Рабочая программа по окружающему миру для 2 класс (Гармония)
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа и планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15135_rabochaya_programma_po_okruzhaushchemu_miru_2_klass.docx | 120.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру
для 2 класса
Составлена учителем начальных классов
высшей категорией
Махотиной Н.В.
Москва, 2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» в 2 классе составлена на основе Примерной программы начального общего образования образовательной области «Обществознание и естествознание» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение) и авторской программы общеобразовательных учреждений Поглазовой О.Т. по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов. (О.Т. Поглазова. – Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:
- социализация ребёнка;
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Общая характеристика учебного предмета
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.
При отборе содержания были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе.
При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.
Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.
В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.),создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.
Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.
Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях.
Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединятьзнания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
- Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
- В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.
- Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебных недель).
Планируемые результаты обучения и система оценивания
В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностныерезультаты изучения курса «Окружающий мир»:
-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
-понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
-осознание себя как гражданинасвоего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
-умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
-навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
-понимание важности здорового образа жизни;
-стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
-зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
-стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
-эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
-осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметныерезультаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)
-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
-планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
-оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
-оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
-ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
-адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
-осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
-подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
-наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
-осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме;
-сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
-обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
-дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
-осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
-оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
-планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
-проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
-уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметныерезультаты
Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:
-различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
-описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
-различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
-различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
-характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
-использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
-находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
-объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
-находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, -участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
-вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
-выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
-использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
-исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
-измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
-выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
-рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
-вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
-объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
-готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных;
-обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
-ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
-моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
-участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:
-воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
-рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
-использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
-узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
-находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
-понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; -описывать (пересказывать) изученные события из истории России;
-готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
- рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
-объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
-рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
-соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
-заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
-различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
-составлять родословную своей семьи;
-объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
-рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
-находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
-использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
-моделировать (по желанию)из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:
-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
-соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
-объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
-составлять и выполнять режим дня.
-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
-следовать правилам здорового образа жизни;
-соблюдать правила противопожарной безопасности;
-оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
2 класс (68 часов)
Человек и природа
Живая и неживая природа. Человек как часть живой природы. Отличия человека от животных (разумное существо, преобразователь природы). Человек – строитель. Старинные и современные жилища народов России. Человек – изобретатель транспортных средств. Виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные, космические. Разнообразие профессий (профессии, связанные с природой и людьми). Важность и необходимость профессии эколога в современном мире. Здоровье человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья. Значение режима дня, закаливания, физических упражнений. Спорт и здоровье. Значение органов чувств, важность их сохранения. Чистота – залог здоровья. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). Азбука безопасности. Правила безопасного поведения (в городе, среди людей, на природе). Правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность. Куда обращаться за помощью в экстренных случаях (болезнь, пожар, злоумышленник, утечка газа и др.).
Наблюдения, практические и творческие работы:
-наблюдение природных явлений;
-проверка остроты зрения и слуха, гимнастика для глаз, определение свойств тел осязанием;
-оказание первой помощи;
-разыгрывание сценок безопасного поведения.
Красота и разнообразие неживой природы
Кто и как изучает окружающий мир. Какие учёные изучают природу. Природные тела и явления, происходящие в живой и неживой природе. Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые на дневном небе (солнце, облака). Облака, как они образуются. Разнообразие облаков (перистые, кучевые, слоистые, грозовые). Осадки: дождь, снег, град. Экологические проблемы, связанные с облаками. Гроза, способы защиты от неё. Правила безопасного поведения во время грозы. Что изучает наука астрономия. Солнце – ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла. Опасность солнечного ожога и теплового удара. Правила безопасного поведения под солнечными лучами. Значение солнца для растений, животных, человека. Почитание солнца древними. Образ солнца в произведениях народного творчества. Звёзды и планеты. Земля – планета, её форма и размеры. Представления древних о Земле. Первый космонавт мира Ю. А. Гагарин. Движение Земли: вращение вокруг оси, обращение вокруг Солнца. Глобус – модель Земли. Космические объекты и явления, наблюдаемые на ночном небе. Луна – спутник Земли. Изменения вида Луны (фазы Луны). Космические путешествия на Луну. Звёзды и созвездия. Планеты, кометы, метеоры, метеориты. Красота ночного неба. Что изучает наука география. Океаны и материки Земли, их число, названия, расположение на глобусе и карте полушарий. Формы земной поверхности: горы и равнины, их разнообразие, условное обозначение на карте. Холм, части холма (вершина, склон, подошва). Овраги, их образование и борьба с ними. Горы и люди (профессия геолог, использование горных пород, дороги в горах, горные санатории и др.). Опасность путешествия в горах, правила безопасного поведения. Вулканы, опасность их извержения. Изменение и загрязнение суши людьми: карьеры и отвалы, свалки из пустых пород. Важность сохранения красоты и чистоты Земли. Вода на Земле. Группы природных водоёмов: естественные и искусственные; пресные и солёные. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, река. Части реки: исток, притоки, устье. Болото, его значение для рек. Искусственные водоёмы: водохранилище, пруд, канал. Значение воды для человека, растений, животных. Важность
сохранения чистоты источников питьевой воды и необходимость экономного её расходования в быту. Проблема загрязнения водоёмов промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. Правила безопасного поведения на берегах водоёмов. Виды земной поверхности и водоёмов родного края. Красота природных пейзажей в произведениях поэтов, писателей, художников, композиторов.
Наблюдения, практические и творческие работы:
-наблюдение дневного и ночного неба, разных форм облаков, форм суши, видов водоёмов;
-моделирование разных форм облаков (из бумаги, из ваты), форм суши (из пластилина, из песка и глины, гипса);
-изготовление аппликаций «Ночное небо», «На море», «Озеро», «Болото»;
-возможные варианты проектных работ: «Космическое путешествие», «Горы и люди», «Реки и люди».
Экскурсия на местный водоём, по окрестностям города (посёлка).
Человек и общество
Что объединяет людей, их взаимоотношения. Культура и формы общения со взрослыми людьми и сверстниками. Эмоциональное состояние человека, проявление чувств. Отрицательные черты характера (неряшливость, жадность, нечестность, леность, недоброжелательность, жестокость). Некрасивое поведение человека. Уроки вежливости. Друзья, взаимоотношения с ними. Кого называют настоящим другом. Духовная красота человека (щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить). Талант и трудолюбие. Творчество и мастерство человека. Семья – ячейка общества, его основа. Члены семьи, поколения. Имя, отчество, фамилия, их происхождение. Родословная (предки, ближайшие родственники). Родовые и семейные традиции. Семейные реликвии. Труд, отдых, семейные праздники. Взаимоотношения в семье (распределение обязанностей, забота о младших, стариках, больных, помощь взрослым).
Наблюдения, практические и творческие работы:
-наблюдение взаимоотношений людей разного возраста;
-составление карточки-определителя «Какой я», составление родословной семьи;
-ролевая игра «Уроки вежливости»;
-возможные проекты: «Мой лучший друг», «Моя семья», «Семейный альбом», «Памятная реликвия».
Наша Родина – Россия
Родина, соотечественники. Россия – многонациональное, крупнейшее по территории государство мира. Расположение на карте, сухопутные и морские границы. Государственные символы: флаг, герб, гимн России. Конституция – основной закон государства. Обязанности и права гражданина России. Права и обязанности ребёнка. Государственные праздники. Главное богатство Родины – её народ, защитник и созидатель. Народы, населяющие Российскую Федерацию, их национальные традиции. Москва – столица России, её достопримечательности. Санкт-Петербург – столица России в прошлом. Российские города: города-миллионеры, города-герои, древние города. Родной край, родные места семьи. Родной город (посёлок). Достопримечательности и исторические памятники родного города (посёлка). Расположение родного края, его центра, родного города на карте.
Наблюдения, практические и творческие работы:
-наблюдение исторических и природных памятников родного края;
-изготовление аппликации «Национальные одежды народов России»;
-ролевая игра или проект «Я – экскурсовод» (по родному го-роду, по Москве и др.).
Человек – творец
Человек – строитель. Профессия архитектор. Старинный и современный облик города. Улица, проспект, бульвар. Площадь, парк, сквер. Объекты городского хозяйства: почта, магазины, поликлиника, аптека. Культурные центры города: библиотеки, музеи, театры, стадионы. Проблемы современного города. Что делать с отходами городского хозяйства, промышленности, бытовыми отходами. Опасность пребывания на свалках. Переработка отходов, их использование – решение этой экологической проблемы. Общественный транспорт, пассажирский, грузовой, специальный. Проблема загрязнения окружающей среды наземным, водным и воздушным транспортом. Проблема создания экологически чистых транспортных средств. Важность озеленения городов. Для чего люди создают музеи. Экспонаты разных музеев. Профессия археолог. Краеведческий и исторический музеи. Коллекции старинных предметов быта: одежды, обуви, домашней утвари, светильников и др. История письменности и книги. Бережное отношение к книге. Старинные средства счёта и современные вычислительные устройства. Старинные и современные средства связи. Мир искусства. Виды художественного творчества: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Художественные музеи – хранилища старинных и современных произведений искусства. Красота природная и рукотворная. Симметричные и несимметричные объекты окружающего мира. Симметрия в объектах живой природы: в строении растений, животных, тела человека. Виды симметрии: осевая (зеркальная), центральная (поворотная), орнаментальная (переносная). Использование разных видов симметрии в творениях человека: в архитектурных сооружениях, парковых ансамблях, мостах, украшениях одежды, предметов быта и др.
Наблюдения, практические и творческие работы:
-выявление источников загрязнения двора, улицы, города (посёлка), составление проекта озеленения двора или улицы;
-наблюдение симметричных узоров на предметах домашнего обихода, в городских сооружениях;
-проверка симметричности плоских фигур и определение оси симметрии;
-возможные проекты: «Город будущего», «Транспорт будущего»,
-ролевая игра «Я – эколог».
Экскурсии: по городу, в парк, музей архитектуры, в старинную усадьбу, в исторический или краеведческий музеи, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» во 2 классе ученик должен знать:
– человек – часть живой природы и член общества, условия, обеспечивающие его здоровье и эмоциональное благополучие, значение труда и творчества в его развитии, качества, определяющие его физическую и духовную красоту; профессии людей, связанные с природой и с работой с людьми, наиболее распространённые профессии в родном крае;
– правила безопасного поведения в природе и социальной среде (водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвычайных ситуациях;
– основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием;
– правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких травмах, простудных заболеваниях;
– природные тела и явления, способы их изучения; основные наблюдаемые космические тела (звезда, планета, спутник);
- виды земной поверхности (океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги);
-виды естественных и искусственных водоёмов (море, река, озеро, пруд, водохранилище);
- условные изображения на карте гор, равнин, водоёмов, городов, границ государств; - особенности поверхности и водоёмов родного края (города, села, пригорода) на основе наблюдений;
– взаимоотношения в обществе, семья – ячейка общества, родственные и семейные отношения; Родина, государство, его столица, государственные символы; основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка;
– названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию России, её крупных городов, своего края (области, республики), его центра, своего города (села, деревни);
– 2–4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности;
– экологические проблемы современного города и пути их решения, необходимые меры по сохранению чистоты и красоты природы;
– смысл понятий: тело, явление, облако, звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия, искусство; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии предметов;
понимать:
– значение солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и других природных ресурсов, их необходимо экономно расходовать;
– люди не должны загрязнять землю и водоёмы промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами; надо стараться решать возникающие экологические проблемы;
– он является членом семьи, коллектива одноклассников; горожанином (селянином), гражданином своего государства и должен соблюдать нравственные нормы поведения в обществе, быть патриотом своей Родины, города, школы, класса;
– человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, к природе;
– все профессии важны и нужны в обществе, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её;
– Россия – многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;
– край, где они живут, – их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей;
уметь:
– различать по существенным признакам природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы, тела и явления; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и несимметричные предметы; эстетические и нравственные категории, эмоциональные состояния, формы общения; государственную символику России;
– приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, наиболее многочисленных народов России; объектов неживой и живой природы, изделий человека; явлений, происходящих в неживой и живой природе, небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и солёных водоёмов; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города (посёлка); наземного, водного, воздушного, общественного, грузового и специального транспорта, разных профессий; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира;
– описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида; характеризовать черты характера человека;
– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;
– определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;
– объяснять отличия человека от животных; различие эстетических, этических, моральных категорий (красивое – безобразное, нравственное – безнравственное, культурное – некультурное, вежливое – грубое и др.); значение природы для здоровья человека, положительные и отрицательные воздействия человека на природу;
– наблюдать тела и явления природы, небесные тела, формы земной поверхности, виды водоёмов, признаки экологического неблагополучия в природе; объекты городского хозяйства, культуры, спортивные сооружения, виды строений, улиц, транспорта, музейные экспонаты; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе;
– извлекать полезную учебную информацию из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы, диаграммы, карты;
– представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, аппликация, условный знак, схема, таблица, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану);
– формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;
– создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения), участвовать в проектной деятельности;
– оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.
Использовать приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– ориентирования в среде обитания (природная и социальная среда, опасности и способы их преодоления);
– решения познавательных, учебных и практических задач;
– использования универсальных учебных действий при работе с разными источниками информации;
– определения природных и социальных объектов, нуждающихся в их сохранении с целью принятия участия в сохранении их чистоты и красоты;
– проведения наблюдений за телами и явлениями, объектами природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах с целью оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду;
– выполнения правил личной гигиены, режима дня для укрепления своего здоровья; соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; оказания первой помощи при лёгких травмах;
– осознания себя членом общества (семья, классный коллектив, горожанин, гражданин России) и воспитания в себе желания стать достойным человеком (верным другом, заботливым членом семьи, патриотом своей Родины);
– создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений) на заданную тему и участия в проектной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Тип урока | Основное содержание обучения | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Виды контроля | Дата |
Раздел I Человек и природа (9 часов) | |||||||
1 | Что нас окружает. | Урок-игра. | Создание условий для восстановления и закрепления знаний и умений, полученных в первом классе. | Умение пользоваться полученными в первом классе предметными знаниями и умениями. | Проверка усвоения универсальных учебных действий. | Фронтальный опрос, самостоятельная работа. | |
2 | Свойства живых существ. | Урок повторения и систематизации. | Проверить остаточные знания второклассников по предмету. Знакомство с источниками информации об окружающем мире, свойствами живых существ. | Знание понятий: учебный, научно-популярный и художественный текст, иллюстрация, собственные наблюдения, опыт, предметная модель, условный знак, схема. | Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы. | Задания по группам. | |
3 | Человек – часть живой природы. Практическая работа. | Урок формирования умений и навыков. | Определение, к какой части окружающего мира относится человек. | Знание понятия: человек как часть живой природы, разумное существо. Умение называть признаки живого организма. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | Фронтальный и индивидуальный опросы. | |
4 | Человек – разумное существо. | Урок повторения. | Выяснение отличий человека от других животных. | Знание понятий: изобретение, изобретатель, средство передвижения, бытовая техника, инструменты, научные приборы. Умение использовать в речи эти понятия. | Умение собирать информацию на основе иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы. | Дидактическая игра. | |
5 | Профессии людей. Эколог – одна из важных профессий. Виртуальная экскурсия. | Комбинированный урок. | Знакомство с понятием «профессия». Выяснение важности профессии эколога. | Знание понятий: профессия, эколог, экологическая проблема. Умение выявлять значимость профессии эколога. | Умение выбирать нужную информацию из текста и иллюстраций. | Фронтальный и индивидуальный опросы. | |
6 | Здоровье человека. Значение природы для здоровья. Гимнастика для глаз. | Урок изучения нового материала. | Выяснение значения понятия «здоровье». Обсуждение проблемы: что может повредить здоровью, что поможет сохранить его. Исследование вопроса «Кого называют закалённым человеком? Как им стать?» | Знание понятий: здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная физкультура, моржевание, режим дня. Умение составить режим дня, соблюдать его, выявлять признаки здорового образа жизни. | Умение выбирать информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений, представлять её в виде схемы. | Фронтальный опрос. | |
7 | Органы чувств, их гигиена. Практическая работа «Проверка остроты зрения и слуха. Определение свойств тел осязанием». | Комбинированный урок. | Обсуждение проблемы: чем важны органы чувств, что опасно для их здоровья. Исследование вопроса «Как сохранять остроту зрения и слуха?» | Знать: функции органов чувств, правила гигиены, безопасного поведения, первой помощи при небольших травмах. Умение составлять правила сохранения здоровыми органов чувств. | Умение собирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять её в разных формах. | Индивидуальный опрос. | |
8 | Чистота – залог здоровья. | Урок формирования умений и навыков. | Обсуждение проблемы «Почему плохо быть грязнулей?» | Знание понятия: микробы; правила ухода за кожей. Уметь применять полученные знания на практике. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | Индивидуальный опрос, работа в парах. | |
9 | Азбука безопасного поведения. Тест. | Урок контроля знаний. | Знакомство с опасностями, подстерегающими человека в природе. Обсуждение проблемы «Что может быть опасным дома?» Исследование вопроса «Как вести себя с подозрительными незнакомыми людьми?» | Знать правила безопасного поведения в природе, дома, на улице. Уметь применять полученные знания на практике. | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | Фронтальный опрос, работа в парах. | |
Раздел II Красота и разнообразие неживой природы (29 часов) | |||||||
10 | Кто и как изучает природу. | Урок обобщения и систематизации. | Исследование вопроса: как человек познаёт природу. Выяснение, кто такие учёные, какими способами они изучают природу. | Знание понятий: наука, учёный, биология, география, астрономия, экология, эксперимент, приборы, законы природы. | Регулятивные умения, оценивание своих успехов. | Фронтальный опрос, самостоятельная работа. | |
11 | Природные тела и явления. Практическая работа. | Урок изучения нового материала. | Знакомство с понятиями, которые учёные называют телом и природным явлением. Исследование вопроса «Какие природные явления происходят в неживой и живой природе?» | Знание понятий: явление, тело; метод наблюдения – основной метод познания природы. Умение вести наблюдение за объектами природы. | Умение читать и составлять простые схемы. | Работа в парах, самостоятельная работа. | |
12 | Разнообразие облаков. Экскурсия, практическая работа. | Урок-экскурсия. | Знакомство детей с понятием «облака», организация наблюдения за тем, из чего состоят облака, почему они образуются. Проведение сравнения тумана и облака, нахождение отличий и сходств. | Знание понятий: водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака. Умение вести наблюдение за объектами природы. | Умение моделировать предметы окружающего мира, высказывать и аргументировать свои предположения. | Фронтальный опрос. | |
13 | Гроза. Безопасное поведение во время грозы. Практическая работа. | Формирование умений и навыков. | Выяснение вопроса: что такое гроза, чем она опасна. Обсуждение ситуаций: как ведут себя растения и животные перед грозой, что придумали люди, чтобы обезопасить свои дома от молнии, всегда ли растения, животные и люди рады дождю, чем опасен град. | Знание понятий: молния, гром, гроза, молниеотвод, кислотный дождь, град; правил безопасного поведения во время грозы. Уметь применять полученные знания на практике. | Умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. | Фронтальный опрос. | |
14 | Солнце – ближайшая к Земле звезда. | Урок изучения нового материала. | Знакомство с понятием «источник света и тепла». Исследование вопросов: что такое Солнце, расстояние от Земли до Солнца, каковы размеры Солнца. | Знание понятия: звезда; умение соотносить реальные и видимые размеры и расстояния. Умение вести наблюдение за объектами природы. | Умение высказывать предположения и аргументировать их. | Беседа по вопросам. | |
15 | Солнце и жизнь. | Урок обобщения и систематизации. | Выяснение вопроса «Всегда ли Солнце оказывает положительное влияние на живую природу?» Обсуждение того, как беречься от жарких солнечных лучей. | Знание понятия: загар; положительного и отрицательного действия солнечных лучей на живые организмы, правил безопасного пребывания на солнце. Умение заботиться о своём здоровье. | Умение анализировать рисунки, обобщать информацию. | Беседа по вопросам, самостоятельная работа. | |
16 | Земля – планета. Виртуальное космическое путешествие. | Урок формирования умений и навыков. | Уточнение, что такое Земля, какова её форма, размеры. | Знание понятий: Земля как планета – холодное космическое тело шарообразной формы, космонавт, космический корабль. | Умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста. | Фронтальный опрос, работа в парах. | |
17 | Движение Земли. Практическая работа. | Комбинированный урок. | Определение того, что является причиной смены дня и ночи. Выяснение вопроса, почему сменяются времена года. Рассмотрение вариантов, какой должна быть модель Земли. | Знание понятий: глобус – модель Земли; ось Земли, Северный и Южный полюса Земли, экватор; сутки – период вращения Земли, год – период обращения вокруг Солнца. Умение выполнять практические задания по теме урока. | Умение работать с предметными моделями. | Беседа по вопросам, практическая работа. | |
18 | Луна – естественный спутник Земли. Практическая работа. | Урок изучения нового материала. | Обсуждение вопроса: почему меняется форма видимой Луны. Выяснение, является ли Луна источником света и тепла. Определение, что такое естественный спутник, какими ещё бывают спутники Земли. | Знание понятий: Луна – естественный спутник Земли, движение Луны, искусственный спутник Земли. Умение вести наблюдение за объектами природы. | Умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом. | Индивидуальный опрос, практическая работа. | |
19 | Исследования Луны. Человек на Луне. Виртуальное космическое путешествие. | Урок формирования умений и навыков. | Выяснение вопроса: почему на Луне видны светлые и тёмные пятна, какова поверхность Луны; с помощью чего и как исследуют Луну; какой видна Земля на лунном небе. | Знание понятий: лунная поверхность – равнины и возвышенности; автоматическая станция, луноход, астронавт. | Умение обобщать полученные знания, аргументировать ответ на поставленный вопрос, работать в паре. | Устный опрос, работа в парах. | |
20 | Звёзды и созвездия. Экскурсия в планетарий. | Урок-экскурсия. | Почему звёзды видятся нам светящимися точками. Все ли звёзды одинаковые. Почему они разного цвета. Что такое созвездие. | Знание понятий: созвездие, расстояние до звёзд, невооружённый глаз и телескоп; чем определяется цвет звезды, наиболее яркие и хорошо наблюдаемые созвездия. Умение вести наблюдение за объектами природы. | Умение работать с дополнительной литературой и готовить сообщение. | Индивидуальный опрос. | |
21 | Планеты, движущиеся вокруг Солнца. Практическая работа. | Урок изучения нового материала. | Есть ли другие планеты в космосе. Похожи ли они на Землю. Какая особенность у планеты Земля. | Знание понятий: девять планет, обращающихся вокруг Солнца, их расположение относительно него, их различия; астероиды – малые планеты. Умение выделять отличительные особенности планеты Земля. | Умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца. | Фронтальный опрос, практическая работа. | |
22 | Кометы, метеоры, метеориты. Практическая работа. | Комбинированный урок. | Знакомство с космическими телами, которые называют небесными «гостями». Определение, насколько часто можно их наблюдать. Чем они отличаются от планет и звёзд. | Знание понятий: комета, метеор, метеорит, планетарий, космическая станция. | Умение работать в группе, выполнять проектную работу. | Фронтальный опрос, работа в группе. | |
23 | Разнообразие космических тел. Обобщающий урок. Тест. | Урок-викторина. | Обобщение знаний по теме «Небесные тела». Проверка умений различать небесные тела и классифицировать их. | Проверка усвоения следующих основных понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты. Умение применять свои знания на практике. | Проверка умения выполнять и оформлять тестовые задания разных видов. | Самостоятельная работа. | |
24 | Поверхность Земли. Материки и океаны. | Урок-игра. | Знакомство с наукой географией. Выяснение способов изображения земной поверхности. Определение двух видов земной поверхности, которые преобладают на планете Земля. Исследование количества материков и океанов на Земле. | Знание понятий: география, карта, глобус, фотография, материк, океан, остров, полуостров; как изображают земную поверхность на картах. Умение работать с картой. | Умение работать со схемами и круговыми диаграммами. | Дидактическая игра. | |
25 | Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними. | Комбинированный урок. | Знакомство с формами суши, которые преобладают на земной поверхности. Определение значения понятия «равнина», какой она бывает. Что такое холм, овраг. Как называют искусственные холмы, для чего их используют люди. | Знание понятий: формы суши – равнины и горы, плоская и холмистая равнина, холм, овраг, курган, способы борьбы с оврагами. Умение давать характеристику различным формам суши, которые преобладают на земной поверхности. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Беседа по вопросам. | |
26 | Горы, их разнообразие. Виртуальная экскурсия. | Урок формирования умений и навыков. | Исследование вопросов: какими бывают горы, как их изображают на карте, как называются части горы, какими они бывают. | Знание понятий: гора, её части (вершина, склон, подошва склона), горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте; Эверест – высочайшая вершина мира, Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор. Умение находить горы на карте. | Умение извлекать информацию из карты, моделировать объекты окружающего мира. | Фронтальный опрос, практическая работа. | |
27 | Горы и люди. Безопасное поведение в горах. | Комбинированный урок. | Живут ли люди в горах, чем они занимаются. Какие дороги строят в горах. Что добывают в горах, где используют горные породы. Обсуждение проблемы: чем опасны горы. | Знание понятий: горная долина, ущелье, пропасть, тоннель, альпинист, снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер; правил безопасного поведения в горах. | Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | Индивидуальный опрос. | |
28 | Экскурсия. Формы суши родного края. | Урок-экскурсия. | Наблюдение форм суши местности, в которой живём. Повторение и применение полученных знаний на практике. | Умение различать разные формы суши. | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. | Индивидуальный опрос. | |
29 | Земля и её поверхность. Обобщающий урок. Тест. | Урок обобщения и систематизации. | Обобщение изученного в этом разделе, проверка усвоения основных понятий и универсальных учебных действий. | Знание основных понятий, подлежащих контролю: материк, океан, гора, равнина, овраг, холм, вершина, склон, подошва (подножие), вулкан, тоннель, альпинист. Умение составлять правила безопасного поведения в горах. | Проверка умения выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. | Самостоятельная работа. | |
30-31 | Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей. Виртуальная экскурсия по планете Земля. | Комбинированные уроки. | Знакомство с понятием «водоём». Выяснение, какие водоёмы на Земле самые крупные. Какая в них вода. Чем опасен океан. | Знание понятий: водоём, океан, море, растения и животные, обитающие в море; примеры использования моря человеком и экологические проблемы, связанные с его деятельностью; правила безопасного поведения на море. | Умение работать с разными источниками информации, оценивать действия и поведение людей и своё собственное. | Устный опрос. | |
32-33 | Река, её части. Значение рек для людей. Практическая работа. | Уроки формирования умений и навыков. | Определение понятия «река». Части реки. Какими могут быть реки. Обсуждение вопроса: чем важны реки для людей, чем они опасны. | Знание понятий: река – постоянный поток пресной воды, исток, приток, устье, русло, равнинная и горная река; водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, дамба, гидроэлектростанция. Умение различать части реки. | Умение моделировать природные объекты, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами. | Индивидуальный опрос, практическая работа. | |
34-35 | Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России. Виртуальная экскурсия. | Комбинированные уроки. | Исследование вопросов: чем различаются пресные водоёмы, чем озеро отличается от пруда, от болота. | Знание понятий: озеро – замкнутый водоём, пруд – искусственный водоём, болото – переувлажненный участок суши, Байкал – самое глубокое озеро планеты, Каспийское озеро (море) – самое большое озеро планеты; знать правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах. Умение различать пресные водоёмы. | Умение работать с рисунками-схемами. | Фронтальный и индивидуальный опросы. | |
36 | Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов. | Урок-диспут. | Определение проблемы запасов на Земле питьевой воды. Обсуждение вопроса сохранения чистотой питьевой воды. | Знание понятий: питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды, меры экономного расходования питьевой воды. Умение выделить основные проблемы сохранения чистой питьевой воды. | Умение работать с разными источниками информации. | Фронтальный опрос. | |
37 | Экскурсия. Водоёмы родного края. | Урок-экскурсия. | Наблюдение разных видов водоёмов своей местности. Повторение и применение полученных знаний на практике. | Умение различать разные виды водоёмов. | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. | Беседа по вопросам, практическая работа. | |
38 | Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок. Тест. | Урок-викторина. | Обобщение знаний по теме «Водоёмы», проверка усвоения основных понятий, предметных и универсальных учебных умений. | Знание основных понятий: естественный и искусственный водоём, океан, море, река, исток, приток, устье, озеро, пруд, болото, пресная и морская вода, водохранилище, пруд, канал; правила безопасного поведения на воде. | Умение работать со схемами и блок-схемами алгоритмов, выполнять и оформлять тестовые задания разных типов. | Самостоятельная работа. | |
Раздел III Человек и общество (8 часов) | |||||||
39 | Человек – общественное существо. Формы общения. Практическая работа. | Урок изучения нового материала. | Знакомство с понятием «общество». Выяснение, для чего люди общаются. Какими бывают формы общения. | Знание понятий: человек – общественное существо, общительный человек, жест, мимика. Умение различать основные формы общения. | Умение моделировать ситуации общения. | Фронтальный опрос, практическая работа. | |
40 | Уроки вежливости. Практическая работа. | Урок формирования умений и навыков. | Какого человека называют вежливым, как им стать. | Знание правил вежливого общения с людьми разного возраста, с родными и близкими людьми, с незнакомыми людьми в общественных местах. Умение применять полученные знания на практике. | Умение моделировать ситуации вежливого общения. | Фронтальный и индивидуальный опросы. | |
41 | Физическая и духовная красота человека. | Урок формирования умений и навыков. | Обсуждение вопроса: какого человека можно назвать красивым, как им стать. | Знание понятий: физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера. Умение выделять основные признаки здорового человека. | Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | Беседа по вопросам. | |
42 | Настроение человека. Положительные и отрицательные эмоции. Практическая работа. | Урок закрепления. | Обсуждение вопросов: когда у человека бывает хорошее настроение, почему оно может испортиться, как человек выражает своё настроение. Выяснение вопроса: влияет ли настроение на успехи в учёбе, на общение с окружающими людьми. | Знание понятий: настроение, положительные и отрицательные эмоции, умение управлять эмоциями. | Умение оценивать состояние своё и окружающих людей. | Фронтальный опрос. | |
43 | Друзья, их значение в жизни людей. Тест. | Комбинированный урок. | Обсуждение вопросов: кого можно назвать другом, как поступают настоящие друзья. | Знание понятий: друг, дружба, дружный коллектив. | Умение давать оценку поступкам одноклассников. | Беседа по вопросам, работа в парах. | |
44 | Семья. Родственники. Практическая работа. | Урок формирования умений и навыков. | Обсуждение вопросов, что такое семья, какими бывают семьи, кого называют родственниками. | Знание понятий: семья, фамилия, поколение, родственники, дядя, тётя, двоюродные братья и сёстры, родословная. | Умение работать со схемами, выделять главную мысль в тексте. | Индивидуальный и фронтальный опросы. | |
45 | Семейные заботы и традиции. Практическая работа. | Комбинированный урок. | Обсуждение вопросов: какую семью можно назвать дружной, в какой семье царит лад; есть ли в семье мужские и женские дела. Что такое семейные традиции, какими они могут быть. Как составить родословную семьи. | Знание понятий: забота, обязанность, взаимопомощь, личные и семейные дела, традиция, реликвия, потомственная профессия. Умение составлять родословную своей семьи. | Умение выполнять проектную работу и презентовать её. | Беседа по вопросам, практическая работа. | |
46 | Родословная семьи. | Урок-презентация. | Знакомство с проектной работой, ходом её выполнения и структурой. | Знание способов работы с источниками, возможных форм презентации. Умение выбрать тему и проблему исследования, делать список источников информации. | Умение выполнять проектную работу и презентовать её. | Практическая работа. | |
Раздел IV Наша Родина – Россия (9 часов) | |||||||
47 | Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство. | Комбинированный урок. | Знакомство с понятиями: «малая родина» и «Родина». Выяснить, чем отличается Россия от других стран мира, чем различаются народы разных национальностей. | Знание понятий: Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край. | Составление рассказа по картинке. | Устный опрос. | |
48 | Российская Федерация, её государственные символы. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомство с понятием «государство», его властью. Выяснить, что относится к государственным символам, что они символизируют. Какими могут быть государственные границы, кто их охраняет. | Знание понятий: Российская Федерация, республика, край, область, границы сухопутные и морские, армия, Президент, герб, флаг, гимн России. | Воспитание патриотизма. | Фронтальный опрос. | |
49 | Конституция – основной закон государства. Государственные праздники. Практическая работа. | Урок обобщения и систематизации. | Знакомство с понятием «закон». Где записаны законы государства. Какими правами и обязанностями наделены граждане России. Что такое государственный праздник. | Знание понятий: закон, Конституция, права и обязанности гражданина России; государственный, профессиональный и семейный праздники. Умение использовать полученные знания на практике. | Умение работать с текстом. | Практическая групповая работа. | |
50 | Москва – столица России. Виртуальная экскурсия. | Урок – творческий отчёт. | Исследование вопроса: всегда ли Москва была столицей нашего государства. Чем славится Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород. | Знание понятий: столица, достопримечательность, основные исторические памятники Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода. Умение называть города, которые были столицами нашей страны, выделять главные достопримечательности этих городов. | Умение выполнять проектную работу. | Практическая работа. | |
51 | Российские города. Крупнейшие города-миллионеры, города-герои. Виртуальная экскурсия. | Урок формирования умений и навыков. | Много ли городов в России, чем примечательны некоторые из них. Как дают имена городам. В честь кого могут называть города. Какие города получили названия «город-герой», «город-миллионер», «древний город». Чем отличается вид современного города от старинного города. Какими достопримечательностями могут гордиться люди, живущие в городе, как они за ними ухаживают. Что отражают гербы городов. | Знание понятий: старинный город (древний), город-герой, город-миллионер, культурный, промышленный, торговый центр, кремль, герб города. Знать, чем старинный город отличается от современного, что отображают гербы городов. | Умение выделять нужную информацию из текста (учебного, художественного), из иллюстрации, умение работать со словарём. | Фронтальный опрос. | |
52 | Родной город (село), его достопримечательности. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Закрепление знаний, полученных в разделе «Родина». Продолжить формирование умений выполнять проектную работу. | Понятия, которые подлежат контролю: Родина, государство, столица, флаг, герб, гимн, город-герой. | Умение выполнять тестовые задания разных типов, работать с блок-схемами алгоритмов. | Самостоятельная работа. | |
53 | Горожане и селяне. Проблемы современного города. Экскурсия. | Урок-экскурсия. | Понятие «город». Кто проектирует город. О чём думают архитекторы, когда проектируют город, какие зоны выделяют в нём. Выяснение, чем различаются улицы больших городов. Какие службы есть в городах, чем они занимаются. | Знание понятий: архитектор, небоскрёб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь, промышленная и жилая зоны, места отдыха в городе. Умение составить план своего города. | Умение кодировать информацию. | Фронтальный и индивидуальный опросы. | |
54 | Проблемы современного города (продолжение). Практическая работа. | Урок изучения нового материала. | Знакомство с проблемами, которые существуют в большом городе. Обсуждение вопросов: что такое «отходы городского хозяйства», кто и как решает проблему их вывоза, что такое «свалка», чем она опасна. Как следует себя вести городским и сельским жителям, чтобы воздух, вода и почва были чистыми и не вредили их здоровью. | Знание понятий: свалка, переработка, отходы городского хозяйства и бытовые, контейнер для сбора отходов, металлический лом; безопасное и экологически грамотное поведение в городе и за городом. Умение применять свои знания на практике. | Проводить наблюдения, анализировать их. | Практическая работа. | |
55 | Виды транспорта. Проблема загрязнения воздуха и воды при использовании транспорта. | Урок формирования умений и навыков. | Определение понятия «транспорт», каким он бывает. Выяснение, какие виды наземного, водного, воздушного транспорта изобрёл человек. Какие проблемы создаёт транспорт, как минимизировать его вред для городских жителей. | Знание понятий: транспорт наземный, подземный, водный, воздушный, общественный, грузовой, пассажирский, личный, специальный; экологические проблемы, связанные с транспортом. Умение выделять основные проблемы сохранения чистого воздуха. | Умение выдвигать проблемы и решать их, работать со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира. | Беседа по вопросам. | |
Раздел V Человек – творец (9 часов) | |||||||
56 | Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог. Виртуальная экскурсия. | Комбинированный урок. | Знакомство с видами музеев и экспонатами, которые в них хранятся. Обсуждение вопроса, о чём могут рассказать экспонаты музеев. Чем важна профессия археолог. | Знание понятий: музей, экспонат музея, окаменелость, исторический, краеведческий, палеонтологический, художественные музеи. Умение различать виды музеев. | Умение целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения. | Фронтальный и индивидуальный опросы. | |
57 | Старинные и современные предметы одежды и быта. Экскурсия в краеведческий музей. | Урок-экскурсия. | Исследование экспонатов музея. Выяснение: как изменились вещи, окружающие нас сегодня. Какими были старинные предметы быта, одежда и обувь, чем они отличались от современных вещей. | Знание понятий: быт, утварь, ларь, ухват, кочерга, коромысло, русская печь, чугунок, туесок, ковш, самовар, бурдюк, лампада, керосиновая лампа, свеча; кафтан, сарафан, зипун, лапти; правил безопасного пользования осветительными приборами. Умение выделять отличительные признаки старинных и современных вещей, выявлять причину возникновения новых предметов быта. | Умение анализировать рисунки, текст и извлекать из них нужную информацию. | Индивидуальный опрос. | |
58 | Старинные и современные средства письменности, счёта, связи. | Урок формирования умений и навыков. | Исследование вопросов: как в давние времена писали, считали, связывались друг с другом. | Знание понятий: знаки, буквы, иероглифы, алфавит; счёты, арифмометр, калькулятор, компьютер; глашатай, гонец, телеграф, телефон, телевизор, радио, радиотелефон, спутник связи, почта; умение пользоваться современными средствами счёта и связи. | Умение анализировать рисунки и текстовую информацию, выполнять проектную работу и презентовать её. | Самостоятельная работа. | |
59 | Художественное творчество человека. Театры, консерватории, галереи. | Комбинированный урок. | Обсуждение вопроса: что, кроме жилища, пищи, одежды, всегда было ещё необходимо человеку. Выяснение, что такое «искусство», какими его видами занимаются люди. | Знание понятий: художник, композитор, скульптор, актёр, клоун, музыкант; певец, театр, консерватория, опера, пьеса, цирк, спектакль; правил культурного поведения в театре, цирке, художественном музее. Умение ориентироваться в различных жанрах искусства. | Умение оценивать произведения искусства, поведение своё и других людей. | Индивидуальный опрос. | |
60 | Природа в произведениях литературы, живописи, музыки. | Урок-презентация групповых (или индивидуальных) проектных работ. | Знакомство со способами, которыми можно показать знания о природе и человеке. | Знание понятий: художественное и научное представление знаний об окружающем мире. | Умение выполнять и презентовать проектное исследование. | Практическая работа. | |
61 | Красота природная и рукотворная. Гармония и симметрия. | Урок формирования умений и навыков. | Исследование предметов, которые называют красивыми. Выяснение значения слова «соразмерность». Определение того, что понимали древние греки под словами «гармония», «симметрия». Выяснение, какой предмет называют симметричным, как его отличить от несимметричного предмета. | Знание понятий: симметричный и несимметричный предметы, признак симметрии, одинаковость и пропорциональность (соразмерность) частей. Умение отличать симметричные предметы от несимметричных. | Умение целенаправленно наблюдать, делать выводы из наблюдений. | Беседа по вопросам. | |
62 | Осевая симметрия. Ось симметрии. Предметы с осевой симметрией в окружающем мире. Практическая работа. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомство с осевой симметрией. Обсуждение вопросов: как провести линию симметрии, почему осевую симметрию ещё называют зеркальной, какое расположение предметов называют зеркально-симметричным. | Знание понятий: осевая симметрия, её признаки, линия симметрии; умение проводить линию симметрии, различать предметы, обладающие осевой симметрией. | Умение работать с разными источниками информации. | Практическая работа. | |
63 | Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии. Практическая работа. | Урок закрепления знаний. | Исследование вопроса: все ли симметричные предметы обладают осевой симметрией. Выяснение, как можно назвать новый вид симметрии, как проверить, что предмет обладает центральной (поворотной) симметрией. | Знание понятий: центральная (поворотная) симметрия, центр симметрии; умение находить центр симметрии и различать предметы, обладающие этим видом симметрии. Умение проверять, обладает ли предмет центральной симметрией. | Умение применять знания в практической деятельности. | Практическая работа. | |
64 | Орнаментальная (переносная) симметрия. Элемент (ячейка) переноса и его повторяемость. Виды симметрии в изделиях людей. Практическая работа. | Урок обобщения и систематизации. | Определение, какой вид симметрии часто используется в узорах одежды, предметах быта, украшениях. Какой признак есть у этого вида симметрии. Где используют люди орнаментальную (переносную) симметрию. | Знание понятий: признак переносной (орнаментальной) симметрии, элемент (ячейка) переноса и его повторяемость, бордюр, орнамент; умение находить ячейку переноса в бордюрах и орнаментах. Умение различать виды симметрии, ориентироваться в основных признаках симметрии. | Умение применять знания в практической деятельности. | Практическая работа. | |
65-68 | Резерв. |
Учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы
для учителя:
- Поглазова О.Т., Шилин В. Д. Окружающий мир: Учебник для 2 класса, 2 части. - Смоленск: Ассоциация ХХI век
- Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век
- Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов
для ученика:
- Поглазова О.Т. Окружающий мир: Учебник для 2 класса, 2 части. - Смоленск: Ассоциация ХХI век
- Поглазова О.Т., Шилин В. Д. Окружающий мир: Рабочая тетрадь для 2 класса, 2 части. - Смоленск: Ассоциация ХХI век
- Поглазова О.Т., Шилин В. Д. Окружающий мир: Тестовая рабочая тетрадь для 2 класса - Смоленск: Ассоциация ХХI век
Материально-техническое обеспечение программы
Печатные и другие пособия
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи. В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
– таблицы («Строение растения», «Организм человека», «Стадии развития животных» и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков, репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
- портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– рельефные модели равнины, холма, оврага;
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– модель торса человека с внутренними органами;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы:
- аквариум;
- клетка для птиц;
- предметы ухода за растениями и животными.
Оборудование для экскурсий в природу:
- фотографии, открытки растений, животных, минералов и др.;
- лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора;
- фотоаппарат и видеокамера (по возможности).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- демонстрационный экземпляр микроскопа;
- демонстрационный экземпляр глобуса;
- комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
- комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
- демонстрационный экземпляр флюгера;
- демонстрационный экземпляр барометра;
- демонстрационный экземпляр бинокля;
- демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
- демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалыдля проведения опытов и демонстраций:
- посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.);
- измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты;
- песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК Гармония
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК Гармония...
Рабочая программа по Окружающему миру 1 класс Гармония
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основе ФГОС начального общего образования, примерной программы по окружа...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по прогрмамме Гармония разработанна с требованиями ФГОС с календарно - тематическим планированием....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Гармония"
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Гармония"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония...