Конспект урока по окружающему миру "Органы чувств" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Колосова Елизавета Юрьевна

Программа: Школа России

Класс: 3

Тема урока: Органы чувств

Цель урока:  дать представление об органах чувств человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научиться определять органы чувств;
  • Научиться выделять значимость каждого органа чувств;
  • Научиться определять гигиену органов чувств.

Метапредметные:

  • Формирование знаний по теме на основе полученной информации.

Личностные:

  • Совершенствовать речь, умение наблюдать;
  • Воспитывать бережное отношение к своему организму;

Литература:

Для учителя:

  • Учебник по окружающему миру 3 класс 1 часть Плешаков А.А.
  • Рабочая тетрадь по окружающему миру 1 часть 3 класс Плешаков А.А.

Для ученика:

  • Учебник по окружающему миру 3 класс 1 часть Плешаков А.А.
  • Рабочая тетрадь по окружающему миру 1 часть 3 класс Плешаков А.А.

Оборудование урока: проектор и интерактивная доска; 4 стакана с запахами; 4 стакана с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_zachetnyy.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Программа: Школа России

Класс: 3

Тема урока: Органы чувств

Цель урока:  дать представление об органах чувств человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научиться определять органы чувств;
  • Научиться выделять значимость каждого органа чувств;
  • Научиться определять гигиену органов чувств.

Метапредметные:

  • Формирование знаний по теме на основе полученной информации.

Личностные:

  • Совершенствовать речь, умение наблюдать;
  • Воспитывать бережное отношение к своему организму;

Литература:

Для учителя:

  • Учебник по окружающему миру 3 класс 1 часть Плешаков А.А.
  • Рабочая тетрадь по окружающему миру 1 часть 3 класс Плешаков А.А.

Для ученика:

  • Учебник по окружающему миру 3 класс 1 часть Плешаков А.А.
  • Рабочая тетрадь по окружающему миру 1 часть 3 класс Плешаков А.А.

Оборудование урока: проектор и интерактивная доска; 4 стакана с запахами; 4 стакана с водой.

Ход урока:

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

  1. Организационный

-Здравствуйте, ребята. Напоминаю, что меня зовут Елизавета Юрьевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте вашу готовность к уроку. Присаживаемся.

Проверяют готовность к уроку. Садятся за парты.

  1. Проверка выполнения домашнего задания

  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

На экране появляется человечек, но без лица.

-Ребята, посмотрите на экран. К нам в гости пришел человечек. Что с ним не так?

-Что значит, нет лица?

-Можем ли мы назвать эти части одним словом?

-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Как вы думаете, а важны органы чувств?

-А для чего они нам нужны?

-Как вы думаете, чему мы должны с вами сегодня научиться на уроке?

-У него нет лица.

-У него нет глаз, ушей, рта, носа.

-Да. Органы чувств.

-«Органы чувств».

-Да

-Если бы у нас не было глаз, мы бы не видели. Не было бы носа, не смогли бы дышать. Не смогли бы есть, если не было бы рта. И не могли бы слышать, если бы не было ушей.

-Узнать об органах чувств, какую роль они играют в жизни человека и как ухаживать за ними.

  1. Усвоение новых знаний

-Сегодня мы с вами попробуем себя в роли исследователей. А кто же такие исследователи?

-А что такое исследование?

-Кто же будет предметом нашего исследования?

-Правильно, а точнее это его органы чувств: глаза, рот, уши, нос.

-Итак, для начала мы разобьемся с вами на 4 группы.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой группе выделим помощника-лаборанта.

- Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Повторим правила работы в группе.


http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/image/r19.jpg

1.Выслушай задание.
2. Подумай сам
3. Обсуди с товарищами.
4. Ответь.

-Любое исследование необходимо зафиксировать (записать). Для этого я вам раздаю таблицы, которые в конце урока отдадут мне лаборанты.

Раздает таблицы.

Исследование 1.

-Начнем исследовать 1 орган чувств. А какой, вы узнаете, отгадав загадку.

Брат с братом через дорогу живут, А один другого не видит.

-Начнем с исследования глаз. Закройте глаза.

Берет в руки любой предмет.

-Что у меня в руках?

-Откройте глаза. Почему вы не смогли ответить на вопрос?

-Какой вывод мы сделаем?

-Продолжим наше исследование. Для этого каждая группа получит свое задание.

1 группа: получает листы картона одинакового размера, но разных цветов. Задание: что общего и в чем различие предметов?

2 группа: получает конверт с геометрическими фигурами одного цвета, но разной формы и размера. Задание: рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.

3 группа: получают движущиеся предметы (кораблик, самолетик). Задание: посмотрите на эти предметы в движении.

4 группа: получают книги. Рассмотрите их.

-Вам нужно провести исследование с помощью глаз в своей группе и сделать вывод об органе чувств: глаза.

-Какой мы сделаем общий вывод? Что такое глаза и для чего они нам служат?

-Расслабим глазки. Для этого закроем их. Открываем и поморгаем.

А теперь перейдем к следующему исследованию.

Исследование 2.

-Отгадаем загадку.

У одной головы два братца по разные стороны сидят, А ничего не видят и не говорят.

-Итак, закрыли ушки по моему сигналу.

Учитель говорит любую фразу.

Жестом показывает, что надо открывать ушки.

Что я сказала? Услышали ли вы что-нибудь?

-Какой отсюда вывод?

Включает мелодию.

-Кто-нибудь узнал эту мелодию? А что вам помогло услышать и прочувствовать эту мелодию?

-Какой вывод мы сделаем?

Уши – это орган чего?

-Давайте активируем наш слух. Помассируйте ушные раковины.

Исследование 3.

-Отгадаем загадку.

Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит.

Ставит на стол 4 стаканчика закрытые.

-Лаборанты, подойдите ко мне.

Возьмите стаканчики, и вместе со своей группой определите, что же там внутри.

-Какой орган помог почувствовать запах?

-В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

А умение человека различать запахи получило название «обоняние».

-Что же такое нос?

-Какой вывод мы сделаем?

-Активируем наш орган обоняния. Вдохните глубоко. Выдохните. Вдохните, задержите дыхание и медленно выдыхаем.

Исследование 4.

-Отгадаем загадку.

Всегда во рту, а не проглотишь

Раздает каждой группе стаканчики с водой.

-Посмотрите на свои стаканчики с жидкостью. Понюхайте их, можете определить запах?

-Послушайте, можете определить звук?

-Что же тогда надо сделать?

-Что же это за жидкость?

-Что помогло нам это определить? Какой орган?

Язык – это орган чего?

Какой вывод мы сделаем?

-Активируем наш вкус. Сделайте круговые движения языком не открывая рта.

Исследование 5.

-Отгадаем загадку

Тело сверху прикрываю, защищаю и дышу

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, что в коробке».

К каждой группе подходит, один ребенок сует руку в мешок и на ощупь определяет предмет.

-Как же мы смогли отгадать эти предметы?

-Кожа – это орган осязания.

Какой вывод мы сделаем?

Вот и закончилось наше исследование. Давайте, вместе назовем с чем мы с вами сегодня познакомились?

-Какие органы чувств вы узнали?

-Это люди, которые занимаются научным исследованием.

-Исследование – научный труд.

Исследовать – это значит:

подвергнуть научному изучению;

осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.

-Человек.

Садятся по группам.

Выделяют одного человека от группы.

-Глаза.

Закрывают глаза.

Дети молчат.

-Глаза были закрыты и мы ничего не видели.

-Благодаря глазам мы видим и различаем предметы.

Работают в группах. Делают выводы. Результаты пишут в таблицу.

1 группа:

-Глаза помогают видеть нам разные цвета.

2 группа:

-Глазами мы различаем форму и величину предмета.

3 группа:

-С помощью глаз мы можем наблюдать движение предмета.

4 группа:

-С помощью глаз мы можем читать книги и получать информацию из них.

Глаза – это часть организма, орган зрения. Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  

Делают разминку для глаз.

-Уши.

Закрывают ладошками ушки.

Открывают.

-Нет. Мы ничего не слышали, уши были закрыты.

-Уши нужны, чтобы слышать.

Дети слушают мелодию.

-Уши.

-Уши помогают нам ориентироваться в мире звуков.

-Слуха.

Массируют уши.

-Нос.

От каждой группы выходит один человек.

Проводят исследование.

-духи, лимон, чеснок, лук.

-Нос.

-Нос – это орган обоняния.

Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния.

Делают разминку для носа.

-Язык.

-Не имеет запаха.

-Нет.

-Попробовать на вкус.

-Простая вода.

-Язык.

Язык – это орган вкуса.

Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.

Выполняют разминку.

-Кожа.

-При помощи кожи.

- На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа- это орган осязания.

-С органами чувств.

Осязание, обоняние, вкус, слух, зрение.

  1. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний

-А как вы думаете, нужно ли ухаживать за органами чувств?

Сейчас мы это с вами и узнаем. Откройте учебник на странице 126.

Сейчас каждая группа получит название органа и должна будет прочитать о нем и рассказать группам остальным по плану.

План:

  1. Название органа чувств
  2. Его значение в нашей жизни
  3. Гигиена органа чувств.

Давайте, первый орган чувств сделаем вместе. 1 – это глаза.

Прочитайте про себя, про этот орган.

Кто попробует рассказать по плану.

Далее работа в группах.

-Да.

Выполняют задание.

  1. Систематизация и обобщение знаний

-Итак, мы с вами познакомились с органами чувств, их значением и гигиеной. Давайте проверим, как вы усвоили материал. Откройте рабочие тетради на стр. 73 и в своих группах выполните задание 1.

Следующее задание 2.

Выполняют задание самостоятельно.

  1. Подведение итогов

-С чем мы с вами сегодня познакомились на уроке?

-Перечислите органы чувств человека.

-Какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств?

-Как нужно беречь органы чувств?

-С органами чувств.

-Глаза, нос, язык, уши, кожа.

  1. Информация о домашнем задании

  1. Организационное завершение урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

Конспект урока по окружающему миру 3 класса. Тема урока: Пернатые изобретатели.

Почему птиц назвали пернатыми изобретателями? Птицы бывают: водоплавающими; хищными; бегающими, которые не умеют летать, но умеют очень быстро бегать. Есть птицы, которые ведут ночной образ жизни, а д...