рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по системе Л.В.Занкова
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ситеме Занкова Л.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okrrmir.doc | 363 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 «А» класса МБОУ «Прохоровская гимназия», обучающимся по системе Л.В. Занкова.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1.Федеральный компонент государственного стандарта начального образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 822 от 23.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013учебный год».
3.Региональный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях Белгородской области, на 2012-2013 уч. г.
4.Учебный план МБОУ «Прохоровская гимназия» на 2012-2013 учебный год.
5.Приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23.03.2010 г. «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения».
6.Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин ОУ.
7. Инструктивно-методическое письмо ««О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2012-2013 учебном году»
8.Примерной программы начального общего образования.
9. Авторской программы развивающего обучения Л.В.Занкова (2012г.), утверждённой Министерством образования РФ.
Данная программа разработана на основе требований ФГОС НОО и ФГОС ООО и направлена на их реализацию.
Концепция (основная идея) программы: данная программа по окружающему миру отличается от традиционной за счёт расширения и углубления материала, традиционно входящего в начальное образование, за счёт включения в программу вопросов, обычно затрагивающихся на более поздних этапах обучения, за счёт вопросов и проблем, возникающих в процессе обучения по инициативе самих учеников или учителя.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость): содержание курса разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения.
Цель – способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребёнка, не вредить его здоровью, задачи – дать представление об окружающем мире как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины; сформировать знания, умения и навыки, определяемые программой.
Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Основные принципы отбора материала
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Сроки реализации программы: 2012-2013 учебный год.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
• получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
• примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Система оценки достижений учащихся: безотметочное обучение
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекта
для учащихся:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1класса- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 г.- с.46 с.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради для 1класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 г.- 48 с.
Для учителя
Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224с.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 1класс - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011 – 192с.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества
Учебный курс «Мы и окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность; обучить безопасному поведению в природе и обществе;
формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения практические работы, делать обобщения и выводы;
воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить не большие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от
вымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой предмет «окружающий мир» изучается в 1 классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 60 часов. В соответствии с БУП Белгородской области и УП МБОУ «Прохоровская гимназия» продолжительность учебного года составляет 33 недели. Поэтому программа рассчитана на 66 часов, 6 часов выделены в резервные уроки для закрепления изученного материала.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения окружающего мира обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных , метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
_ положительное отношение к школе и учебной деятельности;
_ представление о причинах успеха в учебе;
_ интерес к учебному материалу;
_ этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
_ знание основных моральных норм поведения;
_ осознание своей семейной идентичности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
_ первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
_ представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
_ представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
_ понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
_проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
_ оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
_ первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ адекватно воспринимать оценку своей работы учителями,товарищами;
_ в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
_ осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
_ понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
_ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
_ анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
_ осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
_ проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
_ устанавливать причинно_следственные связи в изучаемом круге явлений;
_ обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
_ ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
_ воспринимать смысл познавательного текста;
_ подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа: живая _ неживая, животные _ растения и т.д.);
_ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать участие в работе парами и группами;
_ допускать существование различных точек зрения;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ принимать другое мнение и позицию;
_ формулировать собственное мнение и позицию;
_ строить понятные для партнера высказывания;
_ задавать вопросы;
_ адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
_ различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
_ различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
_ сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
_ различать и называть основные части растений;
_ узнавать растения _ деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
_ использовать иллюстративный определитель растений и животных.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ соблюдать правила экологического поведения в школе и вбыту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусо_ра) и природной среде;
_ описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Человек и общество
Обучающийся научится:
_ узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
_ различать прошлое, настоящее и будущее;
_ определять родственные связи в семье;
_ соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, в школе;
_ использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
_ находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России ,Москву, свой регион и его главный город.
Содержание программы
Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа - источник познания.
Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.
Природа (17 часов)
Человек и природа
Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле. Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.
Практические работы и экскурсии.
Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.
Планета Земля (10 часов)
Человек и природа
Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
Становление человека (8 часов)
Человек и общество
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений.
Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.
Современное человечество (18 часов)
Человек и общество
Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья _ самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах. Россия, Российская Федерация - страна,
где мы живем, наша Родина. Россия - самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва - столица России. Расположение Москвы на карте. Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности;
правила дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.
Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.
Формы и средства контроля
Для контроля и оценки знаний и умений используются:
- Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
- Индивидуальный опрос.
- Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
- Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр.. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.
- Письменная проверка знаний. Используются задания, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа:
- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;
- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;
- графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
- Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям. Отметки не выставляются.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу первого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
- название своего города, номер своего дома, адрес школы;
- названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
- государственную символику России;
- первый куплет и припев гимна России;
- виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
- правила поведения в городе во время экскурсии;
- что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
- название органов чувств и их функции;
- названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
- основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
- названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений; 8–10 животных (на уровне рода);
- название каждого времени года и их последовательность;
- основные признаки времен года;
- правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
Уметь:
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
- различать объекты природы и изделия человека;
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать части растений, отображать их в рисунке;
- приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
- приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
- приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
- приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
- приводить примеры съедобных грибов своего края;
- приводить примеры ядовитых ягод своего края;
- ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
- называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
- написания на конверте своего адреса;
- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- подписывать почтовый конверт (адрес научного клуба «Мы и окружающий мир», обратный адрес).
Примерное количество контрольных работ по окружающему миру
Предмет | Число контрольных работ по четвертям | Итого | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Окружающий мир | 1 | ||||
1 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
№ | Наименования учебного оборудования | Необходимое оборудо вание | Имею щееся | % Готовнос ти |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК по системе Л.В.Занкова для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии) Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. Детская справочная литература (справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде) Методические пособия для учителя | К П П Д | |||
2 | Печатные пособия | |||
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения Плакаты по основным темам естествознания Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов) Географические и исторические настенные карты Атлас географических и исторических карт. Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток) | Д Д Д Д К Ф | |||
3 | Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |||
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету | Ф | |||
4 | Технические средства обучения | |||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Видеомагнитофон. Телевизор. Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом | Д Д Д Д Д/П Д Д | |||
5 | Экранно-звуковые пособия | |||
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир Аудиозаписи, соответствующие содержанию обучения Видеофильмы соответствующего содержания Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д Д Д Д Д | |||
6 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |||
Термометры для определения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками Микроскоп Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения. Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными. Рельефные модели Модель «Торс человека» Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, грибов, фруктов. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников | К Д К К Д Д К/Ф Д Д/П Д/Ф Д Д П | |||
7 | Натуральные объекты | |||
Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений. Живые объекты (комнатные растения, животные) | Ф/П Ф/П Ф/П Д | |||
8 | Оборудование класса | |||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски Подставки для книг, держатели схем и таблиц | К Д Д Д К | |||
9 | Игры и игрушки | |||
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры – путешествия и т.д.) Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | П П К |
Содержание тем учебного курса.
Раздел | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся |
. Окружающий мир: природа,общество,труд (7ч) Природа (17 часов) Человек и природа Планета Земля (10 часов) Человек и природа | Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа - источник познания. Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы. Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле. Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники. Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету. Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле. | Исследовать ( на основе наблюдений) и обобщать перечень объектов: окружающий нас мир-это природа, человек, его труд и результаты труда. Раскрывать понятия через единичные объекты, его составляющие. Пополнять словарь обобщенными понятиями и описательными их определениями. Классифицировать объекты (природа живая, неживая, сделано человеком). Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. Группировать объекты природы по признакам: домашние -дикие животные; культурные –дикорастущие растения. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха и воды. Характеризовать свойства воздуха и воды. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни людей. Приводить примеры хвойных и цветковых растений. Работать с готовыми моделями (глобус, физическая карта): показывать на глобусе и карте материки и океаны. Рассуждать на тему «Как человек познавал и познает окружающий мир?» Учиться читать географическую карту. Рассказывать историю своей местности. Выявлять зависимость между жизнью, разнообразием живых организмов и количеством тепла на разных территориях России. Объяснять причину неравномерного нагрева Земли. Анализировать состояние погоды, одежды людей в разных тепловых поясах. Выдвигать гипотезы о приспособлениях млекопитающих и птиц к изменившимся условиям природы. Проводить параллель между древними и современными природными объектами |
Становление человека (8 часов) Человек и общество Современное человечество (18 часов) Человек и общество | Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных. Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья _ самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва - столица России. Расположение Москвы на карте. Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет. Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве. | Выявлять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способ их питания. Называть существенные признаки таких животных. Доказывать, что изменения происходили и происходят в природе и с человеком. Отмечать детали во внешнем строении предков человека и человека прямоходящего. Сравнивать условия обитания тех и других. Обсуждать причины изменений, произошедших с человеком. Рассказывать об орудиях труда и оружии предков, их роли в становлении человека. Рассуждать о причинах оседлости человека. Проводить аналогии между предметами, найденными в разных слоях Земли, и историей развития жизни и человеческого общества. Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Обсуждать вопросы взаимоотношений между поколениями в семье. Оценивать свои личные качества и их проявления в семье. Определять время суток в выделенных городах учебника. Видеть географические объекты на карте, правильно их показывать. Анализировать, сопоставлять контуры объектов с географическими объектами на карте. Обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. |
Календарно-тематическое планирование
66 часов
Раздел программы | Тема урока | Предметные результаты | Метапредметные результаты и деятельность учащихся 1-обучающийся научится 2-обучающийся получит возможность научиться | д\з | Примечания | Дата проведения | ||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуни кативные | По плану | Факт. | ||||||
Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов) | ||||||||||
1 | Экскурсия по школе. Школа. | 1-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; 2-соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде | 1-называть окружающие предметы и их признаки 2-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | 1-моделировать различные ситуаций поведения на природе. 2-различать допустимые и недопустимые формы поведения. | 1-вступать в диалог 2– строить понятные для партнера высказывания; | 4.09 | ||||
2 | Где мы живём | 7.09 | ||||||||
3 | Экскурсия Что нас окружает | 1-фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. 2-сравнивать и различать объекты живой и неживой природы. | 1-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения 2-адекватно воспринимать оценку учителя. | 1-работать в группах по изучению учебного материала. 2-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | 11.09 | |||||
4 | Природа и её изменчивость | 1-различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; 2-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки | 1-осознанно и произвольно строить речевое высказывание. 2-различать предметы и выделять их признаки. | 1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале 2-становить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | 1- допускать существование различных точек зрения; 2-формулировать собственное мнение и позицию; | 18.09 | ||||
5 | Человек и природа | 1-различать объекты природы и предметы, сделанные человеком; 2- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки | 1-наблюдать сезонные изменения в природе. 2-умению смыслового восприятия познавательного текста | 1-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения 2-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | 1-договариваться, находить общее решение. 2-принимать другое мнение и позицию; | 21.09 | ||||
6 | Природа – первый «учебник» человека | 25.09 | ||||||||
7 | Экскурсия в природу. Природа осенью. Растения и животные. | 1-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; 2-соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде | 1-называть окружающие предметы и их признаки 2-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 1-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы 2-моделировать различные ситуации поведения на природе. | 1-работать в группах по изучению учебного материала. 2-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос | 28.09 | ||||
Природа 17 часов | ||||||||||
1/8 | Вселенная, или космос | 1-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; 2-соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде | 1-сравнивать и различать объекты неживой природы 2-умению смыслового восприятия познавательного текста | 1-развивать волевую саморегуляцию как способности к волевому усилию. 2-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя | 1-допускать существование различных точек зрения; 2-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | 2.10 | ||||
2/9 | Земля как планета. | 1-сравнивать и различать объекты неживой природы 2-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | 1-ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы. 2-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами | 1-договариваться, приходить к общему решению; 2-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | 5.10 | |||||
3/10 | Значение воды на Земле. | 1-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; 2-соблюдать правила экологического поведения в природной среде | 1-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений 2-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | 1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале 2-становить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно | 1-использовать в общении правила вежливости 2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | 9.10 | ||||
4/11 | Значение воздуха на Земле. | 1-договариваться, приходить к общему решению; 2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | 12.10 | |||||||
5/12 | Разнообразие природы | 1-сравнивать и различать объекты живой, неживой природы и объекты, созданные человеком. 2- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 1-оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 1-адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. 2–формулировать собственное мнение и позицию; | 16.10 | |||||
6/13 | Экскурсия. Природа родного края. | -сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; 2-соблюдать правила экологического поведения в школе и в природной среде | 1-фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. 2-сравнивать и различать объекты живой и неживой природы. | 1-оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы 2-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем | 1-работать в группах по изучению учебного материала. 2-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос | 19.10 | ||||
7/14 | Неживая и живая природа. | 1-сравнивать и различать объекты живой, неживой природы и объекты, созданные человеком. 2- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 1-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 1-адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. 2- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. | 23.10 | |||||
8/15 | Живая природа. | 26.10 | ||||||||
9/16 | Царства живой природы | 6.11 | ||||||||
10/17 | Животные | 1-узнавать животных, приводить примеры; 2- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки | 1- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков 2-устанавливать причинно-следственные связи | 1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале 2-определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | 1- принимать участие в работе парами 2-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | 9.11 | ||||
11/18 | Экскурсия в зоопарк | -сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; 2-соблюдать правила экологического поведения в школе и | 1-фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. 2-сравнивать и различать объекты живой и неживой природы. | 1-оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы 2-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем | 1-работать в группах по изучению учебного материала. 2-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос | 13.11 | ||||
12/19 | Растения. | 1-узнавать растения- деревья, кустарники, травы, приводить примеры; 2- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки | 1- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков 2-устанавливать причинно-следственные связи | 1-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности 2-определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | 1- принимать участие в работе парами 2-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | 16.11 | ||||
13/20 | Зависимость растений от природных условий | 1-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме 2-ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | 1-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи 2-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания. | 1-договариваться, приходить к общему решению; 2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | 20.11 | |||||
14/21 | Растения и человек | 1-рассматривать, сравнивать, обобщать. 2-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | 1-оценивать совместно с учителем результат своих действий 2-адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем. | 1-контролировать свои действия и действия партнёров. 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения | 23.11 | |||||
15/22 | Разнообразие растений и животных | 1-использовать иллюстративный определитель растений и животных; 2- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки | 1- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков 2-устанавливать причинно-следственные связи | 1-договариваться, приходить к общему решению; 2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | 27.11 | |||||
16/23 | Природа и человек | -различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; 2-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки | 1-осуществлять поиск нужной информации в учебнике 2-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | 1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале 2-различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах. | 1-использовать в общении правила вежливости 2-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | 30.11 | ||||
17/24 | Земная поверхность Труд людей | 1-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; 2-соблюдать правила экологического поведения в природной среде | 1-проводить сравнение; устанавливать аналогии; 2-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. | 1-оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы 2-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата | 1- использовать в общении правила вежливости 2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | 4.12 | ||||
25 | Резервный урок(повторение материала) Труд людей | 7.12 | ||||||||
Планета Земля (10 часов) | ||||||||||
1/26 | Модели и изображения Земли. | 1-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; 2-соблюдать правила экологического поведения в природной среде | 1-проводить сравнение; устанавливать аналогии; 2-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. | 1-слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебике. 2-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем | 1- принимать участие в работе парами 2-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | 11.12 | ||||
2/27 | Географическая карта. | 1-осуществлять поиск нужной информации в учебнике 2-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | 1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале 2-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. | 1- использовать в общении правила вежливости 2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | 14.12 | |||||
3/28 | Азбука географии | 18.12 | ||||||||
4/29 | Облик Земли постоянно меняется | 1-различать объекты природы; 2-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки | 1-устанавливать причинно-следственные связи 2-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 1-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения 2-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания | 1- договариваться, приходить к общему решению; 2-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | 21.12 | ||||
5/30 | Тепловые пояса Земли | 1-различать изученные объекты по названным признакам 2-умению смыслового восприятия познавательного текста | 1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале 2-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания. | 1-контролировать свои действия и действия партнёров. 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | 24.12 | |||||
6/31 | Так или не так? | 1-различать прошлое, настоящее и будущее; 2-оценивать характер взаимоотношений людей в семье, обществе | 1-осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей 2-проводить аналогии между изучаемым материалом м собственным опытом | 1-оценивать совместно с учителем результат своих действий 2-адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | 1- договариваться, приходить к общему решению; 2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | 28.12 | ||||
7/32 | История Земли | 15.01 | ||||||||
8/33 | Место и время. Как учили наших предков | 1-проводить сравнение; устанавливать аналогии; 2-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей | 1- слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике 2-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя | 1- использовать в общении правила вежливости 2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | 18.01 | |||||
9/34 | Как открывали новые земли. Плавание Ганнона | 1-различать прошлое, настоящее 2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе | 1-искать и выделять нужную информацию 2-умению смыслового восприятия познавательного текста; | 1-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности 2-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата | 1- использовать в общении правила вежливости 2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать | 22.01 | ||||
10/35 | Сказка и быль | 25.01 | ||||||||
Становление человека (8 часов) | . | |||||||||
1/36 | Появление и развитие жизни на Земле | 1-различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; 2-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки | 1- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; 2-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 1-первоначальному умению выполнять учебные действия в письменной речи, в уме 2-адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников | 1- допускать существование различных точек зрения; 2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | 29.01 | ||||
2/37 | Древние растения и животные Современные растения и животные | 1-использовать иллюстративный определитель растений и животных; 2- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки | 1-проводить сравнение; устанавливать аналогии;2-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. | 1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале 2-развивать волевую саморегуляцию как способности к волевому усилию | 1- использовать в общении правила вежливости 2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | 1.02 | ||||
3/38 | Древняя и современная природа Земли. | 5.02 | ||||||||
4/39 | Растительноядные и хищные животные | 1-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); 2-умению смыслового восприятия познавательного текста | 1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале 2-определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | 1- допускать существование различных точек зрения; 2-формулировать собственное мнение и позицию; | 8.02 | |||||
5/40 | Становление человека. Предки человека. Человек – охотник и кочевник. | -различать прошлое, настоящее 2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе | 1-ориентироваться на разнообразие способов решения задач 2-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 1-уметь слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике. 2-в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи | 1- договариваться, приходить к общему решению; 2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать | 12.02 | ||||
6/41 | Человек прямоходящий Орудия труда. Родовой строй | -различать прошлое, настоящее, узнавать животных, приводить примеры 2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе, сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; | 1-ориентироваться на разнообразие способов решения задач 2-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня Обобщения, осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; | 1-уметь слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике. 2-в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, в сотрудничестве с классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | 1- договариваться, приходить к общему решению; 2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать | 15.02 | ||||
7/42 | Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки. | 19.02 | ||||||||
8/43 | Начало оседлой жизни Земля рассказывает о себе. Экскурсия в краеведческий музей | 22.02 | ||||||||
Современное человечество (18 часов) | . | |||||||||
1/44 | Кто такие «мы» | 1-соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками; 2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе | 1- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; 2- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | 1- в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи 2-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя | 1-допускать существование различных точек зрения; 2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | 26.02 | ||||
2/45 | Природные условия и человек | 1-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; 2-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки | 1 – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; 2 – подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 1-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения 2-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата | 1-договариваться, приходить к общему решению; 2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать | 1.03 | ||||
3/46 | Мы – разные по возрасту и внешнему виду | 1-определять родственные связи людей; 2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе | 1-ориентироваться на разнообразие способов решения задач. 2 – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | 1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале 2-адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников | 1-принимать участие в работе парами и группами; 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 5.03 | ||||
4/47 | Мы заняты разным делом | 1-проводить сравнение; устанавливать аналогии; 2-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей | 1-контролировать свои действия и действия партнёров. 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | 1-допускать существование различных точек зрения; 2-различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах | 12.03 | |||||
5/48 | Охрана окружающей среды. Знакомство с Красной книгой | -сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; 2-соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде | 15.03 | |||||||
6/49 | Экскурсия «Весна в природе» | -сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; 2-соблюдать правила экологического поведения в школе и | 1-фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. 2-сравнивать и различать объекты живой и неживой природы. | 1-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи, в уме 2-адекватно воспринимать оценку учителя. | 1-работать в группах по изучению учебного материала. 2-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос | 19.03 | ||||
7/50 | Мы живём в разных природных условиях | 1-определять родственные связи людей; 2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе | 1-устанавливать причинно-следственные связи. 2- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | 1-оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий 2-различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах | 1-допускать существование различных точек зрения; 2-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | 22.03 | ||||
8/51 | Люди живут в разных странах | 1 – анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; 2 – умению смыслового восприятия познавательного текста; | 1-слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике. 2-осущствлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя | 1-контролировать свои действия и действия партнёров. 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | ||||||
9/52 | Обычаи разных народов | |||||||||
10/53 | Что вы знаете о своей стране | 1-узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; 2-находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город | 1-фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения 2- строить небольшие сообщения в устной форме; | 1-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения 2- в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи | 1-использовать в общении правила вежливости 2 –осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | |||||
11/54 | Страна, где мы живём | |||||||||
12/55 | Из истории Древней Руси | 1-различать прошлое, настоящее и будущее; 2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе | 1-анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; 2– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; | 1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале 2-в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи | 1-принимать участие в работе парами и группами; 2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | |||||
13/56 | Законы современной жизни | 1-соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официально обстановка; 2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе с позиции этических чувств и доброжелательности | 1-проводить сравнение; устанавливать аналогии; 2-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей | 1-слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебике. 2-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем | 1-контролировать свои действия и действия партнёров. 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | |||||
14/57 | Итоговая контрольная работа | 1-узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; 2-находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город | 1- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку). 2- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 1-оценивать результат своих действий 2-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. | 1-2- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | |||||
15/58 | Правила здорового образа жизни. | -соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официально обстановка; 2-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе с позиции этических чувств и доброжелательности | 1-рассматривать, сравнивать, обобщать. 2-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | 1-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности 2-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания | 1- принимать участие в работе парами и группами; 2-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | |||||
16/59 | Правила безопасного поведения в природе. | 1-использовать правила поведения в общественных местах и на улице; 2-оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности | ||||||||
17/60 | Проверь себя. Обобщающий урок | 1-различать объекты природы и предметы, сделанные человеком 2-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки | 1-проводить сравнение; устанавливать аналогии; 2-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. | 1-оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы 2-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата | 1- использовать в общении правила вежливости 2-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | |||||
18/61 | Что мы узнали на уроках «Мы и окружающий мир». | |||||||||
62-66 | Резервные уроки |
Содержание программы
Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа - источник познания.
Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.
Природа (18 часов)
Человек и природа
Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле. Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.
Практические работы и экскурсии.
Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.
Планета Земля (10 часов)
Человек и природа
Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
Становление человека (13 часов)
Человек и общество
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений.
Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.
Современное человечество (18 часов)
Человек и общество
Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья _ самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах. Россия, Российская Федерация - страна,
где мы живем, наша Родина. Россия - самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва - столица России. Расположение Москвы на карте. Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности;
правила дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.
Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.
Формы и средства контроля
Для контроля и оценки знаний и умений используются:
- Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
- Индивидуальный опрос.
- Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
- Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр.. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.
- Письменная проверка знаний. Используются задания, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа:
- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;
- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;
- графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
- Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям. Отметки не выставляются.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Задания для контрольной работы взяты из пособия
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. методические рекомендации к курсу «Окружающий мир»,1-2 класс.- самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров»
Итоговая контрольная работа
Подведение частных понятий под общее
Базовый уровень
Задание 1
В каждой группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы.
А) Одуванчик, клен, медведь, сосна, смородина, пшеница.
Б) Скала, облако, холодильник, дождь, Луна.
Уровни выполнения задания 1
- 4-й уровень – правильно определено «лишнее» слово в каждой группе и ее название; а) медведь, растение; б) холодильник, неживая природа.
- 3-й уровень – правильно определено «лишнее» слово в одной группе и дано название одной группы;
а) медведь, растения;
б) холодильник, неживая природа.
- 2-й уровень – «лишнее» слово определено неверно;
- 1-й уровень – задание не выполнено.
Задание 2
Соедини линией слова, написанные в левом столбике, с понятиями правого столбика.
Окунь | древние животные современные животные |
Уровни выполнения задания 2
- 4-й уровень – верно подведены частные понятия под два общих (древние животные – динозавр, мамонт, пещерный лев; современные животные – окунь, слон, рысь, курица);
- 3-й уровень – допущена 1 ошибка;
- 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;
- 1-й уровень – допущено более 3 ошибок.
Задание 3
Распредели эти объекты на две группы, дай группам названия.
Олень, волк, лиса, корова, кролик, кошка
Уровни выполнения задания 3
- 4-й уровень – все объекты распределены правильно, даны названия двух групп (варианты: хищники и травоядные, дикие и домашние);
- 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки при распределении объектов, одна группа названа верно;
- 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки, группы не названы;
- 1-й уровень – задание не выполнено, допущено более 3 ошибок.
Примечание. Задание допускает два варианта решения: животные хищные и растительноядные или животные дикие и домашние.
Выделение частей целого
Задание 4
Подпиши части растения.
Уровни выполнения задания 4
- 4-й уровень – правильно подписаны все части растения (корень, стебель (ствол), лист, плод);
- 3-й уровень – допущена 1 ошибка;
- 2-й уровень – допущены 2 ошибки;
- 1-й уровень – задание не выполнено.
Установление причинно-следственных связей
Задание 5
Подчеркни, что необходимо для жизни на Земле.
Горы, Солнце, вода, цветы, воздух
Уровни выполнения задания 5
- 4-й уровень – задание выполнено верно, подчеркнуты слова: солнце, вода, воздух;
- 3-й, 2-й уровни – задание выполнено частично;
- 1-й уровень – задание выполнено неверно.
Знаешь ли ты свою страну?
Задание 6
- Напиши название страны, в которой ты живешь.(Россия)
- Напиши название столицы нашего государства.(Москва)
- Напиши название города (села, поселка), в котором ты живешь.(Прохоровка)
Уровни выполнения задания 6
- 4-й уровень – задание выполнено верно;
- 3-й, 2-й уровни – задание выполнено частично;
- 1-й уровень – задание выполнено неверно.
Повышенный уровень
Задание 7
Подчеркни названия домашних птиц:
Курица, журавль, лебедь, утка, ворона, индюк, голубь
Задание 8
Найди лишнее слово и подчеркни его:
- Пчела, муравей, жаба, комар.
- Сосна, тополь, лиственница, можжевельник.
Задание 9
Напиши названия:
- весенних месяцев _______________________________
- нашей страны ____________________________
1)(март,апрель, май)
2)Россия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру УМК "Планета знаний
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру составлена на основе программы УМК "Планета знаний...
Тематическое планирование по окружающему миру, 4 класс, образовательная система "Школа 2100"
В тематическом планировании по окружающему миру отражены темы уроков, формируемые понятия, домашнее задание....
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова....
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру, умк "начальная инновационная школа", 2 класс.
Рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" для 2 класса, учебно-методический комплект "начальная инновационная школа"....
Рабочая программа и Тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе , автор А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, Е.Э. Белицкая, Н.В. Иванова.
Задача этого курса состоит в формировании доступной, но при этом целостной научной картины мира и умения познавать этот мир....
Рабочая программа и тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе
Данный материал представляет собой разработку рабочей программы и тематического планирования уроков во 2 классе...
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 4 класс...