Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Кузнецова Оксана Евгеньевна

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx103.02 КБ

Предварительный просмотр:

Второй год обучения

  1. Пояснительная записка

 Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» О.Т.Поглазовой и следующих нормативно-правовых документов:

  1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
  2. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
  3. Законом Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).

При составлении календарно-тематического планирования мной были переставлены для изучения тема№3 и тема№4 в связи с проведением экскурсий.

Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир».

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. 

        Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:

  • социализация ребёнка;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  • формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
  • воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
  • Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
  • В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.
  • Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
  1. Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на  70 ч  (35 учебных недель).

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

УЧЕБНИКИ: Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.  Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век»,2010 г.
  2. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010 г.

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

  1. Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2009 г.
  2. Поглазова О.Т.,  Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010 г.

Материально-техническое обеспечение

Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Математика» в частности.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);

3)  оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.);

Печатные и другие пособия.

Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания (по возможности), видеофильмы, звукозаписи.

В соответствии с содержанием желательно иметь:

– географические (карта полушарий, карту России, края) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

– рельефные модели равнины, холма, оврага;

– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

– муляжи грибов, фруктов и овощей;

– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

-термометр;

– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).

Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин, (гипс), глину, песок, цветную бумагу клей и ножницы с тупыми концами.

  1. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

2 класс (68 часов)

Человек и его здоровье – 10 часов

Красота и разнообразие неживой природы (29 ч)

Человек и общество (8 ч)

Наша Родина – Россия (10 ч)

Человек – творец (11 ч)

Период обучения

Количество часов

Практический материал, экскурсии

Наименование раздела

Всего часов

1 четверть

15

-наблюдение природных явлений;

 -оказание первой помощи;

-разыгрывание сценок безопасного поведения. 

составление родословной семьи;

-ролевая игра «Уроки вежливости»;

-возможные проекты: «Мой лучший друг», «Моя семья», «Семейный альбом», «Памятная реликвия».

Человек и его здоровье

Человек и общество

    10 часов  

           

     

6 часов                      

2 четверть

16

-наблюдение исторических и природных памятников родного края;

-изготовление аппликации «Национальные одежды народов России»;

-ролевая игра или проект «Я – экскурсовод»

Человек и общество

Наша Родина – Россия

Природные тела и явления

2 часа

    10 часов

3 часа

3 четверть

19

наблюдение дневного и ночного неба, разных форм облаков, форм суши, видов водоёмов;

-моделирование разных форм облаков (из бумаги, из ваты), форм суши (из пластилина, из песка и глины, гипса);

-изготовление аппликаций «Ночное небо», «На море», «Озеро», «Болото»;

-возможные варианты проектных работ: «Космическое путешествие», «Горы и люди», «Реки и люди». Экскурсия на местный водоём, по окрестностям города (посёлка).

Красота и разнообразие неживой природы

20 часов

4 четверть

17

-выявление источников загрязнения двора, улицы, города (посёлка), составление проекта озеленения двора или улицы;

Экскурсии: краеведческий музеи

Природные тела и явления

Человек – творец

Урок обобщения

6 часов

11 часов

1 час

Итого

68

69 часов

  1. Требования к знаниям и умениям учащихся.

В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» во 2 классе ученик должен знать:

человек – часть живой природы и член общества, условия, обеспечивающие его здоровье и эмоциональное благополучие, значение труда и творчества в его развитии, качества, определяющие его физическую и духовную красоту; профессии людей, связанные с природой и с работой с людьми, наиболее распространённые профессии в родном крае;

правила безопасного поведения в природе и социальной среде (водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвычайных ситуациях;

основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием;

правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких травмах, простудных заболеваниях;

природные тела и явления, способы их изучения; основные наблюдаемые космические тела (звезда, планета, спутник);

- виды земной поверхности (океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги);

-виды естественных и искусственных водоёмов (море, река, озеро, пруд, водохранилище);

- условные изображения на карте гор, равнин, водоёмов, городов, границ государств;                

 - особенности поверхности и водоёмов родного края (города, села, пригорода) на основе наблюдений;

взаимоотношения в обществе, семья – ячейка общества, родственные и семейные отношения; Родина, государство, его столица, государственные символы; основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка;

названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию России, её крупных городов, своего края (области, республики), его центра, своего города (села, деревни);

2–4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности;

экологические проблемы современного города и пути их решения, необходимые меры по сохранению чистоты и красоты природы;

смысл понятий: тело, явление, облако, звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия, искусство; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии предметов;

понимать:

– значение солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и других природных ресурсов, их необходимо экономно расходовать;

– люди не должны загрязнять землю и водоёмы промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами; надо стараться решать возникающие экологические проблемы;

– он является членом семьи, коллектива одноклассников; горожанином (селянином), гражданином своего государства и должен соблюдать нравственные нормы поведения в обществе, быть патриотом своей Родины, города, школы, класса;

– человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, к природе;

– все профессии важны и нужны в обществе, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её;

– Россия – многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;

– край, где они живут, – их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей;

уметь:

различать по существенным признакам природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы, тела и явления; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и несимметричные предметы; эстетические и нравственные категории, эмоциональные состояния, формы общения; государственную символику России;

приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, наиболее многочисленных народов России; объектов неживой и живой природы, изделий человека; явлений, происходящих в неживой и живой природе, небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и солёных водоёмов; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города (посёлка); наземного, водного, воздушного, общественного, грузового и специального транспорта, разных профессий; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира;

описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида; характеризовать черты характера человека;

сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;

определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;

объяснять отличия человека от животных; различие эстетических, этических, моральных категорий (красивое – безобразное, нравственное – безнравственное, культурное – некультурное, вежливое – грубое и др.); значение природы для здоровья человека, положительные и отрицательные воздействия человека на природу;

наблюдать тела и явления природы, небесные тела, формы земной поверхности, виды водоёмов, признаки экологического неблагополучия в природе; объекты городского хозяйства, культуры, спортивные сооружения, виды строений, улиц, транспорта, музейные экспонаты; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе;

извлекать полезную учебную информацию из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы, диаграммы, карты;

представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, аппликация, условный знак, схема, таблица, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану);

формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;

создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения), участвовать в проектной деятельности;

оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования в среде обитания (природная и социальная среда, опасности и способы их преодоления);

решения познавательных, учебных и практических задач;

использования универсальных учебных действий при работе с разными источниками информации;

определения природных и социальных объектов, нуждающихся в их сохранении с целью принятия участия в сохранении их чистоты и красоты;

проведения наблюдений за телами и явлениями, объектами природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах с целью оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду;

выполнения правил личной гигиены, режима дня для укрепления своего здоровья; соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; оказания первой помощи при лёгких травмах;

осознания себя членом общества (семья, классный коллектив, горожанин, гражданин России) и воспитания в себе желания стать достойным человеком (верным другом, заботливым членом семьи, патриотом своей Родины);

создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений) на заданную тему и участия в проектной деятельности.

7.Планируемые результаты обучения и система оценивания

В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»:

-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

-понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

-осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

-умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

-навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

-понимание важности здорового образа жизни;

-стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

-зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

-стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

-эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

-осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметные результаты 

Регулятивные универсальные учебные действия:

-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)

-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

-планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

-оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

-оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

-ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);

-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

-адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

-осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

-подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

-наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

-осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме;

-сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

-обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

-дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

-осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

-оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

-планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

-проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

-уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты

Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:

-различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);

-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

-описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;

-различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;

-различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;

-характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

-использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);

-находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;

-объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; 

-находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу,                             -участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

-вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

-выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

-использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;

-исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

-измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;

-выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

-рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;

-вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;

-объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;

-готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных;

-обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);

-ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);

-моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);

-участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.

В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:

-воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;

-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

-рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;

-использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;

-узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;

-находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;

-понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;

анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин;                   -описывать (пересказывать) изученные события из истории России;

-готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;

- рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;

-объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;

различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;

-рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;

-соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;

-заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

-различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

-составлять родословную своей семьи;

-объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;

-рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);

-находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;

-использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;

-моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.

В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:

-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; 

-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

-соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

-объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

-составлять и выполнять режим дня.

-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

-следовать правилам здорового образа жизни;

-соблюдать правила противопожарной безопасности;

-оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

Список литературы:

для учителя:

  1. Методические рекомендации МУМЦ по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении.
  2. Истомина Н. Б. Уроки окружающего мира. 2 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации / Пособие для учителей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010
  3. Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2009 г.
  4. Поглазова О.Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010 г.

для учащихся:

  1. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010 г.
  2. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010 г.
  3. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.  Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010

 Календарно – тематическое планирование учебного материала

п/п

Тип урока

Темы  урока

Деятельность учащихся

 Планируемые результаты обучения

Дата проведения

Коррек-

тировка

предметные умения

универсальные

учебные действия

Раздел I. Человек и его здоровье – 10 часов

1

 

УПМ

Повторение учебного

материала, изученного в 1классе

Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и неживая природа, изделия человека называют изученные группы растений и животных, их основные признаки; учатся осуществлять самоконтроль и самооценку своих знаний и умений

Знать: 

– объекты окружающего мира;

– понятия «природные» и «рукотворные» объекты;

– общие условия,

– отличительные признаки живого;

-роль органов  чувств в жизни человека и животных.

– роль труда в жизни человека и общества;

– виды транспорта;

– понятия «талант» и «трудолюбие»;

– разнообразие профессий людей;

– роль трудовой деятельности в жизни человека и в истории общества.

– правила сохранения и укрепления здоровья;

– основные правила поведения

в природе.

-как сохранить органы зрения и слуха.

-правила закаливания.

-правила личной гигиены

– значение природы для здоровья;

-опасные ситуации с участием детей

-службы спасения;

Уметь:

– называть живые и неживые предметы окружающего мира, изделия человека;

 определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

 описывать отдельные события
из истории отечества;

– анализировать трудовую деятельность человека-строителя.

 анализировать роль трудовой деятельности
человека-изобретателя.

объяснять. здоровью каких органов чувств наносится вред, если не выполнять правила.

 выполнять правила безопасного поведения в природе;

– объяснять значение природы

для здоровья человека

Личностные:

-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

-понимание важности здорового образа жизни;

-осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих

Регулятивные:

-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

-планировать                            свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

2. Логические:

 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения. Проверяем умение объединять предметы в группы по существенным признакам; выполнять оформлять разные тестовые задания.

03.09

2

УПМ

Что нас окружает

Принимают (совместно с учителем) и решают поставленные задачи разными способами: читают тексты, выбирая нужную информацию,; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, учатся работать со схемами, анализируют информацию, которая в них представлена; формулируют выводы, подводят итог урока

08.09

3

КУ

Человек – часть

живой природы

Актуализируют знания о живых существах, полученные в 1 классе и собственные наблюдения за животными, анализируют иллюстрации, отвечая на поставленные вопросы, читают текст, выделяя основные мысли, делают

вывод, выполняют задания в рабочей тетради.

10.09

4

КУ

Человек –

разумное существо

Рассуждают, чем человек отличается от животных,

сравнивают их жилища, способы передвижения с

изобретениями человека;

делятся с одноклассниками собственными наблюдениями,

формулируют выводы и проверяют их; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях,

работают с разрезными карточками.

15.09

5

КУ

Здоровье

человека. Значение

природы для

здоровья

Анализируют иллюстрации, соотносят с текстовой информацией;

рассуждают о том, как надо заботиться о своём здоровье, о способах закаливания; составляют советы, как сохранить здоровье, заполняют схему в рабочей тетради.

17.09

6

УНМ

Органы чувств, их гигиена

Выясняют значение органов чувств человека, обсуждают правила поведения, которые помогают сохранять их здоровье;

моделируют различные ситуации, в которых могут оказаться дети;

составляют советы, как беречь здоровье органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания; проверяют остроту зрения и слуха, выполняют практическую работу (возможно с помощью школьного врача или медсестры) по использованию средств гигиены и оказания первой помощи при небольших травмах, выполняют задания в рабочей тетради

22.09

7

КУ

Органы чувств, их гигиена

24.09

8

КУ

Чистота - залог здоровья

Анализируют рисунки и «озвучивают» их, расшифровывают условные рисунки; обсуждают значение чистоты в жизни человека, составляют советы по её соблюдению, работают в парах, обобщают полученные знания о здоровье, выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях

29.09

9

КУ

Зелёная аптека

Вспоминают, что они узнали о растениях в 1 классе, называют группы растений, их отличительные признаки (деревья, кустарники, травы, хвойные и лиственные деревья, ядовитые ягоды, культурные и дикорастущие); рассуждают о значении растений для природы и для человека; узнают лекарственные растения по описанию их признаков и свойств, высказывают свои предположения о происхождении названий некоторых растений; обсуждают, как правильно собирать лекарственные растения, и почему некоторые из них занесены в Красную книгу; готовят небольшие сообщения о выбранном лекарственном растении (по желанию).

01.10

10

КУ

Азбука

безопасного

поведения

Рассказывают о растениях, грибах, животных, которые опасны для жизни человека; читают тексты, выбирают нужную информацию и обсуждают, как правильно себя вести в природе, на улице, дома при выполнении разных домашних работ, как вести себя незнакомыми людьми; моделируют и разрешают опасные ситуации, анализируют и «озвучивают» рисунки, составляя-ют к ним полезные советы; выпол-няют задания в рабочей и тестовой тетрадях, дополняют выводы,кото-рые даны в учебнике.

06.10

Раздел II. Человек и общество - 8 часов

11

УНМ

Человек - член общества

Размышляют о человеке как части живой природы и общественном существе, о необходимости каждому члену общества трудиться, оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, о том, какую помощь обществу могут оказать сами; анализируют рисунки и делают выводы о том, кого можно назвать достойным членом общества

Знать: 

– общие правила общения с одноклассниками;

– основные правила поведения

в школе.

Уметь:

 выполнять правила поведения
в обществе и природе.

-оценивать свое состояние и окружающих людей.

-давать оценку поступкам одноклассников.

-работать со схемами, выделять главную мысль в тексте.

Личностные:

-умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

Регулятивные:

-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы),

-осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

2. Логические:

 -наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы.

Коммуникативные:

-оперировать в речи предметным языком – правильно использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия,

- полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

08.10

12

КУ

Разнообразие профессий людей

Читают текст по абзацам, выделяя основную информацию, анализируют иллюстрации и «озвучивают» их (описывают работу людей разных профессий, соотносят профессию людей и место их работы); обсуждают важность профессий учитель, эколог; рассказывают о том, кем они хотели бы стать; выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками

13.10

13

КУ

 Как мы общаемся. Правила этикета

Рассуждают, для чего люди общаются, почему важно уметь правильно общаться; оценивают свои приоритеты, обсуждают, какого человека можно назвать общительным; разыгрывают по иллюстрациям сценки общения, моделируют ситуации общения по телефону, анализируют рисунки (расшифровывают жесты); обсуждают, для чего нужно знать правила этикета, значение вежливости в общении людей; разыгрывают сценки, подбирая вежливые слова для каждого конкретного случая, разыгрывают по иллюстрациям соблюдение правил этикета в общественных местах

15.10

14

КУ

Физическая и духовная красота человека

Читают стихотворение, анализируют его и размышляют, чем определяется красота человека, какие качества личности, черты характера делают его красивым, что входит в понятие физическая и духовная красота, каких поступков не совершает красивый человек; моделируют поступки красивого человека, оценивают поступки детей и свои;размышляют, каким бывает отношение человека к окружающему миру, к людям, к одноклассникам, как управлять отрицательными эмоциями, как культурно проявлять положительные  эмоции;

20.10

15

КУ

Друзья, их значение в жизни людей

Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках, друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли прощать обиды; моделируют день рождения друга; составляют и объясняют пословицы о дружбе, рассказывают о своих друзьях; анализируют содержание стихотворения, выполняют тест и оценивают его результаты.

22.10

16

КУ

 Семья. Родственники

Рассказывают о своих представлениях, что такое семья, проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия, выделенные в нём жирным шрифтом; решают логические задачи, читают схему и определяют по ней имена прадедов, выполняют задания в рабочей тетради; готовят рассказ о своей семье по предложенному плану.

03.11

17

КУ

Семейные заботы и традиции

Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого члена семьи, рассказывают о своих обязанностях; анализируют текстовую и иллюстративную информацию, делают выводы, выполняют задания в рабочей тетради; обсуждают вопросы для исследования родословной семьи, её традиций и реликвий.

05.11

18

УПМ

Родословная семьи

Урок презентаций проектных работ «Моя семья», выполнение теста.

10.11

Раздел III.Наша Родина - Россия - 10 ч.

19

УНМ

Родина. Родной край. Россия -

многонациональное государство

Составляют представление о России по рисунку-схеме, проверяют его по учебному тексту; выделяют в тексте новые для них понятия и объясняют их; рассказывают о своей малой родине; готовят выставку национальной одежды, готовят национальные танцы, исполняют песни, готовят блюда национальной кухни (по желанию).

Знать: 

-понятия «родина»,»страна»,россияне», «национальность».

- государственные символы, что они символизируют

-права и обязанности гражданина России, профессиональные и семейные праздники

-историю государства, ее столицы, достопримечательности.

-историю города, ее достопримечательности.

- что такое город, кто его проектирует. Архитектор, небоскреб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь.

-виды транспорта

Уметь:

- выделять нужную информацию из текста, иллюстрации, работать со словарем.;

-выполнять тестовые задания разных типов, работать с блок-схемами алгоритмов

-проводить наблюдения, анализировать их.

Личностные:

-осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

Регулятивные:

-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

2. Логические:

 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах.

12.11

20

КУ

 Российская Федерация, её государственные символы

Актуализируют свои знания о государстве, его символах, проверяют себя по учебному тексту, объясняют значение символов, содержание гимна, исполняют его, обсуждают, где и когда вывешиваются государственные флаги и исполняется государственный гимн, узнают правила прослушивания государственного гимна; готовят сообщение о государственных символах (по выбору).

17.11

21

КУ

Конституция -основной закон государства. Государствен

ные праздники

Выделяют в тексте незнакомые понятия, объясняют их и применяют, выполняя задания в рабочей тетради и тестовые задания; обсуждают права и обязанности гражданина России, в том числе и права ребёнка (они выделены международным сообществом отдельно); знакомятся (или закрепляют) с государственными праздниками, международными Днями охраны природы, профессиональными праздниками, которые отмечаются в России.

19.11

22

КУ

Москва - столица России

Знакомятся с историей государства, какие города были его столицами, с их достопримечательностями; готовят сообщение о любой

достопримечательности Москвы (или об истории возникновения города).

24.11

23

КУ

Российские города.

Актуализируют свои знания о российских городах, рассматривают иллюстрации предполагают, чем примечательны города, изображённые на них, почему они так названы; выделяют информацию, связанную с городами-героями, городами воинской славы, городами-миллионерами;

размышляют и делают вывод о том, где в давние времена строились города, как защищались, что обязательно строилось в древнем городе; рассматривают и сравнивают гербы городов, предполагают, чем могут заниматься его жители; выполняют задания в рабочей тетради и готовят сообщение о родном городе.

26.11

24

КУ

Родной город (село), его

достопримечательности

В начале урока ученики выполняют задание в тестовой тетради; обсуждают, какими достопримечательностями могут гордиться люди, живущие в городе, как они должны за ними ухаживать.

Далее проходит презентация групповых проектных работ о родном городе.

01.12

25

КУ

Горожане и селяне. Проблемы современного города

Рассуждают, чем отличается город от села (деревни), чем отличается вид современного города от старинного города, чем различаются промышленная, жилая зоны, места отдыха в городе; сравнивают условия жизни горожан и селян, анализируют городские улицы и постройки, высказывают предположения, о чём должен думать архитектор, планируя город, проверяют свои предположения по тексту, находят различия между улицей, проспектом, бульваром, площадью по иллюстрациям; рассуждают, чем занимаются городские службы, как следят за чистотой городского воздуха и воды, как озеленяют город, куда направляют городские отходы, выясняют значение слова «свалка»

03.12

26

КУ

Проблемы современного города (наземный транспорт (продолжение)

Закрепляют свои знания, совершая мысленное путешествие по городу (рисунок-схема города в учебнике); актуализируют свои наблюдения и обсуждают, какими могут быть проблемы в большом городе, связанные с наземным транспортом; называют отличительные признаки разных видов наземного транспорта и распределяют его на группы;

08.12

27

КУ

 Водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании

Сравнивают различные виды транспорта, классифицируют их, выделяя их отличительные признаки;

обсуждают экологические проблемы, связанные с транспортом и предлагают возможные пути их решения; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях

10.12

28

КУ

(защита мини-проектов)

 Водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании

15.12

Раздел III. Природные тела и явления - 29 часов

29

УНМ

Кто и как изучает природу

Актуализируют свои знания и наблюдения о природе, анализируют иллюстрации и текстовую информацию; учатся ставить познавательную задачу, планировать проведение опыта; выполняют задание в рабочей тетради, обобщают изученное на уроке

Знать: 

-что изучают биологи, экологи, географы, астрономы.

-понятие «тела»;

-примеры природных явлений;-

-какие явления представляют опасности для человека.

- понятие «облака».

правила безопасного поведения во время грозы.

– небесные тела дневного неба;

– Солнце – ближайшая к Земле звезда;

– значение солнца для растений, животных и человека;

– основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

-причину смены дня и ночи;

-причину смены времен года.

 что Луна – естественный спутник Земли;

– названия основных небесных тел; звезд и созвездий;

– имена, фамилии первых космонавтов.

– названия планет солнечной системы

Уметь:

 определять разнообразие облаков;

– устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе

 определять небесные светила дневного неба;

 выделять признаки влияния Солнца на земную жизнь.

 определять значение солнца

для растений, животных и человека;

 анализировать атмосферные условия Луны, значение полета человека на Луну;

– определять фазы Луны;

 находить звезды и созвездия на ночном небе;

– давать характеристику некоторым созвездиям и звездам.

- формировать умение моделировать расположение предметов в пространстве.

Знать:

-названия материков и океанов;

-названия крупных рек, островов и полуостровов.

– понятия «равнины», «холмы», «овраги»;

– разнообразие форм земной поверхности.

– части гор;

– разнообразие гор

– понятие «вулканы»;

– признаки вулканов;

– общие условия, необходимые

для жизни живых организмов в море;

– о значении моря для человека.

 понятие «река», части рек, разнообразие пресных водоемов;

– общие условия,

– понятия «озера» и «пруды»;

– разнообразие озер;

– замечательные озера России;

– значение пресной воды для растений, животных и человека;

– источники питьевой воды;

Уметь:

формировать умение моделировать расположение предметов в пространстве.

-работать с физической картой

– определять формы земной поверхности;

 различать равнины, холмы, овраги

 определять части реки;

-показывать по карте моря, реки, озёра, горы.

Личностные:

-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

-навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

Регулятивные:

-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами )

-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

2. Логические:

 -сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

-обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

Коммуникативные:

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные:

-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

-навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

Регулятивные:

-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами )

-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

2. Логические:

 -сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

-обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

Коммуникативные:

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

17.12

30

КУ

Природные тела и явления

Рассказывают о своих наблюдениях природных явлений, описывают природные явления (по фотографиям), происходящие в неживой и живой природе, соотносят их с временами года;

читают схемы и конкретизируют их содержание примерами, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради.

22.12

31

КУ

Разнообразие облаков

Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают текст и соотносят описание облаков с их изображением на иллюстрациях;

предполагают, из чего могут состоять облака, проверяют свои предположения, делают выводы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, моделируют кучевые, перистые, слоистые облака.

24.12

32

КУ

Разнообразие облаков

12.01

33

УНМ

Солнце -ближайшая к Земле звезда

Солнце и жизнь

Размышляют, какие тела могут являться источником света и тепла, проверяют свои предположения по тексту; рассуждают о форме, размерах Солнца, как далеко оно от Земли; выполняют задания в рабочей тетради; обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле, рассказывают о своих наблюдениях положительного и отрицательного воздействия солнечных лучей на растения, животных, человека;

14.01

34

КУ

Звёзды и созвездия

Рассказывают о своих наблюдениях звёзд и созвездий (Большой Медведицы);

читают текст и выбирают нужную информацию для ответов на поставленные вопросы; готовят сообщение (легенду) о выбранном созвездии (по желанию).

19.01

35

Контроль

Промежуточ-ная диагно-стическая работа

Работают с информацией, применяют полученные знания для решения учебных задач, оценивают свои знания.

21.01

36

КУ

Кометы,

метеоры,

метеориты

Рассказывают о своих наблюдениях ночного неба, ставят познавательную задачу, решают её, читая текст; сравнивают космические тела, находят сходства и различия между ними; выполняют задание (аппликацию) в рабочей тетради.

26.01

37

КУ

 Земля - планета

Размышляют, почему слово «земля» пишется по-разному, проверяют свои предположения, читая текст; сравнивают планеты и звёзды, находят их сходства и различия;

знакомятся с древними представлениями о форме Земли, с помощью простых опытов убеждаются в её шарообразности;

отвечают на вопросы, выполняют задание в рабочей тетради.

28.01

38

КУ

Движение Земли

Анализируют рисунки и ставят (совместно с учителем)

познавательную задачу (выяснить, почему происходит смена дня и ночи на Земле), высказывают свои

предположения и проверяют их по учебному тексту; знакомятся с моделью Земли — глобусом, убеждаются, что модель отражает шарообразную форму Земли, её

вращение, наклон земной оси;

находят на глобусе полюса Земли, экватор; наблюдают с помощью глобуса, как происходит смена дня

и ночи; анализируют схему движения Земли вокруг Солнца, объясняют, почему происходит смена времён года, подбирают карточки с их изображением и помещают их в соответствующие места на схеме; отвечают на вопросы любо- знательных малышей; выполняют задания в рабочей тетради.

Рассказывают о своих наблюдениях Луны, высказывают предположения, почему она не всегда видна, почему меняется её вид, излучает ли она свет и тепло, проверяют свои предположения по учебному тексту и с помощью опыта; моделируют движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца, работая в парах, проводят наблюдения за Луной (вместе с родителями).

Знакомятся с первыми исследованиями лунной поверхности с помощью космических аппаратов, с посещением Луны американскими астронавтами; читают стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему и высказывают свои предположения о лунной поверхности, проверяют свои предположения по тексту, данному в рабочей тетради; обсуждают ответы на вопросы, предлагают свои аргументы; выполняют задания в рабочей тетради и творческое задание (по желанию).

02.02.

39

КУ

Луна -естественный спутник Земли

04.02.

40

КУ

Исследования Луны. Человек на Луне.

09.02.

41

КУ

Планеты, движущиеся вокруг Солнца

Повторяют изученное ранее; читают текст, выбирая нужную информацию для определения основной мысли каждого абзаца; сравнивают планеты, рассматривая их изображения, работают с разрезными карточками, выполняют задание в рабочей тетради; рассуждают об уникальности планеты Земля и необходимости сохранить на ней жизнь.

Выполняют тестовые задания, оценивают результаты, определяют свои пробелы, восполняют их

.

11.02.

42

КУ,

контроль

Разнообразие космических тел. Обобщающий урок

16.02.

43

УНМ

Поверхность Земли. Материки и океаны

Ставят познавательную задачу (исходя из названия темы), высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника;

ставят учебную задачу (научиться читать карту- расшифровывать её условные обозначения), учатся добывать информацию о земной поверхности (по снимку Земли из космоса, по глобусу, по карте полушарий Земли), находят на карте полушарий материки и океаны Земли; учатся работать с круговыми диаграммами, схемами, выполняют задания в рабочей тетради, обобщают полученные знания и проверяют их по выводу в учебнике.

Рассказывают о своих наблюдениях гор (если таковые имеются);

ставят познавательную задачу, решают её, читая текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, обобщают полученные знания и проверяют свои выводы по учебнику;

учатся работать с картой, находят географические объекты по её цветовой окраске; моделируют разные по высоте горы из бумаги, пластилина, глины, выполняют задания в рабочей тетради; обсуждают, какие опасности подстерегают человека в горах, какие меры предосторожности надо предпринимать, бывая в горах; оценивают отрицательное влияние человеческой деятельности в горной местности, экологические проблемы, возникающие в местах добычи полезных ископаемых, предлагают способы восстановления природной красоты,

18.02.

44

КУ

Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними

23.02.

45

КУ

Горы, их разнообразие

25.02

46

КУ

 Горы и люди. Безопасное поведение в горах

01.03

47

Экскурсия.

Формы суши родного края

Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями и др. (по выбору).

03.03.

48

КУ

Земля и её поверхность. Обобщающий урок

Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их.

10.03.

49

КУ

Вода на Земле. Океаны и моря.

Ставят познавательную задачу, сравнивают по глобусу, чего больше на земной поверхности суши или воды, находят самые крупные водоёмы - океаны, определяют частью каких океанов являются некоторые моря, обсуждают экологические проблемы, связанные с их деятельностью, обсуждают правила безопасного поведения на море; сочиняют экологическую сказку о море (по желанию).

15.03.

50

КУ

Значение моря для жизни людей

17.03.

51

КУ

Пресные воды суши.

Ставят познавательную задачу, соотносят текстовую и графическую информацию; составляют схему реки из её частей, объясняют происхождение слов «исток», «приток»; моделируют водный поток реки, канал, плотину; рассуждают о значении реки, обсуждают стихийные бедствия, связанные с изменением водного потока реки, проблемы её загрязнения,

31.03.

52

КУ

Река, её части. Значение рек для людей

05.04

53

КУ

Озёра, пруды, болота.

Ставят познавательную задачу, анализируют рисунки и сравнивают разные пресные водоёмы, находят их сходства и различия; рассуждают о значении водоёмов для людей и природы;

готовят сообщение об озере Байкал (или о местном озере) по желанию.

07.04.

54

КУ

Байкал -

жемчужина России

12.04

55

КУ

Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов

Актуализируют свои знания и наблюдения о питьевой воде и её источниках, рассуждают о значении воды для растений, животных, человека, обсуждают мировую экологическую проблему нехватки питьевой воды, предлагают меры экономного её расходования, придумывают плакаты-памятки о бережном расходовании воды и сохранении её чистоты

14.04.

56

 Экскурсия.

Водоёмы родного края

Наблюдают водоёмы, которые есть в данной (в которой живут) местности, оформляют отчёт о своих наблюдениях (рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями)).

19.04.

57

УЗМ,

контроль

Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок

Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их.

21.04.

Раздел V. Человек - творец - 11 часов

58

КУ

Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог

Закрепляют полученные знания, выполняя работу № 9 в тетради «Тестовые задания»; актуализируют свои знания о музеях и проверяют их, работая с учебным текстом, выполняют задание в рабочей тетради

Знать: 

-какими бывают музеи, какие экспонаты в них хранятся.

-правила безопасного пользования осветительными приборами.

-формировать научные представления об окружающем мире

-признаки симметрии и асимметрии

Уметь:

- целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения.

-анализировать рисунки, текст и извлекать из них нужную информацию.

-оценивать произведения искусства, свое поведение и других людей

-проводить линию симметрии, различать предметы, обладающие осевой симметрией

-находить центр  симметрии, различать предметы, обладающие этим видом симметрии

-применять знания в практической деятельности.

Личностные:

-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

-эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

Регулятивные:

-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

-адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

2. Логические:

 -сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач,

-обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

Коммуникативные:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы.

26.04.

60

КУ

 Старинные и современные предметы одежды и быта

Сравнивают (находят сходства и различия) старинные и современные предметы быта, одежду, светильники; обсуждают правила безопасного пользования осветительными приборами (современными и старинными), выполняют задания в рабочей тетради

28.04.

61

КУ

Старинные и современные средства письменности, счёта, связи

Сравнивают современные и старинные средства письменности, счёта, связи, издание книг; готовят выставку старинных вещей и презентуют её экспонаты.

03.05

62

КУ

Мир искусства. Художественное творчество человека

актуализируют свои знания о людях искусства, их произведениях;

делятся своими впечатлениями о посещении цирка, театров, вспоминают правила культурного поведения в театре, консерватории, цирке

05.05

63

КУ

Природа в произведениях литературы, живописи, музыки.

Выбирают тему исследования (работу художника, поэта, композитора, скульптора, посвящённую природе) и готовят её презентацию (короткое сообщение о деятеле искусства, репродукцию картины и её описание, стихотворение и др.).

10.05.

64

КУ

 Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия

Наблюдают (рассматривают) различные предметы природы, изделия человека, сравнивают их, пытаются объяснить, чем они красивы, проверяют свои предположения с текстом учебника и объяснениями учителя; выделяют признаки симметричного предмета и обсуждают, как его отличить от несимметричного предмета;

догадываются о признаке осевой симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате,

12.05.

65

КУ

Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии

Проверяют свои знания осевой симметрии, выполняя задания в рабочей тетради; догадываются о признаке центральной симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы с центральной симметрией; проверяют вырезанное (из рабочей тетради) изображение предмета на наличие осевой симметрии,

17.05.

66

КУ

Виды симметрии в изделиях людей

Рассуждают, где необходима симметрия, где ею можно пренебречь.

Выполняют разные тестовые задания, оценивают свою работу и восполняют пробелы.

19.05.

67

Контрольный урок.

Что узнали, чему научились во 2 классе

Выполняют контрольный тест

24.05.

68

Экскурсия

 «Красота природная и рукотворная»

Фотографируют примечательные растения, здания, решётки оград, мосты и др. Готовят альбом о своём городе (селе).

26.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" (2-3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ"...

КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.

Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" 2 класс

Программа создана  в соответсвии с ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" 3 класс

Программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" 3 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО ( автор Поглазова О.Т..)...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 2 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые предметные результаты, планируемые УУД, развёрнутое тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся, домашним заданием к...