Рабочая программа по окружающему миру для 3 класс (Гармония)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа и планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.docx | 129.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №5
Рабочая программа по окружающему миру
для 3 класса
Составитель: Махотина Н.В., учитель начальных классов высшей категории
Москва, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1./Москва «Просвещение» /; авторской программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы» О.Т. Поглазова, (издательство:Смоленск «Ассоциация XXI век, 2013 год), утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Задачи курса:
- социализация ребёнка;
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.
Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане и структура курса
Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения в 3-м классе на изучение предмета «Окружающий мир» выделяется 68 часов (2 часа в неделю).
Результаты изучения учебного предмета
В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»
У выпускника будут сформированы:
- положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу её членов;
- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, формирование интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе моральноэтическимипринципами; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значения для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; понимание важности здорового образа жизни.
У выпускника могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела; стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении; осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебнопрактическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Выпускник получит возможность научиться:
-оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.); проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
-адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
-обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Выпускник получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественно-научные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела; участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится: -различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
- описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности);
- сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
- различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
- различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья; различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
- характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
- использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
- находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли;
- горы и равнины, крупные реки и озёра России; объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года; объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
- вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
- выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
- использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
- исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений); измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
- выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Выпускник получит возможность научиться:
- рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
- вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
- объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе;
- причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
- готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы;
- о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
- пользоваться масштабом при чтении карт;
- обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
- ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
- моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.); участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения;
- презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:
- воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий; ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
- рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
- использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
- узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира; - находить на карте Российскую Федерацию, её столицу – город Москву, свой регион и его административный центр;
- показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий; понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин;
- описывать (пересказывать) изученные события из истории России;
- готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры; рассказывать об исторических деятелях;
- приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
- объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей; различать прошлое и настоящее;
- соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком;
- определять последовательность важнейших событий в истории России;
- рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
- соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
- составлять родословную своей семьи; объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
- рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
- рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;
- находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников – открывателей новых земель;
- рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;
- находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России;
- оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
-использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
-изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
-моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:
- осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
- оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
- соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
- соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
-объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
- составлять и выполнять режим дня.
Выпускник получит возможность научиться:
- сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
- следовать правилам здорового образа жизни; соблюдать правила противопожарной безопасности; оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
Содержание предмета
Содержательные линии | Знания | Умения | Возможное расширение |
Человек и природа | Времена года. Календарь. Природные явления, погода. Температура, ее измерение. Сезонные изменения в живой и неживой природе. Тело и вещество. Строение и свойство веществ. Круговорот воды в природе. Почва, ее свойства, состав. Части тела человека и внутренние органы. Части растений. Способы размножения. Стадии развития рыб и насекомых. |
|
|
Человек и общество | Наука история. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Устройство старинной избы. Традиции семьи, воспитание детей. Древние города. Занятия горожан. Ремесло и торговля. Одежда и быт славян. Памятники архитектуры. |
|
|
Правила безопасной жизни | Правила безопасного поведения во время грозы. Необходимость бережного использования воды. Правила гигиены при работе с почвой. Первая помощь при переломах, растяжении связок. Вред табачного дыма, воздействие ядовитых газов на органы дыхания. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Органы чувств, их гигиена. Предупреждение заболеваний органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. |
|
|
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Мир многогранен, интересен и всё время изменяется, необходимо наблюдать и познавать его.
- Наука, искусство, практика – равноценные способы познания человеком природы, общества и самого себя.
- Природа жизненно необходима и ранима, нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию.
- Природа планеты – общее достояние человечества, её сохранение – важнейшая задача всех народов Земли.
- В мире и в России живут разные народы, нужно уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.
- Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни, следует изучать и уважать его.
- Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества. Разумная интеграция и дезинтеграция различных областей знаний в мире.
- Органичное объединение разных областей знания на основе межпредметных связей.
- Соответствие предметным принципам обучения: экологическому, сезонному, краеведческому, культурологическому, хронологическому.
- Учёт возрастных, психофизиологических возможностей, особенностей восприятия, мышления с последующим их развитием.
- Совместная ума, сердца и рук – именно эта триада положена в основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир».
Система оценки планируемых результатов освоения предмета.
В основе системы оценивания интегрированного курса «Окружающий мир» лежат принципы:
- ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных);
- участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само – взаимооценки и предоставляет возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, а также способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
В 3 классе используются три вида оценивания: текущее, тематическое и итоговое.
Текущее оценивание – наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель – анализ хода формирование, сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.) Это дает возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание является важным звеном в конце изучения тематических блоков интегрированного курса «Окружающий мир», так как дает возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать материал, таким образом исправить полученную ранее отметку. В конце изучения каждого тематического блока формой тематического контроля является выполнение тестовых заданий.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
Кроме того, оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценки предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности учащихся | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Виды контроля |
Раздел 1. Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч) | |||||||
1 | Земля – наш общий дом. | Урок-викторина. | Обобщают полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводят примеры их представителей. | Различать культурные и дикорастущие растения, диких и домашних животных. Называть представителей животного растительного мира. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. | Фронтальная беседа. | |
2 | Разнообразие изменений в природе и в жизни людей. | Урок-игра. | Обсуждают разнообразие изменений в природе и в жизни людей, необходимость природоохранной деятельности людей. | Описывать изменения, происходящие в природе и жизни людей. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачу. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Фронтальная беседа. | |
3 | Времена года. | Урок-театрализация. | Наблюдают и описывают изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей со сменой времён года. | Пояснять причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов. | Планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам. | Индивидуальный опрос. | |
4 | Старинный календарь. | Урок- путешествие. | Знакомятся с различными видами календарей. Сравнивают по времени изменения в природе, в общественной жизни. | Объяснять периодически повторяющиеся изменения в природе. Наблюдать за изменениями в природе и общественной жизни. | Планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. | Творчес кое выступление. | |
5 | Атмосферные явления и погода. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с понятиями «природные явления», «погода», с разнообразными состояниями неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений. Наблюдают атмосферные явления и фиксируют их с помощью условных знаков в дневнике наблюдений за погодой. | Объяснять, как образуются облака, какими они бывают, каким бывает состояние облачности; что такое осадки, какими они бывают; как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется. | Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Осознавать учебно-познава-тельную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Текущий контроль. | |
6 | Температура и её измерение. | Урок изучения нового материала. | Выясняют, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют. | Декодировать и кодировать условные знаки погоды. Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром. | Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя или самостоятельно), пользоваться словарём. | Фронтальная беседа. Работа в парах. | |
7 | Прогноз погоды. Дневник наблюдений за погодой. | Урок формирования умений и навыков. | Характеризуют изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц. | Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили нам наши предки (на местном материале). | Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений. | Фронтальная беседа. Работа в группе. | |
8 | Необычные атмосферные явления. | Урок-презентация. | Выясняют, чем опасны грозы, смерчи, ураганы, как надо вести себя в грозу. | Понимать какие природные явления характеризуют погоду. Обозначать их условными знаками | Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда. | Фронтальная беседа. | |
Раздел 2. Осенние изменения в природе и жизни человека (4 ч) | |||||||
9 | Экскурсии. Наблюдение осенних изменений в неживой и живой природе. | Урок- экскурсия. | Наблюдают сезонные изменения в неживой и живой природе, характеризуют существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок. | Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. | Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Природа и люди в разные времена года». Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам. Уважать позицию партнёра. | Фронтальная беседа. | |
10 | Осень в природе. | Урок формирования умений и навыков. | Выявляют причины потепления, изменения длительности дня, связанного с изменением положения солнца на небе. Характеризуют осенние явления в жизни растений и животных, объясняют их причины. | Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. | Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. | Фронтальная беседа. | |
11 | Осенние заботы человека. | Урок- экскурсия. | Наблюдают труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждают жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу. | Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы. | Участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах. | Экскур сия. | |
12 | Осень в жизни наших предков. | Урок закрепления умений и навыков. | Сравнивают исторически сложившиеся и современные занятия людей, орудия труда, предметы быта, способы уборки урожая, подготовки к зиме. | Рассуждать о тесной связи жизни наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок. | Собирать краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с сезонными работами и праздниками, фотографировать объекты природы в разные времена года для использования в презентациях. | Фронтальный опрос. | |
Раздел 3. Тела и вещества, их свойства (14 ч) | |||||||
13 | Тело и вещество. Три состояния вещества. | Урок изучения нового материала. | Составляют план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности. Выявляют разные состояния веществ. Приводят примеры, подтверждающие выводы. | Описывать разные состояния веществ, приводить примеры. Классифицировать предметы по существенным признакам. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы). Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. | Фронтальная беседа. | |
14 | Строение вещества. | Комбинированный урок. | Сравнивают тела и вещества, находят сходства и различия, выявляют их общие и отличительные свойства. Знакомятся с понятиями о молекулах и атомах. | Различать понятия «тело» и «вещество», приводить примеры тел и веществ, описывать их. Составлять и читать простые схемы и таблицы. Объяснять расположение и движение молекул в газообразном, жидком и твердом веществах. | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. | Практическая работа. | |
15 | Удивительные открытия. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с понятиями о простейших, бактериях и об увеличительных приборах – лупе, микроскопе, бинокле. | Рассказывают об открытии простейших организмов, о клетке, болезнетворных бактериях и способах борьбы с ними. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Творчес кое выступле ние. | |
16 | Воздух и его состав. | Урок- исследование. | Выясняют, что такое воздух. Проводят исследование свойств веществ экспер-ным способом. | Понимать, что такое воздух и каково его значение для жизни на Земле. | Выполнять разные типы экспериментальных заданий, оценивать результаты своего учебного труда. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Фронтальный опрос. | |
17 | Свойства воздуха. | Урок формирования умений и навыков. | Наблюдают и проводят простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, почвы с использованием измерительных приборов. | Составлять и читать простые схемы и таблицы. Рассказывать о свойствах воздуха. | Обобщать и делать выводы по результатам наблюдений, опытов и фиксировать их в разной форме (в словесной, в таблице, схеме, диаграмме, рисунке). Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. Уважать позицию партнёра. | Творческая работа. Групповая работа. | |
18 | Как используют воздух. | Урок закрепления умений и навыков. | Выясняют возникновение ветра, природных явлений, связанных с движением воздушных масс. | Понимать, что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения. Рассказывать об использовании силы ветра человеком. Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ, называть их существенные признаки и свойства. | Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. | Индивидуальный опрос. Работа в парах. | |
19 | Вода и её свойства. | Урок- исследование. | Обсуждают значение воды для всего живого на Земле. Характеризуют (на основе опытов) свойства воздуха, воды и сравнивают их. | Готовить сообщения о значении воды на Земле, об источниках питьевой воды, о свойствах воды: вкусе, цвете, прозрачности, теплопроводности. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.). Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. | Фронтальная беседа. | |
20 | Очистка воды. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с понятием «очистные сооружения». Обсуждают, кто и почему загрязняет воду. Знакомятся с методами очистки воды. | Называть способы очистки воды в быту и в промышленности; пояснять, что такое фильтрование. | Планировать свои действия. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. | Фронтальная беседа. | |
21 | Превращения воды. | Урок формирования умений и навыков. | Выясняют, как образуются родники, как образуются туман, роса, изморозь, как происходит круговорот воды в природе. | Называть три состояния воды, процессы её перехода из одного состояния в другое, описывать условия, при которых эти процессы происходят. | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений. | Текущий контроль. | |
22 | Круговорот воды в природе. | Урок формирования умений и навыков. | Исследуют круговорот воды в природе. Работают над развитием умения моделировать природные процессы, формированием экологической культуры. | Понимать и описывать принцип круговорота воды в природе. Проследить за движением капельки воды из океана. | Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений. Осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Практическая работа. | |
23 | Почва, её состав и свойства. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с составом, свойствами почвы и ее образованием. Выясняют, что такое почва; в чем ее значение для растений, животных, человека. | Определять (опытным путём) растворимые и нерастворимые в воде вещества, состав почвы. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента). Планировать свои действия. Действовать согласно составленному плану. Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. | Фронтальный опрос. Работа в парах. | |
24 | Обитатели почвы. | Урок применения умений и навыков. | Знакомятся с обитателями почвы, их ролью для растений и плодородия земли. Узнают о круговороте орг-ных и ми-ных веществ в почве. | Характеризовать роль живых организмов в образовании почвы, круговорот веществ в почве как пример единства живого и неживого. Соблюдать правила гигиены при работе с почвой. | Находить нужную информацию из разных источников: из учебной статьи, художественного текста, фольклора, из иллюстраций, схем, рисунков, диаграмм, таблиц и др. | Фронтальный опрос. | |
25 | Почва – кормилица. | Урок формирования умений и навыков. | Сравнивают старинные и современные способы возделывания почвы и сохранения её плодородия. | Описывать ценность сохранения почвы, факторы её плодородия. | Собирать краеведческий материал о примерах использования воздуха, воды, способах возделывания почвы в старину, фотографировать старинные объекты (колодцы, ветряные и водяные мельницы, водонапорные башни) для использования в презентациях. | ||
26 | Обобщающий урок по теме: «Воздух, вода, почва». Тест | Урок повторения и обобщения. | Обсуждают значение воздуха, воды, почвы для жизни, приводят примеры их использования в жизнедеятельности людей. | Приводить примеры источников загрязнения воздуха, воды, почвы, доказывать необходимость сохранения их чистоты, участвовать в природоохранных мероприятиях. | Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. Осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме. | Беседа по вопросам. Тест. | |
Раздел 4. Зимние изменения в природе и в жизни человека (5 ч) | |||||||
27 | Экскурсии. Наблюдение зимних изменений в неживой и живой природе. | Урок- экскурсия. | Наблюдают сезонные изменения в неживой и живой природе, характеризуют существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок. | Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. | Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам. Уважать позицию партнёра. | Экскурсия. | |
28-29 | Зима в природе. | Уроки формирования умений и навыков. | Выявляют причины потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения солнца на небе. Характеризуют осенние явления в жизни растений и животных, объясняют их причины. | Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. | Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. | Индивидуальный опрос, работа в парах. | |
30 | Зимние заботы человека. | Комбинированный урок. | Наблюдают труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждают жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу. | Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы. | Участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах. | Фронтальная беседа. | |
31 | Зима в жизни наших предков. | Урок закрепления умений и навыков. | Сравнивают исторически сложившиеся и современные занятия людей, орудия труда, предметы быта, способы уборки урожая, подготовки к зиме. | Рассуждать о тесной связи наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок. | Собирать краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с сезонными работами и праздниками, фотографировать объекты природы в разные времена года для использования в презентациях. | Фронтальный опрос, самостоятельная работа. | |
Раздел 5. Организм человека и его здоровье (14 ч) | |||||||
32 | Организм человека. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с науками, изучающими организм человека. Объясняют необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, характеризуют зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и уровня культуры его поведения. | Характеризовать науки, изучающие организм человека и его здоровье, основные внутренние органы человека. Осознавать понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «орган», «система органов», «внутренние органы». | Принимать (ставить) учебно-познава-тельную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. | Фронтальная беседа. | |
33 | Надёжная опора и защита. | Урок-презентация. | Выявляют сходства и различия между человеком и другими млекопитающими. Проводят самонаблюдения за работой опорно-двигатель-ного аппарата. | Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции опорно-двигательной системы. | Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). | Творческое выступление. | |
34 | Мышцы, их разнообразие и функции. | Комбини рованный урок. | Проводят самонаблюдения за работой опорно-двигательного аппарата, за процессами жизнедеятельности внутренних органов и органов чувств. Формулируют гигиенические правила по уходу за своим организмом. | Находить части скелета, определять положение внутренних органов в своём теле. Рассказывать о назначении мышц и их разнообразии; о работе мышц, их тренировке, состоянии усталости. | Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. | Фронтальный опрос. | |
35 | Органы дыхания. | Урок изучения нового материала. | Выясняют, как и зачем мы дышим. Знакомятся с органами дыхания, их функциями. Рассматривают работу легких. Определяют (практически) правильную осанку, частоту дыхания. Прослеживают процессы дыхания по рисункам-схемам. | Иметь представление о механизме дыхания. Находить части скелета, определять положение внутренних органов в своём теле; знать, как предупредить заболевания органов дыхания. Называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу. | Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Выделять научную информацию в научно-популярных текстах, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, диалог, ролевая игра и др.). | Фронтальный опрос. | |
36 | Кровеносная система. | Урок изучения нового материала. | Рассматривают основные функции крови в организме, состав крови, разнообразие кровяных частиц, их функции; органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Знакомятся с понятием «пульс», его измерением. Прослеживают процессы дыхания, пищеварения, кровообращения по рисункам-схемам. | Называть органы кровообращения, их функции. Измерять пульс. Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной. | Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. | Фронтальный опрос. | |
37 | Кровь и её функции в организме. | Урок- исследование. | Определяют (практически) правильную осанку, наличие плоскостопия, частоту дыхания и пульса в обычных условиях и после нагрузки. | Выделять основные функции крови, ее состав; навыки здорового образа жизни. Осознавать, как беречь и тренировать сердце. | Моделировать в ходе практической работы (совместно с школьным врачом или медсестрой) ситуации по оказанию первой помощи при несчастных случаях. | Устный опрос, работа в парах. | |
38 | Органы пищеварения. | Урок- исследование. | Знакомятся с органами пищеварения, их работой. Выясняют состав пищи. Выявляют возможные заболевания органов пищеварения. Прослеживают процессы дыхания, пищеварения, кровообращения по рисункам-схемам. | Называть вещества, входящие в состав пищи, объяснять значение белков, мин-ных солей, жиров и углеводов, витаминов для роста, развития, здоровья организма, составлять сбал-ное меню. Рассуждать о важности ухода за зубами, разумно относиться к правильному питанию, соблюдать чистоплотность, гиг-кие навыки по уходу за органами пищ-ния. | Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Фронтальный опрос, работа в группе. | |
39 | Органы очистки организма. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с органами выделительной системы организма. Объясняют их функции. Рассматривают необходимость очистки крови. Обучаются оказанию первой помощи при обморожениях и ожогах. | Называть, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы. Соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения. Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: нервной системы, дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной, пищеварительной и выделительной. | Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов. | Беседа по вопросам, практическая работа. | |
40 | Нервная система и её роль в организме. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с головным, спинным мозгом, нервами. Выясняют, как мозг управляет органами; каково значение сна, отдыха для жизнедеятельности человека. | Характеризовать строение и основные функции систем органов человека: нервной системы, дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной, пищеварительной и выделительной. Аргументировать понятие «здоровая нервная система». Развивать свою память, объяснять ее значение для учебы. | Выделять в научно-популярных текстах научную информацию, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, диалог, ролевая игра и др.). Выполнять режим дня и знать его значение для нервной системы. | Индивидуальный опрос, практическая работа. | |
41 | Органы чувств, их значение и гигиена. | Урок- исследование. | Знакомятся с органами чувств человека как источниками информации об окружающем мире, о механизмах работы зрения, слуха, обоняния, осязания. Проводят самонаблюдения за работой опорно-двигательного аппарата, за процессами жизнедеятельности внутренних органов и органов чувств. Исследуют свойства кожи, работу суставов, остроту зрения, слуха. | Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. | Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента). Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. | Устный опрос, работа в парах. | |
42 | Как лечились наши предки и каковы современные методы лечения. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с развитием народной медицины. Выявляют роль знахарей. Обсуждают важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению своего здоровья, внимательного и чуткого отношения к людям с нарушением здоровья, своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях. | Осознавать важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению своего здоровья, внимательного и чуткого отношения к людям с нарушением здоровья, своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях. Измерять температуру тела, вес и рост человека. | Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. | Фронтальная беседа. | |
43 | Обобщающий урок по теме: «Строение человека». Тест | Урок закрепления знаний, умений и навыков. | Обобщают и систематизируют знания об организме человека. Знакомятся с опытом наших предков по сохранению здоровья. | Называть части тела человека, его внешние и внутренние органы, системы органов. | Оценивать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья человека с целью определения правил поведения в природе и обществе. Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих. | Тест. | |
44 | Экскурсии. Наблюдение весенних изменений в неживой и живой природе. | Урок- экскурсия. | Наблюдают сезонные изменения в неживой и живой природе, характеризуют существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок. | Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. Находить в художественном тексте основные признаки природных явлений. Соблюдать экологически грамотное поведение в природе. | Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Природа и люди в разные времена года». Выявлять связи между состояниями неживой природы и изменениями в живой природе. | Экскурсия. | |
45 | Весна в природе. | Урок-презентация. | Объясняют причины потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанные с изменением положения солнца на небе. Характеризуют осенние явления в жизни растений и животных, объясняют их причины. | Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связь жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. | Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. | Творческое выступление. | |
Раздел 6. Развитие животных и растений (10 ч) | |||||||
46 | Разнообразие животных. Развитие животных разных групп. Стадии развития птиц. Развитие рыб и земно водных. | Урок изучения нового материала. | Рассказывают о роли животных в природе и жизни людей, сравнивают внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей. Знакомятся с размножением животных разных групп, с их заботой о потомстве; со стадиями развития рыб и лягушек. | Прослеживать последовательность развития рыб и земноводных. Находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни и развития разных групп животных. | Пользоваться рисунками, схемами, диаграммами для получения (и фиксации) информации. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). | Текущий контроль. | |
47 | Стадии развития насекомых. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся со стадиями развития бабочки, божьей коровки, колорадского жука. Составляют тематический словарь понятий с объяснением их значения. | Называть стадии развития разных групп животных, прослеживать и сравнивать (по рисункам-схемам) стадии развития птиц, насекомых, земноводных и рыб. | Пересказывать небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов. | Фронтальная беседа. | |
48 | Разнообразие растений. Растение – живой организм. | Урок закрепления умений и навыков. | Рассказывают о роли растений в природе и жизни людей, характеризуют условия, необходимые для жизни и развития растений, приводят примеры разных групп растений, называют их существенные признаки, различают хвойные и цветковые растения, выделяют их отличительные признаки (по иллюстрациям и на примере своей местности). | Выделять существенные признаки растений. Устанавливать причины и следствия природных явлений. Объяснять значения слов: дикорастущее растение, культурное, лекарственное; светолюбивое растение, теневыносливое, влаголюбивое, засухоустойчивое; однолетнее растение и многолетнее. | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. Готовить устные или письменные сообщения по заданной (или выбранной) теме с использованием иллюстративного материала или демонстраций простых опытов. | Фронтальная беседа. | |
49 | Развитие цветкового растения из семени. | Урок- исследование. | Наблюдают демонстрационные опыты по выявлению состава семян, самостоятельно опытным путём определяют условия, необходимые для прорастания семени (фасоли, гороха, кабачка или другого растения). | Прослеживать (опытным путём) развитие растения из семени, выращивать растения в группе (из семян, стеблевых черенков, листа). Выделять существенные признаки. Устанавливать причины и следствия природных явлений. | Сотрудничать при проведении исследований (участвовать в обсуждении задач исследования, подборе оборудования, планировании хода эксперимента, обобщении полученных результатов и формулировании вывода). | Фронтальный опрос, работа в группе. | |
50 | Корни и стебли растений. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с функциями стеблей и корней. Обсуждают информацию о побеге, разнообразии почек и их расположении на стебле. | Различать органы цветкового растения, сравнивать их внешний вид и особенности строения (по иллюстрациям и гербариям). | Пересказывать небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов. | Фронтальная беседа. | |
51 | Листья растений, их роль в жизни растения. | Урок- исследование. | Знакомятся с видами листьев, расположением их на стебле, со строением листьев, основными функциями стебля и листьев. Выясняют функции листьев: испарение и поглощение влаги, дыхание, образование питательных веществ. | Выявлять разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле. Отличать разные виды листьев. Моделировать невидимые природные процессы. | Сотрудничать при проведении исследований (участвовать в обсуждении задач исследования, подборе оборудования, планировании хода эксперимента, обобщении полученных результатов и формулировании вывода). | Фронтальная беседа. Практическая работа. | |
52 | Цветок, его роль в жизни растения. | Урок формирование умений и навыков. | Знакомятся со строением цветка, ролью опыления. Выясняют значение насекомых в опылении. Рассматривают цикл цветкового растения от семени до семени. Составляют тематический словарь понятий с объяснением их значения. | Описывать строение цветка, значение опыления. Ориентироваться в разнообразии цветков и плодов | Готовить устные или письменные сообщения по заданной (или выбранной) теме с использованием иллюстративного материала или демонстраций простых опытов. Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. | Фронтальный опрос. | |
53 | Способы размножения растений. | Урок закрепления умений и навыков. | Рассматривают жизненный цикла цветкового растения от семени до семени. Составляют тематический словарь понятий с объяснением их значения. | Делать обобщающие выводы. Моделировать цикл цветкового растения. Характеризовать способы размножения растений, описывать последовательность развития цветкового растения из семени | Пользоваться рисунками, схемами, диаграммами для получения (и фиксации) информации. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. | ||
54 | Обобщающий урок по теме: «Разнообразие животных и растений» тест | Урок- экскурсия. | Обобщают и систематизируют знания. Наблюдают за объектами окружающей среды. | Обсуждать экологически грамотное поведение в природе, участвовать в природоохранных мероприятиях, рисовать природоохранные знаки, плакаты. | Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. Участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). | Тест | |
55 | Весна в жизни наших предков. | Урок обобщения и систематизации. | Выявляют приметы апреля и мая. Время прилета птиц, гнездование, появление насекомых. Полевые работы, происходящие в это время. | Называть признаки весны с учетом местного природного окружения. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, Интернета) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. | Текущий контроль. Тест. | |
Раздел 7. Изменение быта и культуры наших предков (12 ч) | |||||||
56 | Наука история, исторические источники. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с историей как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдениями, архивами, и др. | Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом. | Пересказывать (по учебному тексту и иллюстрациям), какое значение имела природа в жизни наших предков, чему они поклонялись, во что веровали. | Фронтальный опрос. | |
57 | Природа в жизни наших предков. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с собирательством, охотой, рыболовством, бортничеством, с язычеством как обожествлением природы и поклонением ей. | Рассказывать, чем занимались наши предки, как они осваивали природу. Описывать обычаи и традиции предков. Объяснять, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя. | Участвовать в проекте «Быт и культура наших предков», выбрав форму своего участия в сотрудничестве с одноклассниками (ремёсла и предметы быта, национальные кухни народов края, элементы узоров в одежде, старинные игры детей и др.). | Текущий контроль. | |
58 | Образ жизни наших предков. | Урок закрепления умений и навыков. | Знакомятся с разнообразием жилищ наших предков: землянка, чум, юрта, изба, мазанка и др. Выясняют, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью. | Характеризовать старинные жилища народов нашей страны (своего региона), объяснять значение исторического центра старинного города (села), доказывать необходимость охраны исторических памятников. | Собирать краеведческий материал о старинных жилищах, быте и культуре народов, населяющих родной город (село), находить сведения о возникновении родного города (села), происхождении его названия, герба, названий улиц. | Презентация творческой работы. | |
59 | Жизнь на селе в старину. | Комбинированный урок. | Сравнивают устройство старинной избы и утварь с современными домами, квартирами, предметами быта. | Описывать, как жили в старину на селе. Сообщать о старинном быте сельских жителей. | Принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. Планировать, сотрудничая с взрослыми и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. | Дидактическая игра. | |
60 | Старинные города. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся со старинными поселениями, с требованиями выбора мест для них, со способами защиты от врагов. Обсуждают названия городских построек. Знакомятся с понятием «исторический центр», объясняют его значение и необходимость сохранения старинных построек и памятников. Описывают основные элементы герба своего города, рассказывают о его достопримечательностях, исторических и культурных памятниках. | Характеризуют строение старинных поселений, их виды. Описывают значение исторического центра современного города, важность его сохранения. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Фронтальный опрос. | |
61 | Старинные ремёсла. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся со старинными ремеслами на Руси: кузнечное, ювелирное, гончарное, деревообрабатывающее, стеклодувное; понятиями «ремесло», «ремесленник». | Называть старинные ремёсла, изделия ремесленников (по иллюстрациям или реальным предметам). Приобщиться к старинному ремеслу. | Добывать информацию из иллюстраций и текста. Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. | Фронтальная беседа. | |
62 | Что делали мастера из древесины. | Урок формирования умений и навыков. | Сопоставляют исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. | Сравнивать исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. Пояснять их различия. | Находить и собирать в школьный музей старинные школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников (или их фотографии), элементы национальной одежды и др. | Текущий контроль. | |
63 | Торговое дело на Руси. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с появлением купцов на Руси, с меновой торговлей. Выясняют, чем торговали наши предки, как появились монеты, бумажные деньги. | Осознавать понятия «меновая торговля», «купец», «монета». Анализировать, сравнивать, обобщать. Сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края. | Обсуждать взаимоотношения в старинной семье, отношение к старшим и младшим членам семьи, дела и заботы своих сверстников в давние времена и сравнивать с занятиями современных детей. | Фронтальный опрос. | |
64 | Одежда наших предков. | Урок-путешествие (во времени). | Знакомятся с одеждой разных групп населения: простолюдинов, знати, военных. Сравнивают старинную и современную одежду, школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников и способы их изготовления. | Описывать, как одевались наши предки в разные времена. Сравнивать одежду предков с современной. | Находить и собирать в школьный музей старинные школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников (или их фотографии), элементы национальной одежды и др. | Фронтальный опрос. | |
65 | Как учились дети в старину. | Урок-путешествие (во времени). | Знакомятся со старинными школьными принадлежностями, формами одежды. Составляют словарь: кириллица – старинный русский алфавит; береста, папирус, свиток, пергамент, тетрадь. | Рассказывать, как в старину на Руси обучали счету, письму. | Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов (элементы одежды, предметы быта, игрушки, макеты памятников архитектуры и др.). | Творческая работа. | |
66 | Экскурсия в исторический центр города (села), в краеведческий музей. | Урок- экскурсия. | Знакомятся с историей родного края, историческими достопримечательностями. | Наблюдать, делать выводы, обобщать. | Готовить небольшие сообщения (о культурных, исторических памятниках родного города, о ремесленниках и их изделиях, о старинных и современных монетах и др.) на основе учебника и дополнительной информации, подбирать к своему сообщению литературные, художественные произведения, иллюстрации, фотографии, видеоматериалы. | Экскурсия. | |
67 | Обобщающий урок по теме: «Изменение быта и культуры наших предков». Тест | Урок повторения и обобщения, контроля знаний. | Обобщают и систематизируют полученные знания о быте и культуре наших предков. | Выполнять самостоятельные задания. Участвовать в играх, театрализациях, конкурсах. | Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, традициях, обычаях разных народов. | Тест | |
68 | Резерв. |
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- Окружающий мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / О. Т. Поглазова, В.Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014
- Окружающий мир: Рабочие тетради №1 и №2 для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений / О. Т. Поглазова, В.Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015
- Окружающий мир: Тестовые задания. 3 класс. / О. Т. Поглазова, В.Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015
- Основная общеобразовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония» (ФГОС). – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
- Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 3 класса / Поглазова О.Т. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
- Окружающий мир: 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.- сост.. М.С. Умнова. – М: Планета, 2013. – (Качество обучения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК Гармония
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК Гармония...
Рабочая программа по Окружающему миру 1 класс Гармония
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основе ФГОС начального общего образования, примерной программы по окружа...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по прогрмамме Гармония разработанна с требованиями ФГОС с календарно - тематическим планированием....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Гармония"
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Гармония"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония...