Рабочая программа и КТП по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Радченко Ольга Николаевна

На изучение окружающего мира  в 1 классе отводится 2 ч. в неделю.Курс расчитан на 68 ч.(2 ч. в неделю).Программа разработана на основе:  «УМК. Окружающий мир: 1 класс под ред. А.А.Плешакова . М.: Просвещение, 2018г.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

I. Планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир»

Согласно государственному образовательному стандарту начального общего образования, изучение окружающего мира в 1 классе  направлено на достижение следующей  цели: 

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.

Данная цель обуславливает решение следующих задач:

  • развитие осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие обучающегося;
  • формирование предпосылок научного мировоззрения;
  • воспитание посредством социализации обучающегося, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств;
  • освоение разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
  • формирование опыта умения  выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  • ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
  • первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
  • представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);
  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
  • первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • первичного представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу*;
  • первичного представления о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
  • первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
  • этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Регулятивные УУД

Учащийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя).

Учащийся получит возможность научиться:

  • сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные УУД

Учащийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
  • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

Учащийся получит возможность научиться:

  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
  • располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Коммуникативные УУД.

Учащийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

Учащийся получит возможность научиться:

  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых  по теме проекта.

Предметные результаты:

К концу обучения в 1 классе учащийся научится:

  • правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
  • различать флаг и герб России;
  • узнавать некоторые достопримечательности столицы;
  • называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
  • проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
  • проводить опыты с водой, снегом и льдом;
  • различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
  • различать овощи и фрукты;
  • определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
  • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
  • сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
  • сравнивать реку и море;
  • использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
  • находить на глобусе холодные и жаркие районы;
  • различать животных холодных и жарких районов;
  • изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
  • различать прошлое, настоящее и будущее;
  • называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
  • соотносить времена года и месяцы;
  • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
  • объяснять причины возникновения дождя и ветра;
  • перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
  • ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
  • мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
  • раздельно собирать мусор в быту;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
  • подбирать одежду для разных случаев;
  • правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
  • правильно переходить улицу;
  • соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
  • различать виды транспорта;
  • соблюдать правила безопасности в транспорте.

К концу обучения в 1 классе учащийся получит возможность научиться:

  • рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
  • называть основные условия благополучной жизни растений и животных;
  • различать некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
  • характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);
  • различать и приводить примеры предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
  • проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
  • группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
  • сознательно выполнять правила экологического поведения;
  • высказывать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;
  • определять по внешнему виду названия различных растений.
  • измерять длину небольшого тела; времени по часам;
  • описывать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний» объект;
  • по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;
  • перечислять основные элементы режима дня и гигиенических норм;
  • называть характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;
  • приводить примеры насекомых, рыб, зверей.

II.Содержание учебного предмета

Раздел

Кол-во

часов

Содержание разделов

(тем)

Виды

деятельности

Введение. Что и кто?

21

 Задавайте вопросы!

Школа – твой второй дом. Экскурсия по школе. Дорога от дома до школы.  Правила безопасности в пути (урок-экскурсия).ОБЖ.

Основные правила поведения в школе. Что такое Родина? Что мы знаем о народах России?

Что мы знаем о Москве?

Что у нас над головой?

Что у нас под ногами?

Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растёт клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? Проект «Моя малая Родина». ОБЖ. Правила безопасного поведения на дорогах. Правила безопасной жизни. Мы – пассажиры, обязанности пассажиров. Правила безопасного поведения в природе. Оказание первой медицинской помощи при укусах насекомых. Правила безопасного поведения на водоёме в разное время года. Правила безопасности при общении с животными.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. Правила безопасной работы на компьютере.

Задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника;

различать способы и средства познания окружающего мира;

оценивать результаты своей работы на уроке.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию по теме урока.

Работать в паре: рассказывать (по фотографиям  личным впечатлениям) на тему урока,

обсуждать. Работать со взрослыми: находить информацию относящуюся к теме урока, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Выполнять тестовые задания учебника.

Как, откуда и куда?

12

Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода  и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения, животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Проект «Моя семья». ОБЖ. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Правила обращения с электроприборами. Правила безопасного поведения у водоёма. Правила безопасного поведения в лесу. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Осторожно, гололед!

Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; ухаживать за животными живого уголка; наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе. Изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм. Запомнить правила подкормки птиц. Обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора. Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Где и когда?

11

Когда учиться интересно? Когда придёт суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда?

Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?

Проект «Мой класс и моя школа». ОБЖ.

Профилактика безопасного поведения в школе. Правила противопожарной безопасности.  Причины детского дорожно-транспортного травматизма. Правила безопасной езды на велосипеде. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д., коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); оформлять фотовыставку.

 Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;  называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. Анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы. Характеризовать природные явления в разные времена года; называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым. Рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;  приводить примеры

животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Почему и зачем?

24

 Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили, поезда? Зачем строят корабли, самолеты? Почему в автомобиле и поезде, на корабле и самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? Проект «Мои домашние питомцы». Где можно играть и где нельзя. Как вести, когда ты дома один. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. Номера телефонов экстренной помощи. Правила безопасного поведения в общественных местах. Экологическая безопасность.

Обсуждать, почему и как следует беречь уши. Высказывать предположения о причине возникновения эха. Описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

высказывать предположения о причинах возникновения радуги. Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать наше отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой.

Итого: 68 ч

III. Календарно-тематическое планирование.

Темы  уроков

Дата

план

факт

Ведение. Что и кто? (21 час)

1.

Введение. Задавайте вопросы. Экскурсия: «Наша школа».

04.09.

2.

Что такое Родина?

06.09.

3.

Что мы знаем о народах России?

11.09.

4.

Что мы знаем о Москве?

13.09.

5.

Проект «Моя малая Родина»

18.09.

6.

«Что у нас над головой?»

20.09.

7.

Что у нас под ногами?

25.09.

8.

Что общего у разных растений?

27.09.

9.

Что растёт на подоконнике?

02.10.

10.

Что растёт на клумбе?

04.10.

11.

Экскурсия  «Что это за листья?»

09.10.

12.

Что такое хвоинки?

11.10.

13.

Кто такие насекомые?

16.10.

14.

Кто такие рыбы?

18.10.

15.

Кто такие птицы?

23.10.

16.

Кто такие звери?

25.10.

17.

Что окружает нас дома?

06.11.

18.

Что умеет компьютер?

08.11

19.

Что вокруг нас может быть опасным?

13.11.

20.

На что похожа наша планета?

15.11.

21.

Проверка знаний и умений по разделу «Кто и что?»

Презентация проекта «Моя малая Родина».

20.11.

Как, откуда и куда? (12 часов)

22.

Как живёт семья? Проект «Моя семья».

22.11.

23.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

27.11.

24.

Откуда в наш дом приходит электричество?

29.11.

25.

Как путешествует письмо?

04.12.

26.

Куда текут реки?

06.12.

27.

Откуда берутся снег и лёд?

11.12.

28.

Как живут растения?

13.12.

29.

Как живут животные?

18.12.

30.

Как зимой помочь птицам?

20.12.

31.

Откуда берётся и куда девается мусор?

25.12.

32.

Откуда в снежках грязь?

27.12.

33.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

10.01.

Где и когда? (11часов)

34.

Когда учиться интересно?

15.01.

35.

Проект «Мой класс и моя школа».

17.01.

36.

Когда придёт суббота?

22.01.

37.

Когда наступит лето?

24.01.

38.

Где живут белые медведи?

29.01.

39.

Где живут слоны?

31.01.

40.

Где зимуют птицы?

05.02.

41.

Когда появилась одежда?

07.02

42.

Когда изобрели велосипед?

19.02.

43.

Когда мы станем взрослыми

21.02.

44.

Поверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

26.02.

Почему и зачем? (24 часа)

45.

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

28.02.

46.

Почему Луна бывает разной?

04.03.

47.

Почему идёт дождь и дует ветер?

06.03.

48.

Почему звенит звонок?

11.03.

49.

Почему радуга разноцветная?

13.03.

50.

Почему мы любим кошек и собак?

18.03.

51.

Проект «Мои домашние питомцы».

20.03.

52.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Правила поведения на лугу.

01.04.

53.

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

03.04.

54.

Зачем мы спим ночью?

08.04.

55.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

10.04.

56.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

15.04.

57.

Зачем нам телефон и  телевизор?

17.04.

58.

Зачем нужны автомобили?

22.04.

59.

Зачем нужны поезда? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

24.04

60.

Зачем строят корабли?

29.04.

61.

Зачем строят самолёты?

06.05.

62.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

08.05.

63.

Почему на корабле и самолёте нужно соблюдать правила безопасности.

13.05.

64.

Зачем люди осваивают космос?

15.05.

65.

Почему мы часто слышим слово «экология»

20.05.

66.      

Поверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

 

22.05.

       

67.

Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

27.05

68.

Правила безопасного поведения в общественных местах.  Обобщение

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России"

Окружающий мирПояснительная запискаРабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «...

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром 3 класс "Школа России"

Данная рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования базисного учебного плана школ слепых ...

Рабочая программа с КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России"

Рабочая программа с КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России" составлена на основе требований ФГОСов....

Рабочая программа и КТП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"

Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и разра...

Рабочая программа и КТП по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС

Рабочая программа и КТП по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС...