Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. "Гармония"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружаещему миру 3 класса, составленная на основе примерной рабочей программы УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kl_okruzh_mir_1.docx | 45.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МОБУ СОШ № 23
от «___»_____2018 г. № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
начальное общее образование
3 «Б» класс
2018-2019 учебный год
Учитель: Филатова Ольга Анатольевна
- Планируемые предметные результаты освоения учебного материала
В результате изучения курса «Окружающий мир» раздел «Человек и природа»
третьеклассник научится:
– различать понятия:
природное явление, погода, осадки, ветер, температура, молния, молниеотвод, равноденствие, солнцестояние; тело, вещество, твёрдое, жидкое, газообразное состояние вещества, молекула, клетка, бактерии, испарение, конденсация, таяние, замерзание, туман, иней, роса, снежинка, круговорот, почва, перегной, чернозём; метель, ледостав, оттепель, гололедица, изморозь, морозобоина, прорубь, холоднокровные и теплокровные животные, линька, спячка;
организм человека, опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная и нервная системы органов, скелет, кости, мышцы, суставы, связки, сухожилия, осанка, органы чувств;
проталина, капель, ледоход, сокодвижение, первоцветы, гнездование; стадии развития и превращения животных, растительный организм, корневая система, стебель, лист, цветок, плод;
– наблюдать предметы и явления в неживой и живой природе, дневник наблюдений;
– обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
– характеризовать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных;
– называть части термометра, объяснять их назначение;
– проводить измерения температуры воздуха и воды, определять пульс, пользоваться лупой;
– называть основные виды облаков (кучевые, слоистые, перистые), природные явления, связанные с переходом воды из одного состояния в другое;
– исследовать опытным путём свойства веществ (воздуха, воды, почвы, снега, льда), процессы перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, процесс развития растения из семени;
– характеризовать состав и свойства воздуха, воды, почвы;
– рассказывать, как происходит круговорот воды в природе; об органах растений, их значении, о способах размножения растений; о стадиях развития разных групп животных;
– объяснять значение солнца, воздуха, воды, почвы для всего живого на Земле; значение растений, животных, бактерий в природе и в жизни человека;
– приводить примеры тел и веществ, находящихся в твёрдом, жидком, газообразном состояниях; примеры использования энергии воды и ветра;
– характеризовать строение и функции систем органов человека, способы сохранения их здоровья, профилактические меры предупреждения заболеваний, вредные и полезные привычки;
– соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья, выполнять элементарные правила личной гигиены;
– проводить самонаблюдения за работой некоторых органов своего организма;
– характеризовать условия, необходимые для жизни и развития растений и животных;
– характеризовать отличительные признаки некоторых групп растений, особенности их размножения и развития;
– характеризовать отличительные признаки млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, способы их передвижения, питания, размножения и развития;
– приводить примеры признаков приспособляемости растений и животных к условиям жизни при смене сезонов;
– моделировать последовательность круговорота воды в природе, этапы развития разных групп животных, процесс развития цветкового растения;
– различать стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных;
– различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) и характеризовать их функции;
– объяснять, что смена времён года связана с обращением Земли вокруг Солнца и наклоном её оси вращения, что изменение положения Солнца над горизонтом является причиной изменений в неживой природе, от которых, в свою очередь, зависят сезонные изменения в жизни растений, животных, человека;
– понимать, что окружающий мир изменяется с течением времени; что изменения, происходящие в природе, в жизни людей и общества, доступны наблюдению и изучению;
– осознавать необходимость бережного отношения к природе, экологически грамотного и безопасного поведения в ней, важность участия в природоохранных мероприятиях.
Учащиеся получат возможность научиться:
– понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы;
– устанавливать взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы, причины сезонных изменений в жизни растений и животных;
– различать метеорологические приборы;
– предсказывать погоду по местным признакам;
– рассказывать о строении веществ, о расположении молекул в твёрдом, жидком, газообразном состоянии вещества; об образовании росы, снежинок, изморози, гололедицы; о разнообразии видов почв;
– приводить примеры очистных сооружений;
– определять состав и строение семени, строение цветка, тип корневой системы, расположение листьев на стебле;
– рассказывать о мире невидимых живых организмов (простейшие и бактерии), их роли в распространении болезней; о клетках крови (лейкоцитах, эритроцитах, тромбоцитах) и их роли в жизни человека;
– сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
– следовать правилам здорового образа жизни;
– формулировать познавательную задачу перед проведением наблюдения или опыта, подбирать оборудование, планировать ход работы, осуществлять целенаправленные наблюдения, делать выводы по их результатам и фиксировать их в предложенной (или выбранной самим учеником) форме;
– выращивать растение одним из изученных способом;
– собирать краеведческий материал о природе родного края, обобщать его и представлять одноклассникам.
Раздел «Человек и общество»
Учащийся научится:
– различать понятия: прошлое и настоящее, предки, вещественный, письменный, устный исторический источник, исторический центр, утварь, светец, трапеза, оберег, крестьянин, ремесленник, купец, ярмарка, волок, деньги, лапти, кокошник, мундир, национальная одежда, школьная форма;
– характеризовать исторические источники, исторические памятники, старинные предметы быта и орудия труда, занятия крестьян и ремесленников в прошлом, старинные города;
– описывать изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в течение года, столетий);
– выявлять отличия деревни от города, старинного города от современного, труда крестьянина от ремесленника;
– рассказывать об обычаях и традициях своего народа, о занятиях детей в старину и сейчас;
– приводить примеры старинных и современных предметов быта, элементов одежды, школьных принадлежностей, орудий труда и приспособлений для обработки земли, освещения жилищ;
– заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья.
Учащиеся получат возможность научиться:
– использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, научно-популярную и художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации
(об образе жизни, обычаях и верованиях народов, населяющих родной
край) для создания собственных устных и письменных сообщений;
– рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды;
– описывать культурные достопримечательности родного города (села, районного центра, области);
– ценить опыт предыдущих поколений людей, нравственно-
этические нормы отношения людей, поведения в обществе;
– понимать, что, изучая законы природы, человек преобразует её, изобретает более совершенные приборы, создаёт устройства и орудия, облегчающие труд, что деятельность человека может приводить к загрязнению окружающей среды;
– прогнозировать негативные последствия деятельности человека, стараться избегать их;
– осознавать важность культурного поведения в обществе;
– конструировать из бумаги, пластилина, глины и других мате-
риалов старинную одежду, предметы быта;
– понимать, что быт и культура людей менялись с течением
времени, что опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться
жить в гармонии с природой;
– рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках родного города (села, районного центра);
– собирать краеведческий материал о занятиях, быте и культуре народов, населяющих родной край, и представлять его одноклассникам.
- Содержание учебного предмета, курса
Разнообразие изменений в окружающем мире
Изменения, происходящие в жизни человека, в обществе. Изменения, обусловленные деятельностью людей (окультуривание растений, одомашнивание животных, изменения быта и культуры).
Наблюдения – источник знаний о природе и способ ее изучения. Дневник наблюдений за природой. Погодные явления (облачность, осадки, радуга, ветер) и наблюдения за ними. Чрезвычайные погодные явления (грозы, ураганы, смерчи). Температура. Термометр. Измерения температуры и наблюдения за изменениями температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба.
Смена дня и ночи, смена времен года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительность светового дня в течение года. Особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря.
Значение природы в жизни наших предков. Наблюдения за природными явлениями и их отражение в народных приметах, поговорках. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря.
Наблюдения, опыты, практические работы: наблюдение за изменением высоты Солнца над горизонтом в разное время года; видение дневника наблюдений природных явлений в течение учебного года; проверка на опыте относительности ощущения человеком тепла и холода; изготовление из бумаги модели термометра; измерение температуры воздуха, воды.
Осенние изменения в природе и в жизни человека
Изменения в неживой природе от лета к осени. 23 сентября – день осеннего равноденствия. Осенние изменения в жизни растений и животных. Явления поздней осени в природе. Осенние заботы человека. Образ осени в искусстве.
Осень в жизни наших предков: повседневные заботы, обряды, обычаи.
Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление сравнительной аппликации «Лето и осень»; осенние работы на пришкольном участке; ролевая игра «Осенняя ярмарка».
Экскурсия в лес (в парк, к водоему).
Тела и вещества, их свойства
Тела и вещества. Отличительные признаки тел. Свойства веществ. Мельчайшие частицы вещества. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества.
Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Простейшие. Бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение под лупой мелких деталей предметов, изготовление из пластилина тел различной формы, исследование свойств веществ (твердость, рыхлость, сыпучесть, пластичность).
Значение воздуха для живого. Физические свойства воздуха. Состав чистого воздуха. Различие состава воздуха в лесу, у водоема, в городе, в комнате. Источники загрязнения воздуха. Важность проветривания помещений. Чистый воздух и здоровье. Меры по охране воздуха от загрязнения. Использование воздуха нашими предками.
Значение воды для живого. Соленая и пресная вода в природе. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Три состояния воды. Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране ее чистоты. Очистка воды: в природе, в быту, в городе. Значение воды для здоровья. Необходимость бережного использования воды. Роль воды в жизни наших предков и ее использование.
Почва и ее значение для живого. Образование почвы. Состав почвы и ее плодородие. Обитатели почвы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Правила гигиены при работе с почвой. Круговорот веществ в почве. Разрушение плодородного слоя почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Роль растений в защите почвы от разрушений. Меры по охране почв от загрязнений.
Старинные орудия обработки почвы. Культуры, возделываемые нашими предками. Появление новых сельскохозяйственных культур. Современные сельскохозяйственные машины. Удобрения. Сохранение и повышение плодородия почвы.
Наблюдения, практические и творческие работы: исследование свойств воздуха и воды, состава почвы; очистка загрязненной воды с помощью простейшего фильтра; моделирование круговорота воды и веществ в природе; изготовление аппликации «Обитатели почвы»
Экскурсия на поле, к водоему (к водонапорной башне, к колодцу).
Сезонные изменения в природе. Зима
Признаки зимы. 22 декабря — лень зимнего солнцестояния. Особенности погоды зимних месяцев. Образование снежинок. Снегопад, снеговой покров, ледостав. Свойства снега и льда. Значение снегового покрова и ледостава для обитателей почвы и водоемов. Зимние явления: изморозь, гололед, метель, оттепель. Опасность снежных заносов, гололедицы, оттепели для растений, животных, человека.
Изменения в жизни растений с приходом зимы. Зимний период в жизни травянистых растений, кустарников, кустарничков, деревьев. Забота человека о сохранности растений зимой.
Домашние и дикие животные зимой. Приспособляемость животных разных групп к зимнему периоду. Линька, спячка животных. Взаимосвязь растений и животных зимой. Помощь человека диким животным в зимнее время.
Зима в жизни наших предков: повседневные заботы, праздники, обычаи.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение растений и животных в зимнее время; исследование снегового покрова, коры и спила деревьев; исследование свойства снега и льда; изготовление и развешивание простейших кормушек для птиц; сбор и изготовление коллекции семян деревьев.
Экскурсия в лес (в парк, на пришкольный участок).
Организм человека и ею здоровье
Роль знаний о своем организме. Здоровый образ жизни. Организм человека. Функции внешних и внутренних органов. Рождение и развитие человека.
Основные части скелета и их назначение. Функции суставов и свойства костей скелета. Предупреждение искривления позвоночника. Выработка правильной осанки. Первая помощь при переломах.
Мышцы и их назначение. Важность тренировки мышц. Первая помощь при растяжении связок.
Кровь и ее роль в организме. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Пульс и его измерение. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Первая помощь при кровотечениях.
Органы дыхания. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания; их предупреждение. Вред табачного дыма и ядовитых газов. Важность пребывания на свежем воздухе.
Состав пищи. Витамины и их необходимость для организма. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения.
Традиционная пища наших предков и ее изменение с течением времени.
Органы выделения. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма.
Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена органов чувств; предупреждение их заболеваний. Как лечились наши предки.
Нервная система и ее назначение. Роль головного и спинного мозга. Значение выполнения режима дня для сохранения и укреплении нервной системы.
Наблюдения, опыты, практические и творческие работы: рассматривание модели скелета; выработка правильной осанки; наблюдение за работой мыши; измерение пульса в покос и после нагрузки; рассматривание кожи под лупой.
Развитие животных и растений
Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных.
Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для развития растений. Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.
Растение — живой организм. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Разнообразие плодов и семян. Распространение семян. Жизненный цикл однолетнего цветкового растения от семени до семени. Способы вегетативного размножения растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).
Наблюдения, практические и творческие работы: проращивание семян и наблюдение за развитием растения; изготовление аппликаций «От семени до семени» или «Стадии развития животного» (по выбору).
Экскурсия в зоологический музей, ботанический сад.
Особенности погодных условий в марте, апреле, мае. 21 марта — лень весеннего равноденствия. Таяние снега, ледоход. 22 апреля — День Земли. Изменения в жизни растений и животных в весенний период. Прилет и гнездование птиц, высиживание птенцов. Значение птиц ятя человека. Появление потомства у диких и домашних животных. Сокодвижение, развертывание листьев, цветение растений. Особенности ухода весной за комнатными растениями.
Весенние заботы полеводов, садоводов, огородников. Опасность весенних заморозков для растений. Витаминная зелень и здоровье. Весенние природоохранные мероприятия.
Весна в жизни наших предков: повседневные заботы, обычаи и праздники.
Наблюдения, практические и творческие работы: уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка; подготовка праздника птиц, изготовление аппликации «Здравствуй, весна».
Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в лес).
Изменение быта и культуры наших предков
Важность исторических знаний для людей. Наука история. Исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа. Как стать знатоком истории.
Старинный уклад жизни (семья, род, племя, народ; старейшина, совет старейшин, вождь). Природа в жизни и верованиях наших предков. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства.
Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей.
Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов -архитектурные памятники России. Городские постройки. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, стеклодувное, художественная роспись и другие ремесла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества.
Жилища, народные промыслы и ремесла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном крае.
Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги.
Одежда сельских и городских жителей в старину. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края.
Обучение грамоте, ремеслу, крестьянскому делу в старину. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Церковноприходская школа. Старинная школьная форма, принадлежности, учебники. Отличие современной школы от старинной. Учреждения образования в родном крае.
Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.
Наблюдения, практические и творческие работы: составление аппликаций «Прошлое и настоящее» (но выбору); рассматривание изделий мастеров родного края; ролевая игра «Встречают по одежке»; изготовление классного плаката "Обещание деревьям».
Экскурсии в музей (краеведческий, исторический, народного творчества), по родному городу, поселку.
Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Заботы жителей сельской и городской местности в летний период. Правила безопасного поведения на солнце, на воде, в лесу, в городе во время летних каникул
III. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов |
Разнообразие изменений в окружающем мире | (7 ч) | |
Земля – наш общий дом. Повторение знаний 1 и 2 классов. | 1 | |
Разнообразие изменений в природе и жизни людей. Самостоятельная работа | 1 | |
Времена года. Старинный календарь | 1 | |
Атмосферные явления и погода. | 1 | |
Температура и ее измерение. Тест | 1 | |
Прогноз погоды. | 1 | |
Необычные атмосферные явления. Тест | 1 | |
Осенние изменения в природе и в жизни человека | (4 ч) | |
Наблюдение осенних изменений в природе. Экскурсия. | 1 | |
Осень в природе. Самостоятельная работа | 1 | |
Осень в природе. | 1 | |
Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков. Тест | 1 | |
Тела и вещества, их свойства | (15 ч) | |
Тела и вещества. Три состояния вещества. | 1 | |
Строение веществ. | 1 | |
Удивительные открытия. Проверочная работа | 1 | |
Воздух и его состав. | 1 | |
Свойства воздуха. | 1 | |
Как используют воздух. | 1 | |
Вода и ее свойства. | 1 | |
Очистка воды. | 1 | |
Превращения воды. | 1 | |
Круговорот воды в природе. | 1 | |
Обобщающий урок «Свойства воздуха и воды». Тест | 1 | |
Почва, ее состав и свойства. | 1 | |
Обитатели почвы. | 1 | |
Почва – кормилица. Как возделывали почву наши предки. Тест | 1 | |
Обобщающий урок по теме «Тела и вещества». Проверочная работа | 1 | |
Сезонные изменения в природе. Зима | (5 ч) | |
26. | Наблюдение зимних изменений в природе. Экскурсия. | 1 |
Зимние явления в неживой природе. Тест | 1 | |
Как зимуют растения | 1 | |
Зима в жизни животных. | 1 | |
Январь – середина зимы. Как зимовали наши предки. Тест | 1 | |
Организация человека и его здоровье | (10 ч) | |
Организм человека. | 1 | |
Скелет – надежная опора и защита. | 1 | |
Мышцы их разнообразие и функции | 1 | |
Органы дыхания. Предупреждение их заболевания. Вред курения. | 1 | |
Кровеносная система | 1 | |
Питание и органы пищеварения. | 1 | |
Очистка организма, органы выделения. | 1 | |
Нервная система и ее роль в организме. Тест | 1 | |
Органы чувств, их значение и гигиена | 1 | |
Как лечились наши предки. Проверочная работа | 1 | |
Развитие животных и растений | (11 ч) | |
40. | Размножение животных разных групп. Развитие птиц. | 1 |
Развитие рыб и земноводных. | 1 | |
Стадии развития насекомых. | 1 | |
Разнообразие растений. Растение – живой организм. Тест | 1 | |
Органы цветкового растения | 1 | |
Корни и стебли растений | 1 | |
Разнообразие листьев растений, их функции. | 1 | |
Старинные обычаи проводы зимы и встречи весны. Тест | 1 | |
Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей. Экскурсия. | 1 | |
Цветок, его роль в жизни растений. Способы размножения растений. Тест | 1 | |
Способы размножения растений. | 1 | |
Изменение быта и культуры наших предков | (13 ч) | |
Что и как изучает история. Исторические источники. Самостоятельная работа | 1 | |
Природа в жизни наших предков | 1 | |
Образ жизни наших предков | 1 | |
Жизнь на селе в старину. Крестьянский труд. | 1 | |
Старинные города. Тест | 1 | |
Старинные ремёсла | 1 | |
Проверочная работа | 1 | |
Торговое дело на Руси | 1 | |
Одежда наших предков. | 1 | |
Уклад жизни на Руси. | 1 | |
Как учились дети в старину. Тест | 1 | |
Обобщающий урок. | 1 | |
Природа с приходом лета. Обобщение и систематизация знаний. | 1 |
По учебному плану: в неделю 2 часа, за год 68 часов. По рабочей программе в соответствии с календарным учебным графиком МОБУ СОШ № 23
на 2018-2019 учебный год: 63 часов.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО Зам. директора по УВР
Протокол №____ ____________________
от «___»_____2018 г. Е.Н.Сухарева
Руководитель МО «____»__________2018 г.
______________
О.П. Мирошниченко
Лист
корректировки рабочей программы учителя начальных классов Филатовой О.А.
по окружающему миру во 3 «Б» классе
№ урока | Название темы | Количество часов по плану | Причина корректировки | Количество часов по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Окружающему миру 1 класс Гармония
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основе ФГОС начального общего образования, примерной программы по окружа...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по прогрмамме Гармония разработанна с требованиями ФГОС с календарно - тематическим планированием....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класс (Гармония)
Рабочая программа и планирование...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класс (Гармония)
Рабочая программа и планирование...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класс (Гармония)
Рабочая программа и планирование...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония...