Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру, умк "начальная инновационная школа", 2 класс.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Елисеева Алсу Наилевна

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" для 2 класса, учебно-методический комплект "начальная инновационная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch.progr_._po_okruzh_mir_2_klass.docx89.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса.

Статус документа

          Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

         Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 2 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
  3. Авторская программа «Окружающий мир.1-4 класс» для начальной школы под редакцией Самковой В. А., Романовой Н. И.
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования  УМК «Начальная инновационная школа»/ автор - сост. С.А.Болотова — М.:ООО «Русское слово», 2011 год.
  5. Учебный план образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год.

Для реализации программного содержания используется  УМК по образовательной системе «Начальная инновационная школа»:

  1. Программа курса «Окружающий мир. 1-4 класс » Самкова В. А. М.: ООО «Русское слово», 2011.
  2. Учебник: Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир. 2 класс. М.: ООО «Русское слово- учебник», 2013.
  3. Зелеева С.Г., Гринева Е.А., Самкова В.А. Рабочая тетрадь, к учебнику Самковой В.А., Романовой Н.И. Окружающий мир. 2 класс.  М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013.

Пояснительная записка

        Изучение предмета «Окружающий мир»  во 2 классе предусматривает обращение младших школьников за помощью в познании мира к различным источникам информации (словари, справочники, энциклопедии, различные электронные издания, Интернет и др.). Школьники усваивают элементарные навыки работы с информацией: поиск, оценка, преобразование, представление информации и ее практическое применение. Системообразующая идея программы 2 класса — «Разнообразие». В содержании раскрывается разнообразие природного мира, многообразие растений и животных.  

          Цель изучения предмета «Окружающий мир» — приобщение учащихся к культурному опыту человечества, отражающему различные стороны взаимодействия человека с его социальным и природным окружением. Данная цель достигается благодаря систематизации и расширению знаний о многообразии, взаимосвязях и универсальной ценности объектов и явлений окружающей действительности; формированию элементов исследовательской деятельности по изучению ближайшего природного и социального окружения; развитию устойчивого познавательного интереса к объектам и явлениям окружающего мира.

          Задачами реализации содержания учебного предмета являются:

— формирование уважительного отношения к семье, школе, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

— осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

— формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

— формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Программа предусматривает проведение практических работ и опытов, экскурсий, а также участие учащихся в уходе за растениями и животными в своем ближайшем окружении.

Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение предмета во 2 классе отводится 68 часов в год, 2 часа - в неделю.

Содержание учебного предмета.

Раздел I. Человек и природа.

Как человек познает окружающий мир – 8  часов 

Тела, вещества и энэргия – 8 часов

Земля – планета солнечной системы – 6 часов

Погода – 5  часов

Многообразие живой природы – 6 часов  

Раздел II. Человек и общество.

В согласии с природой: народный календарь – 12 часов.

Человек член общества – 9 часов.

Семья часть общества – 6 часов.

Родной край частица России – 8 часов

Результаты изучения курса «Окружающий мир»

          Результаты изучения предмета во 2 классе «Окружающий мир» проявляются на личностном, метапредметном и предметном уровнях.

Личностные результаты представляют собой систему ценностных отношений младших школьников к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам:

• устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;

• повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;

• осознание младшими школьниками необходимости соблюдения этических норм и правил, составляющих основу самовоспитания.

Важнейшие личностные результаты проявляются также в повышении осмысленности и осознанности ценностно-смысловых установок, благодаря которым ребенок приобщается к системе социальных норм и ценностей:

• уважительное отношение к семье,  школе, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

• осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

• формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Метапредметные результаты представляют собой овладение способами самоорганизации учебной деятельности и включают в себя умения:

• ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

• оценивать собственный вклад в деятельность группы;

• проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

• владеть элементами исследовательской деятельности: формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составлять его план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы, формулировать выводы по результатам исследования;

• работать с информацией в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией: поиск и систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие  коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений о целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;

в познавательной сфере — расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений окружающего мира; формирование представлений о взаимосвязи природы, человека и общества, об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение важнейших элементов естественно - научных и обществоведческих знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

в эстетической сфере — развитие эколого-эстетического восприятия окружающего мира; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;

в сфере правил безопасности жизни — расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния, оказания первой помощи при легких травмах; знание и соблюдение правил безопасного поведения в городе и на природе

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Календарно-тематическое планирование уроков  «Окружающий мир» во 2 классе

Тема урока

Планируемые результаты

Дата

предметные результаты

межпредметные результаты (ууд)

личностные результаты

план

факт

Раздел I.  Человек и природа.

Тема 1.  Как человек познает окружающий мир.

1

Наши органы чувств -«окошки» в окружающий мир

Подготовка к проекту «Наши помощники – органы чувств»

Сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать. Выполнять опыты, демонстрирующие значение различных органов чувств в восприятии окружающего мира

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные: составлять описания, проводить сравнения, выполнять измерения.

Коммуникативные: работать в группах и самостоятельно

Развитие мотивов учебной

деятельности, формирование

личностного смысла учения

03.09

2

О признаках предметов

Подготовка к проекту «Наши помощники – органы чувств»

Различать и называть окружающие предметы, описывать их признаки. Выделять главные (существенные) и второстепенные признаки. Группировать объекты окружающего мира на основе главного признака, выяснять с помощью определителя наиболее распространенные виды растений и животных

Регулятивные: решать проблемы творческого и поискового характера под руководством учителя.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач

Развитие сенсорного и эмо- ционально-эстетического

восприятия

05.09

3

Память – хранительница опыта

Подготовка к проекту «Наши помощники – органы чувств»

Объяснять значение памяти для человека (приобретение опыта, обучение, возможность ориентироваться в пространстве и во времени); особенности памяти; знать и использовать элементарные приемы проверки тренировки памяти

Регулятивные: решать проблемы творческого и поискового характера под руководством учителя.

Познавательные: сравнивать, анализировать и делать обоснованные выводы.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Развитие мотивов учебной

деятельности, формирование

личностного смысла учения

10.09

4

Как люди хранят накопленные знания

Подготовка к проекту «Наши помощники – органы чувств»

Обосновывать важность накопления и обмена информацией у человека;

характеризовать способы ее хранения; называть современные способы хранения информации

Регулятивные: принимать и удерживать учебную цель.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: строить продуктивное общение в процессе решения учебной задачи

Развитие мотивов учебной

деятельности, формирование

личностного смысла учения

12.09

5

Учимся находить ответы

Подготовка к проекту «Наши помощники – органы чувств»

Давать определение понятия «метод» и приводить примеры различных методов познания окружающего мира; планировать и выполнять под руководством учителя опыт, позволяющий найти ответ на проблемный вопрос

Регулятивные: понимать учебную задачу, планировать последовательность ее выполнения, удерживать учебную цель.

Познавательные: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

17.09

6

«Глазу верь, а прибором проверь»

Подготовка к проекту «Наши помощники – органы чувств»

Приводить примеры, показывающие ограниченные возможности органов чувств человека, использовать простейшие измерительные инструменты и приборы (линейка, весы, термометр)

Регулятивные: понимать учебную задачу, планировать последовательность ее выполнения, удерживать учебную цель.

Познавательные: владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группе

Устойчивый учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

19.09

7

Наш помощник – воображение

Защита проекта «Наши помощ-ники – органы чувств»

Приводить примеры, подтверждающие роль воображения в различных сферах деятельности человека;

объяснять, почему  важно развивать творческое воображение

Регулятивные: принимать и удерживать учебную цель.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: работать в парах и группах

Устойчивый учебно-позна-

вательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения новой задачи

24.09

8

Экскурсия в школьную библиотеку.

Объяснять значение слова «библиотека» на основе анализа слов, содержащих корень  «-тека», уметь правильно пользоваться библиотечным фондом

Регулятивные: понимать учебную задачу, планировать последовательность ее выполнения.

Познавательные: умение правильно выбрать нужную книгу.

Коммуникативные: взаимодействовать с взрослыми и сверстниками на основе определенных регламентирующих правил (на примере пользования библиотекой)

Навыки самоорганизации,

самообразования, любовь к

чтению, желание расширять

свой кругозор

26.09

Тема 2. Тела, вещества и энергия.

9

Из чего состоят тела

Различать понятия «тело» и «вещество». Приводить примеры различных тел и называть вещество, из которого они состоят.

Приводить примеры соответствия между свойствами веществ и назначением изготовленных из них предметов

Регулятивные: понимать учебную задачу, планировать последовательность ее выполнения.

Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:  работать самостоятельно и в группах

Элементы экологической

культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельнос-ти нормам природоохранного нерасточительного поведения.

01.09

10

Три состояния вещества

Сравнивать и различать твердые тела, жидкости, газы.

 Устанавливать зависимость между расположением молекул  в веществе и его агрегатным состоянием.

Предлагать свои варианты опытов, демонстрирующих различные свойства веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии

Регулятивные: ставить новые учебные задачи под руководством учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: решать совместно с одноклассниками учебную проблему, обсуждать полученные результаты

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

03.10

11

Изучаем свойства  воды

Проектная работа «Вода – путешествен-ница.

Выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства воздуха и воды.

Называть условия, при которых вода переходит из одного агрегатного состояния в другое.

Предлагать свои варианты опытов по данной проблеме.

Называть причины загрязнения воды в результате деятельности человека

Регулятивные: ставить новые учебные задачи под руководством учителя; принимать и удерживать цель учебной задачи.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: решать совместно с одноклассниками учебную проблему, обсуждать полученные результаты

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Элементы экологической

культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельнос-ти нормам природоохранного нерасточительного поведения

08.10

12

Знакомьтесь – воздух

Характеризовать воздух как смесь газов;

выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства воздуха.

Называть причины загрязнения воздуха в результате деятельности человека

Регулятивные: ставить новые учебные задачи под руководством учителя.

Познавательные: сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: решать совместно с одноклассниками учебную проблему, обсуждать полученные результаты

Учебно-познавательный ин-

терес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Элементы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного

поведения

10.10

13

Твердые вещества: от глины до гранита

Описывать свойства веществ по приведенному плану; сравнивать свойства различных твердых веществ: глины, каменной соли, гранита, известняка;

выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства твердых веществ.

Приводить примеры использования твердых веществ человеком

Регулятивные: действовать по предложенному образцу, ставить новые учебные задачи под руководством учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоятельно в группах

Учебно-познавательный ин-

терес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Элементы экологической

культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного

поведения

15.10

14

Что такое энергия

Объяснять значение понятия «энергия», приводить примеры различных явлений и процессов, требующих поступления энергии. Приводить примеры перехода одного вида энергии в другой; называть способы получения энергии человеком. Объяснять важность экономии электроэнергии в быту

Регулятивные: ставить новые учебные задачи под руководством учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: решать совместно с одноклассниками учебную проблему; обсуждать полученные результаты

Элементы экологической

культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного

нерасточительного поведения

17.10

15

Энергия и живые существа

Объяснять значение энергии для живых организмов, подтверждать примерами, что источником энергии для живых существ является Солнце, объяснять, каким образом энергия Солнца становится доступной животным и человеку, приводить примеры передачи  энергии по пищевым цепочкам

Регулятивные: ставить новые учебные задачи под руководством учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: решать совместно с одноклассниками учебную проблему; обсуждать полученные результаты

Устойчивый познавательный интерес к новому учебному материалу.

Элементы экологической

культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения

22.10

16

Учимся быть бережливыми

Контроль знаний учащихся.

Обосновывать  важность экономно-бережного) использования воды и электроэнергии в доме.

Называть и обосновывать правила экономии воды и электроэнергии, объяснять важность ответственного отношения к этим ресурсам для сохранения природы и здоровья человека

Регулятивные: принимать и удерживать цель учебной задачи; определять наиболее эффективные способы ее решения.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам реше-ния новой задачи. Элементы экологической культуры: готовность следовать в своей деятельности нормам

природоохранного, ресурсосберегающего

поведения

24.10

Тема 3.   Земля – планета солнечной системы.

17

На берегу космического океана

Приводить примеры, подтверждаю-щие важность изучения небесных тел; называть основные этапы освоения космоса; использовать доступные источники для получе-ния информации о современных космических исследованиях (на фактологическом уровне)

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные: работать в группах и самостоятельно

Широкая мотивационная

основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные и социальные

мотивы

29.10

18

Путешествие по звездному небу.

Подготовка к проекту «Самое загадочное созвездие»

Называть характерные особенности звезд, отличающие их от других космических тел, понимать, объяснять, отчего зависит цвет звезд, наблюдаемых в телескоп, объяснять, что такое созвездие, выполнять опыт, позволяющий понять, почему звезды не видны днем

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные: соблюдать правила поведения во время экскурсии

Устойчивый учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

31.11

19

Планеты главные члены Солнечной семьи

Защита проекта «Самое загадочное созвездие»

Объяснять значение слова «планета», называть признаки, отличающие планеты от звезд (на примере Солнца), сравнивать планеты по ряду признаков (размеры, удаленность от Солнца, наклон оси вращения); называть планеты Солнечной системы в определенном порядке, устанавливать зависимость температуры на поверхности планеты с ее удаленностью от Солнца

Регулятивные: принимать и удерживать учебную цель.

Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе выделения существенных признаков и их синтеза; осуществлять сравнение, сопоставление, сериацию, группировку, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: работать в группах и самостоятельно

Устойчивый учебно-позна-

вательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи

12.11

20

Планета Земля и ее модель - глобус

Объяснять, что такое «модель» и для чего она предназначена. Объяснять, почему глобус называют моделью Земли. Работать с глобусом: показывать материки, океаны, полюса, экватор

Регулятивные: принимать и удерживать учебную цель.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач.

Коммуникативные: работать в группах и самостоятельно

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Принятие и понимание

учебной задачи, решение и

контроль своих действий

14.11

21

Почему происходит смена дня и ночи

Объяснять смену дня и ночи суточным вращением Земли вокруг своей оси. Моделировать явление смены дня и ночи, используя глобус и другие средства

Регулятивные: понимать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку своих действий.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели  и схемы для решения задач.

Коммуникативные: работать в группах и самостоятельно

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Принятие и понимание

учебной задачи, решение и

контроль своих действий

19.11

22

Почему происходит смена времен года

Объяснять смену времен года движением Земли по орбите вокруг Солнца.

Моделировать движение Земли вокруг Солнца, объяснять полученные результаты и делать выводы

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

 Познавательные: использовать знаково-символические средства  для решения задач.

Коммуникативные: работать в группах и самостоятельно

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Принятие и понимание

учебной задачи, решение и

контроль своих действий

21.11

Тема 4.   Погода.

23

Погода и ее составляющие

Давать, называть и описывать ее составляющие. Приводить примеры зависимости действий и деятельности людей от погоды. Объяснять различие понятий «погода» и «климат»; выполнять опыт, моделирующий образование облаков

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

26.11

24

Метеоро-логические наблюдения

Проводить наблюдения за погодой и описывать ее состояние.

Объяснять назначение и использовать термометр, флюгер, снегомер и снегомерную рейку.

Изготавливать простейшие приборы: флюгера и анемометра из пластиковых стаканчиков, барометра из сосновой или еловой шишки

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

 Познавательные: владеть рядом общих приемов решения задач.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Самодисциплина, самоконтроль

28.11

25

Влияет ли погода на наше здоровье и настроение

Приводить примеры влияния погоды на эмоциональное и физическое состояние человека; делать обобщения и выводы о зависимости эмоционального и физического состояния человека от погоды; предлагать способы, позволяющие человеку быть менее эмоционально зависимым от погодных условий

Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу.

 Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Элементы экологической

культуры: готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего пове-

дения; установка на здоровый образ жизни; осознание необходимости соблюдения норм безопасного поведения

03.12

26

Виртуальная экскурсия на полярную метеостанцию Уроки безопасности

Описывать условия работы метеорологов на полярной станции, находить дополнительную информацию о российских и международных полярных станциях; объяснять, почему собранная на Северном полюсе информация о погоде очень важна для всех стран мира

Называть и обосновывать правила безопасного поведения во время неблагоприятных и стихийных погодных явлений (гроза, ураган, очень низкая или очень высокая температура воздуха)

Регулятивные: принимать и удерживать учебную цель.

 Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группе

Готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего пове-дения; установка на здоровый образ жизни; осознание необходимости соблюдения

норм безопасного поведения

Расширение мотивации

учения, общего кругозора и

эрудиции

05.12

27

Контрольная работа за 1 полугодие.

Проверка знаний по изученным темам раздела «Человек и природа»

Регулятивные: принимать и удерживать учебную цель.

 Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоятельно

Принятие и понимание

учебной задачи, решение и

контроль своих действий

10.12

Тема  5.   Многообразие живой природы.

28

Четыре царства, которых нет на карте

Высказывать суждения о многообразии мира живой природы. Называть основные (существенные) признаки, на основании которых живые организмы делятся на царства. Приводить примеры влияния деятельности человека на живую природу. Обосновывать необходимость соблюдения определенных норм и правил поведения в природе

Регулятивные: понимать учебную задачу, планировать последовательность ее выполнения.

Познавательные:  сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.  

Коммуникативные: взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе решения учебной задачи

Элементы экологической

культуры: принятие ценности природного мира. Развитие

эколого-эстетического восприятия на основе непос-редственного общения с живой природой, а также

знакомства с произведениями искусства, отражающими

выразительность и гармонию природы

12.12

29

Зеленое царство: растения

Называть характерные особенности растений, Приводить примеры, подтверждающие разнообразие растительного мира. Распознавать виды, характерные для растительного мира России.

Использовать рисунки и схемы при описании строения цветкового растения.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:  сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.  

Использовать знаково-символические средства для решения задач.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Элементы экологической

культуры: принятие ценности природного мира. Развитие

эколого-эстетического восприятия на основе непосредственного общения с живой природой, а также

знакомства с произведениями искусства, отражающими

выразительность и гармонию природы

17.12

30

Царство животных

Проектная работа «Необычное животное»

Выявлять на основе сравнения и сопоставления признаки сходства и различия человека и других живых существ; приводить примеры, подтверждающие, что человек – часть природы, живое существо

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.  

Использовать знаково-символические средства для решения задач.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Элементы экологической

культуры: принятие ценности природного мира. Развитие

эколого-эстетического восприятия на основе непосредственного общения с живой природой, а также

знакомства с произведениями искусства, отражающими

выразительность и гармонию природы

19.12

31

Самое необычное царство: грибы.

Объяснять,  почему грибы выделяют в самостоятельное царство (это не растения и не животные). Приводить примеры, подтверждающие разнообразие царства грибов. Сравнивать способы питания грибов, растений и животных.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:  сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.  

Использовать знаково-символические средства для решения задач.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Элементы экологической

культуры: принятие ценности природного мира. Развитие

эколого-эстетического восприятия на основе непосредственного общения с живой природой

24.12

32

Царство невидимое: бактерии

Называть характерные особенности бактерий; приводить примеры важнейшей роли бактерий в природе и жизни человека. Знать и соблюдать правила защиты от инфекционных заболеваний, возбудителями которых являются бактерии  

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:  сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.  

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Элементы экологической

культуры: осознание целостности природного мира

26.12

33

Виртуальная экскурсия «В лес по грибы»

Обобщение по разделу «Мно-гообразие живой природы»

Распознавать съедобные грибы, знать признаки, по которым можно отличить съедобный гриб от его ядовитого двойника

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданному признаку.

Коммуникативные: преобразовывать практическую задачу в познавательную

Элементы экологической

культуры: принятие ценности природного мира.

Готовность следовать нормам природо-охранного, здоровьесберегающего поведения

14.01

Раздел II.  Человек и общество.

Тема 6.   В согласии с природой: народный календарь.

34

Круглый год

Подготовка к проекту «В гостях у Старика-Годовика»

Характеризовать признаки времен года.

Объяснять причины смены времен года, приводить 2-3 примера летоисчислений у различных народов (на примере жителей своего региона), обосновывать важность использования единого календаря всеми государствами

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:  сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.

 Использовать знаково-символические средства для решения задач.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Широкая мотивационная

основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

16.01

35

«Год велик, свои приметы знать велит!»

Подготовка к проекту «В гостях у Старика-Годовика»

Объяснять причины обусловленности ритма жизни людей сезонными изменениями в природе. Объяснять, почему для сельских жителей эта закономерность проявляется особенно явно. Объяснять, как сложился народный календарь и каково его назначение. Приводить примеры народных примет погоды, высказывать обоснованные суждения о том, можно ли в наши дни полагаться только на природные приметы погоды

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Использовать знаково-символические средства для решения задач.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Расширение мотивации

учения, общего кругозора и

эрудиции

21.01

36

Зимушка-зима - белокрылая птица

Подготовка к проекту «В гостях у Старика-Годовика»

Проводить наблюдения и описывать изменения в природе родного края, связанные с наступлением зимы.

Выявлять взаимосвязи между изменениями в живой и неживой природе, происходящими зимой. Объяснять, что такое зимнее солнцестояние, знать дату его наступления

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.

 Использовать знаково-символические средства для решения задач.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Расширение мотивации

учения, общего кругозора и

эрудиции

23.01

37

Зимние заботы и праздники

Подготовка к проекту «В гостях у Старика-Годовика»

Описывать особенности сельскохозяйственного труда зимой.

Проводить примеры зимних праздников (Новый год, Рождество, Святки, Крещение, Масленица)

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

 Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Уважительное отношение к

труду. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой

28.01

38

Матушка-весна всем красна

Подготовка к проекту «В гостях у Старика-Годовика»

Проводить наблюдения и описывать изменения в природе родного края.

Выявлять взаимосвязи между весенними изменениями в живой и неживой природе. Объяснять, что такое весеннее равноденствие, называть дату его наступления

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:  сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.

 Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Расширение мотивации

учения, общего кругозора и

эрудиции

30.01

39

«Весенний день год кормит»

Подготовка к проекту «В гостях у Старика-Годовика»

Объяснять, почему сельскохозяйственные работы имеют сезонный характер. Приводить примеры, доказывающие важность весенних полевых работ

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

 Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Уважительное отношение к

труду

04.02

40

Весенние праздники

Подготовка к проекту «В гостях у Старика-Годовика»

Приводить примеры народных праздников, связанных с различными сезонными явлениями (приход весны, летнее солнцестояние и т.д.)

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Чувство прекрасного и

эстетические чувства на

основе знакомства с отече-

ственной культурой

06.02

41

Летит лето на крыльях

Подготовка к проекту «В гостях у Старика-Годовика»

Проводить наблюдения и описывать изменения в природе родного края, происходящие в течение лета.

 Выявлять взаимосвязи между сезонными  изменениями в живой и неживой природе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Расширение мотивации

учения, общего кругозора и

эрудиции

11.02

42

Летние заботы и праздники

Подготовка к проекту «В гостях у Старика-Годовика»

Приводить примеры летних  сельскохозяйственных работ.  Объяснять их зависимость от данного времени года. Описывать 2-3 народных праздника, отмечаемых летом

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Уважительное отношение к

труду. Чувство прекрасного и

эстетические чувства на основе знакомства с отече-

ственной культурой

13.02

43

Осень золотая

Подготовка к проекту «В гостях у Старика-Годовика»

Проводить наблюдения и описывать осенние явления в природе родного края.

Выявлять взаимосвязи между сезонными  изменениями в живой и неживой природе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Расширение мотивации

учения, общего кругозора и

эрудиции

18.02

44

«Осень всему счет ведет»

Подготовка к проекту «В гостях у Старика-Годовика»

Приводить примеры осенних  сельскохозяйственных работ.  Объяснять их зависимость от данного времени года. Описывать 2-3 народных праздника, отмечаемых осенью

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:  устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Уважительное отношение к

труду. Чувство прекрасного и

эстетические чувства на

основе знакомства с отечественной культурой

20.02

45

Виртуальная экскурсия в ботанический сад.

Защита проекта «В гостях у Старика-Годовика»

Выявлять взаимосвязи между сезонными  изменениями в живой и неживой природе.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, выполнять действия самостоятельно и под руководством учителя, проявлять познавательную инициативу

Познавательные:  сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группе.

Расширение мотивации

учения, общего кругозора и

эрудиции

25.02

Тема 7.  Человек член общества.

46

Что общего у человека и других живых существ

Выявлять на основе сравнения и сопоставления признаки сходства и различия человека и других живых существ; приводить примеры, подтверждающие, что человек – часть природы, живое существо

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные:  извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний.

Коммуникативные: оценивать реальные и игровые ситуации общения

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

27.02

47

Чем человек отличается от других живых существ

Выявлять на основе сравнения и сопоставления признаки различия человека и других живых существ; приводить примеры, подтверждающие, что человек – не только один из видов живых организмов, но и общественное (социальное) живое существо

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний.

Коммуникативные:  работать самостоятельно и в группах

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

04.03

48

Что такое культура

Объяснять на конкретных примерах значение понятия «культура».

Объяснять на доступном для данного возраста уровне причины многообразия культуры народов, населяющих Россию

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний.

Коммуникативные: выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме

Широкая мотивационная

основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

06.03

49

Человек -  познающий

Объяснять значение способности человека познавать окружающий мир.

Приводить примеры, подтверждаю-щие важность получения образования

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные: оценивать реальные и игровые ситуации общения

Широкая мотивационная

основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Учебно-познавательный

интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

11.03

50

Человек-труженик

Приводить примеры, подтверждающие различие между осознанным трудом человека и внешне похожими действиями некоторых животных. Характеризовать различные сферы труда человека (сельское хозяйство, промышленность, сфера обслуживания).

Проводить наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать аналогии; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,  свойствах и связях.

Коммуникативные: оценивать реальные и игровые ситуации общения

Внутренняя позиция школьника на уровне поло-жительного отношения

к школе, принятие образца

«хорошего ученика».

Уважительное отношение к

труду; осознание важности

получения знаний и умений

13.03

51

Человек- художник

Приводить примеры, подтверждающие, что творчество, создание произведений искусства – уникальная особенность человека.

Приводить примеры и давать краткую характеристику различных жанров искусства

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: использовать знаково-символические средства (изобразительный ряд) для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Чувство прекрасного и эстетические чувства на

основе знакомства с образцами отечественной культуры (литература,

различные жанры изобразительного искусства)

18.03

52

Человек – член общества

Объяснять, почему полноценное существование человека возможно только в обществе других людей.

Объяснять значение понятий «человечество», «народ».

Комментировать содержание изобразительного ряда, видеосюжетов, иллюстрирующих особенности культуры различных народов РФ

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: использовать знаково-символические средства (изобразительный ряд) для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Элементы гражданской идентичности, своей этничес-кой принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

20.03

53

Какого человека можно считать воспитанным

Подготовка к проекту «Азбука вос-питанности»

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях между людьми. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Ориентация в нравственном

содержании и смысле как

собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов

морального поведения.

Эмпатия как понимание

чувств других людей и сопереживание им

01.04

54

Виртуальная экскурсия в Государствен-ный музей природы и человека.

Защита проекта «Азбука вос-питанности»

На основе сведений, полученных в ходе экскурсии, рассказывать об истории, культуре, образе жизни народов родного края

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи.

Коммуникативные: знать и выполнять правила поведения на экскурсии

Расширение учебно-познавательных мотивов.

Основы гражданской  идентичности, чувства сопричастности и гордости за

свой народ, его историю.

Осознание своей этнической принадлежности

Эмпатия как понимание

чувств других людей и сопереживание им

03.04

Тема 8.  Семья часть общества.

55

Семья самое близкое окружение человека

Рассказывать о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.

Приводить примеры заботы о младших членах семьи, престарелых и больных

Регулятивные: принимать и удерживать цель.

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Элементы гражданской

идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания своего «я»

как члена семьи

08.04

56

Родословная твоей семьи

Составлять родословное древо семьи вместе со старшими родственниками.

Находить с помощью взрослых нужную информацию в семейном архиве, от старших членов семьи

Регулятивные: принимать и удерживать цель.

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Осознание собственного

«я» как члена семьи; чувство

сопричастности к истории своей семьи; понимание важности сохранения

памяти о своих предках

10.04

57

Хозяйство семьи

Приводить примеры, объясняющие понятия «совместное ведение хозяйства», «взаимная ответственность», «взаимопомощь». Рассказывать о своих обязанностях в семье

Регулятивные: принимать и удерживать цель.

Познавательные:  использовать различные источники информации для выполнения учебной задачи

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Элементы гражданской

идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как

члена семьи

15.04

58

Что такое «семейный досуг»

Подготовка к проекту «Счастливый день моей семьи»

Рассказывать об увлечениях членов своей семьи, о семейных традициях, о совместном проведении свободного времени.

Обосновывать важность совместного досуга для укрепления взаимоотношений между членами семьи

Регулятивные: принимать и удерживать цель.

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций и сотрудничеству

Элементы гражданской

идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как

члена семьи

17.04

59

Любимые праздники твоей семьи

Защита проекта «Счастливый день моей семьи»

Называть любимые семейные праздники ; объяснять почему имен-но эти праздники особенно любимы членами семьи; рассказывать о подготовке и проведении этих праздников

Регулятивные: принимать и удерживать цель.

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Элементы гражданской

идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как

члена семьи

22.04

Тема 9.  Родной край частица России.

60

Москва – столица России

Показывать на карте России Москву.

Объяснять и приводить примеры, подтверждающие роль столицы как культурного и административного центра России. Описывать по выбору достопримечательности Москвы

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках (включая электронные,  цифровые).

 Коммуникативные: строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой)

Элементы гражданской

идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как

представителя народа, гражданина России,

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Элементы осознания личной

ответственности за общее

благополучие

24.04

61

Путешествие во времени: как строилась Москва

Показывать на карте России Москву.

Рассказывать, как менялись границы города, его внешний облик.

Приводить примеры, подтверждающие роль Москвы в становлении Российского государства.

Знать имена выдающихся исторических личностей и их вклад в историю Отечества

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу

Познавательные: осуществлять  поиск необходимой  информации в различных источниках

 Коммуникативные: строить монологическое выска-зывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой)

Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как

представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

29.04

62

Санкт-Петербург – наша северная столица. Пригороды Санкт- Петербурга.

Показывать на карте России  Санкт- Петербург. Описывать по выбору достопримечательности  Санкт- Петербурга и достопримечательнос-ти его окрестностей

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу

Познавательные:  сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Элементы осознания личной ответствен-ности за общее благополучие

01.05

63

Золотое кольцо России

Показывать на карте России  города Золотого Кольца. Описывать по выбору достопримечательности  2-3 городов, входящих в Золотое кольцо

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, выполнять действия самостоятельно и/или под руководством учителя.

Познавательные:  сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.

 Коммуникативные: работать самостоятельно и в группе

Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как представителя народа, гражданина России;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

06.05

64

Контрольная работа за 2 полугодие.

Проверка знаний по разделу «Человек и общество».

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, выполнять действия самостоятельно, проявлять познавательную инициативу

Познавательные:  сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоятельно

Чувство сопричастности

и гордости за свою Родину, народ и историю. Элементы осознания личной ответственности за общее

благополучие

08.05

65

Твоя малая родина Подготовка к проекту «Моя малая родина»

Находить на карте родной регион.

Готовить в группе рассказ по результатам экскурсий в музей, к памятникам  истории и культуры

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, выполнять действия самостоятельно и/или под руководством учителя.

Познавательные:  сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.

 Коммуникативные: работать самостоятельно и в группе

Элементы гражданской идентичности, своей этничес-кой принадлежности; чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, населяющих ее людей, историю. Элементы осознания личной ответствен-ности за общее благополучие

13.05

66

Достопримеча-тельности России.

Защита проекта «Моя малая родина»

Объяснять понятия «малая родина»,  «достопримечательность».

Показывать на карте России 2-3 объекта. Выступать на уроке с сообщением об одной из достопримечательностей России.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу урока.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с использованием  различных источников информации.

 Коммуникативные: работать самостоятельно и в группе

Элементы гражданской идентичности, своей этничес-кой принадлежности в форме осознания «я» как представи-теля народа, гражданина России;

чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

15.05

67

В гостях у Деда Мороза

Подготовка к проекту на свободную тему.

Объяснять на примере г. Великий Устюг роль малых городов России в сохранении культурного наследия нашей страны

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу урока.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи.

 Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных мнений

Расширение познавательных интересов; формирование

чувства гордости за историю

и культуру своей Родины

20.05

68

Защита проекта на свободную тему

Выступать на уроке с сообщением о проектной работе по выбранной теме

Регулятивные: принимать и сохранять задачу урока.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных мнений

Широкая мотивационная

основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру УМК "Планета знаний

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру составлена на основе программы УМК "Планета знаний...

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по системе Л.В.Занкова

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ситеме Занкова Л.В....

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова....

Рабочая программа и тематическое планирование по математике, умк "начальная инновационная школа", 2 класс.

рабочая программа и тематическое планирование по математике для 2 класса, учебно-методический комплект "начальная инновационная школа"....

Рабочая программа и Тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе , автор А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, Е.Э. Белицкая, Н.В. Иванова.

Задача этого курса состоит в формировании доступной, но при этом целостной научной картины мира и умения познавать этот мир....

Рабочая программа и тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе

Данный материал представляет собой разработку рабочей программы и тематического планирования уроков во 2 классе...

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 4 класс...