Рабочая программа дополнительных платных услуг по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Плисс Евгения Сергеевна

Рабочая программа дополнительных платных услуг по окружающему миру 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Курс «Чудеса окружающего мира» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 10 до 11 лет.   Система представленных на занятиях по РПС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

2. Цели и задачи программы

Главной целью программы является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

  • расширение кругозора, наблюдательности, мышления, развитие творческих способностей, коммуникативных компетенций;
  • воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения;
  • формирование потребности в самопознании и саморазвитии;
  • воспитание активности личности, культуры общения и поведения
    в социуме;
  • развитие познавательного интереса к проектной и исследовательской деятельности.

3. Ценностные ориентиры содержания факультативного курса

        Основные принципы распределения материала:

  1. Системность: задания располагаются в определённом порядке;
  2. Принцип «спирали»: через каждые 3 занятия задания повторяются;
  3. Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
  4. Увеличение объёма материала;
  5. Наращивание темпа выполнения заданий;
  6. Смена разных видов деятельности.
  7. Особенности данной программы в том, что на занятиях по РПС ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
  8. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
  9. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
  10. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
  11. Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.

4. Место факультативного курса в учебном плане

Курс включает 1 занятие в неделю, всего 30 занятий в 4 классе.

Таким образом, в реализации данной программы достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

5. Общая характеристика факультативного курса. Содержание программы

Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Познание природы требует осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.

Основной акцент в содержании сделан на развитие у школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно - следственные связи. В содержание включены сведения о методах познания природы (наблюдение).

Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний. Содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция заключается в формировании у школьников необходимости познания окружающего мира, гуманного отношения к природному окружению. Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Практическая значимость программы внеурочной деятельности курса «Чудеса окружающего мира» обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Организованные наблюдения в ходе работы помогают воспитанию у ребят любознательности, воображения, способствуют развитию речи. Активное изучение природы в результате наблюдений учит школьников любить природу и участвовать в её охране.

Формы работы

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.

Методы формирования взглядов и обмен информацией:

- повествование;

- объяснение;

- диалог;

- доказательство;

- рассказ;

- рассуждение;

- беседа.

Методы организации деятельности:

- состязание;

- показ примеров и образцов;

- создание ситуации успеха;

- перспектива.

Методы стимулирования и мотивации;

Методы стимулирования интереса к учению:

- игры;

- соревнования;

- познавательные беседы;

- создание ситуации успеха;

- эмоционально-нравственных ситуаций;

- творческие задания

Методы стимулирования долга и ответственности:

- убеждение;

- требование;

- поощрение;

- порицание;

- наказание;

- поручение.

Формы организации занятий:

- учебное занятие;

- открытое занятие.

В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно использовать базовую модель занятия. Его структура включает в себя четыре этапа:

  1. Этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.
  2. Этап. Развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). На этом этапе идет формирование и усовершенствование психических механизмов на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов (в том числе и алгоритмов),ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся.
  3. Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.
  4. Этап. Решение творческих задач. Задачи можно разделить на два типа: первый – собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной, они требуют большей или  полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний; второй – задачи повышенной трудности интегративного характера, они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.

  1. Планируемые результаты освоения факультативного курса

        Предметом промежуточной оценки освоения данной программы являются индивидуальные образовательные достижения обучающихся.

        Предметом итоговой оценки освоения обучающимися данной программы должно быть достижение планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные результаты

Метапредметные (универсальные) результаты

Предметные результаты

- любознательность и интерес к изучению окружающего мира;

- умение выражать своё отношение к миру природы различными средствами;

- осознание ответственного отношения к природе и необходимости сохранения окружающей среды;

- мотивация дальнейшего изучения природы.

Коммуникативные УУД

- учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно выявлять и обсуждать предложенную проблему.

Регулятивные УУД

- с помощью учителя определять и формулировать цель деятельности;

- учиться проговаривать последовательность своих действий;

- учиться проговаривать своё предположение на основе увиденного в природе и на основе работы с иллюстрациями;

- учиться совместно с другими учениками и педагогом давать эмоциональную оценку деятельности.

Познавательные УУД

- наблюдать объекты природы и связи человека с природой;

-сравнивать, анализировать, группировать объекты природы;

- с помощью педагога анализировать предлагаемое задание, отличать новые знания от известных знаний и понятий;

- делать выводы о результате деятельности своей и совместной работы.

- наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека, осознание соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;

- сформированность представлений об экологии как направлении изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;

- владение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

  1. Календарно - тематическое планирование

факультативного курса «Чудеса окружающего мира»

Название модуля

Кол-во часов

Дата проведения

Корректировка

1

Деревья и кустарники, травы – наши зеленые друзья

1

2

Травянистые растения: лекарственные и дикие формы

1

3

Загадки хвойных растений

1

4

Живые витамины: в чем их секрет?

1

5

Вода – чудо природы!

1

6

Как падает дождевая капля?

1

7

Туман и изморозь. Иней

1

8

Роса и град

1

9

Зачем птицам клюв?

1

10

Рыбы – дети воды

1

11

Звери – млекопитающие нашей планеты

1

12

Жизнь насекомых в нашем видении и не только

1

13

Ох, уж эти загадочные планеты…

1

14

Почему нам Солнце светит и греет?

1

15

Секреты Луны

1

16

Звезды, звездочки

1

17

Наши подземные богатства

1

18

Земля - кормилица

1

19

Сокровища Земли под охраной человечества

1

20

Растениеводсто в нашем крае

1

21

Животноводство в нашем крае

1

22

Охрана растений и животных в нашем крае

1

23

Великий круговорот жизни

1

24

Организм человека под микроскопом наших знаний

1

25

Органы чувств – без них никуда!

1

26

Роль скелета и

мышц в жизнедеятельности каждого из нас

1

27

Меню здорового питания

1

28

«Подсчет ударов пульса» или система нашего кровообращения

1

29

Знакомство с кожей, ее свойства

1

30

Умей предупреждать болезни!

1

Итого:

30

8. Материально-техническое обеспечение факультативного курса

1.  Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, в который входят:  

Для учителя:

1. Брем А. Жизнь животных /Альфред Брем.- М.: Эксмо, 2015. - 960 с.: ил.

2. Князева Т.П. Миллион цветов на вашем участке. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2016.-
208 с.: ил.

3. Краеведческая работа в начальной школе. Из опыта работы. - М., «Просвещение», 2017 – 224 с.

4. Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Удивительные растения. - М.: 
ООО "Фирма "Издательство АСТ"; ООО "Издательство Астрель", 2014 - 320 с.: ил.

5. Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Мир зверей.- М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ"; ООО "Издательство Астрель", 2000 – 345 с.: ил.

6. Что такое. Кто такой: В 3т. Т.1-3. – 3 изд., перераб. и доп. – М.- Педагогика, 2018

7. Энциклопедия животных. Перевод с англ. М. Авдониной. – М.: Издательство Эксмо, 2017. - 128 с.: илл.

         2.  Техническое оснащение программы.

Средства обучения:

  • аудиовизуальные;
  • технические (проектор, компьютер);
  • учебное оборудование;
  • наглядные пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по системе Л.В.Занкова

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ситеме Занкова Л.В....

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова....

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру, умк "начальная инновационная школа", 2 класс.

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" для 2 класса, учебно-методический комплект "начальная инновационная школа"....

Рабочая программа и КТП по дополнительным платным услугам по математике 4 класс

Рабочая программа и КТП по дополнительным платным услугам по математике 4 класс       ...

Рабочие программы дополнительных образовательных услуг

Рабочие программы  дополнительных образовательных услуг  1-4 класс...