Планируемые результаты | Предметные результаты: - углубить знания об истории государства - усвоить первоначальные сведения о преобразованиях Петра 1,связанных с его правлением - развивать умение работать с текстом, выделять главную мысль и тему текста, составлять план прочитанного. - формировать умение подбирать и систематизировать необходимую информацию; Метапредметные результаты: Личностные: иметь представление о истории России; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения; осуществлять все виды контроля. Познавательные: читать учебный текст, выбирать из него нужные сведения, дополнять свои знания; понимать информацию, представленную в словесной форме переводить её в модельный вид. Коммуникативные: делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её; уметь слушать высказывания собеседников; участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения; высказывать свои предположения, по обсуждаемым вопросам; задавать вопросы и отвечать на вопросы других. |
- Организационный момент
Создание благоприятной рабочей обстановки, ситуации успеха, психологический настрой на продуктивную работу | Приветственное слово учителя: -Здравствуйте, ребята! Очередной раз я предлагаю вам отправиться в путешествие, не в простое, а в историческое по реке времени. (слайд № 1) Начинаем наш урок, Он пойдет ребята впрок Стоит всем нам потрудиться Ведь истории страницы Интересны и важны В изучении страны Посмотрите друг на друга. Сегодня мы работаем по группам. Надеюсь, вам будет комфортно, а сегодняшний урок принесет всем радость общения и открытия нового. В каждой группе необходимо выбрать руководителя команды, чтобы путешествие прошло более организованно.
| Приветствуют
|
|
2. Актуализация опорных знаний и способов деятельности Задача: создание условий для обобщения знаний учащихся об истории России | Мы продолжаем говорить о событиях России конца XVII века. По ходу работы вы будете выполнять задания в рабочих листах, оценивать себя. Он перед вами, подпишите его. А сейчас проверим, что вы запомнили из наших прошлых путешествий. - Блиц-опрос:
1. В каком веке образовалось Древнерусское государство - Киевская Русь? (конец 9 века) 2.Какое событие ознаменовало освобождение Руси от гнета монголо- татарского ига? (Куликовская битва 1380) 3. Кто был первым царем Руси? (Иван Грозный четвертый 1547) 4. Кто возглавил народное ополчение против польско-литовских и шведских интервентов (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский).
- В рабочих листах предлагаю выполнить 1 задание (слайд 2), в нем вы должны в течение 2 минут соединить имя исторической личности и какое прозвище он получил в народе.
Карточка 1 Имя | Название в народе | - Иван IV
| Мудрый | - Ярослав
| Вещий | - Олег
| Грозный | - Владимир
| Красное Солнышко | - Дмитрий
| Калита | - Александр
| Донской | - Иван
| Невский | - Юрий
| Долгорукий |
Предлагаю проверить друг друга, передайте листы соседу слева и проведите взаимопроверку, сверяя с образцом. (Слайд 3)
Проверьте по образцу и оцените работу (Слайд 4) «5»- 8 правильных ответов «4» - 7-5 правильных ответов «3» - 4 правильных ответа
Наводящая мысль: Прошли столетия, но все эти имена помнит история. Почему? Все эти исторические личности знамениты, потому что оставили яркий след в истории и за свою деятельность народ дал им свои имена.
Работа в парах Используя карточку 1 укажите, кто оставил этот след в истории. Впишите в окошко номер из таблицы - Ввел Христианство на Руси. Русь превратилась в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.
- Собирал дань и отправлял в Орду. Излишки использовал для укрепления и расширения государства. Москва стала центром возрождения государства.
- Всю жизнь вел войны за присоединение к Московскому государству новых земель. Большой бедой для народа была подозрительность и жестокость Ивана Грозного.
- Основатель династии Романовых.
Оцените свою работу. Максимально 5 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.
Обратите внимание на доску. Скажите, во времена какого правителя государство называлось: (Слайд 5) - Киевская Русь.
- Московское государство.
- Российская империя.
- Какие возникают затруднения при выполнении задания? Почему вы не можете выполнить задание полностью? (Мы не знаем, когда наше государство называлось Российской империей и кто правил в это время). Посмотрите на (Слайд 6) О ком мы с вами еще не говорили. В эти времена российским царем стал человек, о котором говорили: То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. (А.С. Пушкин) (Слайд 7) С этой личностью мы знакомились на уроке литературного чтения, работая с произведением С. П. Алексеева «Капитан бомбардирской роты». Какое он в народе получил имя? Таким образом мы определили, что в конце XVII века царем стал Петр I, а государство будет именоваться Российской империей.
|
Подписывают рабочие листы
Высказывают свои предположения, отвечая на вопросы. Объясняют
Сопоставляют, объединяя слова в пары
Выполняют задание по закреплению знаний предыдущей темы.
Учащиеся меняются листочками и проводят взаимопроверку по образцу, оценивание в листе контроля
Выполняют задание по закреплению знаний предыдущей темы. Работают с листом контроля Высказывают предположения
Высказывают предположения |
Умение слушать высказыва ния собеседников (К)
Умение анализиро вать (П),
Умение устанавли вать соответствие (П)
Осуществлять взаимоконт роль (Р)
Умение устанавли вать соответствие (П) Умение слушать высказыва ние собеседника (К)
Осуществ лять контроль (Р)
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)
Умение ориентиро ваться в своей системе знаний (П)
|
3.Самоопределе ние к учебной деятельности. Постановка учебных задач. Задача: подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока | Тема нашего урока: Как образовалась Российская империя (Слайд 8) Сформулируйте задачи урока: Выяснить …………..(как Московская Русь стала Российской империей). Объяснить понятие………(империя) Уметь показывать……(на карте)…….. (географические объекты) Познакомиться………(с личностью Петра I) Узнать…(что происходило во времена правления Петра I)
Для чего мы изучаем события, происходящие в России несколько веков назад?
Начертите на листе шкалу успеха и отметьте, где вы находитесь на данном этапе урока.
Для того, чтобы ответить на все поставленные вопросы предлагаю продолжить работать в группах. Повторим правила работы в группе (выбрать выступающего, уметь слушать, оценить работу друг друга в группе)
|
Формулируют задачи урока
Высказывают предположения
Обозначают на шкале успеха уровень своих знаний Проговаривают правила работы в группе
| Умение понимать учебную задачу (Р)
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П) |
4.Открытие новых знаний Задача: осознание и осмысление новой учебной информации | Для решения задач, нам с вами предстоит провести исследование. У каждой группы свои инструменты исследования - учебник, исторические источники, Интернет ресурсы, исторические документы. Я буду консультантом и координатором ваших действий. Работа в группе осуществляется по определённому плану. Образец плана лежит у вас на столах. Обратите внимание, что в образце плана каждой группы указана тема исследования. (Слайд 9) Для первой группы: «Личность Петра 1», для второй группы: «Что такое империя?», для третьей: «Что изменилось в России за время правления Петра». После проведения исследования каждая группа выступает с представлением результатов. Регламент для проведения исследования 10 мин., для презентации результатов 2-3 мин.
План-задание группы №1 - 1. Прочитать текст учебника на с. 61 – 63(использовать карту Российская империя в 18 веке)
- 2. Узнать каким был Петр в детстве.
- 3. Чем интересовался.
- 4. Почему Петра I называли царем – работником?
- 5. Как Россия стала морской державой?
6. Заполнить карту открытий (найти таблицу с портретом Петра)
План-задание группы №2
1. Прочитать текст учебника на с. 64 – 65 2. Выяснить в словаре, что такое империя и кто такой император. 3. Посмотреть презентацию - 4. Заполнить карту открытий.
План-задание группы №3 - 1. Прочитать текст учебника на с. 66 - 67
- 2. Выяснить какие изменения произошли при Петре I в России.
- 3.Просмотреть презентацию.
- 4. Заполнить карту открытий
|
Планируют свои действия
Работают в группах с текстом учебника, презентацией, дополнительной литературой
|
Умение работать с информацией, представленной в различных источниках (П) Выделять нужные сведения, дополнять свои знания (П) |
5 Первичное закрепление во внешней речи Задача: осознание и осмысление новой учебной информации. | Выступление 1 группы.(Слайд 10) 1. В конце XVII века российским царём стал внук Михаила Романова Пётр в это время ему было10 лет. 2. Петра с детства отличала тяга к знаниям, говорил на многих языках, Увлекался «воинскими забавами». Много времени он проводил со своими полками - Преображенским и Семеновским, строил потешный флот. Впоследствии эти полки станут, основой регулярной армии Российской империи. 3.Он не переставал учиться новому всю свою жизнь, освоил несколько профессий, был трудолюбивым. Петра I прозвали царём-работником за умения, которые были не свойственны знатным особам. Сам Пётр участвовал в строительстве больших кораблей - фрегатов, исполняя мужицкую работу, за что и называли его царём-плотником. 4. Он был честным, строгим и целеустремленным. При Петре I Россия получила выход через Балтийское море в Атлантический океан и стала морской державой.
Неутомимый, волевой, целеустремленный, увлеченный, деятельный, энергичный, учился всю жизнь, не любил, чтобы шли против его воли, хотел постичь все сам.
- А теперь давайте послушаем, какие исследования провели ребята 2 группы(Слайд 11)
Из дополнительных источников мы узнали, что: Империя (от лат. imperium — власть) — форма организации крупнейшего государства, которое имеет сильную армию, сильного царя, который именуется императором. Император (от латинского «начальник», «властитель») — титул главы государства (империи). Из учебника нам стало известно: При Петре I в долгой войне со Швецией были отвоёваны для России земли на берегах Балтийского моря. Желая на века укрепиться на них, Пётр начал строительство нескольких крепостей и городов. В 1703 году в устье Невы была основана Петропавловская крепость. Рядом с ней был построен новый большой город, названный в честь его основателя Санкт-Петербургом (святым градом Петра). В 1713 году Пётр I объявил Санкт-Петербург новой столицей Российского государства. С 1721 года Российское государство становится империей, а Пётр Великий — её первым императором - сильный единоличный правитель , который стремился к влиянию на другие страны и завоеванию новых территорий, была мощная армия и флот. Выступление группы №3(Слайд 12) Преобразования Петра затронули все стороны жизни страны. Они были направлены на улучшение жизни страны и ее жителей. Мы узнали, что Петр проводил свои преобразования в разных направлениях. Все преобразования мы разделили на 3 группы: преобразования в общественной жизни, в армии и в науке. Создаются новые школы, а лучших учеников для продолжения учёбы отправляли за границу. По указу Петра открыли в крупных городах аптеки. Напечатан новый календарь и приказал встречать Новый год 1 января, стала издаваться первая газета «Ведомости». Со времён Петра существуют в России сахарные заводы. При Петре I перемены произошли и в управлении государством, и в жизни богатых и бедных. Оснащение армии и флота потребовало строительства новых рудников, заводов и фабрик. В стране стало больше добываться руды, выплавляться металлов, производиться тканей для шитья парусов и одежды солдатам. Правление Петра I привело к росту могущества и славы России. - Почему Петра I назвали Великим?
Несомненно, мы можем назвать его Великим, потому что он не хотел жить, как жили его предки, он жаждал перемен и создал могучее государство. Из-за того, что он наладил торговые и политические отношения с другими европейскими странами, стали говорить, что он прорубил окно в Европу. По мере выступления групп на доске создается план – схема материала урока (кластер по теме)
|
Выступают с ответами, представляют продукт работы группы
Слушают выступления товарищей
Высказывают предположения | Умение делиться приобретён ной информации ей с другими, пересказы вать её. Умение слушать высказыва ния собеседников (К) Умение ориентироваться в своей системе знаний (П) Участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения. (К) Осознанное построение речевого высказыва ния в устной форме (П)
Осознанное построение речевого высказыва ния в устной форме (П) |
6.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий Задача: выявление уровня усвоения учащимися приобретенных знаний | На доске у нас с вами получилась план – схема урока.(Слайд 13) Сейчас я предлагаю вам выполнить тест, который поможет определить как вы усвоили материал урока. Это 3 задание в листе контроля. Приступаем, на данную работу 2 минуты.
Обведи правильный ответ 1. Кто стал первым российским императором? а) Иван III б) Николай I в) Пётр I 2 Какой город основал Петр I ? А) Санкт-Петербург В) Москва С) Киев 3. В каком году Россия стала империей? а) 1721 г. б) 1725 г. в) 1723 г.
4.При Петре Первом у России НЕ появилось: А) железных дорог В) новой столицы С) флота Д) первого музея- Кунсткамеры Е)первой печатной газеты- «Ведомости»
5. Петр ввел новый календарь и приказал встречать Новый год в ночь а) на 1 марта б) на 1 сентября в) на 1 января 6. Как назывался первый русский музей? а) Эрмитаж б) Третьяковская галерея в) Кунсткамера Проверьте по образцу и оцените свою работу (Слайд 14) «5»- 6 правильных ответов «4» - 4-5 правильных ответов «3» - 3 правильных ответа
| Выполняют тест в листе контроля
Сверяют с образцом
Проводят самооценивание | Осуществ лять самоконт роль. (Р.)
Сохранение учебной задачи (Р) |
7. Рефлексия учебной деятельности Задача: организовать рефлексию и оценку учащимися собственной учебной деятельности | Вспомните замечательные строки А. С. Пушкина о Петре I: То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. - В этих словах показана многогранная ЛИЧНОСТЬ Петра Великого. Объясните такие слова: Чтобы сделать Петра великим, его делают небывалым и невероятным. Между тем надобно изобразить его самим собою, чтобы он сам собой стал велик. (В.О. Ключевский) (Слайд 15) Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой.
Какие у вас личные впечатления от работы на уроке? - Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали? - Что для вас было самым интересным? Вернитесь к шкале успеха, обозначьте на какой высоте вы находитесь после работы над темой. Выскажите свое мнение. Закончите предложение…(Слайд 16)
- Я могу…
- Я узнал…
- Я понял…
- Было интересно…
- Было трудно…
Оцените себя. У вас в рабочих листах, выставлялись отметки по ходу урока. Поставьте общую.
|
Объясняют
Высказывают предположения
Проводят самооценивание
Отмечают шкалу успеха
Проводят рефлексию своей деятельности
Оценивают результаты деятельности
| Умение оценивать правиль ность,выполнения действия, оценивая свою работу (Р); определение успешности учебной деятельнос ти (Л)
|
8.Д/задание | Вам предлагаю выбрать объем задания, оценив свои возможности. «5» учебник с.61-68, из различных источников узнать и приготовить сообщение о том, какие еще преобразования произошли во времена правления Петра I . «4» учебник с.61-68, из различных источников узнать каким изображают Петра I поэты, художники, писатели или составить синквейн. «3» учебник с.61-68, пересказ, тетрадь с.22 № 36-37 В помощь у каждого из вас план – схема урока. |
| Осознание уровня усвоения материала и оценка своих возможнос тей (Л) |