Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа
по окружающему миру
для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir._1_klass.docx | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вылковская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
Принято педагогическим советом Протокол №___от_________2019 г. | Утверждаю Директор школы__________ Л.В.Коломеец Приказ № ______ от __________2019 г |
Рабочая программа
по окружающему миру
для 1 класса
Составитель:
Пенькова Оксана Анатольевна
учитель начальных классов
с.Вылково, 2019 г.
1.Пояснительная записка
1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых составленана рабочая программа
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы Плешакова А. А «Окружающий мир. Рабочая программа 1-4» М.: Просвещение, 2011 год.
1.2.Общие цели учебного предмета
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
1.3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану на изучение литературного чтения в 1 классе выделяется 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели).
1.4.УМК
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А «Окружающий мир». Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А «Окружающий мир». Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А «Окружающий мир». Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2016.
Плешаков А.А «Окружающий мир». Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2016.
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1 класс. – М.: Просвещение, 2013 .
Плешаков А.А., Плешакова С.А. Окружающий мир. Проверочные работы. 1 класс. - М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А., Ионова М.А., Кирпичёва О.Б., Соловьёва А.Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2014.
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир 1 класс»
2.Планируемые результаты образования
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
3.Содержание учебного предмета
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представлениео форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | Тема урока | Количество часов |
ВВЕДЕНИЕ. | 1ч | |
1 | Задавайте вопросы! | 1 |
ЧТО И КТО? | 20ч | |
2 | Что такое Родина? | 1 |
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 |
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 |
5 | Проект «Моя малая Родина» | 1 |
6 | Что у нас над головой? | 1 |
7 | Что у нас под ногами? | 1 |
8 | Что общего у разных растений? | 1 |
9 | Что растёт на подоконнике? | 1 |
10 | Что растёт на клумбе? | 1 |
11 | Что это за листья? | 1 |
12 | Что такое хвоинки? | 1 |
13 | Что такое насекомые? | 1 |
14 | Кто такие рыбы? | 1 |
15 | Кто такие птицы? | 1 |
16 | Кто такие звери? | 1 |
17 | Что окружает нас дома? | 1 |
18 | Что умеет компьютер? | 1 |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 |
20 | На что похожа наша планета? | 1 |
21 | Проверим и оценим свои достижения. | 1 |
КАК, ОТКУДА И КУДА? | 12ч | |
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | 1 |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 |
25 | Как путешествует письмо? | 1 |
26 | Куда текут реки? | 1 |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 |
28 | Как живут растения? | 1 |
29 | Как живут животные? | 1 |
30 | Как зимой помочь птицам? | 1 |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 |
32 | Откуда в снежках грязь? | 1 |
33 | Проверим и оценим наши достижения | 1 |
ГДЕ И КОГДА? | 11ч | |
34 | Когда учиться интересно? | 1 |
35 | Проект «Мой класс и моя школа». | 1 |
36 | Когда придёт суббота? | 1 |
37 | Когда наступит лето? | 1 |
38 | Где живут белые медведи? | 1 |
39 | Где живут слоны? | 1 |
40 | Где зимуют птицы? | 1 |
41 | Когда появилась одежда? | 1 |
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 |
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 |
44 | Проверим и оценим свои достижения. | 1 |
ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ? | 22ч | |
45 | Почему Солнце свети днём, а звёзды – ночью? | 1 |
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 |
48 | Почему звенит звонок? | 1 |
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 |
51 | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 |
53 | Почему в лесу мы будем создавать тишину? | 1 |
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 |
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 |
59 | Зачем нужны поезда? | 1 |
60 | Зачем строят корабли? | 1 |
61 | Зачем строят самолёты? | 1 |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
63 | Почему на корабле и самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
5.Лист внесения изменений в программу
Номер изменений | Дата | Основания для внесения изменений | Нумерация уроков | Содержание откорректированных разделов (тем) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...