Конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Верстюк Юлия Александровна

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема:  Во времена Древней Руси

Цель: формировать представление о Древней Руси, русских князьях.

Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать  качество и уровень усвоения материала; личностные проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, репродукции картин «Богатыри» В.М. Васнецова и «Богатырь» М.А. Врубеля, тесты по вариантам, карточка для индивидуальной работы, карта.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Анализ проверочной работы

  1. Тест

Вариант 1

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян

б) западных славян

в) южных славян

2. Древние славяне жили:

а) семьями                  б) в одиночку              в) племенами

3. Посуду древние славяне делали из:

а) глины                       б) металла                   в) дерева

4. Бог грома и молнии у древних славян:

а) Зевс                         б) Перун                      в) Марс

5. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?

а) ружье

б) лук со стрелами

в) саблю

Вариант 2

1. Поселение древних славян раскинулось:

а) в западной части Европы

б) в восточной части Европы

в) в Центральной Европе

2. Свои дома славяне строили:

а) из камня                 б) из кирпича             в) из деревьев

3. Славяне носили одежду из:

а) льна и шерсти

б)хлопка в) шелка

4. Бортничество — это:

а) изготовление бочек из дерева

б) выдалбливание лодок

в) собирание меда диких пчел

5. К VIII в. восточнославянские племена объединились:

а) в организации

б) в союзы племен

в) в республики

3. Работа в парах  по карточке

-  Определите по ключевым словам занятия славян.

1. Соха, цеп, палка, серп, коса, борона, поле, овес, рожь, ячмень, просо, амбар, сусек, пахарь.

2. Лук, стрелы, капкан, западня, рогатина, медведь, куница, белка, бобр.

3. Сом, осетр, судак, щука, налим, карп, бредень, сети, невод, верша.

4. Дикие пчелы, борть, мед, бортник, чурбан.

5. Малина, туесок, земляника, грибы, шишки, корзина, желуди, черника, зверобой, подорожник, орехи.

6. Козы, овцы, коровы, лошади, пастбище, пастух.

III. Самоопределение к деятельности

-  Наш урок я хочу начать со стихотворения Николая Михайловича Языкова.

Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая.

Прохладней летний ветерок,

Душистее цветы.

Там холмы зеленее,

Там сладостней журчит поток.

 Там соловей поет звучнее...

-  Поэты всех поколений писали о своей любви к России и гордились принадлежностью к русскому народу. Кто является предками русского, украинского и белорусского народов? (Восточные славяне.) 

—  О каком временном периоде в жизни восточных славян мы говорили на прошлом уроке?

—  Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке. (Предположения детей.)

—  Прочитаем тему урока, записанную на доске. («Во времена Древней Руси».)

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

—  Что мы будем делать для достижения этой цели?

—  Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Рассказ учителя

Правление у славян. Государей у славян не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только впоследствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие и как зародилось Русское государство, достоверно неизвестно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три варяго-русских князя — Рюрик и два его брата — пришли и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 г. от Рождества Христова Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

2. Работа с картой

—  Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Покажите территорию Древней Руси в конце ГХ в., в середине XI в. Сравните. (Территория Древней Руси к середине XIв. увеличилась.)

—  А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоевывали земли.)

—  Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней?

Время шло. Славянские племена стали объединяться. На Руси появляются города Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов, и к концу ГХ в. на карте Восточной Европы появилось государство — Киевская Русь. К середине XI в. Русь занимала пространство от Балтийского моря до Черного.

3. Работа по учебнику С. 40-42

(Ученики самостоятельно работают с текстом учебника.)

—  О чем вы можете сказать, что знали, но забыли и текст восстановил ваши знания?

—  Какая информация явилась для вас новой?

—  О чем бы вы хотели узнать больше? (Ответы детей.) Олег продолжал объединение славянских земель. С самого возникновения Русь ставила перед собой задачи — овладение устьями Днепра и Дуная. В 907 г. начался поход на Византию. В начале лета огромная рать на ладьях двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув ее с одного берега на другой, чтобы не пустить корабли в гавань. Не имея возможности взять город с его могучими стенами прямой атакой, россы высадились на берег, а потом вытащили суда на сушу, поставили их на колеса, подняли паруса и под прикрытием ладей двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого необычного зрелища и запросили мира. Был заключен мирный договор. Объединив славянские земли, отстояв их в борьбе с чужеземцами, Олег получил титул великого князя. Народ не мог поверить, что одному человеку может быть во всем удача, думая, что он обладает какой-то силой, прозвали его Вещим.

4. Обобщение

•   Главой Руси был... (великий князь).

•  Его советники... (бояре — крупные землевладельцы, принадлежащие к высшему слою господствующего класса).

•   Его опора и поддержка... (дружина).

•  Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружина»? (Войско, армия.)

•   Русский князь, который особенно прославился своими военными подвигами,... (Олег).

•  Литературный источник, из которого мы узн

али о князе Олеге,... (отрывок из «Летописи временных лет»).

V. Работа по теме урока

1. Беседа о русском князе Владимире Красное Солнышко

Летописи рассказали и о другом славном русском князе — Владимире. Давно он княжил на Руси — тысяча лет прошла с тех пор, а люди все еще помнят его. У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком.                                          

—  Как вы думаете, за что могли дать такое прозвание? (Ответы детей.)

Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказy князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева — сигнальные башни.

Использование видеофрагмента МЭШ. https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/240103/view

О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добры ни Никитич и Алеша Попович.

2. Работа по репродукциям картин

—  Кого на Руси называли богатырем? (Человека очень большой силы, стойкости, отваги.)

—  Что общего у всех богатырей? (Они герои русских былин, совершающие воинские подвиги.)

Русских богатырей воспевают в былинах, художники посвящают им свои работы.

(Учитель показывает репродукцию картины «Богатыри» В.М. Васнецова.)

На картине изображены три богатыри — воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алеша Попович. В центре на черном коне сидит Илья Муромец. Богатырь зорко всматривается вдаль из-под поднесенной ко лбу руки: нет ли где врагов-кочевников. Слева от Ильи Муромца Добрыня Никитич. Правая рука уже вынимает меч из ножен, и конь его вот-вот понесет в бой. У Алеши Поповича стрела всегда наготове.

За спинами богатырей — Русская земля, степь, дремучие леса, низкое небо — это величавый образ Руси. Герои полны решимости не пропустить врага. Когда смотришь на богатырей, охотно веришь, что нет такой страшной силы, которую бы не одолели русские витязи.

(Показ репродукции картины М.А. Врубеля «Богатырь».)

Могучий ясноглазый всадник на огромном коне. Как удивительно реальное переплетается здесь с фантастическим! Богатырь вполне конкретен, но необычен размерами и воспринимается как воплощение исполинской силы природы. Стало быть, и пейзаж является не просто фоном, а тем загадочным миром, вне которого он не может существовать. Эта загадочность определяется у Врубеля переходом от дня к ночи. Догорает заря, лес медленно погружается в свою пугающе таинственную жизнь. Синеватые сумерки окутывают елочки с сидящими на них ястребами, приглушают краски, переливы которых усиливают ощущение неясной тревоги и ожидания чего-то необычного.

3. Рассказ учителя

Сильная дружина была у князя Владимира, но не в этом главная заслуга его. В историю Владимир вошел как креститель Руси, он ввел на Руси новую религию — христианство.

—  Как вы понимаете слово «крещение»? (Ответы детей.) (Слова на доске: крещение, христианство.)

По ходу урока мы должны выяснить, правы ли вы.

Период правления князя Владимира можно разделить на два этапа: языческий и христианский. О языческой вере славян вы рассказали в начале урока. Единства в верованиях не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам. Славяне создавали идолов — деревянные изображения. Чтобы задобрить сердитого бога и заручиться его поддержкой, ему приносили жертвы, иногда, в важных случаях, на заклание приводили живых людей. Владимир вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил идолов, приносил им жертвы. Но чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. Нужна была идея, которая бы объединила людей нового государства. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере. По легенде, Владимир крестился в Корсуни (ныне город Херсон) в 988 г., а вернувшись в Киев, крестил народ киевский.

4. Работа по учебнику С. 43-44

(Ученики самостоятельно работают с текстом учебника.)

—  О чем вы можете сказать, что знали, но забыли и текст восстановил ваши знания?

—  Какая информация явилась для вас новой?

—  О чем информации мало?

5. Блицопрос

•   Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? {Князя Владимира.)

•   За что его так прозвали? (Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Князь Владимир заботился о русском государстве и о русском народе.)

•   Назовите былинных русских богатырей. (Илья Муромец, Никита Кожемяка, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)

•   Почему народ сложил о них сказки  и былины? (Они служили на богатырских заставах и надежно защищали рубежи родной Руси.)

•   Какой еще след в истории оставил князь Владимир? (Князь Владимир вошел в историю как креститель Руcu.)

•   С какой целью князь Владимир крестил Русь? (В Европе в те времена эта религия была распространена в большинстве стран, и, если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договариваться с соседними странами.)

Интерактивное задание «Проверь себя»

https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/240103/view

VI. Физкультминутка

VII. Применение новых знаний

1. Викторина

1. Что являлось главной дорогой, связывающей между собой территории Древней Руси? (Главными дорогами были реки, моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.)

2. С какими морями связывали славян водные пути? (С Черным и Каспийским морями, откуда можно было попасть в Византию и ее столицу — богатый город Константинополь.)

3.  На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси? (На берегу Днепра.)

4.  Кто помогал князю? (Помощниками были бояре, а опорой и поддержкой — княжеская дружина.)

5. Чем занимались князья? (Поддерживали порядок внутри страны, заботились о ее безопасности.)

6. Какой русский князь прославился своими походами? (Князь Олег.)

7. Почему народ его называл Вещим? (Парод удивлялся его удачам. Люди не верили в то, чтобы одному человеку во всем была удача.)

8. Как происходило крещение Руси? (Владимир повелел всем прийти к реке, и священники совершили обряд крещения.)

9. Чем отличается христианство от язычества? (Язычники поклоняются многим богам, ставят идолов.)

10. Легко ли народ принял новую веру? (Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды и празднества сохранились до наших дней, например колядование.)

11. Чем еще язычество отличается от христианства? (Язычники приносили жертвы богам, даже человеческие. А новая вера учила думать не только о своем благе, но и о благе ближнего, сплачивала людей.)

3. Работа с пословицами

—  Как вы думаете, какая из пословиц и поговорок больше соответствует теме нашего урока и почему?

•   Без добрых дел вера мертва.

•   Я, слава богу, крещеный человек.

•   Земля русская вся под Богом.

•   Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

 (Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

—  Какова была цель урока?

—  Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 45 учебника.)

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

—  Какие знания и умения помогли справиться с работой?

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать?

—  Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 40-45 учебника.

2.  Найти и прочитать былину об Илье Муромце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...