Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Т.Романова

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по прогрмамме Гармония разработанна с требованиями ФГОС с календарно - тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzh._miru_2_klass.docx77.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                                     Светловская средняя общеобразовательная школа

        

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________  /Л.А. Мирхайдарова/

Ф.И.О.

Протокол № ___ от «_____» ________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МБОУ Светловская СОШ

_____________  /Л.И. Есина/

Ф.И.О.

«____»____________20___г.

«Утверждено»

Директор МБОУ Светловская СОШ

_____________    /Л.А. Коломыцева/

Ф.И.О.

Приказ № _____  от «_____»_______20___г.

Рабочая программа

по окружающему миру

для 2  класса

Уровень: общеобразовательный

 Составитель рабочей программы:

учитель начальных классов

Романова Т.А.

2015-2016 учебный года

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Рабочая программа по окружающему миру составлена  на основе Примерной программы начального общего образования. (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009) и  на основе авторской программы О.Т. Поглазовой «Окружающий мир. 2 класс» 2013 года издания.
  • Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Школьный уровень

Учебный  план  МБОУ Светловская СОШ на 2015 – 2016 учебный год.

Цели и задачи:

Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования.

Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа).

Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе,

историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Общая характеристика учебного предмета

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории Российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с её важнейшими событиями.

Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира, учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии.

Например, на уроке математики ученики узнают способ отображения целого и составляющих его частей с помощью диаграммы – на уроке окружающего мира они используют диаграмму, с помощью которой показывают соотношение суши и воды на земной поверхности. Понятие «симметричный предмет» изучается на уроках математики и окружающего мира – закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы. На уроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе – на уроке литературного чтения ученики знакомятся, как отражают их писатели и поэты, на уроках музыки – композиторы, на уроке изобразительного искусства – художники. Тема «Во что веровали наши предки» изучается на уроке окружающего мира – на уроке технологии ученики делают обереги, которые наши предки помещали на свою одежду, жилища и др.

При отборе содержания курса были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности. При этом в процессе «открытия» нового знания осуществляется переход от разрозненных фактов к их системе согласно принципам системности (целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральной структуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет знания). Например, первоклассники знакомятся с разнообразием растений, выявляя их внешние признаки, третьеклассники наблюдают изменения, происходящие в жизни растений в связи со сменой сезона, рассматривают развитие растения от семени до семени, в 4 классе они изучают способы приспособляемости растений к природным условиям разных природных зон, выявляют значение растений для природы и др.

Исторический и обществоведческий материал в курсе представлен на макроуровне – государство Россия (его прошлое и настоящее) и микроуровне – семья, родной край (город, село, область). В соответствии с хронологическим принципом построения исторического содержания школьники постепенно знакомятся с важнейшими историческими событиями, с выдающимися людьми, памятниками истории и культуры Древней Руси, Московского государства, Российской империи, СССР, Российской Феде-

рации. Немало места уделено героической борьбе народов нашей страны с внешними врагами: противостоянию Руси кочевникам, монгольскому нашествию, крестоносцам, в Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Согласно культурологическому подходу учащиеся приобщаются к культурному наследию народов нашей страны, воплощённому в искусстве, религиозных верованиях, фольклоре,

народных традициях, обычаях. В содержание курса интегрированы сведения об образе жизни наших предков, их материальной культуре (жилищах, одежде, предметах быта и др.), о старинных ремёслах и способах обработки природных материалов. При этом учащиеся знакомятся с нравственными ценностями и заповедями наших предков, которые определяли их отношение к природе, семье, людям. Кроме того, мысленно путешествуя по материкам и океанам Земли, знакомясь с историей их открытия, ученики узнают, что на нашей планете есть много стран и народов с разным образом жизни, есть памятники культуры мирового значения, созданные творчеством многих поколений жителей нашей планеты.

При отборе компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.

Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему возможность выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.

В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципов обучения перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением, и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье.

Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков.

При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многие разделы программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край».

С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания.

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по

общению.

В процессе изучения курса учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели.

При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.

Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации – один из основных способов упорядочения информации об окружающем мире.

Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях.

Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.

Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Предусмотрено выполнение краеведческих проектов. Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

Таким образом, в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно - деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развитая личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и в повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.

Реализация ФГОС при изучении младшими школьниками курса «Окружающий мир» обеспечивается логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системно - деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях тестовых заданий; методическими рекомендациями для учителя, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся.

Прежде всего, курс, представленный в учебниках, нацелен на становление ребёнка как личности. Содержательная база курса направлена на формирование ценностно-смысловой

и нравственно-этической ориентации младших школьников (осознание ценности семьи, дружбы, понимание социальных ролей, важности межличностных отношений), гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества – Российской Федерации), исторической памяти (уважения к прошлому своих предков, желания сохранять культурное и историческое наследие). Личности, стремящейся вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде; осознающей личную ответственность за здоровье – своё и окружающих, уважительно и заботливо относящейся к людям с нарушениями здоровья.

Формирование универсальных личностных действий осуществляется разными методическими приёмами: через название темы, ориентирующей ученика на значимость изучаемого материала лично для него («Твои первые уроки», «Твоя семья», «Твоя Родина», «Твоё здоровье», «Твои друзья» и др.); через погружение ученика в различные социальные, межличностные, экологические (и другие) ситуации, разрешая которые ему предлагается высказать личное мнение по изучаемой проблеме («Как ты думаешь ... ?», «Согласен ли ты с мнением ... ?», «Оцени, как вели себя дети…», «Оцени поступки…», «Как ты поступаешь в таких случаях?» и т. п.).

Развитие познавательных интересов, положительного отношения к учению, осознания своих способностей и желание их развивать формируется по-разному: через включение в содержание учебников дополнительных материалов, не входящих в образовательный минимум; через задания разного уровня сложности, – репродуктивного, продуктивного и креативного (задания более сложного уровня помечены специальным значком); через предоставление возможности выбора учеником своей траектории учения, что отражено в формулировках заданий («Можешь ли объяснить…», «Если хочешь, выполни творческую работу…», «Выбери три задания из тестовой работы...», «Придумай задание для одноклассников…», «Выбери объект для наблюдения, исследования, вариант презентации своего сообщения одноклассникам, учёного, от имени которого…» и др.). Развитие эмоционально- образного мышления, эстетического восприятия природы и объектов культуры осуществляется через содержание соответствующих тем («Творения людей вокруг тебя», «Красота природная и рукотворная», «Путешествие по залам музеев», «При-

родные явления» и др.) и систему заданий, которые нацеливают учащихся на наблюдение прекрасного в окружающем их мире.

В учебнике предлагаются стихотворения, репродукции картин,

фотографии, по которым учащиеся узнают, как восхищаются красотой природы поэты, художники, фотографы и другие деятели культуры, а учащимся предоставляется возможность создать свои творческие работы, отражающие их собственное восприятие окружающей действительности (соответственно изучаемому материалу).

Формированию регулятивных учебных действий (умению организовать свою деятельность по решению учебно-познавательных задач), осознанию границ собственных знаний и умений, пониманию перспективы дальнейшей учебной работы, определению целей и задач на усвоение новых знаний, оцениванию правильности выполнения своих действий, внесению необходимых корректив способствуют различные методические приёмы. Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые ставятся в учебнике перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетрадях. Помощь ученику в осознании цели учебной деятельности оказывается словесно, графически, с помощью иллюстраций, а также специальными рамками, обозначенными условными знаками («вспоминаем изученное ранее», «узнаём новое», «наблюдаем, размышляем» и др.).

Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе (в учебнике предложены варианты проектных работ, исследований, подсказки к их планированию и презентации). Способность к контролю, самоконтролю и коррекции формируется при подведении итогов урока (проверить правильность своих рассуждений, выводов, сверить своё предположение учащиеся могут, воспользовавшись содержанием «копилки знаний»), при выполнении заданий в рабочих и тестовых тетрадях, в которых дана установка на этот вид деятельности («Проверь, научился ли ты пользоваться схемами», «Проверь, умеешь ли ты

различать водоёмы, их части и знаешь ли ты правила безопасного поведения на воде», «Проверь свои знания о формах суши, видах водоёмов и умение пользоваться географической картой», «Проверь, хорошо ли ты запомнил основные события из истории своего Отечества», «Оцени свою работу соответствующим значком», «Подумай, что тебе нужно повторить, чтобы справиться со всеми заданиями» и др.).

При изучении курса у младших школьников развиваются следующие познавательные способности: извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков, характерных свойств; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между

живой и неживой природой, социальными и природными объектами, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания и моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. С целью развития вышеупомянутых способностей учащимся предлагаются задания следующего рода: собрать информацию о предмете изучения (растении, животном, небесном теле, местности, экологической проблеме, историческом событии и др.), непосредственно наблюдая его, рассматривая иллюстрацию, рисунок-схему, карту и др.; описать наблюдаемые объекты и явления, выделяя их существенные и несущественные признаки, сравнить, распределить на группы изучаемые объекты (дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные, планеты и звёзды и др.), выявить взаимосвязи между объектами (живой и неживой природы, живых организмов в природном сообществе), приспособляемость живых организмов к среде обитания (в тундре, пустыне, степи и др.); обобщить, систематизировать информацию в словесной, табличной, схематической форме; преобразовать информацию, данную в изобразительной, схематической и модельной форме, в словесную и наоборот; расшифровать условные знаки (состояния погоды, легенды карты, дорожные знаки и др.); сделать модель (дерева, гриба, холма, реки и др.); выполнить опыт (по изучению свойств

воздуха, воды, почвы и др.).

Для развития коммуникативных способностей в учебнике предложены задания, выполняя которые ученик получает возможность обогащать опыт общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Приглашение к сотрудничеству обозначено специальными значками («работаем в паре», «вместе со взрослыми», «в группе») и соответствующими словами («обсудите», «предположите», «оцените», «выполните»), которые нацеливают учащихся на достижение результата именно через общение и сотрудничество друг с другом или с группой ребят («разыграйте сценки приветствия, прощания…», «составьте сообщение от имени…», «обсудите, какие события...» и др.). Таким образом, учитель сможет организовать учебный процесс по формированию у учащихся не только предметных знаний и умений, но и личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий, а ученик сможет осознать процесс учения, освоить комплекс предметных и метапредметных умений (соответственно возрасту 6,5–11 лет) для успешного продолжения учёбы в основной школе.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с базисным образовательным  планом курс «Окружающий мир» изучается с I по IV класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 276 часов, из них 20% – резерв свободного учебного времени. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками авторских программ для вариативного наполнения указанных содержательных линий, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, отбор которых осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и социально-гуманитарного содержания курса.

СОДЕРЖАНИЕ учебного  предмета (70 часов)

Человек и природа (10 часов)

Человек как часть живой природы и разумное существо.Здоровье человека, основныеусловия и способы его сохранения и укрепления. Значение дляздоровья режима дня, закаливания, физических упражнений,спорта, прогулок на природе.Органы чувств, важность сохранения их здоровья. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог,обморожение). Использование

целебных свойств растений.Личная гигиена школьника,поддержание чистоты и порядкав помещениях – залог здоровья.Важность знания правил безопасной жизни. Правила безопасного поведения в природе и дома (ядовитые растения,

грибы, встреча с опасными животными; безопасное пользование бытовыми электрическимиприборами, правила обращения с газом, водой, противопожарная безопасность).Правила поведения с незнакомыми людьми. Телефоныэкстренной помощи.

Человек и общество (8 часов)

Общество – совокупность людей, объединённых общей культурой и совместной деятельностью. Человек – член общества.Значение труда для человека и

общества. Разнообразие профессий: учёные, деятели литературы и искусства, учитель,врач, археолог и др. Важность инеобходимость профессии эколог в современном мире. Наиболее распространённые профессии в городе, селе.

Культура общения людей, правила этикета. Важность вежливого, уважительного отношенияк окружающим. Эмоциональное состояние человека, проявление чувств. Друзья, взаимоотношения с ними.Физическая и духовная красота

человека.Семья — ячейка общества, его основа. Члены семьи, родственники.Имя, отчество, фамилия, ихпроисхождение. Родословнаясемьи (предки, ближайшие поколения). Место работы членовсемьи, их профессии. Домашнее хозяйство, семейный бюджет.Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге.Обязанности ребёнка в семье(забота о младших, стариках,больных, помощь взрослым).Труд, отдых, семейные праздники. Семейные реликвии и традиции.

Природа вокруг тебя (29 часов)

Кто и как изучает природу. Учёные, изучающие живую и неживую природу. Значение наблюдений и эксперимента в изучении законов природы.Природные явления, происходящие в живой и неживойприроде. Способы их изучения. Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые надневном небе. Образование облаков, их разнообразие.Перистые, кучевые, слоистые,

грозовые облака.Что изучает наука астрономия.Первые представления о небесных телах. Звёзды – раскалённые космические тела. Солнце – ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла длярастений, животных, человека.

Опасность солнечного ожога итеплового удара. Правила безопасного поведения под солнечными лучами.Почитание Cолнца древниминародами, его образ впроизведениях народного творчества.Космические объекты и явления, наблюдаемые на ночномнебе. Звёзды и созвездия.Кометы, метеоры, метеори-

ты. Красота ночного неба.Планеты – холодные космические тела. Земля – планета. Общие представления о её форме,размерах и движении. Вращение Земли вокруг оси как причина смены дня и ночи, обращение вокруг Солнца – причина смены времён года.Глобус – модель Земли. Представления древних о Земле. Первый полёт человека вокруг Земли, первый космонавтмира, Ю. А. Гагарин. Вид Земли из космоса.Луна – естественный спутникЗемли. Движение Луны вокругЗемли как причина измененияеё видимой формы в течение

месяца (фазы Луны).Первые космические полётына Луну. Общиепредставленияо Солнечной системе, её составе и разнообразии планет.Что изучает наука география.Соотношение воды и суши наземной поверхности.

Материки и океаны Земли, ихчисло, названия, расположениена глобусе и карте полушарий.Формы земной суши: горы, равнины, их разнообразие, условное обозначение на карте.Холм, части холма. Овраги, ихобразование и борьба с ними.Разнообразие гор. Горы и люди.Правила безопасного поведения в горах.

Вулканы, опасность их извержения.Изменение и загрязнение сушилюдьми: карьеры и отвалы,свалки из пустых пород.Вода на Земле. Группы водоёмов: естественные и искусственные; с пресной и солёнойводой. Естественные водоёмы:океан, море, озеро, река.Море и его значение для людейи природы. Морская вода, волны, опасность купания в море.Озеро – замкнутый водоём.

Каспийское море – самое большое озеро мира.Байкал – глубочайшее озеро мира, жемчужина России.Река – постоянный водный поток. Части реки: исток, притоки, устье. Реки и люди. Болото,его значение для рек.Искусственныеводоёмы: пруд,водохранилище, канал.Источники питьевой воды, важность сохранения их чистоты.Необходимость экономногорасходования воды в быту.

Проблема загрязнения (очистки) водоёмов. Правила безопасного поведения на водоёмах. Важность сохранения красоты и чистоты природы.Формы суши и виды водоёмовродного края.Красота природных пейзажейв произведениях поэтов, писателей, художников, композиторов.

Наша Родина – Россия(10 часов)

Родина, соотечественники.Россия – многонациональное,одно из крупнейших по территории государств мира. Народы,населяющие Российскую Федерацию, их национальные традиции (на примере народов родного края). Уважительное отношение к своему и другим народам. Русский язык — государственный язык России. Территория Российской Федерации.Государственная граница Рос-

сии, её сухопутные и морскиеграницы.Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Правилаповедения при прослушиваниигимна. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права и обязанности граждан. Права ребёнка.Президент Российской Федерации – глава государства.Праздник и его значение в жизни общества. Государственныепраздники: День защитника

Отечества, День Победы, Деньвесны и труда, День России,День народного единства, ДеньКонституции, День защиты детей и др.Москва – столица России,

центр управления государством.Расположение Москвы на картеРоссии. Некоторые достопримечательности столицы России(Кремль, Московский университет, московское метро, Большой театр, храм Христа Спасителя и др.). Российские города(города-миллионеры, города-герои, города воинской славы,

древние города). Общее представление о гербах городов.Санкт-Петербург и его достопримечательности (Зимнийдворец, памятник Петру I —Медный всадник, разводныемосты через Неву и др.).Горожане и селяне. Условияжизни в городе (на селе). Промышленные и жилые районыгорода. Культурные центры города (библиотеки, музеи, театры, стадионы и др.).Проблемы современного города (транспорт, переработка отходов, чистота и др.).Проблема загрязнения окружающей среды. Опасность пребывания на свалках Важность озеленения городов.Значение транспорта в жизниобщества. Наземный, воздушный иводный транспорт. Правила пользования транспортом.Экологические проблемы города, связанные с транспортом.Экологически чистые видытранспорта.

Родной край, родные места семьи. Родной город (посёлок).Достопримечательности и исторические памятники родногогорода (посёлка). Расположениеродного края, его центра,родного города на карте.

Человек – творец (13 часов)

Человек – создатель и носителькультуры. Талант и трудолюбие.Творчество и мастерство человека. Музеи, их значение в жизниобщества. Исторический, краеведческий, политехническийи другие музеи, их экспонаты.Музеи под открытым небом.Коллекции старинных предметов быта: одежды, обуви, домашней утвари, светильникови др. Значение письменности,счёта, средств связи в жизнилюдей. Бережное отношение ккниге. Старинные и современные средства письменности,счёта, связи. Почта, телеграф,мобильный телефон, компьютер, электронная почта, радио,телевидение, пресса, Интернет.Мир искусства. Виды художественного творчества: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино.Образы природных пейзажей,времён года в искусстве: в поэзии, на художественных полотнах и др.Художественные музеи – хранилища произведений искусства. Эрмитаж, Третьяковскаягалерея –крупнейшие музеистраны.Красота природная и рукотворная. Симметричные и несимметричные предметы окружающего мира. Осевая, центральная, переносная видысимметрии. Линия и центрсимметрии. Использованиеразных видов симметрии в творениях человека: в архитектурных сооружениях, парко-вых ансамблях, мостах, узораходежды, предметов быта и др.Памятники культуры на ближайших улицах родного города(села), важность бережного от-

ношения к ним.

Тематическое планирование курса

Содержание программного материала

Количество часов

1

Человек и его здоровье

10 ч

2

Человек и общество

8 ч

3

Природные тела и явления

29 ч

4

Наша Родина - Россия

10 ч

5

Человек - творец

11 ч

ИТОГО

70 ч

Планируемые результаты освоения программы:

(Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета)

Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»

У обучающихся  будут сформированы:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
  • осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
  • понимание важности здорового образа жизни.

У обучающихся могут быть сформированы:

  • стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
  • зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

 стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья;

  • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
  • осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметные результаты 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией и др.)
  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
  • -ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
  • адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
  • понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
  • подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
  • наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
  • обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
  • планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
  •  уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела;
  • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты

Обучающийся в результате изучения курса «Окружающий мир» научится:

  • -различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
  • приводить примеры представителей разных групп растений
  • (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
  •  описывать, характеризовать  изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности);
  •  сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
  • различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
  •  различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
  •   характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
  • определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
  •  использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
  •  объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
  •  вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
  •   выполнять простые опыты  по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
  •    использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
  •  исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
  • измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  рассказывать  о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях,
  • вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
  • объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
  •   готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
  •  обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами
  • природы, результаты эксперимента);
  •  ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
  •  моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
  • участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Предметные результаты

УУД

Дата

Раздел  I.  Человек и природа – 10 часов

1.

Повторение учебного материала, изученного в 1 классе

Закрепляем полученные в 1 классе предметные знания о живой природе.

Проверяем умение объединять предметы в группы по существенным признакам; выполнять и оформлять разные тестовые задания.

2.

Что нас окружает

Тело, тела природы, изделия человека;

учебная статья, научно-популярный, художественный тексты, иллюстрация, условный знак, схема, таблица, собственные наблюдения, опыт, модель как источники информации.

Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы.

3.

Человек – часть живой природы

Человек – часть живой природы, разумное существо.

Умение читать схемы и работать с ними; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

4.

Человек – разумное существо

Изобретатель, орудие труда, инструменты, научные приборы, бытовая техника; средства передвижения.

Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста; рассуждать и проверять свои выводы.

5.

Здоровье человека. Значение природы для здоровья

Здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная физкультура, режим дня.

Умение выбирать информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений, представлять её в виде схемы.

6-7.

Органы чувств, их гигиена

Функции органов чувств, их гигиена; правила безопасного поведения; первая помощь при обморожении, ожоге, порезе.

Умение собирать и анализировать нужную информацию из текста, иллюстраций и представлять её в разных формах.

8.

Чистота – залог здоровья

Болезнетворные микробы, правила ухода за кожей.

Умение анализировать рисунки и представлять иллюстративную информацию в вербальной форме; умение давать аргументированный ответ.

9.

Зелёная аптека

Лекарственное растение, целебное свойство, ядовитое растение; правила сбора лекарственных растений и способы использования их целебных свойств.

Умение узнавать предмет (растение) по описанию его признаков;

умение работать в паре;

умение пользоваться дополнительной литературой, составляя краткое сообщение.

10.

 Азбука безопасного поведения

Правила безопасного поведения в природе, дома, на улице.

Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей.

Раздел II. Человек и общество – 8 часов

11.

Человек – член общества

Человек - общественное существо;

условия благополучия общества, общественный порядок.

Умение выделять в тексте основную мысль и находить ответы на вопросы.

12.

Разнообразие профессий людей

Профессия, автомат, робот, эколог, экологическая проблема.

Умение выбирать нужную информацию из текста и иллюстраций

13.

Как мы общаемся. Правила этикета

Общительный человек, умение вести беседу, жест.

Правила вежливого общения с людьми разного возраста, с родными и близкими людьми, с незнакомыми людьми, в общественных местах.

Моделировать ситуации общения с использованием разных его форм. Умение следовать правилам этикета, вежливого общения, умение работать в паре.

14.

Физическая и духовная красота человека

Физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера. Настроение, эмоции положительные и отрицательные, умение управлять эмоциями.

Умение давать нравственную оценку поступкам, взаимоотношениям с  друзьями, одноклассниками, взрослыми. Умение оценивать своё состояние и окружающих людей, умение сдерживать отрицательные эмоции

15.

Друзья, их значение в жизни людей

Друг, дружба, дружный коллектив.

Умение давать оценку своим поступкам  и одноклассников.

16.

Семья. Родственники

Семья, поколение, родственники, дядя, тётя, двоюродные братья и сёстры, родословная

Умение работать со схемами, выделять главную мысль в тексте.

17.

Семейные заботы и традиции

Забота, обязанность, взаимопомощь; личные и семейные,

мужские и женские дела;

семейная традиция, реликвия; потомственная профессия.

Умение давать оценку значению семьи в жизни человека и своему отношению к своим родным.

18.

Родословная семьи

Выбор темы и проблем, которые исследуются. Выбор источников информации, как с ними работать. Возможные формы презентации результатов исследования.

Умение выполнять проектную работу и презентовать её.

Раздел III. Природа вокруг тебя – 29 часов

19.

Кто и как изучает природу

Наука, учёный, законы природы; наблюдения, опыт, приборы, измерения.

Умение находить нужную информацию в тексте, ставить познавательную задачу и планировать её решение.20.

20.

Природные тела и явления

Явление, тело, метод наблюдения – основной метод познания природы

Умение читать и составлять простые схемы, таблицы.

21-22.

Разнообразие облаков

Водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака.

умение соотносить текстовую и графическую информацию; умение высказывать и аргументировать свои предположения; умение моделировать.

23.

Солнце – ближайшая к Земле звезда

Космическое тело, звезда, Солнце – ближайшая к Земле звезда.

Умение находить в тексте основную и второстепенную информацию, соотносить видимые и реальные размеры тел, расстояний.

24.

Солнце и жизнь

Положительные и отрицательные действия солнечных лучей на живые организмы, правила безопасного пребывания на солнце.

Умение анализировать рисунки, обобщать собранную информацию.

25.

Звёзды и созвездия

Представление о разнообразии звёзд, их цвета, расстоянии до них; созвездие, невооружённый глаз и телескоп, умение наблюдать яркие созвездия.

Умение работать с дополнительной литературой, готовить сообщение о телах окружающего мира.

26.

Кометы, метеоры, метеориты

Образные представления о кометах, метеорах, метеоритах.

Развитие пространственного мышления, умение выполнять аппликацию.

27.

Земля – планета

Земля – планета, холодное космическое тело шарообразной формы; космонавт, космический корабль.

Умение ставить познавательную задачу, работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста.

28.

Движение Земли

Глобус – модель Земли; ось Земли, Северный и Южный полюса Земли, экватор; сутки – период вращения Земли вокруг своей оси, год – период её обращения вокруг Солнца.

Умение работать с предметными моделями.

29.

Луна – естественный спутник Земли

Луна – естественный спутник Земли.

Умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом, схемами.

30.

Исследования Луны. Человек на Луне

Астронавт, автоматическая станция, луноход, представление о лунной поверхности.

Умение находить в тексте нужную информацию, обобщать полученные знания, аргументировать

свои ответы, работать в паре.

31.

Планеты, движущиеся вокруг Солнца

Представление о 9 планетах, обращающихся вокруг Солнца, астероидах – малых планетах.

Умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца.

32.

Разнообразие космических тел. Обобщающий урок

Проверяем усвоение следующих основных понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты.

Проверяем умение выполнять и оформлять тестовые задания разных видов.

33.

Поверхность Земли. Материки и океаны

Наука география; карта, глобус, условные обозначения на картах;

океан, материк, остров, полуостров.

Умение работать со схемами и круговыми диаграммами, умение пользоваться условными обозначениями.

34.

Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними

Формы суши – равнины и горы, плоская и холмистая равнины, холм, овраг, курган, способы борьбы с оврагами.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки, соотносить текстовую и графическую информации.

35.

Горы, их разнообразие

Гора, её части (вершина, склон, подошва склона);

горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте;

Эверест – высочайшая вершина мира, Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор.

Умение извлекать информацию с помощью условных знаков (карты); моделировать объекты окружающего мира.

36.

Горы и люди. Безопасное поведение в горах

Горная долина, пропасть, тоннель;

снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер;

альпинист, правила безопасного поведения в горах.

Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников, умение работать с блок-схемами алгоритмов.

37.

Формы суши родного края

Умение различать разные формы суши.

Умение представлять результаты наблюдений в разной форме;

эстетическое восприятие природы.

38.

Земля и её поверхность. Обобщающий урок

Основные понятия, подлежащие контролю, - материк, океан, гора, равнина, овраг, холм, вершина, склон, подошва (подножие), вулкан, тоннель, альпинист. Правила безопасного поведения в горах.

Проверяем умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами.

39-40.

Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей

Мировой океан, океан, море, морская вода; примеры использования моря человеком и экологические проблемы, связанные с его деятельностью; правила безопасного поведения на море.

Умение работать с разными источниками информации, оценивать действия и поведение людей, своё собственное.

41-42.

Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей

Пресная вода;

естественный, искусственный водоёмы;

река – постоянный поток пресной воды;

части реки - исток, приток, устье, русло;

водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, гидроэлектростанция.

Умение моделировать природные объекты, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами

43-44.

Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России

Озеро, пруд, болото;

правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах.

Умение работать текстовой и графической информацией, с рисунками-схемами;

эстетическое восприятие природы .

45.

Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов

Питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды;

меры экономного расходования питьевой воды.

Умение работать с разными источниками информации;

давать нравственную оценку отношению людей к природе.

46.

Водоёмы родного края

Умение различать разные виды водоёмов.

Умение представлять результаты наблюдений в разной форме.

47.

Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок

Естественный и искусственный водоёмы;

океан, море, река, озеро, пруд, болото, водохранилище, пруд, канал;

пресная и морская (солёная) вода;

части реки - исток, приток, устье; правила безопасного поведения на воде.

Умение различать (и изображать) объекты окружающего мира по их отличительным признакам, объединять и распределять их по существенным признакам; умение работать со схемами, выполнять и оформлять тестовые задания разных типов.

Раздел  IV. Наша Родина – Россия – 10 ч.

48.

Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство.

Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край.

Умение работать с текстовой и графической информацией, выделять главную мысль, находить определение понятий, анализировать рисунки, рисунки-схемы, фотографии, составлять небольшое сообщение (о своей «малой родине»).

49.

Российская Федерация, её государственные символы

Российская Федерация, республика, край, область;

государственная граница (сухопутная, морская), армия;

герб, флаг, гимн России.

Умение отличать государственные символы России от других государств, воспитание патриотизма.

50.

Конституция – основной закон государства. Государственные праздники

Президент, закон, Конституция, права и обязанности гражданина России, ребёнка;

международный, государственный, национальный и др. праздники.

Умение работать с текстом, выделять основную мысль, находить информацию для ответа на вопросы.

51.

Москва – столица России

Столица, достопримечательность, основные исторические памятники Москвы, Санкт–Петербурга.

Умение выполнять проектную работу.

52.

Российские города.

Город-герой, город воинской славы, город-миллионер;

культурный, промышленный, торговый центр, кремль, герб города.

Умение осуществлять поиск информации в дополнительной литературе, выделять нужную информацию из текста (учебного, научно-популярного, художественного) из иллюстраций, умение представлять собранную информацию;

умение выполнять тестовые задания разных типов.

53.

 Родной город (село), его достопримечательности

Умение выполнять проектную работу; тестовые задания разных типов, работать с блок-схемами алгоритмов.

54.

Горожане и селяне. Проблемы современного города

Архитектор, небоскрёб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь;

отходы городского хозяйства и бытовые, свалка, контейнер для сбора отходов;

правила безопасного и экологически грамотного поведения в городе и за городом.

умение работать со словарём;

умение ставить познавательную задачу и решать её с помощью опыта, выполнять простые опыты.

55.

Проблемы современного города (продолжение)

Транспорт, пассажирский, грузовой, специальный, наземный, подземный, общественный, личный;

правила безопасного поведения на транспорте.

Умение проводить наблюдения, анализировать их;

работать с блок-схемами алгоритмов.

56-57.

Водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании

Водный и воздушный транспорт; экологические проблемы, связанные с транспортом.

Умение выдвигать проблемы и решать их, работать со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира.

Раздел V. Человек – творец – 13 часов

58.

Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог

Музей, экспонат музея, окаменелость, исторический, краеведческий, политехнический и другие музеи.

Умение целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения

59.

Старинные и современные предметы одежды и быта

Быт, утварь, ухват, кочерга, русская печь, чугунок, туесок, самовар, коромысло, кафтан, сарафан, зипун, лапти; лампада, факел, керосиновая лампа, свеча; правила безопасного пользования осветительными приборами

Умение анализировать рисунки, текст и извлекать из них нужную информацию.

60-61.

Старинные и современные средства письменности, счёта, связи

Знаки, буквы, иероглифы, алфавит;

счёты, арифмометр, калькулятор, компьютер; глашатай, гонец, телеграф, телефон, телевизор, радио, радиотелефон, спутник связи, почта.

Умение анализировать рисунки и текстовую информацию, выполнять проектную работу и презентовать её.

62.

Художественное творчество человека

Художник, поэт, композитор, актёр, скульптор, клоун, музыкант, певец;

театр, цирк, консерватория, опера, пьеса, спектакль.

Развитие эстетического восприятия окружающего мира, умение оценивать произведения искусства

63-64.

Природа в произведениях литературы, живописи, музыки.

Художественное и научное представление знаний об окружающем мире.

Умение выполнять и презентовать проектное исследование.

65.

Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия

Симметричный и несимметричный предметы, признак симметрии;

осевая симметрия, линия симметрии; умение различать симметричный и несимметричный предметы, проводить линию симметрии.

Умение целенаправленно наблюдать, делать выводы из наблюдений; умение различать предметы по их отличительным признакам.

66.

Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии

Центральная (поворотная) симметрия, центр симметрии; умение различать предметы, обладающие центральной симметрией, находить центр симметрии.

Умение работать с разными источниками информации. Умение применять знания в практической деятельности.

67.

Орнаментальная (переносная) симметрия.

элемент (ячейка) переноса, бордюр, орнамент;

умение находить ячейку переноса в бордюрах и орнаментах.

Развитие эстетического восприятия окружающего мира; умение применять знания в практической деятельности.

68.

Виды симметрии в изделиях людей

Основные понятия и умения, подлежащие контролю: симметричный и несимметричный предмет, виды симметрии, умение изображать предметы, обладающие симметрией, проводить линии симметрии.

Умение проверять и оценивать результаты своего учебного труда

69.

Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе

Знания объектов живой и неживой природы, изделий человека; умение различать тела и явления живой и неживой природы.

Умение работать с иллюстрациями, текстом, находить нужную информацию, использовать её для решения учебных задач.

70.

Экскурсия

«Красота природная и рукотворная»

Умение подмечать красивое, примечательное, развивать эстетический вкус.

Итого : 70 часов.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся

(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

1.Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2-х

частях. – 2011.

2.Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1

    и № 2. – 2012.

Для учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" (2-3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ"...

КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.

Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" 2 класс

Программа создана  в соответсвии с ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" 3 класс

Программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" 3 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО ( автор Поглазова О.Т..)...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 2 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые предметные результаты, планируемые УУД, развёрнутое тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся, домашним заданием к...