Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром 3 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Данная рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования базисного учебного плана школ слепых и слабовидящих и авторской программы по курсу «Мир вокруг нас» автор Плешаков.А.А. Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение природоведения в 3 классе составит 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oom.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования базисного учебного плана школ слепых и слабовидящих и авторской программы по курсу «Мир вокруг нас» автор Плешаков.А.А. Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение природоведения в 3 классе составит 68 часов.
Изучение данного предмета строится и имеет связь с личным опытом ребенка, что способствует более высокому уровню усвоения материала детьми: все понимают учебные задачи и стремятся выполнить их; 72 % могут сформулировать выводы из изученного материала; все дети приводят свои примеры по заданиям; умеют работать в парах; могут классифицировать растения и животных.
Цель данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Изучение курса природоведения в начальной школе имеет большое значение, так как оно закладывает основы формирования у слабовидящих детей научно-материалистического понимания явлений окружающего мира, позволяет развить у учащихся гуманные чувства, интерес, любовь и бережное отношение к природе, понимание прекрасного, патриотизм и что особенно важно для данной категории учащихся, в определённой степени скоррегировать специфические особенности познавательной деятельности, определяемые имеющимися у детей нарушениями зрения.
Основные задачи начального этапа обучения природоведению в школах для слабовидящих детей:
- дать детям конкретные элементарные знания о предметах и явлениях живой и неживой природы, раскрыть взаимосвязи между ними в форме, доступной пониманию младших школьников;
- воспитать у детей любовь к родной природе, стремление к охране и бережному использованию её богатств;
- познакомить с трудовой деятельностью человека, направленной на разумное использование и приумножение природных ресурсов;
- сообщить сведения об организме человека и охране его здоровья;
- способствовать у младших школьников навыков личной гигиены;
- вооружить учащихся умениями и навыками для проведения наблюдений в природе;
- обеспечить слабовидящим детям получение полного объёма учебной информации, используя специальные приёмы и средства обучения наряду со средствами и методами, имеющими применение при обучении нормально видящих учащихся.
Преподавание природоведения в школах для слабовидящих детей имеет некоторые специфические особенности. Овладение знаниями по предмету связано с непосредственными наблюдениями, базирующимся на неполноценном зрительном восприятии, которое у слабовидящих школьников страдает несовершенством в связи с различными формами нарушения зрения. Нарушение зрения отрицательно сказывается на процессе восприятия, отличающемся у данной категории учащихся замедленностью и фрагментарностью обозреваемых объектов.
Сочетание различных методов, приёмов и средств обучения природоведению слабовидящих детей приобретает исключительно важное значение. Оно позволяет восполнить недостатки восприятия учебного материала, выработать правильные обобщённые представления и сформировать приёмы ориентации на рабочем месте ученика при проведении практических работ, экскурсий и при ориентировании на местности.
В III классе первоначальные понятия о природе расширяются. В курсе рассмотрены связи между живой и неживой природой, между компонентами живой природы (растениями и животными, между различными животными и др.), то есть даётся покомпонентное изучение материала:
Вода человек
Вода растения
Воздух человек
Растения человек (двусторонняя связь)
Главное в курсе природоведения III класса – показать связи между человеком и природой. Показать многообразную роль природы в жизни человека.
Человек – «локомотив» всех изменении. Протекают все эти процессы потому, что влияние вызывающих их факторов передаётся по цепочке существующих в природе связей.
Весь курс III класса учит жить в гармонии с окружающей средой. Одновременно раскрывается противоречие между обществом и природой, пути его разрешения.
Речь идёт о реальных экологических проблемах, встающих перед человечеством. Работа по дано программе способствует воспитанию гуманной, творческой личности, бережно относящейся к богатствам природы и общества.
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:
Учебный комплект для учащихся: А. А. Плешаков. Учебник «Мир вокруг нас. 3 класс» (1 – 2 части). – М.: Просвещение, 2006 г.; А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь для 3 класса. В 2-х частях. «Мир вокруг нас». – М.: Просвещение, 2008г;
А.А.Плешаков. Проверь себя: тетрадь для учащихся 3 классов начальной школы. В 2 ч. – М.; Вита-Пресс, 2008г.
Наличие методических разработок для учителя:
Е. М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас. 3 класс»; А.А.Плешаков. «Зеленые страницы». – М.: Просвещение, 1998 г;
А.А. Плешаков. От земли до неба: атлас-определитель для уч. нач. кл. – М.: Просвещение, 2006 г.
Тематическое – планирование по ознакомлению с окружающим миром 3 класс
№ | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | дата | примечания | |
план | факт | |||||||
1 | Как устроен мир. | Природа | 1 | Знать - название нашей планеты. родной страны и ее столицы; региона, родного города; государственную символику России. | текущий | 7.09 | ||
2 | Человек. | 1 | Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных | д/з | 9.09 | |||
3 | Общество. | 1 | Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества. | текущий | 14.09 | |||
4 | Мир глазами эколога. | 1 | Понимать основные экологические проблемы природы и современного общества. | текущий | 16.09 | |||
5 | Природа в опасности! | 1 | Понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в водоемах, в школе). | текущий | 21.09 | |||
6 | Эта удивительная природа. | Тела, вещества, частицы. | 1 | Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы». | текущий | 23.09 | ||
7 | Разнообразие веществ. | 1 | Понимать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. | д/з | 28.09 | |||
8 | Воздух и его охрана. | 1 | Знать основные свойства воздуха | текущий | 30.09 | |||
9 | Вода. | 1 | Знать - основные свойства воды; общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения. | текущий | 5.10 | |||
10 | Превращение и круговорот воды. | 1 | текущий | 7.10 | ||||
11 | Берегите воду! | 1 | текущий | 12.10 | ||||
12 | Как разрушаются камни. | 1 | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. | д/з | 14.10 | |||
13 | Что такое почва. | 1 | Обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве. | текущий | 19.10 | |||
14 | Что такое почва. | 1 | Обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве. | текущий | 21.10 | |||
15 | Разнообразие растений. | 1 | Учащиеся должны уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. | текущий | 26.10 | |||
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | текущий | 28.10 | ||||
17 | Размножение и развитие растений. | 1 | Учащиеся должны уметь использовать знания и умения для ухода за растениями; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) | д/з | 2.11 | |||
18 | Размножение и развитие растений. | 1 | текущий | 11.11 | ||||
19 | Эта удивительная природа. | Охрана растений | 1 | Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. | текущий | 16.11 | ||
20 | Разнообразие животных. | 1 | Актуализировать знания о животном мире. | текущий | 18.11 | |||
21 | Кто что ест. | 1 | Характеризовать животных по типу питания. | текущий | 23.11 | |||
22 | Невидимая сеть и невидимая пирамида. | 1 | Анализировать схемы цепей питания. | текущий | 25.11 | |||
23 | Размножение и развитие животных. | 1 | Характеризовать животных по способу размножения. | текущий | 30.11 | |||
24 | Размножение и развитие животных. | 1 | Характеризовать животных по способу размножения. | текущий | 2.12 | |||
25 | Охрана животных. | 1 | Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. | текущий | 7.12 | |||
26 | В царстве грибов. | 1 | Характеризовать строение шляпочных грибов. | текущий | 9.12 | |||
27 | В царстве грибов. | 1 | Характеризовать строение шляпочных грибов. | текущий | 14.12 | |||
28 | Великий круговорот жизни. | 1 | Понимать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота. | текущий | 16.12 | |||
29 | Мы и наше здоровье | Организм человека. | 1 | Характеризовать системы органов человека. | текущий | 21.12 | ||
30 | Как мы воспринимаем окружающий мир. | 1 | Распознавать предметы по запаху, на ощупь. | текущий | 23.12 | |||
31 | Как мы воспринимаем окружающий мир. | 1 | Распознавать предметы по запаху, на ощупь. | текущий | 11.01 | |||
32 | Надёжная защита организма. | 1 | Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. | текущий | 13.01 | |||
33 | Опора тела и движение. | 1 | Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. | текущий | 18.01 | |||
34 | Наше питание. | 1 | Характеризовать изменения, происходящие с пищей в процессе переваривания. | текущий | 20.01 | |||
35 | О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества. | 1 | Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме человека. | текущий | 25.01 | |||
36 | Это зависит от тебя. | 1 | Понимать инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. | текущий | 27.01 | |||
37 | Здоровый образ жизни. | 1 | Различать факторы, укрепляющие здоровье. И факторы, негативно на него влияющие. | текущий | 1.02 | |||
38 | Наша безопасность. | Огонь, вода и газ. | 1 | Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. | текущий | 3.02 | ||
39 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | Понимать правила безопасного поведения. | текущий | 8.02 | |||
40 | Дорожные знаки. | 1 | Знать разные типы дорожных знаков. | текущий | 10.02 | |||
41 | Опасные места. | 1 | Знать правила поведения в потенциально опасных местах. | текущий | 15.02 | |||
42 | О молниях, змеях, собаках и прочем. | 1 | текущий | 17.02 | ||||
43 | Экологическая безопасность. | 1 | Понимать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. | текущий | 22.02 | |||
44 | Для чего нужна экономика. | 1 | Раскрывать понятие «экономика», «потребности», «товары», «услуги». | текущий | 24.02 | |||
45 | Три «кита» экономики. | 1 | Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. | текущий | 29.02 | |||
46 | Три «кита» экономики. | 1 | Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг | текущий | 2.03 | |||
47 | Полезные ископаемые. | 1 | Выявлять, при производстве, каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. | текущий | 7.03 | |||
48 | Растениеводство. | 1 | Различать и классифицировать культурные растения. | текущий | 9.03 | |||
49 | Животноводство. | 1 | Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. | текущий | 14.03 | |||
50 | Какая бывает промышленность. | 1 | Характеризовать отрасли промышленности по роли их в производстве товаров. | текущий | 16.03 | |||
51 | Что такое деньги. | 1 | Раскрывать роль денег в экономике. | текущий | 21.03 | |||
52 | Государственный бюджет. | 1 | Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. | текущий | 4.04 | |||
53 | Семейный бюджет. | 1 | Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. | текущий | 6.04 | |||
54 | Экономика и экология. | 1 | Характеризовать вредное воздействие различны отраслей экономики на окружающую среду. | текущий | 11.04 | |||
55 | Золотое кольцо России | 1 | Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. | текущий | 13.04 | |||
56 | Золотое кольцо России | 1 | текущий | 18.04 | ||||
57 | Наши ближайшие соседи. | 1 | Показывать на карте России границы и пограничные государства. | текущий | 20.04 | |||
58 | Наши ближайшие соседи. | 1 | текущий | 25.04 | ||||
59 | На севере Европы. | 1 | Соотносить государства и флаги. | текущий | 27.04 | |||
60 | На севере Европы. | 1 | текущий | 2.05 | ||||
61 | Что такое Бенилюкс? | 1 | Описывать достопримечательности Бенилюкса по фотографиям. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. | текущий | 4.05 | |||
62 | В центре Европы. | 1 | текущий | 11.05 | ||||
63 | Путешествие по Франции и Великобритании. | 1 | Узнавать и описывать достопримечательности Франции по фотографиям. | текущий | 16.05 | |||
64 | Путешествие по Франции и Великобритании. | 1 | текущий | 18.05 | ||||
65 | На юге Европы. | 1 | Узнавать и описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. | текущий | 23.05 | |||
66 | По знаменитым местам мира. | 1 | Работать с картой. | текущий | 25.05 | |||
67 | Обобщающие уроки. | 1 | Выступать с подготовленными сообщениями. | текущий | 30.05 | |||
68 | Обобщающие уроки. | 1 | текущий |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- Что такое тела, вещества, частицы.
- Компоненты живой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства.
- Компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы.
- Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, и некоторые их отличительные признаки.
- Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери их отличительные признаки.
- Некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы.
- Некоторые взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу.
- Строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.
Учащиеся должны уметь:
- Различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных.
- Устно описывать объекты природы;
- Объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- Подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
- Измерять температуру воздуха с помощью термометра;
- Проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- Изготавливать кормушки для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы.
- Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
- Выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.
Литература
- М.А.Козлова редактор – составитель Я иду на урок в начальную школу. 1-4 класс. М.: Первое сентября.
- О.Т.Подглазова Методические рекомендации по изучению исторического материала в интегрированном курсе «Окружающий мир» - пособие для учителя, 3 класс. Издательство «Ассоциация XXI век» Смоленск,- 2003г.
- С.В.Савинова, Е.Е.Гугучкина Нестандартные уроки в начальной школе. Издательство «Учитель», - Волгоград, - 2003г.
- И.Г.Юдина Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы. Волгоград, - 2002г.
- Е. М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас. 3 класс»;
- А.А.Плешаков. «Зеленые страницы». – М.: Просвещение, 1998 г;
- А.А. Плешаков. От земли до неба: атлас-определитель для уч. нач. кл. – М.: Просвещение, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России"
Окружающий мирПояснительная запискаРабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «...
Рабочая программа с КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России"
Рабочая программа с КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России" составлена на основе требований ФГОСов....
Рабочая программа и КТП по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС
Технологическая карта...
Рабочая программа по развитию речи (окружающему миру) "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 2 учебных часа в неделю....
Рабочая программа и КТП по окружающему миру "Школа России", 1-4 классы
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторских программ....
Рабочая программа и КТП по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС
Рабочая программа и КТП по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС...