Рабочая программа дополнительных платных услуг по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа дополнительных платных услуг по окружающему миру 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dopolnitelnyh_platnyh_uslug_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.docx | 38.4 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Курс «Чудеса окружающего мира» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 10 до 11 лет. Система представленных на занятиях по РПС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
2. Цели и задачи программы
Главной целью программы является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
- расширение кругозора, наблюдательности, мышления, развитие творческих способностей, коммуникативных компетенций;
- воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения;
- формирование потребности в самопознании и саморазвитии;
- воспитание активности личности, культуры общения и поведения
в социуме; - развитие познавательного интереса к проектной и исследовательской деятельности.
3. Ценностные ориентиры содержания факультативного курса
Основные принципы распределения материала:
- Системность: задания располагаются в определённом порядке;
- Принцип «спирали»: через каждые 3 занятия задания повторяются;
- Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- Увеличение объёма материала;
- Наращивание темпа выполнения заданий;
- Смена разных видов деятельности.
- Особенности данной программы в том, что на занятиях по РПС ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
- В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
- Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
- Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
- Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.
4. Место факультативного курса в учебном плане
Курс включает 1 занятие в неделю, всего 30 занятий в 4 классе.
Таким образом, в реализации данной программы достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
5. Общая характеристика факультативного курса. Содержание программы
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Познание природы требует осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании сделан на развитие у школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно - следственные связи. В содержание включены сведения о методах познания природы (наблюдение).
Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний. Содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция заключается в формировании у школьников необходимости познания окружающего мира, гуманного отношения к природному окружению. Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Практическая значимость программы внеурочной деятельности курса «Чудеса окружающего мира» обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Организованные наблюдения в ходе работы помогают воспитанию у ребят любознательности, воображения, способствуют развитию речи. Активное изучение природы в результате наблюдений учит школьников любить природу и участвовать в её охране.
Формы работы
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.
Методы формирования взглядов и обмен информацией:
- повествование;
- объяснение;
- диалог;
- доказательство;
- рассказ;
- рассуждение;
- беседа.
Методы организации деятельности:
- состязание;
- показ примеров и образцов;
- создание ситуации успеха;
- перспектива.
Методы стимулирования и мотивации;
Методы стимулирования интереса к учению:
- игры;
- соревнования;
- познавательные беседы;
- создание ситуации успеха;
- эмоционально-нравственных ситуаций;
- творческие задания
Методы стимулирования долга и ответственности:
- убеждение;
- требование;
- поощрение;
- порицание;
- наказание;
- поручение.
Формы организации занятий:
- учебное занятие;
- открытое занятие.
В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно использовать базовую модель занятия. Его структура включает в себя четыре этапа:
- Этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.
- Этап. Развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). На этом этапе идет формирование и усовершенствование психических механизмов на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов (в том числе и алгоритмов),ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся.
- Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.
- Этап. Решение творческих задач. Задачи можно разделить на два типа: первый – собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной, они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний; второй – задачи повышенной трудности интегративного характера, они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.
- Планируемые результаты освоения факультативного курса
Предметом промежуточной оценки освоения данной программы являются индивидуальные образовательные достижения обучающихся.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися данной программы должно быть достижение планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные результаты | Метапредметные (универсальные) результаты | Предметные результаты |
- любознательность и интерес к изучению окружающего мира; - умение выражать своё отношение к миру природы различными средствами; - осознание ответственного отношения к природе и необходимости сохранения окружающей среды; - мотивация дальнейшего изучения природы. | Коммуникативные УУД - учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно выявлять и обсуждать предложенную проблему. Регулятивные УУД - с помощью учителя определять и формулировать цель деятельности; - учиться проговаривать последовательность своих действий; - учиться проговаривать своё предположение на основе увиденного в природе и на основе работы с иллюстрациями; - учиться совместно с другими учениками и педагогом давать эмоциональную оценку деятельности. Познавательные УУД - наблюдать объекты природы и связи человека с природой; -сравнивать, анализировать, группировать объекты природы; - с помощью педагога анализировать предлагаемое задание, отличать новые знания от известных знаний и понятий; - делать выводы о результате деятельности своей и совместной работы. | - наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека, осознание соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе; - сформированность представлений об экологии как направлении изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком; - владение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства; |
- Календарно - тематическое планирование
факультативного курса «Чудеса окружающего мира»
№ | Название модуля | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка |
1 | Деревья и кустарники, травы – наши зеленые друзья | 1 | ||
2 | Травянистые растения: лекарственные и дикие формы | 1 | ||
3 | Загадки хвойных растений | 1 | ||
4 | Живые витамины: в чем их секрет? | 1 | ||
5 | Вода – чудо природы! | 1 | ||
6 | Как падает дождевая капля? | 1 | ||
7 | Туман и изморозь. Иней | 1 | ||
8 | Роса и град | 1 | ||
9 | Зачем птицам клюв? | 1 | ||
10 | Рыбы – дети воды | 1 | ||
11 | Звери – млекопитающие нашей планеты | 1 | ||
12 | Жизнь насекомых в нашем видении и не только | 1 | ||
13 | Ох, уж эти загадочные планеты… | 1 | ||
14 | Почему нам Солнце светит и греет? | 1 | ||
15 | Секреты Луны | 1 | ||
16 | Звезды, звездочки | 1 | ||
17 | Наши подземные богатства | 1 | ||
18 | Земля - кормилица | 1 | ||
19 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | ||
20 | Растениеводсто в нашем крае | 1 | ||
21 | Животноводство в нашем крае | 1 | ||
22 | Охрана растений и животных в нашем крае | 1 | ||
23 | Великий круговорот жизни | 1 | ||
24 | Организм человека под микроскопом наших знаний | 1 | ||
25 | Органы чувств – без них никуда! | 1 | ||
26 | Роль скелета и мышц в жизнедеятельности каждого из нас | 1 | ||
27 | Меню здорового питания | 1 | ||
28 | «Подсчет ударов пульса» или система нашего кровообращения | 1 | ||
29 | Знакомство с кожей, ее свойства | 1 | ||
30 | Умей предупреждать болезни! | 1 | ||
Итого: | 30 |
8. Материально-техническое обеспечение факультативного курса
1. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, в который входят:
Для учителя:
1. Брем А. Жизнь животных /Альфред Брем.- М.: Эксмо, 2015. - 960 с.: ил.
2. Князева Т.П. Миллион цветов на вашем участке. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2016.-
208 с.: ил.
3. Краеведческая работа в начальной школе. Из опыта работы. - М., «Просвещение», 2017 – 224 с.
4. Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Удивительные растения. - М.:
ООО "Фирма "Издательство АСТ"; ООО "Издательство Астрель", 2014 - 320 с.: ил.
5. Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Мир зверей.- М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ"; ООО "Издательство Астрель", 2000 – 345 с.: ил.
6. Что такое. Кто такой: В 3т. Т.1-3. – 3 изд., перераб. и доп. – М.- Педагогика, 2018
7. Энциклопедия животных. Перевод с англ. М. Авдониной. – М.: Издательство Эксмо, 2017. - 128 с.: илл.
2. Техническое оснащение программы.
Средства обучения:
- аудиовизуальные;
- технические (проектор, компьютер);
- учебное оборудование;
- наглядные пособия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по системе Л.В.Занкова
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ситеме Занкова Л.В....
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова....
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру, умк "начальная инновационная школа", 2 класс.
Рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" для 2 класса, учебно-методический комплект "начальная инновационная школа"....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром» в соответствии с ФГОС НОО для глухих обучающихся 1 дополнительный класс
Рабочая программа (пояснительная записка, календарно-тематическое планирование)...
Рабочая программа и КТП по дополнительным платным услугам по математике 4 класс
Рабочая программа и КТП по дополнительным платным услугам по математике 4 класс ...
Рабочая программа. Начального общего образования по окружающему миру для 2 класса, автор-составитель: учитель начальных классов Телюкова С.В.
КТП 2 класс, окружающий мир И. В. Патапова,Г. Г. Ивченковой, Е. В. Саплиной...
Рабочие программы дополнительных образовательных услуг
Рабочие программы дополнительных образовательных услуг 1-4 класс...