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», классифицировать тела и вещества;
- приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ.
РАЗДЕЛ II
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение обучающимися 3 классов следующих предметных результатов.
Обучающийся научится:
• находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
• осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
• находить на карте страны — соседи России и их столицы;
• определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
• осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
• различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
• различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
• проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
• исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
• классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
• пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
• обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
• использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
• устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
• использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
• оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• вырабатывать правильную осанку;
• выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
• понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
• правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
• соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
• понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
• соблюдать правила безопасного поведения в природе;
• понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
• раскрывать роль экономики в нашей жизни;
• осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;•
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
• понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
• объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
• понимать, как ведётся хозяйство семьи;
• обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
• рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
• приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
• использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
РАЗДЕЛ III
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |
по плану | фактически | ||||
Как устроен мир - 6 ч. | |||||
1 | Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). | 1 | 1.09 | ||
2 | Человек – часть природы | 1 | 4.09 | ||
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | 8.09 | ||
4 | Человек как член общества. Человечество | 1 | 11.09 | ||
5 | Мир глазами эколога. | 1 | 15.09 | ||
6 | Природа в опасности. Обобщение по теме "Как устроен мир". Тест. | 1 | 18.09 | ||
Эта удивительная природа – 18 ч. | |||||
7 | Тела, вещества, частицы. | 1 | 22.09 | ||
8 | Разнообразие веществ. Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала» | 1 | 25.09 | ||
9 | Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха. | 1 | 29.09 | ||
10 | Вода как вещество Практическая работа №2 «Исследуем свойства воды» | 1 | 2.10 | ||
11 | Три состояния воды. Круговорот воды в природе | 1 | 6.10 | ||
12 | Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. | 1 | 9.10 | ||
13 | Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Практическая работа №3 «Исследуем свойства почвы» | 1 | 13.10 | ||
14 | Разнообразие растений. | 1 | 16.10 | ||
15 | Дыхание и питание растений, связи между растениями и окружающей средой. | 1 | 20.10 | ||
16 | Размножение и развитие растений. Практическая работа №4 «Изучаем способы распространения плодов» | 1 | 23.10 | ||
17 | Охрана растений. Тест. | 1 | 27.10 | ||
18 | Разнообразие животных. | 1 | 30.10 | ||
19 | Приспособление животных к добыванию пищи, защите от врагов | 1 | 10.11 | ||
20 | Проект «Разнообразие природы нашего края». | 1 | 13.11 | ||
21 | Размножение и развитие животных. | 1 | 17.11 | ||
22 | Охрана животных. | 1 | 20.11 | ||
23 | Разнообразие грибов. | 1 | 24.11 | ||
24 | Великий круговорот жизни. Обобщение по теме " Эта удивительная природа ". Тест. | 1 | 27.11 | ||
«Мы и наше здоровье» - 9 ч. | |||||
25 | Анатомия, физиология. Гигиена как наука. Практическая работа №5 «Измеряем свой рост и массу тела» | 1 | 1.12 | ||
26 | Органы чувств. | 1 | 4.12 | ||
27 | Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Практическая работа №6 «Исследуем нашу кожу» | 1 | 8.12 | ||
28 | Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. | 1 | 11.12 | ||
29 | Питательные вещества. Пищеварительная система. Практическая работа №7 «Изучаем состав продуктов» | 1 | 15.12 | ||
30 | Проект «Школа кулинаров». | 1 | 18.12 | ||
31 | Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Практическая работа №8 «Учимся измерять пульс» | 1 | 22.12 | ||
32 | Закаливание как фактор предупреждения заболеваний, способы закаливания. Умей предупреждать болезни. | 1 | 25.12 | ||
33 | Здоровый образ жизни. Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье». Тест. | 1 | 12.01 | ||
«Наша безопасность» - 8 ч. | |||||
34 | Огонь, вода и газ. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | 15.01 | |||
35 | Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. | 1 | 19.01 | ||
36 | Дорожные знаки. | 1 | 22.01 | ||
37 | Проект «Кто нас защищает». | 1 | 26.01 | ||
38 | Правила поведения в потенциально опасных местах. | 1 | 29.01 | ||
39 | Природа и наша безопасность. | 1 | 2.02 | ||
40 | Правила экологической безопасности. Практическая работа №9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды». | 1 | 5.02 | ||
41 | Обобщение по разделу «Наша безопасность». Тест. | 1 | 9.02 | ||
«Чему учит экономика» - 11 ч. | |||||
42 | Роль экономики в жизни человека. | 1 | 12.02 | ||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | 16.02 | ||
44 | Полезные ископаемые. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых Практическая работа № 10 «Исследуем полезные ископаемые» | 1 | 19.02 | ||
45 | Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Практическая работа №11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» | 1 | 23.02 | Данная тема проведена 26.02 | |
46 | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. | 1 | 26.02 | ||
47 | Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. | 1 | 2.03 | ||
48 | Проект «Экономика родного края». | 1 | 5.03 | ||
49 | Роль денег в экономике. Виды денежных знаков. Практическая работа №12 «Изучаем российские монеты» | 1 | 9.03 | ||
50 | Государственный бюджет. Источники доходов. | 1 | 12.03 | ||
51 | Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. | 1 | 16.03 | ||
52 | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Обобщение по разделу « Чему учит экономика ». Тест. | 1 | 19.03 | ||
«Путешествия по городам и странам» - 16 ч. | |||||
53 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. | 1 | 23.03 | ||
54 | Золотое кольцо. Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов. | 1 | 2.04 | ||
55 | Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома и их достопримечательности | 1 | 6.04 | ||
56 | Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечательности. | 1 | 9.04 | ||
57 | Проект «Музей путешествий» | 1 | 13.04 | ||
58 | Государства, граничащие с Россией, их столицы. | 1 | 16.04 | ||
59 | Страны севера Европы. | 1 | 20.04 | ||
60 | Страны Бенилюкса. | 1 | 23.04 | ||
61 | Страны центра Европы | 1 | 27.04 | ||
62 | Путешествие по Франции. | 1 | 30.04 | ||
63 | Путешествие по Великобритании. | 1 | 4.05 | ||
64 | Страны на юге Европы. | 1 | 7.05 | ||
65-66 | Путешествие по знаменитым местам Мира. | 2 | 11.05 | ||
67 | Обобщение по разделу « Путешествия по городам и странам ». Тест. | 1 | 14.05 | ||
68 | Проект « Путешествия по городам и странам» | 1 | 18.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...