Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 4 класс. Тема: «Лес и человек»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс Тема "Лес и человек" УМК "Школа России" Тип урока: Открытие нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzh_mir.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 4 класс.
Тема: «Лес и человек»
Учебно-методический комплекс (УМК): «Школа России»
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: Создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Задачи:
Образовательные:
сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека, показать важность рационального использования и охраны лесов, сформулировать и обосновать правила поведения в лесу, познакомить с редкими растениями и животными леса.
Воспитательные:
воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к природе, культуру поведения.
Развивающие:
развивать познавательный интерес, развивать умение работать с картой, показать важность рационального использования и охраны лесов.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: формирование интереса к изучению темы «Лес и человек»; формирование бережного отношения к природе.
Регулятивные: формирование умения слушать и понимать ответы других; формирования умения задавать вопросы и доказывать свою точку зрения.
Познавательные: формирование умения находить нужную информацию в тексте учебника; формирование умения логического рассуждения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание УУД |
Организационный момент, мотивация к деятельности Актуализация знаний. | Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, настрой обучающихся на работу. СЛАЙД 1 Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте своё рабочее место, постарайтесь поддерживать его в порядке весь урок. - Ребята, давайте улыбнемся друг другу, и начнём работать дружно и с хорошим настроением. На предыдущем уроке мы познакомились с темой «Леса России». (Исп.шторка, музыка) И сейчас в ходе блиц - опроса мы вспомним пройденный материал. Будьте внимательны. Отвечаем по поднятой руке. СЛАЙД 2
Ребята, мы с вами вспомнили материал, который проходили, чтобы нам познакомится с новой темой, Я вам прочитаю стихотворение Сергея Никулина «Русский лес». СЛАЙД 3 (исп. лупа,волшебные чернила) Сергей Никулин- «Русский лес» Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить – То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться – И видно все до дна. Течет вода-водица, Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябинка, Орехи и цветы. Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенек. Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зеленой бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. -Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? -О каких отношениях говорится в этом стихотворении? - Чем является лес для человека? -Сформулируйте тему нашего урока Все верно, тема нашего урока «Лес и человек». СЛАЙД 4 (используется шторка) Какая цель может быть поставлена в связи с темой урока? | -Приветствуют учителя, визуально контролируют свою готовность к уроку, рассаживаются на рабочие места. -Дети отвечают. -Хвойный -Сосна -Сбрасывает иголки -Кедровка -Береза -Читают стихотворение -О лесе -В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом. -Место отдыха, лес излечит, напоит чистой водой. -Лес и человек. -Раскрыть роль леса в природе и жизни людей. | Личностные СЛАЙД 1 Регулятивные СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 Регулятивные Личностные, Регулятивные СЛАЙД 4 |
Изучение нового материала. Работа в учебнике Работа в тетради Работа в рабочей тетради. Физкультминутка
Рефлексия.(Работа в паре.) Домашнее задание. | - А какова же роль леса в природе и жизни людей, откроем учебник на странице 103 и прочитаем. -Когда мы читали текст, кто заметил интересное слово- ФИТОНЦИДЫ? -А что такое ФИТОНЦИДЫ? СЛАЙД 5 ФИТОНЦИДЫ -это особые полезные вещества, которые выделяют в воздух листья деревьев. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии. - А теперь давайте сделаем вывод о значении леса в природе и жизни человека. СЛАЙД 6 -А как вы думаете, какую роль играет человек в жизни леса? -А всегда ли человек справедлив по отношению к нему? -Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? - Прочитаем об этом на стр. 104 учебника - Откроем рабочую тетрадь на стр. 51 задание №3 и сформулируем экологические проблемы лесных зон, которые выражены нарисованными знаками -Вы такие молодцы, вы все сказали, я хочу подытожить , что экологические проблемы в этих природных зонах связаны в основном с вырубкой леса, а также с незаконной охотой браконьерством. СЛАЙД 7,8,9,10 (пазлы-фотоаппарат) Картинки-экологические проблемы. Раньше людям казалось: лесов так много, что вырубить их просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! СЛАЙД 11 (Лупа) Поэтому на месте вырубленных лесов проводят лесовосстановительные работы, то есть высаживают новые леса. Необходимые для этого саженцы деревьев выращивают в специальных питомниках. Под особой охраной находятся лесные растения и животные, внесенные в Красную книгу России. - Давайте вспомним. Какие животные и растения туда отнесены? -Молодцы! - А вот еще некоторые растения и животные, которых тоже можно отнести туда. СЛАЙД 12 • Венерин башмачок • Женьшень • Утка-мандаринка • Филин • Амурский тигр • Зубр (Упражнение-скрыть, показать) (Волшебные чернила) - О них мы прочитаем в учебнике на стр. 103. - В лесных зонах создано много заповедников и национальных парков. Среди них Приокско-Террасный заповедник, национальный парк «Лосиный остров» стр. 109 - Мы увидели малую часть растений и животных на доске. Ребята, а теперь откройте тетради на странице 50 выполним задание 1. Запишите, какую роль играет лес в вашей жизни? - Озвучьте ваши ответы. -Молодцы. -А сейчас самое время немного отдохнуть. Встаем. Физкультминутка. Лесоруб рубил дрова: Раз-два, раз-два. Прямо постоял немножко, Поскакал на правой ножке. И на левой поскакал. Снова прямо постоял. И опять рубить дрова: Раз-два, раз-два! Продолжаем работать. -А теперь прошу вас посмотреть на доску. Ребята, мы сейчас с вами поиграем в игру «Четвёртый лишний» СЛАЙД 13 (лупа) - Помните правила игры? - Все верно. Будьте внимательны и при ответе поднимаем только руку.
Слова 1 группы: 1.Сосна, ель, дуб, саксаул. -Как вы думаете почему? Слова 2 группы: 2. Ясень, берёза, пальма, яблоня Как вы думаете почему? Слова 3 группы: 3.Медведь,лось , тушканчик, заяц. Как вы думаете почему? Слова 4 группы: 4. Лось, сова, барсук, еж. Как вы думаете почему? Слова 5 группы:
Как вы думаете почему? -Молодцы, со всеми заданиями вы справились. - Работа в паре. Ребята перед вами лежат заготовки, вы должны в паре придумать правило, нарисовав условные знаки «О бережном отношении к лесу». А потом нужно прикрепить на доску. - Каковы правила поведения в лесу? СЛАЙД 14 - Молодцы. Подведение итогов урока. -От чего в первую очередь страдает лес? - Что должен делать человек, чтобы не уменьшилось количество лесов? - Вот прочитаем народную мудрость. СЛАЙД 15 (шторка) - Немного интересных фактов. СЛАЙД 16-17-18 (пазлы-фотоаппарат) (волшебные чернила, лупа) - Прочитать текст на стр.103-108 учебника. Р.т.с.52 придумать условные знаки по правилам разведения костра СЛАЙД 19
| - Дети читают абзац Лес-«легкие» нашей планеты…… -Ответы детей - Находят в тексте - Делают вывод с помощью учебника на стр. 103 - Дети отвечают - Дети читают об экологических проблемах в лесных зонах (до ветров) - Дети записывают сделанные выводы в тетради -ответы детей. -Под особой охраной находятся лесные растения и животные…. - Дети читают о Приокско-Террасном заповеднике - Ученики записывают, какую роль лес играет в их жизни. -отвечают - Из четырех неправильных один лишний. -саксаул. - Потому что это цветущее дерево пустыни. -пальма. - Потому что растет в жарких странах. -тушканчик. -Потому что живет в степи и пустыне. - сова. -Потому что она летает. -Белый медведь -Потому что живет на Севере. -рисуют условные обозначения.(прикрепляют на доску) -Дети отвечают - Ответы детей -От пожаров, загрязнения, вырубки леса, браконьерства. - Не разводить костров, не оставлять мусор, не убивать животных - Дети читают пословицы
| Познавательные Регулятивные, личностные СЛАЙД 5 СЛАЙД 6 Познавательные. Личностные, регулятивные СЛАЙД 7,8,9,10 СЛАЙД 11 СЛАЙД 12 Регулятивные Регулятивные, познавательные СЛАЙД 13 Регулятивные, познавательные СЛАЙД 14 СЛАЙД 15 СЛАЙД 16-17-18 СЛАЙД 19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме: "Дорогами побед и испытаний" для учеников 2-3 классов.
В канун празднования Дня Победы 9 мая в школе проходит внеклассная работа в рамках тематического периода "День Победы". В предлагаемом конспекте занятия-мастерской идет ознакомление учеников с главным...
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме "Зона арктических пустынь"
Данный конспект содержит подробное описание содержания урока ,этапов урока и их целей,а также деятельность учителя и учеников....
Конспект урока по предмету Окружающий мир на тему "Пожар"
Конспект урока с УУД...
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" на тему "Великая Отечественная война", 4 класс, УМК "Школа России"
Данный конспект урока составлен с учетом требований ФГОС начального общего образования. Поможет формировать представление о Великой Отечественной войне и ей героях . Урок разработан в деятельностном м...
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме: "Птицы"(программа II вида, II отделение II вариант)
Материал предназначен для педагогов - дефектологов, работающих с детьми с нарушением слуха....
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме: "Почему нужно чистить зубы и мыть руки" с презентацией.
Пояснительная записка к уроку окружающий мир по теме «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?» Тема: «Почему нужно чи...
Конспект урока по предмету"Окружающий социальный мир",тема:" Включение электроплиты. Правила безопасности".4 класс 8 .2.
Конспект урока Окружающий социальный мир. "Включение электроплиты. Правила безопасности".4 класс 8.2.содержание урока.1. Ввводная часть. Организационный момент. Повторение пройденного. Введе...