Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие животных" для 3 класса.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие животных" для 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_naste_1.docx | 118.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
для учащихся 3 класса
Тема урока: «Разнообразие животных»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Обучающие:
создать условия для
- актуализации и систематизации знания о классификации животных и их групповых признаках;
- формирования представлений о животных в процессе работы над проектом.
Развивающие:
способствовать
- развитию критического мышления, умений ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;
- расширению кругозора учащихся.
Воспитательные: содействовать
- воспитанию познавательного интереса к окружающему миру,
- культуры общения в группе со сверстниками,
- бережного и внимательного отношения к животным.
Проблема:
Каков животный мир?
Задачи:
-актуализировать знания о животном мире;
-познакомить с классификацией животных по группам и видами животных;
Предметные результаты:
Научатся:
- классифицировать животных по группам;
- приводить примеры различных видов животных.
Универсально учебные действия (УУД)
Регулятивные:
- формировать умение ставить учебные задачи;
- формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные:
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности,
- выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач,
- формировать умение извлекать информацию из текста.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге при выполнении заданий;
- оценивать действия одноклассников.
Личностные:
-формировать целостный взгляд на мир в его разнообразии природы, эстетических потребностей и чувств;
-развивать мотивацию учебной деятельности.
Оборудование:
-раздаточный материал для индивидуальной работы и работы в группах в конвертах разного цвета;
- индивидуальные листы самооценки;
- памятки работы учащихся в группе;
- презентация, ноутбук, мультимедиапроектор, экран.
Ход урока
1.Организационный момент:
- Здравствуйте ребята!
Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я, Анастасия Павловна.
Писатель Владимир Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И в такой дружеской обстановке начнем наш урок.
2.Актуализация знаний:
- Ребята, к нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института окружающей среды пришло сообщение с просьбой изучить объект…
Какой? Мы узнаем, чуть позже.
Сегодня на уроке вы, поработаете в качестве научных сотрудников и ответите на сообщение научно-исследовательского института
Вы уже разделились на группы.
Давайте повторим правила работы в группе. В каждой группе вы выберете старшего научного сотрудника (капитана)
Когда группа справится с заданием, старший сотрудник (капитан) будет поднимать руку.
У каждого сотрудника есть карта «Мои успехи», которую вы будете заполнять в ходе урока.
3.Постановка темы и целей урока:
- Какой же объект просят нас изучить сотрудники института?
Сейчас мы узнаем, отгадав загадки:
-Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке — летом.
(Заяц)
(На доску прикрепляется картинка с изображением зайца)
-У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим
Подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба?
(Божья коровка)
(На доску прикрепляется картинка с изображением божьей коровки)
- Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами.
(Сова)
(На доску прикрепляется картинка с изображением совы)
- В пасть ей руку не клади,
И за борт не уходи,
Эта рыба в один мах,
Может съесть тебя. Вот так!
(Акула)
(На доску прикрепляется картинка с изображением акулы)
- Сначала ткет,
Потом плетет,
Устанет —
Добычу ждет.
(Паук)
(На доску прикрепляется картинка с изображением паука)
-Как мы можем назвать эти картинки, одним словом?
(Животные).
-А все ли животные одинаковые?
(Нет)
-Какова же тема нашего урока?
(Разнообразие животных).
- Действительно, тема урока «Разнообразие животных»
- Так, какой же объект нам предстоит изучить? (животных).
- Будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. В любой учебной лаборатории научные сотрудники работают по плану.
Поэтому я предлагаю и нам составить план работы.
Согласны? С чего начнем?
- Вспомним, какие группы животных мы уже знаем.
- Узнаем, что такое зоология.
3. Познакомимся с классификацией животных.
4. Определим основные признаки групп животных.
- Убедимся в разнообразии видов животных.
В конце урока мы подведем итог нашего исследования и определим, справились ли мы с поставленными задачами.
-Ребята, у нас на доске картинки животных. Давайте повторим, к каким группам относятся эти животные.
-Вспомним их основные признаки.
(На доске к картинкам с животными дети называют основные признаки этих групп животных.)
- Оцените себя, как вам удалось справиться с первым заданием.
- Наведём порядок на рабочем месте.
4.Изучение нового материала:
- Продолжаем работать исследователями
Теперь, возьмите конверт № 1.
(В конверте лежат картинки с животными).
- Ваша задача разбить животных по группам.
(Дети зачитывают, что у них получилось).
-Вы ничего странного не заметили?
(У учащихся остается по одной картинке).
-Почему у вас остались картинки?
(Создается проблемная ситуация!!!)
(Потому что этих животных никуда нельзя отнести).
Значит, кроме известных нам групп, существуют ещё какие-то группы животных?!!
- Оцените себя, как вам удалось справиться со вторым заданием.
-А чтобы узнать к какой группе относятся эти животные, я предлагаю вам выполнить научный проект.
Нам предстоит исследовать и выяснить, к каким группам относятся эти животные? Какими особенностями они обладают? Где обитают?
- Убираем рабочее место. Складываем в конверт картинки с животными. Оставьте только ту картинку, которая осталась лишней.
На столах лежит памятка. Эта памятка, поможет вам разработать проект. Прочитайте вопросы памятки.
-Что будете делать в первую очередь? (Читать текст).
-Найдите текст. Все готовы.
Возьмите конверты №2. Достаньте содержимое. У вас есть вопросы, ответы и картинки.
Будьте внимательны, среди ответов может быть что-то лишнее и среди картинок может быть что-то лишнее.
Для того, чтобы найти лишнее, вы каждый раз должны обращаться к тексту.
На столах у вас есть ватман. Ваша задача расположить ответы согласно вопросам. Затем аккуратно все приклеить.
-Вам все понятно. Приступаем к выполнению проекта.
Время на выполнения данного задания 10 минут.
А контролировать ваше время помогут песочные часы.
После того, как группа выполнит задание, старший научный сотрудник поднимает руку.
Желаю вам творческих успехов.
5.Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
А теперь все дружно встали.
В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)
Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)
Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
6.Защита проектов.
- Старшие сотрудники (капитаны) выходят к доске и защищают свой проект
-Кто знает, как называется наука о животных? (Зоология).
Зоология-это наука о животных.
Зоолог-человек, изучающий зоологию.
-А теперь давайте вернемся к нашим картинкам и определим, к какой группе относятся животные.
Оценим свои достижения и уберем рабочее место.
7. Первичная проверка понимания изученного:
- Внимание! Продолжаем изучать особенности животных!
Теперь, возьмите конверт № 3
-Соедините стрелками названия животных и их характерными признаками.
Работа в группе по 2 человека. Старший сотрудник (капитан) работает самостоятельно.
Птицы | Тело покрыто шерстью, детенышей выкармливают молоком. |
Пресмыкающиеся | Тело покрыто перьями. |
Звери | Обитают на земле и в воде. |
Земноводные | Передвигаются ползком-волоча живот по земле. |
Иглокожие | Тело покрыто нежной голой кожей, увлажнено слизью. |
Насекомые | Тело покрыто чешуйками, а иногда и панцирем. |
Черви | Тело покрыто чешуей, обитают в воде, имеют хвост, плавники. |
Рыбы | Имеют 6 ног, два крыла. |
Моллюски | Обитают в море, имеют иголки. |
Оцениваем свои достижения и убираем рабочее место.
8.Закрепление изученного материала
Исследование ещё не закончилось! Но сейчас нам предстоит выполнить последнее задание.
Теперь, возьмите конверт № 4
Это задание каждый сотрудник выполняет индивидуально. Найти лишнее животное.
1.Морская звезда, морской еж, морская лилия, морской огурец, осьминог.
2.Жук, бабочка, стрекоза, паук, пчела.
3.Лягушка, ящерица, змея, черепаха, крокодил.
4.Лиса, заяц, волк, черепаха, медведь.
5.Кальмар, виноградная улитка, мидии, морской огурец.
Оцениваем свои достижения и убираем рабочее место.
9.Итог урока
Уважаемые научные сотрудники, мы закончили исследовательскую работу и сейчас подведём итог нашей работы.
Давайте вернёмся к нашим вопросам, на которые мы должны были ответить в начале урока и определим, ответили ли мы на все поставленные вопросы?
10.Домашнее задание
- Дома вам предстоит выполнить одно из заданий:
1.Нарисовать животное и подготовить о нём сообщение.
2. Сочинить 5 загадок о животных.
3. Найти интересные заметки о животных
11.Рефлексия
-А теперь я прошу оценить свою работу на уроке. В голубом конверте лежит цветок и набор бабочек. Посадите, на цветок пёструю бабочку, если вы удовлетворены своей работой на уроке. Если вы не удовлетворены своей работой, посадите на цветок коричневую бабочку.
- Меня радует, что ваши столы запестрели яркими бабочками!
Значит, вы успешно справились с работой и результаты нашей работы мы можем отослать сотрудникам научного института!
Давайте поблагодарим друг друга за плодотворную работу.
Встаньте, и давайте похлопаем друг другу.
Я вас тоже благодарю за хорошую работу на уроке, и хочу подарить вам на память закладки с изображением животных.
Спасибо вам за урок! До свидания!
12.Уборка рабочих мест.
Приложение №1.
Работа с текстами по группам.
Тексты:
- Черви
К червям относятся почти 46.000 видов животных. Все они удлиненной формы, с сильной мускулатурой. Передвигаются черви, изгибая упругое тело. Они обитают в почве (дождевой червь), в пресных водоемах (пиявки) и морях. Они могут добывать пищу самостоятельно или паразитировать в растениях и животных.
Дождевые черви помогают улучшать почву. Пиявки используются в медицине. А морские черви полихеты являются основным кормом рыб и других морских животных.
Это все полезные черви. Но существует много вредных червей паразитов. Они вызывают различные заболевания у людей и животных. В организм человека они попадают из-за несоблюдения правил гигиены. Немытые фрукты и овощи, грязные руки, грязная вода, неопрятное содержание домашних животных – все это причины появления заболеваний, связанных с попаданием в организм червей.
У людей и животных внутри кишечника паразитируют ленточные черви, то есть их тело приплюснутое и похоже на ленту, и круглые черви. Различные приспособления (присоски, крючочки, хоботки), помогают этим червям удержаться внутри организма. Черви, поселяясь в организме, выделяют различные вредные вещества отравляющие его. Человек становится нервным, раздражительным, быстро устает, слабее, у него пропадает аппетит. Среди паразитов встречаются особи длиной от нескольких миллиметров до нескольких метров.
Человек должен хорошо знать червей. Полезных надо охранять, а с вредными бороться.
Вопросы для обсуждения
- Из чего состоит тело червя?
- Где обитает?
- Перечислите представителей этой группы.
- Их роль в природе.
- Расскажите о червях-паразитах.
- Моллюски
На земле обитает около 130000 видов этих животных. Их можно встретить на поверхности и внутри почвы, в морях, реках, озерах, на равнинах и в горах, среди камней и травы, даже на деревьях. Но большинство предпочитает жить в океане.
Моллюски питаются растениями, мелкими животными и органическими остатками. Почти все защищены раковиной. Все моллюски имеют ногу, при помощи которой передвигаются. У крупных моллюсков зачатки раковины могут быть спрятаны под кожей, как например, у кальмара.
Беззубка. Тело ракушки заключено в раковину, которая состоит из 2-х створок, которые соединены на спинной стороне. Передний конец закруглён и им она зарывается в ил или песок. Когда её никто не беспокоит, её створки приоткрыты и из них выставляется клиновидная мускулистая нога, которую ракушку погружает в толщу ила или песка.
Люди добывают моллюсков – мидий, устриц, которые считаются деликатесом.
Вопросы для обсуждения
- Чем защищается тело моллюсков?
- Среда обитания?
- Перечислите представителей этой группы.
- Чем питаются?
- Какого значение в природе?
- Иглокожие
Морские звезды. Сейчас известно около 1500 видов морских звезд. Свое название эти иглокожие получили из-за формы тела животных, имеющих пять лучей. Но есть виды. У которых таких лучей до 50.
Морские звезды отличаются друг от друга по форме, окраске, размерам, строению известковых иголок. Они населяют дно морей и океанов. У этих животных есть одна особенность, напоминающая ящериц. Если у звезды оторвать конечность, то на ее месте вырастет новая. А из оторванной разрастется новое животное.
Большинство морских звезд – хищники. Они едят мелких рачков, моллюсков и даже своих собратьев – иглокожих.
Морские ежи. Сейчас известно около 800 видов иглокожих, относящихся к этому классу. Обычно морские ежи похожи на немного приплюснутый шар, но могут быть и другой форму. Тело ежей покрыто иглами разнообразной формы – гладкими, ребристыми, с шипами, отростками. Длина игл может доходить до 30 сантиметров. Иглы нужны ежам для защиты и передвижения. Ежи ходят на иглах, как на ходулях.
Среди ежей есть ядовитые. Если уколоться об их иголки, то человека может парализовать. Морских ежей с удовольствием едят морские котики, каланы, а во время отливов – птицы, песцы и лисы.
Вопросы для обсуждения
- Назовите признаки отличающие эту группу?
- Перечислите представителей этой группы.
- Расскажите о морских звездах.
- Расскажите о морских ежах.
- Ракообразные
Их известно 20 000 видов
Ракообразные встречаются везде – в лужах, морях, океанах, постоянных и пересыхающих водоемах, в песке пляжей, на лугах и даже в домах. Раки имеют размеры от долей миллиметра до 80 сантиметров. Форма тела и окраска у ракообразных различна. Некоторые раки питаются растениями, а некоторые животными. Раки могут жить от 7 до 30 лет.
Тело ракообразных состоит из сегментов, покрытых панцирем. Это голова, грудь, брюшко. Панцирь по мере роста животного линяет и заменяется новым, более просторным. На груди и брюшке располагаются конечности, с помощью которых раки передвигаются. На голове расположены 3 пары челюстей. Глаза состоят из множества мелких глазков. Размножаются ракообразные с помощью яиц, которых откладывается большое количество.
Многие ракообразные служат кормом для животных. Человек так же употребляет их в пищу.
Вопросы для обсуждения
- Назовите признаки отличающие эту группу?
- Среда обитания.
- Перечислите представителей этой группы.
- Особенности строения тела.
- Паукообразные
Ученые насчитывают около 27000 видов этих животных. Они очень широко распространены.
Насекомые пауки – родственные группы животных. У насекомых шесть ног, а у пауков – восемь. У насекомых обычно есть две пары крыльев, а у пауков их нет. Тело насекомых разделено на 3 части – голова, грудь и брюшко. У пауков голова и грудной отдел слиты.
Паучья нить – самое прочное натуральное волокно. Гигантская паутина некоторых пауков с южных островов тихого океана столь прочна, что может служить для изготовления рыболовных сетей. Паучьи ловушки очень разнообразны. У одних они похожи на сеть, у других – на купол. Самки водных пауков строят над водой паутинный колокол, который заполняют воздухом. Это и дом, и место охоты.
Вопросы для обсуждения
- Назовите признаки отличающие эту группу?
- Среда обитания.
- Перечислите представителей этой группы.
- Особенности строения тела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна
Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.
Конспект урока по окружающему миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...
План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".
План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...
Конспект урока по окружающему миру 3 класса. Тема урока: Пернатые изобретатели.
Почему птиц назвали пернатыми изобретателями? Птицы бывают: водоплавающими; хищными; бегающими, которые не умеют летать, но умеют очень быстро бегать. Есть птицы, которые ведут ночной образ жизни, а д...