РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся с ОВЗ 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся с ОВЗ 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_sotsialnyy.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа №5 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
г.о. Орехово-Зуево
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ОШ №5
для обучающихся с ОВЗ
_________И.К.Чугунова
«__» сентября 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий социальный мир»
для 2 «В» класса
2018-2019 учебный год
Составитель: Порхачева Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
2018 г.
ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР
Пояснительная записка.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» предназначена для обучения учащихся 2 «В» класса, составлена на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
4. Приказ № 206 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
5. Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
6. Учебный план для учащихся 2 «В» класса МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на 2018-2019 учебный год.
Цель учебного предмета «Окружающий социальный мир» - формирование коммуникативных навыков для социализации детей в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Задачи учебного предмета «Окружающий социальный мир»:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);
- дать представления о школе, о расположенных в ней и рядом объектах (мебель, оборудование, игровая площадка);
- развивать умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности;
- дать представления о профессиях людей (учитель, повар, врач, водитель ит.д.);
- дать представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли;
- учить соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
- учить оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать;
- учить взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности;
- учить организовывать свободное время с учетом своих интересов;
- воспитывать интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать в них участие;
- учить соблюдать традиции государственных, школьных праздников;
- дать представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства;
- дать представление о государственной символике;
- дать представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
- развивать внимание, память, речь, мышление;
- корректировать недостатки эмоционально – волевой сферы;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- корректировать и проводить работу по профилактике негативных черт поведения.
Общая характеристика курса.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «Окружающий социальный мир», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Актуальность предмета заключена в том, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.
Адекватные представления об окружающем мире способствуют эффективной социализации детей с задержкой интеллектуального развития. Любой живой организм существует в определённой среде. Он не может существовать вне среды, поскольку вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты. Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен одновременно приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится. Именно это явление и определяет содержание понятия «адаптация». Точно так же и человек не может жить, не соприкасаясь со средой, но его главным отличием по сравнению с другими представителями животного мира является то, что он не может существовать, не соприкасаясь не только с физической, но и с социальной средой, поскольку человеческие качества и свойства конкретный индивид приобретает, только находясь в социуме.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Особенности предмета: Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе, в местах общего пользования. Ребенок выходит за пределы детского дома, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Рассматривая особенности социальной адаптации умственно отсталых детей, следует рассмотреть критерии адаптационных возможностей. В качестве критериев выступают следующие: игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание детей.
Если ребёнок не может сконцентрировать внимание, из-за недостатка уровня развития или части большой проблемы, то прежде чем учить его, необходимо учить концентрировать внимание. Именно зрительный контакт означает, что ребёнок сосредоточил внимание.
Ребёнок следует взглядом за направлением взгляда взрослого или за жестом его указательного пальца, или может бросать взгляд на взрослого, как бы проверяя, смотрит ли он на тот же предмет. Если ребёнок не обнаруживает эти умения, то они должны стать основными задачами, т.к. без них невозможно овладеть социальными навыками, навыками общения, позже, навыками тонкой моторики.
Формируя у «особого» ребёнка социальные навыки и умения, необходимо добиваться его положительного отношения к их освоению. Навыки общения, особенности общения нормально развивающихся детей с «особыми детьми» включает следующий ряд сложностей.
Как известно, умственно отсталым детям свойственны: эмоциональные отклонения (частая смена настроений), отсутствие инициативы и самостоятельности, дети с трудом переключаются на другую деятельность, охотно подражают другим, действуют по стереотипу, по заученным штампам, легко поддаются внушению, либо сопротивляются всему новому.
Можно сказать, что у данной категории детей повышенная внушаемость сочетается с негативизмом, неустойчивость в деятельности сочетается с большой инертностью.
Как помочь таким детям в общении?
Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, даже лепетную.
Нужно заставлять повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы.
Необходимо проводить работу с картинками, где изображены хорошо знакомые предметы, животные, дети, взрослые, их действия. Подбирать картинки необходимо так, чтобы можно было соотнести их с окружающей обстановкой. Главное, чтобы рассматривание вызывало у ребёнка эмоции, сопровождалось речью.
Необходимо сопровождать свои действия негромкой, плавной речью со спокойной приветливой информацией, постоянно поддерживать внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружающему. Только тесный и доброжелательный контакт способствует формированию навыков межличностного общения.
Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.
Помещение должно быть оборудовано разными инструментами, материалами, предметами, стимулирующими индивидуальную деятельность.
Игры и упражнения, в которых дети действуют методом проб, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, формируют целостное восприятие. Для коррекции важно развитие тактильно-двигательного восприятия, которое также начинается с узнавания, а заканчивается формированием представлений. Не меньшее значение имеет и развитие слухового восприятия, которое помогает умственно отсталому ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.д.
Главной целью школьного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, формирование сотрудничества ребенка со взрослыми, с нормально развивающимися сверстниками и формирование способов усвоения социокультурного опыта.
Выделяют следующие способы усвоения учениками общественного опыта:
- совместные действия умственно отсталого и нормально развивающегося ребенка;
- подражание показанным действиям;
- действия по образцу и речевой инструкции;
- формирование игровой деятельности умственно отсталых детей;
- наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.
Особенности психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении (спастичность конечностей). Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Интеллектуальное развитие детей с ТМНР различно. Степень умственной отсталости колеблется от умеренной до глубокой. Развитие тех детей, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у двоих детей в классе проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для их обучения, использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Способность детей выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения.
Развитие этих предпосылок и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении умственно отсталого ребёнка. У троих детей в классе речь отсутствует, поэтому программа направлена на стимуляцию слухового и зрительного анализаторов, а также на эмоциональный отклик у ребенка. Эти дети имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, и коммуникации. Дети этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении (спастичность конечностей), являются слепыми или слабовидящими. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи. Один мальчик ползает и проявляет избирательный интерес к разным видам деятельности, но также не говорит. У ученика имеются отклонения в координации, точности и темпе движений, возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий, наблюдается нецеленаправленность, беспорядочность, нескоординированность движений. Одна с синдромом Дауна, самостоятельно держит ручку, карандаш, оставляя графический след на бумаге, знает основные цвета, названия предметов мебели, одежды, обуви, имена учителей и детей, любит танцевать и принимать участие в подвижных играх, очень активна и стремится к общению, но речь развита плохо.
Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.
На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Содержание программы.
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; содержание предмета «Окружающий социальный мир»; тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Школа», «Транспорт», «Предметы быта», «Город», «Традиции и обычаи», «Страна».
Квартира, дом, двор.
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком.
Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые.
Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.
Школа.
Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, на школьной территории, в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин ит.д.).
Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.
Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.
Предметы быта.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа).Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Продукты питания.
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком.
Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов.
Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш).
Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки).
Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).
Город.
Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал, службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), жилой дом.
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон).
Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор).Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице.
Транспорт.
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта.
Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта.
Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.)
Традиции, обычаи.
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год,23 февраля , 8 марта, Масленица).Знание школьных традиций.
Страна.
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн).
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Окружающий социальный мир» входит в предметную область «Окружающий мир».
Срок реализации программы – 1год.
Во 2 «В» классе программа по предмету «Окружающий социальный мир» рассчитана на 34 часа по 1 часа в неделю.
Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные: (индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные ценностные установки):
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
- знать функциональное назначение помещений квартиры;
- знать правила учебного поведения;
- знать назначение предметов посуды;
- знать свойства бумаги, дерева;
- знать назначение наземного транспорта;
- знать названия профессий людей;
- знать правила поведения в общественном транспорте;
- знать назначение специального транспорта;
- знать профессии людей, работающих на специальном транспорте;
- знать место посадки и высадки из автобуса;
- знать традиции и атрибуты праздников;
- знать школьные традиции;
- знать название государства, в котором мы живем, государственной символики.
- уметь узнавать (различать) предметы и виды мебели;
- уметь узнавать (различать) предметы посуды;
- уметь узнавать (различать) напитки по внешнему виду, на вкус, мясные продукты, мучные изделия, кондитерские изделия;
- уметь узнавать свойства бумаги;
- уметь узнавать предметы, изготовленные из бумаги ;
- уметь узнавать (различать) инструменты, с помощью которых работают с бумагой;
- уметь узнавать предметы, изготовленные из дерева;
- уметь узнавать (различать) инструменты, с помощью которых обрабатывают дерево;
- уметь узнавать (различать) назначения зданий: вокзал, магазин, театр, жилой дом;
- уметь узнавать (различать) профессии согласно тематике;
- уметь узнавать (различать) части территории улицы;
- уметь узнавать (различать) технические средства организации дорожного движения;
- уметь соблюдать правила перехода улицы и поведения на улице;
- уметь узнавать (различать) наземный транспорт;
- уметь соотносить деятельности с профессией;
- уметь узнавать (различать) общественный и специальный транспорт;
- уметь пользоваться общественным транспортом;
- уметь узнавать государственную символику.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»
№ | № | Названия разделов и тем | Кол.час. | Дата план | Дата факт |
1 триместр (10 часов) | |||||
Квартира, дом, двор. | 8 | ||||
1 | 1 | Дом. Части дома. | 1 | 06.09 | |
2 | 2 | Типы домов: одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный). Типы домов: городской (сельский, дачный) дом | 1 | 13.09 | |
3 | 3 | Места общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Правила поведения в местах общего пользования. | 1 | 20.09 | |
4 | 4 | Правила пользования лифтом. Соблюдение правил безопасности при пользовании лифтом. | 1 | 27.09 | |
5 | 5 | Помещения квартиры и их функциональное назначение. | 1 | 04.10 | |
6 | 6 | Домашний адрес. Сообщение и узнавание своего домашнего адреса. | 1 | 18.10 | |
7 | 7 | Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. | 1 | 25.10 | |
Предметы быта. | 1 | ||||
8 | 8 | Посуда. Предметы посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. | 1 | 01.11 | |
Школа. | 2 | ||||
9 | 9 | Класс. Зоны класса. Школьные принадлежности для работы в классе. | 1 | 08.11 | |
10 | 10 | Школа. Помещения школы, школьная территория. Экскурсия. | 1 | 15.11 | |
2 триместр (11 часов) | |||||
Школа | 1 | ||||
11 | 1 | Нормы и правила поведения в школе. Профессии людей, работающих в школе. | 1 | 29.11 | |
Предметы быта. | 2 | ||||
12 | 2 | Мебель. Предметы мебели и их назначение. | 1 | 06.12 | |
13 | 3 | Посуда. Предметы посуды и их назначение. | 1 | 13.12 | |
Продукты питания. | 5 | ||||
14 | 4 | Виды напитков. Упаковки с напитком. | 1 | 20.12 | |
15 | 5 | Виды мясных продуктов. | 1 | 27.12 | |
16 | 6 | Молоко и молочные продукты. | 1 | 10.01 | |
17 | 7 | Мука и мучные изделия. Кондитерские изделия. | 1 | 17.01 | |
Традиции и обычаи. | 1 | ||||
18 | 8 | Традиции и атрибуты праздников: Новый Год. | 1 | 24.01 | |
Город. | 3 | ||||
19 | 9 | Городские здания: вокзал, магазин, театр, жилой дом. | 1 | 31.01 | |
20 | 10 | Профессии (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон). | 1 | 07.02 | |
21 | 11 | Части улицы (проезжая часть, тротуар). Технические средства организации дорожного движения, разметка. | 1 | 14.02 | |
3 триместр (13 часов) | |||||
Город. | 2 | ||||
22 | 1 | Правила перехода улицы, поведения на улице. Экскурсия. | 2 | 28.02 | |
Традиции, обычаи. | 2 | ||||
23 | 2 | Школьные традиции и праздники. Традиции и атрибуты праздников:23 февраля, 8 марта | 1 | 14.03 | |
24 | 3 | Традиции и атрибуты праздников: Масленица. | 1 | 21.03 | |
Транспорт. | 9 | ||||
25 | 4 | Виды и назначение наземного транспорта. | 1 | 28.03 | |
26 | 5 | Профессии людей, работающих на транспорте. | 1 | 04.04 | |
27 | 6 | Виды и назначение воздушного транспорта. | 1 | 18.04 | |
28 | 7 | Виды общественного транспорта. Правила поведения и пользования общественным транспортом. | 1 | 25.04 | |
29 | 8 | Специальный транспорт. Виды специального транспорта. | 1 | 02.05 | |
30 | 9 | Профессии людей, работающих на специальном транспорте. | 1 | 09.05 | |
31 | 10 | Посадка и высадка из автобуса. Экскурсия. | 2 | 16.05 | |
Страна. | 1 | ||||
32 | 11 | Государственная символика: герб, флаг, гимн. | 1 | 30.05 |
Материально-техническое обеспечение:
- набор картинок для иллюстрации различных видов магазинов;
- набор картинок для иллюстрации различных видов транспорта;
- компьютер, экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, презентации, медиафайлы, кинофрагменты.
Учебно-методическое обеспечение:
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Мин-во образования и науки Российской Федерации.—М.: Просвещение, 2017.—365 с.
- Матвеева Н.Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. и др. Мир природы и человека. 1 класс (2 части): учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2018 - 151 с.
«СОГЛАСОВАНО»
ШМО учителей начальных классов
и надомного обучения, протокол № 4
от 28 августа 2018г.
_____________ О.А. Абакумова
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
_____________И.А. Шуршикова
«___» сентября 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптирова...
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Окружающий социальный мир» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предметные результаты:Учащиеся должны знать:- использовать простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе.- иметь представления об окружающих людях: овладение первоначальными...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) для ученика 4 класса (обучение на дому)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.: В 4 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2017....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Окружающий социальный мир для ученика 2 класса обучающегося с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройст...
Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (по варианту 2). Тема: "Посуда, её назначение".
Конспект урока разработан с учетом требований адаптированной рабочей программы по учебному предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (и...
Программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели"
Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели" для обучающихся с ТМНР по АООП НОО (вариант 6.4)...