Статья по предмету окружающий мир для 3 класса на тему "Основы строения и функций организма человека"
статья по окружающему миру (3 класс)
Данный материал содержит наглядную информацию об основных системах человеческого организма, об их функциях и особенностях строения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_stroenie_cheloveka.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по окружающему миру для 3 класса на тему: «Основы строения и функций организма человека»
Человеческий организм является сложной системой. Органы человека делятся на внешние и внутренние. Внешние - мы видим. А внутренние - находятся внутри организма, они не имеют видимого контакта с окружающей средой. К внешним органам относятся: голова, шея, руки и ноги.
Внутренние органы собраны в отдельные системы, каждую из которых мы сегодня рассмотрим более подробно.
Каждый человек, чтобы сохранить здоровье, должен знать основы строения и функции организма человека. Нужно применять эти знания в жизни, чтобы сохранить тело здоровым и крепким.
Анатомия - наука о строении организма человека. Физиология изучает функции организма человека.
Всё в организме человека выполняет определенную функцию. Зная основы строения тела, можно узнать функции органов и систем.
Гигиена – это наука о сохранении организма человека здоровым. Для того, чтобы сознательно соблюдать правила гигиены, нужно знать основы анатомии и физиологии. Данные дисциплины связаны между собой и по отдельности их изучать нельзя.
Одной из главных задач данных дисциплин является сохранение организма человека от неблагоприятных факторов окружающей среды.
Человеческий организм представляет собой единую систему. Структурной единицей которого является клетка. Клетки в организме не могут существовать отдельно друг от друга. Они взаимодействуют между собой, формируя ткани, которые выполняют определенные функции. Существует 4 наиважнейших типа тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная. Ткани объединяются в органы.
Орган выполняет определенную функцию. Органы отличаются друг от друга по форме, положению, внутреннему и внешнему строению. Органы можно разделить на внутренние органы, органы опоры и движения, органы чувств и кожа.
Органы, имеющие общую функцию называют системой органов. Различают следующие системы органов:
1) опоры и движения;
2) пищеварительная;
3) дыхательная;
4) сердечно-сосудистая;
5) мочеполовая;
6) эндокринная;
7) нервная;
8) покровная.
Система органов предусматривает функциональное объединение органов.Система органов опоры и движения включает: кости, мышцы, связки и суставы. Функция данной системы: перемещение тела человека. Интересно, что скелет взрослого человека содержит в среднем 204 кости. Основную опорную функцию выполняет позвоночник, который состоит из 33-34 позвонков.
Человек на протяжении жизни питается, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность организма. Процесс пищеварения осуществляется в пищеварительной системе. Основные функции данной системы: захват пищи, ее измельчение, продвижение, обработка и выведение из организма.
Органы пищеварительной системы: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Желудок является резервуаром для хранения пищи, в нем пища измельчается и формируется в своеобразный комок. Затем пища поступает в кишечник, который имеет длину около 8 метров. В кишечника происходит основная обработка пищи: происходит всасывание полезных веществ и формирование каловых масс.
Дыхание – один из процессов, который обеспечивает жизнь. Прекращение данного процесса даже на небольшой срок ведет к гибели организма от недостатка кислорода. Поступление в организм кислорода и выведение углекислого газа обеспечивают органы дыхательной системы: носовая полость, трахея, бронхи, легкие. Носовая полость и трахея обеспечивают очищение воздуха от мелких частиц. Таким образом в легкие воздух поступают абсолютно чистым. Легкие делятся на правое и левое. Рядом с левым расположено сердце. Левое легкое занимает меньше места в организме и состоит из двух долей. В свою очередь правое легкое состоит из трёх долей. Доли в свою очередь состоят из большого количества пузырьков. При вдохе легкие сжимаются, при выдохе - разжимаются.
Каждая клетка человеческого организма для нормальной жизнедеятельности нуждается в свежем воздухе. Если его не хватает, в первую очередь страдает головной мозг. Появляется чувство усталости, слабости и сонливости. Поэтому очень важно ежедневно проветривать помещение.
Сердце является главным органом сердечно-сосудистой системы. Имеет размер сжатого кулачка. При физической нагрузке работа сердца увеличивается, во время отдыха - сердце работает медленней, при остановке сердца человек умирает. Сердце выполняет роль насоса и перекачивает кровь по сосудам: артериям, венам и капиллярам. По артериям течет артериальная кровь от сердца. Артериальная кровь насыщена кислородом и имеет алый цвет. По венам к сердцу течет венозная кровь, имеющая более темный вид из-за того, что содержит мало кислорода. В организме человека в среднем 5 литров крови.
Нервная система состоит из головного мозга и спинного мозга, которые в свою очередь состоят из нервных клеток. Головной мозг управляет мыслями и действиями человека. Спинной мозг расположен вдоль позвоночника. Нервные клетки отличаются по форме и размерам, имеют отросток и тело. С помощью данной системы происходит координация работы отдельных органов, а также постоянное взаимодействие организма с окружающей средой. Нервные клетки предупреждают нас об опасности. Например, если прикоснуться к горячему чайнику, мозг даст команду быстро отдернуть руку.
Эндокринная система. Данная система выполняет транспортную функцию: доставляет питательные вещества, кислород к тканям и удаляет из организма углекислый газ.
Человеческие организм как живая биологическая система имеет свойства: обмен веществ, подвижность, способность к росту, способность к размножению и т.д.
Таким образом, человеческий организм представляет собой сложную биологическую систему. Для поддержания нормальной жизнедеятельности нашего организма важно запомнить основы его строения и функций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного занятия по предмету "Окружающий мир" 4 класс, тема: "Приручение огня" Дополнительный материал для любознательных: Невидимая сила. Чудо волны (звук и свет). Что чувствуют приборы? Проект: Человек проникает в тайны природы.
Сценарий внеклассного занятия (работа с одаренными детьми)Образовательная программа: Школа 2100Предмет: Окружающий мирАвтор учебника: А.А. ВахрушевКласс: 4Учитель: Кулешова С.П.§ 23, тема:...
Урок окружающего мира (3 класс) «Органы чувств и их функции»
Урок помогает провести учебное исследование. Человек постоянно сталкивается с неизвестным. На этом уроке окружающего мира учащиеся освоят один из способов получения ответов на свои вопросы - наблюдени...
УМК Школа России. Окружающий мир 4 класс.Технологическая карта урока. Тема "Лес и человек"
Окружающий мир 4 классУМК Школа Россиитема "Лес и человек"...
Кроссворды по предмету Окружающий мир 4 класс. Организм человека.
Кроссворды помогают быстро и интересно провести проверку изученного материала....
Конспект урока по предмету Окружающий мир, 1 класс по программе «Школа России» А. А. Плешаков Окружающий мир 1 класс
Урок постороен в форме игры - спектакля. Информация наглядна и доступна....
Окружающий мир. 4 класс. Клетка-основа строения и роста живых организмов. Система Л.В. Занкова
Урок разработан по теме: "Текст.Работа с информацией. Использование игр-заданий, в которых оттачиваются навыки работы с различными информационными материалами, присходит обучение приёмам самостоятельн...
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 4 класс. Тема: «Лес и человек»
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс Тема "Лес и человек" УМК "Школа России" Тип урока: Открытие нового знания....