Рабочая программа "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Бронникова Марина Геннадьевна

по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_nach.shk_._21_veka_okr.mir-3klass.docx223.05 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Светлана\Desktop\001.jpg 

Рабочая программа

(модифицированная)

начального общего образования

учебного предмета «Окружающий мир»

для 3 класса

Составил:   Бронникова Марина Геннадьевна

учитель  начальных классов

 высшей квалификационной категории

2019 год

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе концептуального положения программы «Начальная  школа XXI века», соотнесена с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с учетом требований, изложенных в «Примерных программах по учебным предметам. Начальные классы. 1—4 классы». Программа обеспечена учебником:  Окружающий мир. 3 класс в 2 ч.  под ред. Н. Ф.  Виноградовой, М.: Вентана-Граф, 2016 г. На изучение данного предмета в учебном плане МАОУ «Байкаловская СОШ» отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

 

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

 готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

 достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

 личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

 формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

 воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

 понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

 формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

 осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;  обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

 овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

 расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но образно.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

 познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

 регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

 коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

-характеризовать условия жизни на Земле;

-устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

-описывать свойства воды ( воздуха);

-различать растения разных видов, описывать их;

- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов

растения;

-объяснять отличия грибов от растений;

-характеризовать животное как организм;

- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями

обитания животного;

-составлять описательный рассказ о животном;

-приводить примеры (конструировать)цепи питания;

-характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах

изученного);

-сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п.разных эпох;

     - называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены

крепостного права; свержения      последнего русского царя;

     - работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться: 

— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и

историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны

 (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

  1. Содержание учебного предмета

Земля — наш общий дом (7 ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Универсальные учебные действия:

ориентироваться в понятии «историческое время»;

различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;

анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

называть источники воды, характеризовать различные водоемы;

моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;

Человек изучает Землю (4 ч)

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты- методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус- модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб. Условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли.  История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия:

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, карту, план). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.

Царства природы (26 ч)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные —царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения- царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия:

Объяснять отличия грибов от растений; различать грибы съедобные от ядовитых.

Характеризовать роль животных в природе; приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;

характеризовать животное как организм; устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; приводить примеры (конструировать) цепи питания;

составлять описательный рассказ о животных разных классов; составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных; ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Характеризовать значение растений для жизни; различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их; объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения; проводить несложные опыты по размножению растений; приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Наша Родина от Руси до России (11 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи):Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская Империя, Советская Россия, СССР, Российская федерация. Государственные деятели . Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Универсальные учебные действия:

Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи; узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Как люди жили в старину (12 ч )

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Универсальные учебные действия:

Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»; описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян; воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе; рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.

Как трудились люди в старину (7 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Универсальные учебные действия:

ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их; рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника; приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России; называть древние города, описывать их достопримечательности;

ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Практическая часть

Тема урока

Экскурсии

Практическая часть

1

Солнце — источник тепла и света.

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи

2

Водная оболочка Земли.

Водоем

3

Как изображают Землю.

Глобус.

Работа с глобусом

4

Географическая карта.

Зачем нужен план.

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради).

5

Чтобы не заблудиться в лесу. Компас.

Работа с компасом. Определение сторон горизонта.

6

Растения – живые существа (организмы)

Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

7

Какие бывают плоды

Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

8

Размножение растений

Размножение растений разными способами.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов,                           отводимых на освоение каждой темы

№ раздела

Наименование раздела программы

№ урока

Темы уроков раздела

Кол-во часов

1

Земля – наш общий дом

1.

Где и когда ты живешь.

1

2.

Солнечная система.

1

3.

«Соседи» Земли по Солнечной системе.

1

4.

Условия жизни на Земле.

1

5.

Солнце — источник тепла и света.

П/р Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи

1

6.

Водная оболочка Земли. Экскурсия на водоем.

 1

7.

Воздушная оболочка Земли.

1

Всего:7

2

Человек изучает Землю

8.

Человек познает мир.

1

9.

Как изображают Землю. Глобус. П/р Работа с глобусом

1

10.

Географическая карта.

Зачем нужен план. П/р Работа с картой

1

11.

Чтобы не заблудиться в лесу. Компас.

П/р Работа с компасом. Определение сторон горизонта.

1

 

 

Всего:4

3

Царства природы

12.

Бактерии.

1

13.

Грибы.

1

14.

Растения. Если бы не было растений.

1

15.

 Разнообразие мира растений (флоры).

П/р Работа с живымирастениями и гербарными экземплярами.

1

16.

Растения прекрасные, но опасные.

1

17.

Растения – живые существа (организмы).

1

18.

Цветок – самый красивый орган растения

1

19.

Какие бывают плоды. П/р Работа с живыми растениями и гербарными   экземплярами.

1

20.

Размножение растений. П/р Размножение растений.

1

21.

Как долго живут растения.

1

22.

Растения дикорастущие и культурные.

1

23.

Хлеб- великое чудо земли.

1

24.

Красная Книга России.

1

25.

Разнообразие мира животных (фауны).

1

26.

Животные – живые существа (организмы).

1

27.

Как животные приспосабливаются к условиям жизни.

1

28.

Беспозвоночные животные.

1

29.

Позвоночные животные.

1

30.

Земноводные (амфибии).

1

31.

Пресмыкающиеся (рептилии).

1

32.

Птицы.

1

33.

Млекопитающиеся (звери).

1

34.

Природные сообщества. Экскурсия в школьный парк

1

35.

Почему люди приручали диких животных.

1

36.

О заповедниках.

1

37.

Обобщение по разделу: «Царства природы».

1

Всего:26

4

Наша Родина от Руси до России

38.

Древнерусское государство.

1

39.

Первые русские князья.

1

40.

Московская Русь.

1

41.

Иван IV Грозный- первый русский царь.

1

42.

Российская империя. Петр I Великий.

1

43.

Екатерина II Великая.

1

44.

Последний российский император Николай II.

1

45.

Жизнь Российской империи в изображении художников. Картинная галерея.

1

46.

Советская Россия. СССР.

1

47.

Российская Федерация.

1

48.

 Обобщение раздела «Наша Родина от Руси до России».

1

Всего:11

5

Как люди жили в старину?

49.

Как рождалось имя?

1

50.

Какими людьми были славяне. Как выглядели?

1

51.

Как работали7

1

52.

Как защищали Родину?

1

53.

Как помогали друг другу?

1

54.

Как принимали гостей?

1

55.

Как отдыхали?

1

56.

Какие предметы окружали людей в старину?  Экскурсия в школьный музей.

1

57.

Русская трапеза.

1

58.

Верования языческой Руси.

1

59.

Принятия христианства на Руси. Христианские праздники.

1

60.

Экскурсия. Учреждения быта и культуры.

1

Всего:12

6

Как трудились люди в старину?

61.

Что создавалось трудом крестьянина?

1

62.

Что создавалось трудом ремесленника?

1

63.

Игрушки делать – тоже  ремесло.

1

64.

Что создавалось трудом рабочего?

1

65.

Изобретения человека в XIX, XX веках.

1

66.

Время космических полетов.

1

67.

Комплексная контрольная работа за год

1

68.

 Обобщение. Викторина «Знатоки природы».

1

Всего:8

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон.

Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон....

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа. Школа 21 века. 2 класс

Рабочая программа по всем предметам.  "Школа 21 века. " 2 класс. В программе разработаны индивидуальные "маршруты" для детей, имеющих затруднения в обучениии развитии,а также для детей, имеющих с...

Рабочая прогрвмма Школа 21 века 3 класс

Программа соответствует ФГОС, позволяет учителю создавать условия  для формирования у школьников учебных дествий, направленных на результат обучения....

Рабочая программа "Наследие веков" для 6-7 класса

Актуальность программы определяется современными требованиями образования, потребностями общества.  Она определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является ос...