Рабочая программа и КТП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Дементьева Наталья Владимировна

     Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и разработано по учебнику:

Плешаков, А. А. Окружающий  мир. 3 класс : учебник  для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2010. Тематическое планирование рассчитано на 68 рабочих часов за учебный год, что составляет 2 часа в неделю.

В данной работе прилагаются тесты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дементьева Наталья Владимировна                                   Рабочая программа                             Окружающий мир 3 класс на 2012-2013 уч. год

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

ст. Беломечетская Кочубеевского района Ставропольского края

«РАССМОТРЕНО»

На заседании МО начальных классов

«--»--------------20—года

Протокол №----

Руководитель МО----------------

                  Жукова М.Н.

«СОГЛАСОВАНО»

«--»------------------20—года

Протокол МС  №----


Заместитель директора по УПР------------

                                    Корнев С.Г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СОШ № 7

-------------- Прокопова С.В.


«--»---------------20—года

Приказ №---

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

Для  3  класса

Разработана

Дементьевой Натальей Владимировной

учителем начальных классов

2012 – 2013 г.

Пояснительная записка

     Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и разработано по учебнику:

Плешаков, А. А. Окружающий  мир. 3 класс : учебник  для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2010. Тематическое планирование рассчитано на 68 рабочих часов за учебный год, что составляет 2 часа в неделю.

            Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

               Учебно-методический комплект, реализующий программу «Окружающий мир» в 3 классе, включает:  

Плешаков  А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учебник для  3 класса  В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2006.

Плешаков  А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2006.

  В курсе 3 класса выделяется несколько содержательных линий:

обобщение, систематизация и расширение уже имеющиеся у детей представлений о многообразии природы, взаимодействии природы и человека. Обучающиеся получают представление о людях, населяющих нашу планету, знакомятся с понятием «общество»;

изучение воздуха, воды и других компонентов природы через полученные детьми элементарные знания о твердых, жидких, газообразных телах и веществах. Применительно к каждому компоненту рассматриваются его особенности, значение в природе и жизни человека, охрана данного природного

компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т. д.), а также между природой и человеком;

формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены;

изучение основ безопасной жизнедеятельности и формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами безопасности в быту, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, при обращении с животными и т. д.;

получение элементарных экономических знаний;

формирование первоначальных географических представлений: о родной стране, о разных странах мира. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ.

               

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(68 часов)

Как устроен мир? (7 часов) 
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — «ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — член общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (21 час) 
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); виды растений. Дыхание и питание

растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.); виды животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.

Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы- производители, организмы- потребители организмы - разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье ( 10 часов) 
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.


              Наша безопасность (8 часов) 
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.


Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах.
Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защититься от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика? (12 часов) 
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI в.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (10 часов) 
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).


Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

3 класс

Экскурсии:

Природа, ее разнообразие.

Разнообразие растений

Разнообразие животных

Дорожные знаки в окрестностях станицы

Практические работы:

Тела, вещества, частицы.

Состав и свойства воздуха.

Свойства воды.

Круговорот воды.

Состав почвы.

Размножение и развитие растений.

Знакомство с внешним строением кожи.

Подсчет ударов пульса.

Полезные ископаемые.

Знакомство с культурными растениями.

Знакомство с различными монетами.

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

№ урока

Вид работы

По теме

7

Проверочная работа № 1

Как устроен мир?

12

Проверочная работа № 2

Превращения и круговорот воды

28

Проверочная работа № 3

Эта удивительная природа

38

Проверочная работа № 4

Мы и наше здоровье

46

Проверочная работа № 5

Наша безопасность

58

Проверочная работа № 6

Чему учит экономика?

67

Проверочная работа № 7

Что мы узнали и чему научились за год?

Практическая часть

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего

Проверочная работа

2

1

2

2

7

Тест

2

5

6

2

15

Экскурсия

1

1

1

1

4

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Обучающиеся должны знать:

что человек – часть природы и общества;

понятия: тела, вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;

основные свойства воздуха и воды, что такое круговорот воды в природе;

основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности; основы экологической безопасности;

потребности людей; товары и услуги;

роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; основы семейного бюджета;

некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучающиеся должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа - определителя; различать представителей наиболее распространённых в данной местности растений и животных, съедобные и несъедобные грибы;

проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

выполнять правила личного поведения на природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

владеть элементарными приёмами чтения карты;

приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столицы.

ЛИТЕРАТУРА:

Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2009,

Дмитриева О. И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. М.:ВАКО, 2010,

Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть, Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008,

Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011, (Школа России)

Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, (Школа России)

Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011,

Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011,

Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011

Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011

Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тесты: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по окружающему миру

        Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4»  ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Содержание курса.

Элементы содержания раздела

Результат обучения

Контроль







КАК УСТРОЕН МИР

7 часов

Обучающиеся  должны знать:

понятия: «биология», «экология», «окружающая среда», «заповедник»

отличия живых существ от элементов неживой природы;

царства живой природы: растения, животные, грибы, микробы;

государственные символы России;

меры, принимаемые для охраны природы;

2-3 названия исчезнувших животных;

некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу России;

Обучающиеся  должны понимать:

отличие человека от других живых существ;

взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы;

значение природы для человека;

что такое общество; 

основные экологические проблемы природы и современного общества.

Обучающиеся должны уметь:

различать объекты природы и предметы, созданные человеком;

различать объекты живой и неживой природы;

приводить примеры экологических связей; 

соблюдать правила поведения в природе;

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта








Проверочная работа









ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА 

 21 час

Обучающиеся  должны знать:

понятия: «тело», «вещество», «частица», «химия», «поваренная соль», «кислота», «крахмал», «фильтр», «состояние», «испарение», «круговорот», «почва», «плодородие», «ботаника», «вид», «опыление», «ботанический сад», «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «хищники», «млекопитающие», «цепь питания», «сеть питания», «экологическая пирамида», «личинка», куколка», «малек», «головастик», «грибница», «производители», «потребители»,

«разрушители»;

как обнаружить крахмал в продуктах питания;

состав воздуха, воды, почвы;

свойства воздуха, воды;

значение воздуха, воды для живых организмов;

отчего загрязняется воздух, вода;

что нужно делать людям, чтобы воздух и вода был чистым;

три состояния воды;

главное свойство почвы;

значение растений и животных для природы и человека;

группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;

отличительные признаки этих групп растений;

как распространяются семена и плоды растений;

какие условия нужны для прорастания семян;

причины уменьшения дикорастущих растений: хозяйственная деятельность людей, сбор букетов, вытаптывание, неправильный сбор лекарственных трав;

несколько представителей растений, грибов и животных из Красной книги России;

причины уменьшения диких животных: вырубка лесов, загрязнение воды, неумеренная охота, неправильное поведение человека в природе, хозяйственная деятельность людей;

группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери;

группы животных по особенностям питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные;

как размножаются и развиваются насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери;

строение гриба;

какие грибы относятся к съедобным, а какие – несъедобные;

правила сбора грибов: собирать только те грибы, которые хорошо знаешь; когда ищешь грибы, не разрывать листву, мох; срезать грибы ножом; не брать старые грибы; не собирать грибы возле шоссейных дорог, предприятий, в городских скверах;


Обучающиеся  должны понимать:

что тела состоят из веществ;

что  вещества состоят из частиц;

почему с кислотами нужно обращаться осторожно;

почему при нагревании воздух и вода расширяются, а при охлаждении сжимаются;

как происходит круговорот воды в природе;

как происходит разрушение твердых горных пород;

как живые существа влияют на плодородие почвы;

как образуется почва;

как перегной превращается в соли;

как происходит процесс дыхания и питания растений;

как происходит опыление;

как развивается растение из семени;

как грибы связаны с деревьями;

какое значение для леса имеют грибы;

процесс круговорота веществ в природе;

Обучающиеся  должны уметь:

очищать воду с помощью фильтра;

строить схемы  цепей и сетей питания;

строить схемы экологических пирамид;

по схеме рассказывать о круговороте жизни на Земле;

объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в  природе и между природой и человеком;

изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;

выполнять правила поведения в природе и обосновывать их необходимость;

в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;












Тесты


Проверочная работа





МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ   

10 часов

Обучающиеся  должны знать:

понятия: «органы», «система органов», нервная система», «анатомия», «физиология», «обоняние», «осязание», «ушиб», «ожог», «обмораживание», «опорно-двигательная система», «скелет», «мышцы», «белки», «жиры», «углеводы», «витамины», «пищеварительная система», «дыхательная система», «кровеносная система», «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия», «здоровый образ жизни»;

названия внутренних органов человека;

что изучает науки анатомия и физиология;

органы чувств и их роль в жизни человека;

из каких частей состоит скелет человека: череп, позвоночник, ребра, кости рук, кости ног;

строение пищеварительной системы: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник;

строение дыхательной системы: носовая полость, трахея, бронхи, легкие;

строение кровеносной системы: сердце, кровеносные сосуды;

некоторые виды инфекционных заболеваний и как уберечься от инфекции.

Обучающиеся  должны понимать:

что деятельностью организма управляет нервная система;

значение кожи для тела человека;

значение скелета, как опоры тела  человека и защиты внутренних органов от повреждений;

роль мышц для тела;

значение правильной осанки для здоровья человека;

процесс переваривания пищи в организме;

процесс дыхания;

роль крови в организме;

Обучающиеся  должны уметь:

соблюдать правила охраны зрения;

ухаживать за кожей: мыться с мыло и мочалкой не реже 1 раза в неделю, мыть руки перед едой и вытирать их личным полотенцем, пользоваться детским кремом;

оказывать первую помощь при небольших ранках, при ушибах, ожогах, обморожениях;

закаливать свой организм;

вырабатывать правильную осанку;

определять наличие питательных веществ в продуктах, изучив этикетку;

правильно питаться;

определять пульс;

вести здоровый образ жизни;

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

 







Тесты


Проверочная работа

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ

8 часов

Обучающиеся  должны знать:

понятия: «диспетчер», «сервис», «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр»;

номера телефонов экстренных служб;

места расположения вентилей, перекрывающих воду (дома);

основные дорожные знаки и их назначение;

основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране;

Обучающиеся  должны понимать:

что деятельностью организма управляет нервная система;

значение кожи для тела человека: защита от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий.

Обучающиеся  должны уметь:

соблюдать правила пожарной безопасности;

быстро эвакуироваться из здания школы;

перекрывать вентили с горячей и холодной водой;

перекрывать газ в газовой плите;

соблюдать правила дорожного движения;

соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;

уберечься от удара молнии;

оказать первую помощь, если укусила змея;

соблюдать правила безопасного поведения с домашними животными;

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.






Тесты


Проверочная работа




ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА

12 часов

Обучающиеся  должны знать:

понятия: «потребности», «товары», «услуги», «природные богатства», «капитал», «месторождение», «геолог», «отрасль», «растениеводство», «зерновые культуры», «кормовые культуры», «прядильные культуры», «животноводство», «бартер», «купля-продажа», «денежные единицы», «сбережения», «бюджет», «доходы», «расходы»,  «налоги», «стипендия», «пенсия», «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз»;

7-8 названий полезных ископаемых (железная

руда, известняк, каменный уголь, нефть, гранит, глина, природный газ);

способы добычи полезных ископаемых;

представителей различных групп культурных растений;

представителей различных групп домашних животных;

отрасли промышленности;

Обучающиеся  должны понимать:

в чем состоит главная задача экономики;

от чего  зависит успех труда в экономике;

значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности людей;

как связаны растениеводство и животноводство, животноводство и промышленность;

какую продукцию производит каждая отрасль промышленности;

от чего зависит цена товара;

зачем нужен государственный бюджет;

из чего складываются доходы и расходы в государственном бюджете;

зачем нужен семейный  бюджет;

из чего складываются доходы и расходы в семейном бюджете;

взаимосвязь экономики и экологии.

Обучающиеся  должны уметь:

коротко описать «рождение» какого-либо предмета;

определить название предложенного образца

полезного ископаемого и установить некоторые его свойства (твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое);

давать описание растений по предложенному плану: название, к какой группе относится (дерево, кустарник или травянистое растение), где выращивают (в поле, в саду, на огороде), как человек использует это растение;

определять лицевую и оборотную сторону монеты;

составлять простые экологические прогнозы;

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта;






Тесты





Проверочная работа







ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ

10 часов

Обучающиеся  должны знать:

понятия: «финифть», «сухопутная граница», «морская граница» ;

города Золотого кольца России;

государства, имеющие с Россией морскую границу;

государства, имеющие с Россией сухопутную  границу;

главные достопримечательности государств, граничащих с Россией;

Обучающиеся  должны понимать:

отличие физической и политической карты;

Обучающиеся  должны уметь:

«читать» карту: находить и показывать страну на карте, ее столицу; 

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта;





Тесты


Итоговая проверочная работ а

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Знания и умения

Вид контроля

Домашнее задание

Всего часов

Дата


I четверть (16 часов)

Как устроен мир (7 часов)

1

Природа. Значение природы для людей.

систематизация знаний

Ознакомить с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека;

комбинированный

с.4-6, р\т с.4 №4

1

2

Человек

систематизация знаний

Рассмотреть отличие от других объектов живой природы; ознакомить со ступенями познания.

Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно

комбинированный

вопр.с.15; задание 1; р\т с 7 №4

1

3

Общество

систематизация знаний

Дать представление о людях населяющих планету Земля; подвести к пониманию необходимости проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к Родине.

Учащиеся должны знать и понимать – название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села); – государственную символику России

комбинированный

задание 1, 2 с.20; составить рассказ «моя семья» по плану; р\т с.8 № 3, 4.

1

4

Мир глазами эколога

систематизация знаний

дать понятие об экологии, как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой.

Учащиеся должны знать и понимать основные экологические проблемы природы и современного общества

комбинированный

с.22-25; вопросы с.26; р\т с. 10 №4

1

5

Природа в опасности. Охрана природы

систематизация знаний

Рассказать о влиянии человека на природу и о цели создания Красной книги; учить правильному поведению в природе.

Учащиеся должны знать и понимать основные правила поведения в окружающей среде

тест

с.27-30; вопросы с.32; р\т с. 11-12 № 3, 5

1

6

Обобщение по разделу «Как устроен  мир»

систематизация знаний,

экскурсия

Систематизировать и обобщить знания по разделу;

комбинированный

1

7

Проверочная работа

контроль знаний

Проверить знания по разделу «как устроен мир».

самостоятельная работа

1

Эта удивительная природа (21 час)

8

Тела, вещества, частицы

новые знания

Ознакомить с телами и их составом.

комбинированный

с.34-36; вопросы с. 37.

1

9

Разнообразие веществ

новые знания

Ознакомить с веществами (соль, сахар, крахмал, кислота); учить правильно пользоваться этими веществами.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения

комбинированный

с.39-42, задания с. 43 №1,2; вопросы с.43

1

10

Воздух и его охрана

новые знания

Ознакомить с составом и свойствами воздуха;

Учащиеся должны знать и понимать основные свойства воздуха

комбинированный

с.44-47; вопросы с.47-48; задания № 1-3 с.48; р\т с.20 №5

1

11

Вода

новые знания

Ознакомить со свойствами воды; Учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; напомнить о значении экологически чистой воды.

Учащиеся должны знать и понимать: – основные свойства воды. – общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

комбинированный

с.52, задания №1,2 с.52; р\т с.22 №4

1

12

Превращения и круговорот воды.

Вода-путешественница

новые знания

систематизация знаний

Сформировать представления о круговороте воды как важнейшем явлении в природе; увязать круговорот воды со свойствами воды (переход одного состояния в другое)

Уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта,

Комбинированный,

Проверочная работа

с.56, вопросы; задания с.56 №1,2; р\т с.25 №5

с.53-56, вопросы с.56, рисунок

1

Формировать понятие о круговороте воды в природе; формировать знания об экологической целостности природы.

13

Берегите воду!

систематизация знаний

Рассмотреть причины загрязнения водоемов; ознакомить с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить ее.

Уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта,

комбинированный

с.57-60; вопросы с.61; задания №1,2 с.61; р\т с.26 №2

1

14

Как разрушаются камни

новые знания

Формировать представления о разрушении твердых пород под воздействием определенных факторов.

Уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта,

комбинированный

с.62-63; вопросы с.64; задания №1,2 с.64

1

15

Что такое почва?

новые знания, систематизация знаний

Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы; установить состав почвы, узнать о преобладающих почвах родного края.





в практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

комбинированный

с.65-68; вопросы с.69

1

16

Разнообразие растений

Систематизация знаний, новые знания

Ознакомить с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений.

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3);

– раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Комбинированный,

тест

с.71-75, вопросы с.75; задания №1,2 с.75; р\т №6,7 с.31.

1


II четверть (16 часов)

17

Солнце, растения и мы с вами.

систематизация знаний

Рассмотреть связь солнца, растений и людей; показать роль растений в подражании жизни на земле.

комбинированный

с.76-79; вопросы с.78; задания№1,2 с.79; р\т №5 с.34

1

18

Размножение и развитие растений

систематизация знаний

Расширять знания о жизни растений; дать представление о размножении и развитии растений из семян.

Учащиеся должны уметь:– использовать знания и умения для ухода за растениями;

комбинированный

с.80-82; вопросы с.83; задания №1-3 с.83;

1

19

Охрана растений

систематизация знаний,

экскурсия

Обобщить знания о значении растений в жизни животных и человека; рассмотреть основные экологические правила.

– определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

комбинированный

с.84-86; вопросы с.87; р\т с.39 №7

1

20

Разнообразие животных

новые знания, систематизация знаний

Ознакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками;

Учащиеся должны знать и понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных

Комбинированный,

тест

с.89-94; вопросы с.95; задания с.95 №1,2,3; р\т с.43 №6

1

21

Кто что ест?

новые знания, систематизация знаний.

Ознакомить с классификацией животных по типу пищи; рассмотреть цепи питания животных; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Учащиеся должны знать и понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных

комбинированный

с.96-98; вопросы с.98; задания №1,2 с.98; р\т с.46 №6

1

22

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

новые знания

Ознакомить с невидимой сетью и невидимой пирамидой в дубовом лесу;

Учащиеся должны знать и понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

комбинированный

с.100-103; вопросы с.104;

1

23

Размножение и развитие животных

новые знания, систематизация знаний

Ознакомить с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Учащиеся должны знать и понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

Комбинированный,

Тест

с.105-108; вопросы с.110; р\т с.50 №5;задания с.111 №1-4

1

24

Охрана животных

систематизация знаний

Ознакомить с животными, которые занесены в красную книгу; рассмотреть экологические правила.

Учащиеся должны уметь использовать знания и умения для ухода за животными

Комбинированный,

тест

с.112-115; вопросы с.116; задания 1-3 с.116; р\т №4,6 с.52-53

1

25

В царстве грибов

новые знания, систематизация знаний

Ознакомить с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

комбинированный

с.118-121; вопросы с.122; задания 1-3 с.122; р\т с.55 №4

1

26

Великий круговорот жизни

новые знания

Ознакомить с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями

и животными

комбинированный

задание 2 с.126; вопросы с.126

1

27

Обобщение по разделу «Эта удивительная природа»

систематизация знаний

контроль знаний по разделу «Эта удивительная природа»

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями

и животными

комбинированный

1

28

Проверочная работа

Контроль знаний

Проверить знания уч-ся по разделу «Эта удивительная при рода»

самостоятельная

1

Мы и наше здоровье (10 часов)

29

Организм человека

новые знания, систематизация знаний

Ознакомить с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму.

Учащиеся должны знать и понимать правила сохранения и укрепления здоровья

Комбинированный,

тест

с.128-129; вопросы с.130; р\т № 3 с.58

1

30

Органы чувств

новые знания

Ознакомить с органами чувств; их значение для человека.

Учащиеся должны знать и понимать правила сохранения и укрепления здоровья

комбинированный

с.132-135; вопросы с.1354 задания 1-3 с.135

1

31

Надежная защита организма

новые знания

Ознакомить с «кожей», ее функции.

Учащиеся должны знать и понимать правила сохранения и укрепления здоровья

комбинированный

задания 1-3 с.139; вопросы с.139; р\т с.60 №3

1

32

Опора тела и движение

новые знания

Ознакомить со строением тела человека; формировать представление о здоровом образе жизни.

Учащиеся должны знать и понимать правила сохранения и укрепления здоровья

Комбинированный,

тест

с.143 вопросы; задания 1,2 с.143

1

III четверть (20 часов)

33

Наше питание. Пищеварительная система

новые знания, систематизация знаний

Ознакомить с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой; правила правильного питания;

Учащиеся должны знать и понимать: – правила сохранения и укрепления здоровья; – использовать знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

Комбинированный,

тест

р\т с.63 №5

1

34

Дыхание и кровообращение

новые знания

Рассказать об органах дыхания и выделения; научить заботиться о своем здоровье.

Учащиеся должны знать и понимать: – правила сохранения и укрепления здоровья; – использовать знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

комбинированный

макет.

1

35

Умей предупреждать болезнь

новые знания

Ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях

Учащиеся должны знать и понимать: – правила сохранения и укрепления здоровья; – использовать знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

комбинированный

с.151-153; вопросы с.153; задания 1,2 с.153

1

36

Здоровый образ жизни

систематизация знаний

продолжать работу над правилами сохранения и укрепления здоровья;

комбинированный

с.154-157; вопросы с.157; задания с.157

1

37

Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье»

систематизация знаний

Обобщить знания об устройстве организма человека

комбинированный

Подготовиться к проверочной работе

1

38

Проверочная работа

Контроль знаний

Проверить знания уч-ся по разделу «Мы и наше здоровье»

1

Наша безопасность (8 часов)

39

Огонь, вода, газ.

систематизация знаний

Ознакомить с тем, как выглядит опасность, и причинами ее возникновения

Учащиеся должны знать и понимать – основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах,

в школе); – использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

Комбинированный,

тест

с.4-6, вопросы с.7; задания 1-4 с.7; р\т №4 с.4

1

40

Чтобы путь был счастливым

систематизация знаний

научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

– использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

Комбинированный,

тест

с.8-12; вопросы с.12; задания №1,2 с.13

1

41

Дорожные знаки

систематизация знаний

Ознакомить с дорожными знаками; вспомнить правила безопасного поведения на догах.

Учащиеся должны знать и понимать правила сохранения и укрепления здоровья

комбинированный

задания №1,2 с.17; вопросы с.16; р\т с.11 №4

1

42

Опасные места

систематизация знаний,

экскурсия

Выявить опасные места для человека; учить предвидеть опасности, избегать их, при необходимости действовать решительно и четко.

Учащиеся должны знать и понимать правила сохранения и укрепления здоровья

комбинированный

с.18-21; вопросы с.21-22; р\т №3 с.13.

1

43

О молниях, змеях, собаках и прочем.

систематизация знаний

На практических примерах показать возможность отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека;

Учащиеся должны знать и понимать правила сохранения и укрепления здоровья

комбинированный

вопросы с.28; задание №3 с.28; р\т №6 с.16

1

44

Экологическая безопасность.

систематизация знаний, новые знания

Ознакомить с терминами «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр», «эколог», учить выполнять правила личной экологической безопасности.

Учащиеся должны знать и понимать правила сохранения и укрепления здоровья

комбинированный

с.29-33; вопросы с.34; задания 1,2 с.34; р\т №6 с.20

1

45

Обобщение по теме «Наша безопасность»

обобщение знаний

Обобщить знания по теме

комбинированный

1

46

Проверочная работа

Контроль знаний

Проверить знания уч-ся по разделу «Наша безопасность»

самостоятельная

1

Чему учит экономика (12 часов)

47

Для чего нужна экономика

новые знания, систематизация знаний

Ознакомить с новым значением слова «экономика»

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

комбинированный

с.36-38; вопросы с.38; р\т №8 с.24

1

48

Три кита экономики

новые знания

Ознакомить с новыми понятиями в экономике;

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

комбинированный

описать «рождение» стола,

1

49

Полезные ископаемые

новые знания

Ознакомить со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; учить экономно использовать богатства нашей планеты.

Учащиеся должны уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

Комбинированный,

тест

вопросы с.51; р\т №7,8 с.29

1

50

Растениеводство

новые знания

Ознакомить с одной из отраслей с\х – растениеводством; научить различать культурные растения

Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы

Комбинированный,

тест

вопросы с.57; задания №1,2 с.58; р\т №5,6 с.31

1

51

Животноводство

новые знания

Ознакомить с особенностями разведения и содержания домашних животных;

использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными

Комбинированный,

тест

с.63 №1-3; р\т №5,6 с.33,34.

1

52

Какая бывает промышленность

новые знания

Ознакомить с важнейшей отраслью экономики – промышленностью, научить различать продукцию каждой отрасли промышленности; учить сравнивать , обобщать, группировать предметы быта по отраслям промышленности

Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком

комбинированный

вопросы с.66; задания №1,3 с.67; р\т №5,6 с.37

1

IV четверть (16 часов)

53

Что такое деньги?

новые знания

Ознакомить с монетами, денежными единицами понятием «сбережения»;

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

комбинированный

вопросы с.71; задания №1-4 с.72; р\т №4 с.39

2

54

Государственный бюджет

новые знания

Ознакомить с новыми понятиями (бюджет, расходы, доходы, налоги).

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

комбинированный

вопросы с.75; задания №1,2,4 с.76; р\т №4 с.41

1

55

Семейный бюджет

новые знания

Ознакомить с понятием «семейный бюджет».

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

Комбинированный,

тест

задания№1,3 с.80; р\т№3,4 с.42

1

56

Экономика и экология

новые знания

Ознакомить с задачами экологии и двумя сторонами экономики

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

комбинированный

с.81-85; вопросы с.85; р\т №4 с.44

1

57

Обобщение по теме «Чему учит экономика»

систематизация знаний

обобщить знания по разделу.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

комбинированный

1

58

Проверочная работа

Контроль знаний

Проверить знания уч-ся по разделу «Чему учит экономика»

самостоятельная

1

Путешествие по городам и странам (10 часов)

59

Золотое кольцо России

новые знания

Ознакомить с интересными городами нашей России и некоторыми их достопримечательностями;

Учащиеся должны знать и понимать: – название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села); – показывать на карте границы России,

некоторые города России (родной город, столицу, еще 1–2 города); – использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов,

комбинированный

с.88-97; вопросы с.98; задания №2,4,5 с.99; р\т №7,8 с.49

3

60

Наши ближайшие соседи

новые знания

Ознакомить с государствами – ближайшими соседями России;

Учащиеся должны знать и понимать: – название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села); – показывать на карте границы России,

некоторые города России (родной город, столицу, еще 1–2 города); – использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов,

комбинированный

с.100-105; вопросы с.105; задания №2,3 с.107; р\т №5,6 с.53-54.

1

61

На севере Европы

новые задания

Ознакомить с северными европейскими государствами.

Учащиеся должны знать и понимать: – название страны, ее столицы, региона, показывать на карте границы.




комбинированный

с.110-118; задания 1-3 с.119; р\т №8-10 с.58-59.

2

62

Что такое Бенилюкс?

новые знания

Ознакомить со странами Бенилюкса, экономикой этих стран

поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

комбинированный

с.120-125; вопросы с.126; задания№1-3 с.126; р\т №5,6 с.62

1

63

В центре Европы

новые знания

Ознакомить со странами, расположенными в центре Европы;

Учащиеся должны

уметь:

– показывать на карте изученные страны мира;

комбинированный

с.127-131; вопросы с.132-133; задания 1,2,4 с. 133; р\т№ 8-10 с. 66-67

1

64

Путешествие по Франции и Великобритании

новые знания

Ознакомить еще с двумя европейскими странами.

– использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете;

– использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

комбинированный

135-141; вопросы с.143; задания 2-4 с.143; р\т №9-11 с.72-73

2

65

На юге Европы

новые знания

Ознакомить со странами, расположенными на юге Европы: Грецией, Италией

комбинированный

с.144-148; вопросы с.150; задания №1-4 с.150; р\т №8-10 с.76-77

1

66

По знаменитым местам мира

новые знания

Ознакомить со знаменитыми местами мира

Комбинированный,

тест

доклады

1

67

Итоговая проверочная работа за курс 3 класса

Контроль знаний

Проверить знания уч-ся за курс 3 класса

самостоятельная

1

68

Что мы узнали и чему научились за год? Обобщающий урок-игра КВН

систематизация знаний,

экскурсия

Повторение

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о  нашей планете

комбинированный

1

КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Тест по теме «Разнообразие и жизнь растений»

Наука о растениях называется _______________________.

Соедини название растения с группой, к которой оно относится:

водоросли

        яблоня

мхи

              сосна

папоротники

             клевер

хвойные

             морская капуста

цветковые

             можжевельник

Что растения получают из почвы? Подчеркни правильный ответ:

а) перегной, песок, глину;

б) остатки растений и животных;

в) кислород воздуха, воду, минеральные  соли.

При дыхании растения поглощают _________________, а выделяют ________________.

5. Что необходимо растениям для питания? Подчеркни:

     а) почва и воздух;

     б) вода и  углекислый газ;

    в) свет, вода с растворёнными солями и углекислый газ.

6. Для питания растения «готовят еду» - питательные вещества  ________________ и _______________. При этом растения выделяют ___________________.

Тест по теме «Разнообразие и жизнь животных»

Наука о животных называется ____________________.

К какой группе животных относятся:

ёжик _____________________     лягушка _________________

ящерица __________________     бабочка __________________

Подчеркни животных, которые не относятся к рыбам:

карп          бегемот          камбала          дельфин          краб          тюлень

Какие из указанных животных относятся к растительноядным? Подчеркни.

а) коровы, бегемоты, жирафы;

б) волки, лисы, кабаны;

в) лоси, тюлени, киты.

5.  Составь цепь питания:

                

 

        

Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат всех лис?

а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи;

б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи;

в) ничего не изменится.

Тест по теме «Охрана животных и растений»

 Многие растения ________________, они применяются в медицине.

красивые          лекарственные         высокие

 Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся ………  .

а) в заповедниках;

б) на приусадебных участках;

в) на бульварах и скверах.

3. Где выращивают редкие растения, привезённые со всего мира?

                   в парках         в скверах         в ботанических садах

4. Перечисли известных тебе животных, занесённых в Красную книгу.

______________      ______________      ______________      _______________

            5. Некоторые виды животных уже спасены. Подчеркни их:

а) белка, заяц, кабан;

б) бобр, соболь, куница;

в) лось, лиса, волк.

6. Что делают люди для охраны животных? ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Тест по теме «Организм человека»

Наука, которая изучает строение тела человека называется ________________________.

Наука, которая изучает работу органов человека называется _______________________.

Организм человека состоит из органов. Подчеркни их:

головной мозг

кровь

желудок

слюна

почки

сердце

голова

лёгкие

У человека 5 органов чувств. Допиши нужные слова:

1)язык – орган _________________

3)______________ - орган слуха

2)кожа – орган ________________

4)______________ - орган обоняния

5)_____________ - орган ____________

Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

а) без кишечника;

б) без головного мозга;

      в) без селезёнки.

6. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека:

а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

б) горбатый, бледный, хилый, низкий;

в) стройный, сильный, ловкий, статный.

Тест по теме «Кожа и опорно-двигательная система»

Как называется способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод? Подчеркни:

осязание         обоняние         вкус

Какую роль играет жир, который выделят кожа?

а) жир делает кожу крепкой и сильной;

б) жир делает кожу мягкой и упругой;

в) жир делает кожу ловкой и стройной.

3. Перечислите предметы ухода за кожей:

_______________      _______________      _______________      _______________      

4. Какова роль скелета человека:

а) скелет защищает внутренние органы от повреждений;

б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в действие мышцы;

в) скелет является опорой тела.

5. Назови орган, расположенный внутри черепа: ___________________.

6. От чего зависит осанка человека:

а) от хрящей и костей;

б) от связок и сухожилий;

в) от скелета и мышц

Тест по теме «Органы пищеварения. Кровеносная система»

1. Для чего человеку нужна пища?

а) с пищей человек получает воду и витамины;

б) с пищей человек получает питательные вещества;

в) с пищей человек получает кислород.

2. Перечисли известные тебе питательные вещества:

______________      ______________      ______________      ______________      

3. Пищеварение начинается (где?) во _________, когда мы пережёвываем пищу (чем?) __________ и смачиваем её (чем?) ____________. Затем через глотку и пищевод пища попадает  (куда?) ______________, где её переваривает (какой?) _____________________ сок. Из желудка пища попадает (куда?) в ___________________.

4. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?

а) благодаря крови;

б) благодаря нервным волокнам;

в) благодаря мышцам.

5. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью? Подчеркни:

                             в носу         в бронхах         в лёгких

Тест по теме «Огонь, вода и газ»

Соедини номера телефонов и названия срочных служб:

01

газовая служба

02

скорая помощь

03

пожарная охрана

04

милиция

Что необходимо сделать прежде всего, если в доме начался пожар, который ты не сможешь потушить самостоятельно?

а) убежать;

б) закричать, позвать на помощь взрослых;

в) вызвать пожарную охрану.

3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

а) выйти и посмотреть, что там горит;

б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

в) не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.

4. В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать, прежде всего?

а) оставить всё как есть до прихода родителей – это дело взрослых;

б) выйти из квартиры;

в) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям.

5. Что нужно сделать сразу, если ты почувствовал в квартире запах газа?

а) открыть все окна;

б) сразу из своей квартиры позвонить в газовую службу 04;

в) зажечь спичку.

Тест по теме «Правила поведения на дорогах»

Переходя улицу, необходимо быть:

а) сильным, смелым, стройным;

б) сообразительным, внимательным, осторожным;

в) умным, красивым, радостным.

2. С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?

с 10 лет         с 14 лет          с 18 лет

3. Как выглядят запрещающие знаки?

а) знак в виде красного треугольника;

б) знак в виде красного круга;

в) знак в виде синего круга.

4. Знаки в виде красного треугольника, это:

а) запрещающие знаки;

б) информационно-указательные знаки;

в) предупреждающие знаки.

5. Соедини дорожные знаки с их названием:

                                                                     

Подземный переход

Движение на велосипеде запрещено

Остановка автобуса

Внимание, дети!

Дорожка

для велосипедистов

Тест по теме «Полезные ископаемые»

Люди какой профессии отыскиваю месторождения полезных ископаемых? _____________

Приведи примеры:

__________________ - твёрдое полезное ископаемое,

________________ - жидкое полезное ископаемое,

___________________ - газообразное полезное ископаемое.

Подчеркни полезные ископаемые, которые используются для строительства?

песок      железная руда      гранит      глина      каменный уголь       природный  газ

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

каменный уголь     гранит      природный газ      торф      глина

5.       Полезные ископаемые добывают по-разному:

   в открытых котлованах - _______________,

   под землёй – в _______________.

   чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ люди строят _____________________________.

6.      Узнай полезное ископаемое по описанию:

         твёрдое, чёрного цвета, притягивает металлические предметы.

      Это ___________________________________.

Тест по теме «Растениеводство»

Подчеркни строчку, в которой правильно указаны отрасли растениеводства:

а) полеводство, овцеводство, капустоводство;

б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

в) полеводство, овощеводство, оленеводство.

2.    Перечисли основные зерновые культуры:

_________________      _________________     _________________     _________________    

3.     Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры:

а) картофель, капуста, лён, овёс;

б) лук, чеснок, перец, апельсин;

в) яблоня, груша, вишня, малина.

4.      Подчеркни названия сельскохозяйственных профессий:

ткач

комбайнер

инженер

овощевод

геолог

агроном

Какое растение даёт нам белый хлеб, манную крупу? ____________________

Из семян какой культуры получают масло? Подчеркни:

из семян подсолнечника

из семян гречихи

из семян ячменя

Тест по теме «Животноводство»

Что даёт животноводство людям? Подчеркни:

а) хлопок, лён, кормовые травы;

б) фрукты, овощи, злаковые культуры;

в) мясо, шерсть, пух, кожу.

2.  Приведи примеры сельскохозяйственных животных:

птицы: _____________________________________________________________

звери: ______________________________________________________________

насекомые: _________________________________________________________

рыбы: ______________________________________________________________

3.  Пчёл разводят на __________________________.

4. Для корма домашних животных заготавливают:

а) василёк, подснежник, астра;

б) арбузы, дыни, тыкву;

в) тимофеевку, зерно, кормовая свёкла.

5. Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?

_________________      _________________     _________________     _________________    

Тест по теме «Деньги. Бюджет»

1. Что такое «бартер»? Подчеркни:

а) процесс купли-продажи товара;

б) обмен одних товаров на другие;

в) один из видов дохода.

2. Что люди использовали раньше в качестве денег?

а) телевизоры и чайники;

б) морские раковины, шкурки пушных зверей;

в) рисунки на бумаге.

3. Из чего складывается бюджет:

а) из зарплаты и стипендии;

б) из денег;

в) из доходов и расходов.

4. Из чего складываются доходы государственного бюджета?

а) из заработной платы граждан;

б) из доходов предприятий и фирм;

в) из налогов граждан и организаций.

5. Что такое «гонорар»?

а) бюджет;

б) расход;

в) доход.

6. Выигрыш по лотерейному билету – это…

а) доход;

б) расход;

в) не является ни доходом, ни расходом, потому что не может быть запланирован.

Тест по теме «Путешествие по городам и странам»

1. Какие древние русские города входят в Золотое кольцо России? Перечисли: _____________________________________________________________________________

2. С какими странами Россия имеет морские границы? ___________ и _______________.

3. Подчеркни названия Скандинавских стран:

Италия

Дания

Финляндия

Швеция

Норвегия

Великобритания

Франция

Украина

4. Соедини названия стран и её столицей:

Франция

Киев

Великобритания

Париж

Германия

Лондон

Украина

Берлин

5. Напиши названия стран, где находятся эти знаменитые места:

мавзолей Тадж - Махал _______________;

статуя Свободы ____________________;

Колизей ____________________;

Эйфелева башня ___________________;

пирамиды __________________;

часы Биг-Бен _____________________.

Проверочная работа по теме «Размножение и развитие животных»

Перечисли основные группы животных:

___________      ___________      ___________      ___________      __________

2. Как происходит развитие насекомых? Вставь пропущенные слова:

3. Как происходит развитие рыб? Вставь попущенные слова:

4. Вставь пропущенные слова в схему развития животного:

5. Какие животные рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком? _________________

6. Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки? Подчеркни правильный ответ:

а) у всех насекомых бывают куколки;

б) у кузнечиков нет стадии куколки;

в) из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое – большое и с крыльями.

7. В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены? Подчеркни:

весной          осенью          зимой          летом

Объясни, почему? ____________________________________________________________

Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа»

Раздел биологии, который изучает животных называется _______________________.

2.  Царство растений делится на 5 групп. Перечисли их:

                  ______________      ______________      ______________      ______________      ______________      

3.   Соедини животных с группой, к которой они относятся:

дельфин

пресмыкающиеся

страус

птицы

кузнечик

земноводные

жаба

звери

крокодил

насекомые

4. Подчеркни названия растений, которые рассеивают свои плоды при помощи ветра:

берёза

одуванчик

репейник

рябина

клён

липа

5. Вставь пропущенные слова в цепи питания:

6. Вставь пропущенное звено в фазах развития:

            7. Перечисли известные тебе растения Красной книги: ___________________________________

         ________________________________________________________________________________

Проверочная работа по теме «Мы и наше здоровье»

Строение тела человека изучает наука ___________________, а работу его органов – наука ____________________.

Подчеркни, какие органы образуют пищеварительную систему человека:

нервы

ротовая полость

пищевод

глаза

почки

глотка

лёгкие

желудок

кишечник

кожа

Соедини стрелками:

система кровообращения

носовая полость, бронхи, лёгкие

дыхательная система

сердце и кровеносные сосуды

органы выделения

скелет, мышцы

опорно-двигательная система

мочевой пузырь, потовые железы

4.  Допиши: Огромную роль в организме играет кровь! Она приносит ко всем органам ___________________ и ___________________, а  

                      уносит от них __________________.

5.  Закалённый человек почти никогда не болеет. Закаливать свой организм нужно при помощи _____________________,  

      _____________________ и _____________________.

            6. С пищей человек получает необходимые питательные вещества. Какие? ____________________

                __________________________________________________________________________________

7. Способность человека чувствовать запахи называется _________________.

          Способность человека различать вкус пищи называется _________________.

         Способность человека чувствовать прикосновения называется _______________.

Проверочная работа по теме «Наша безопасность»

Напиши номера телефонов срочных служб:

милиция

скорая помощь

служба газа

пожарная охрана

Закончи предложение: Когда чувствуешь запах газа нельзя ______________________________

                _________________________________________________________________________________

На проезжей части улицы нельзя ____________________________________________________

                _________________________________________________________________________________

4. Что обозначает этот дорожный знак: _________________________________________________

                                                       

5. Перечисли ядовитые растения: _______________________________________________________

                 _________________________________________________________________________________

Выбери правильный ответ. Подчеркни:


        Во время грозы можно спрятаться …

в реке

под деревом

рядом с трансформаторной будкой

в яме

7. Гадюку от других змей можно отличить по ______________________________________________ вдоль всей спины.

Проверочная работа по теме «Чему учит экономика»

В составе экономики 5 отраслей:

                  сельское хозяйство      промышленность      ______________     _____________      ___________

«Три кита экономики» это - _________________________________________________________

Приведи примеры услуг: ____________________________________________________________

                 ________________________________________________________________________________

Вычеркни лишнее: Природные богатства – это почва, продукты питания, вода, воздух, капитал, растения, животные, машины,  

      полезные    ископаемые.

5. Соедини стрелками, допиши по одному названию растений в каждой группе:

Кормовые культуры

картофель, _______________

Овощные культуры

тимофеевка, ______________

Плодовые культуры

яблоня, ___________________

Зерновые культуры

хлопчатник,_______________

Технические

(прядильные) культуры

рожь, ____________________

6.Соедини стрелками отрасли промышленности и товары, которые они производят:

машиностроение

футболка

химическая промышленность

консервы

лёгкая промышленность

стиральный порошок

пищевая промышленность

подъёмный кран

7.Вставь нужные слова:    Деньги, это особый ________________, который можно _________________ на любые другие __________________

Проверочная работа по теме «Наш край»

     1. Перечисли синонимы к названию нашего края: _________________________________________

            __________________________________________________________________________________

          2.  Кольский полуостров омывается водами _____________________ и ______________ морей.

            3. Какое озеро в наше крае самое большое? ______________________________________

            4. Как называются горы, расположенные в центральной части полуострова? ___________________

            5. Перечисли реки Мурманской области: __________________________________________________

            6.  Охрана животного и растительного мира морских побережий и морского дна, защита птицы гаги  – главная задача            

                 _________________________ заповедника. Сохранение северной тайги и горной тундры, защита дикого северного оленя – задача      

                 ____________________________ заповедника.

                       7.  Перечисли не менее пяти северных животных, обитающих в нашем крае: __________________

                            _________________________________________________________________________________        

       8.  Отметь основные климатические особенности Мурманской области:

полярная ночь

короткая зима

повышенная влажность воздуха

частые ветра

жаркое лето

северное сияние

частая засуха

частые ливневые дожди и грозы

        9. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае? ____________________________________

     __________________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа за курс 3 класса

1 вариант

1. Человек отличается от животных тем, что он ________________________________________.

2. Вставь нужные слова: Символами государства являются ________________, _______________ и ________________.

3. Живую природу изучает наука ____________________.

4. При дыхании живые существа поглощают __________________, а выделяют ________________________.

5. Приведи примеры растений разных групп:

   водоросли ____________________________________________________________________

хвойные _____________________________________________________________________

цветковые ____________________________________________________________________

      6. Соедини стрелками, дополни каждую группу животными:

птицы

черепаха, ____________

пресмыкающиеся

цапля, _____________

земноводные

жаба, _______________

насекомые

ёж, _____________

звери

пчела, _____________

7. В опорно-двигательную систему человека входят: ___________________________________

8. При переходе улицы сначала посмотри ________________, потом ____________________.

9. Перечисли не менее пяти полезных ископаемых:_____________________________________

     _______________________________________________________________________________

10. Соедини стрелками отрасли промышленности и товары, дополни список товаров:

пищевая промышленность

удобрения, _________________

химическая промышленность

сталь, _________________

металлургия

сахарный песок, _______________

2 вариант

1. Вставь нужные слова: Символами государства являются ________________, _______________ и ________________.

2. Царство растений  изучает наука ____________________.

3. Человек отличается от животных тем, что он ________________________________________.

4. При дыхании живые существа поглощают __________________, а выделяют ________________________.

5. Приведи примеры растений разных групп:

   цветковые ____________________________________________________________________

хвойные _____________________________________________________________________

водоросли ____________________________________________________________________

6. Соедини стрелками, дополни каждую группу животными:

звери

пингвин, ____________

птицы

кит, _____________

земноводные

жаба, _______________

пресмыкающиеся

божья коровка, _____________

насекомые

змея, _____________

7. Перечисли не менее пяти полезных ископаемых:_____________________________________

             _______________________________________________________________________________

8.    В дыхательную систему человека входят: __________________________________________

9. При переходе улицы сначала посмотри ________________, потом _______________________

10. Соедини стрелками отрасли промышленности и товары, дополни список товаров:

пищевая промышленность

шампунь, _________________

химическая промышленность

самолёт, _________________

машиностроение

кефир, ___________________

пшеница

волк

бабочка

яйцо

взрослая рыба

головастик

кора берёзы

лягушка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России"

Окружающий мирПояснительная запискаРабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «...

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром 3 класс "Школа России"

Данная рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования базисного учебного плана школ слепых ...

Рабочая программа с КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России"

Рабочая программа с КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России" составлена на основе требований ФГОСов....

Рабочая программа и КТП по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС

Рабочая программа и КТП по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС...

Рабочая программа с КТП по окружающему миру (УМК "Школа России")

Рабочая программа составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему о...