Технологическая карта по окружающему миру по теме " Что такое деньги?"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Бабаева Замира Сейфеловна

Тема: Что такое деньги?

Цель:   

формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления. 

 Задачи:

(предметные)

содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о зависимости между ценой, стоимостью и количеством товара, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека; познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей; способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений;

(метапредметные)

регулятивные  УУД – учить действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

познавательные УУД – содействовать развитию умения создавать модели по заданиям учителя;

коммуникативные УУД – учить строить сообщение  в соответствии с учебной задачей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе

Тема: Что такое деньги?

Цель:   

формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления. 

 Задачи:

(предметные) 

содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о зависимости между ценой, стоимостью и количеством товара, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека; познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей; способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений;

(метапредметные)

регулятивные  УУД – учить действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

познавательные УУД – содействовать развитию умения создавать модели по заданиям учителя;

коммуникативные УУД – учить строить сообщение  в соответствии с учебной задачей.

Оборудование:

– Компьютер;
– Мультимедийный проектор, интерактивная доска;
– Презентация «Что такое деньги?»

– российские монеты;
– иллюстрации бумажных денег;
– карточки для практической работы;

– альбомные листы, карандаши, фломастеры;
– Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2./А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011г.
– Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011г.

Тип урока:

 Урок открытия нового знания.

Ход урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

1.Организационный момент

 (3 мин.)

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

- Здравствуйте, дети.

- Повернитесь лицом к соседу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите ему:

- Я желаю тебе добра;

- Тихонько присаживайтесь.

Обучающиеся поворачиваются к соседу и желают добра.

Регулятивные (формирование целевых установок)

 Личностные (отношение к учебной деятельности)

2. Актуализация. Проверка домашнего задания.

Проверяет знания учащихся с помощью игры «Ромашка».

- Взрослые гадают любят не любят, а мы гадаем знаем не знаем. Давайте погадаем.

1-Что дает нам добывающая промышленность?)

2-Что производит электроэнергетика?

3-Что производит химическая промышленность?

4-Что производит легкая промышленность?

5-Что производит добывающая промышленность для химической?

6-Что производит электронная промышленность?

7-Что производит машиностроение?

-Играют в игру.

-Полезные ископаемые.

ГЭС(гидроэлектростанции) ТЭС-(тепловые электростанции) АЭС-(атомные электростанции)

-Пластмассы, резину, удобрения, лаки, краски)

-Одежду, обувь, ткани.

-Нефть, газ, воду.

-Компьютеры, телевизоры, фотоаппараты, видеокамеры.

-Пылесосы, стиральные машины, велосипеды, мотоциклы, легковые и грузовые автомобили.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личного смысла учения.

Коммуникативные:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3.Самоопределение к деятельности (4 мин.)

Цель: Выявление места и причины затруднения.

На экране появляется видеофрагмент из мультфильма « Муха Цокотуха» 

- Кто это?

- Ребята, скажите, а кто автор данного произведения?

- Вспомните первые строки этого произведения (слайд 9).

- Что нашла Муха Цокотуха?

- Значит, тема урока...?

- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке? 

 

- Это Муха Цокотуха.

- Автор данного произведения К.И. Чуковский.

- Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо,

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар и купила самовар.

- Муха Цокотуха нашла денежку.

Тема урока: « Что такое деньги?» 

- Мы узнаем, что такое деньги.  Для чего они нужны. Историю появления денег.

Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность)

Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом)

Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира)

4.Работа по теме урока

Построение проекта выхода из затруднения  ( 15 мин.)

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств реализации.

- Человек мало может сделать один. Перед нами стоит сложная цель. И чтобы с ней справится, нам нужно разделиться на группы.

Но прежде чем поработать в группах, давайте с вами вспомним правила работы в группах? Вы конечно знаете все эти правила, но я вам ещё раз их напомню.

Правила работы в группе:

  1. В группе должен быть  ответственный;
  2. Если не понял, переспроси;
  3. Один говорит, другие слушают;
  4. Работать в группе дружно ( слайд 10).

Ребята, у вас на столах лежат карточки с текстом и вопросами. Нужно подготовить сообщение по данным вопросам.

1-ая группа Историки

Вопросы

  1. Что в древности использовали вместо денег?
  2. Как появились деньги?
  3. Как выглядели старинные деньги?
  4. Какие денежные единицы используют в разных странах?

2- я группа  Нумизматы

Вопросы

  1. Что такое деньги?
  2. Как называют людей, которые коллекционируют деньги?
  3. Что изображено и написано на монетах?
  4. Какое название имеют стороны монеты и ребро?

Текст

            Несколько тысяч назад люди не знали, что такое деньги. Они просто   обменивались друг с другом различными предметами. Гончары, например, меняли горшки и кувшины. Скотоводы – быков, овец, шерсть и кожу, воины-победители своих пленников. Чтобы  упростить обмен люди придумали деньги. Пользоваться ими оказалось так удобно, что их стали называть одним из величайших изобретений человечества. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например морские раковины, шкурки зверей. На смену им постепенно пришли металлические деньги (монеты) и бумажные деньги (банкноты). В разных странах сейчас используются различные денежные единицы. В России это рубль, в США – доллар. Во многих странах Европы действует единая денежная единица-евро.

    А вот какое определение денег в словаре Ожегова: « Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле - продаже, средством платежей и предметом накоплений».  Разные стороны монеты имеют свои названия. Сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), - лицевая. Она называется « аверс», или как часто говорят, «орёл».  Другая сторона – оборотная. Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство (1 рубль) называется « реверс» или решка. Ребро монеты называется « гурт». Надпись на монете называется легендой.  Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются нумизматами (от латинского слова «нумисма» - монета).

- Приступаем к выслушиванию сообщений.

                     

Обучающиеся разделились на 3 группы – Историки, Нумизматы, Художники.

Обучающиеся начинают работать в группах.

1-ая группа Историки

Несколько тысяч назад люди не знали, что такое деньги. Они просто                                 обменивались друг с другом различными предметами. Гончары, например, меняли горшки и кувшины. Скотоводы – быков, овец, шерсть и кожу, воины-победители своих пленников. Чтобы  упростить обмен люди придумали деньги. Пользоваться ими оказалось так удобно, что их стали называть одним из величайших изобретений человечества. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например морские раковины, шкурки зверей. На смену им постепенно пришли металлические деньги (монеты) и бумажные деньги (банкноты). (слайд 12).В разных странах сейчас используются различные денежные единицы. В России это рубль, в США – доллар. Во многих странах Европы действует единая денежная единица-евро.

2- я группа  Нумизматы

А вот какое определение денег в словаре Ожегова: « Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле - продаже, средством платежей и предметом накоплений». Разные стороны монеты имеют свои названия. Сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), - лицевая. Она называется « аверс», или как часто говорят, «орёл».  Другая сторона – оборотная. Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство (1 рубль) называется « реверс» или решка. Ребро монеты называется « гурт». Надпись на монете называется легендой. Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются нумизматами (от латинского слова «нумисма» - монета). 

Личностные (самоопределение, смыслообразование)

Познавательные (мыслительные операции, самостоятельное выделение и формирование цели, поиск и выделение необходимой информации)

Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно оценочная деятельность)

Познавательные:

(извлечение из предметного текста необходимой информации, использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др).

Коммуникативные:

( выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации,  построение  логической цепи рассуждений и доказательств)

5.Физкультминутка

Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.

- Ребята, мы с вами хорошо поработали. Пришла пора нам отдохнуть.

Буратино

Буратино потянулся,                            

Раз - нагнулся, два - нагнулся.            

 Руки в стороны развел,                        

 Монетки, видно, не нашел,                   

 Чтоб монетки нам достать,

Нужно на носочки встать.

С  кустика достать монетки,

Закопать их в поле редко,

Чтобы выросли они .

Обучающиеся выполняют упражнения

6.Продолжение работы по теме урока

Цель: проговаривание

во внешней речи.

Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д.

Появилась необходимость владения продуктами труда других людей.

Как же стали поступать люди?

Верно, они стали обмениваться различными изделиями и товарами. Ведь денег тогда тоже не было.

 Например, лошадь меняли на 2 мешка зерна, телегу– на барана, за одного барана можно было получить четыре кувшина, два топора или телегу. 

- Как называется такой обмен? Прочитайте в учебнике на стр.68-69 (слайд 19).

Попробуем сами осуществить такой обмен. На доске у нас представлена ярмарка.

Они осуществляли обмен.

Вопрос к первой паре:

- Вы приобрели товар? Как вы его получили?

- Как называется такой обмен? 

Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике?

Кажется,  всё просто и удобно. Но хорошо, когда 2 человека совершают бартер, а вот если возникает такая ситуация когда, например:                                

У Светы  есть груша,  а она хочет морковку.

У Вовы есть морковка, а хочет он банан.

У Миши есть банан, а хочет он грушу.

 - Как быть? (Решение экономической задачи)

- Согласитесь, это заняло больше времени, чем  бартер между двумя людьми. Еще труднее совершить бартер между большим количеством людей.   А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду.  Сложно. Очень сложен  бартер и для предприятий. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным.   Гораздо удобнее другой вид обмена. О котором вы прочитаете на страницах 67-68. 

- Как называется такой обмен?

Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги

- Давайте вернемся на ярмарку и совершим куплю-продажу.

-Как вы приобрели товар?

 Поднимите руку, кто покупал? - Что вы отдавали?

А кто продавал? – Что вы отдавали?

 - Покупка – это тоже обмен, при котором вы меняете деньги на вещи.

- Какие бывают способы обмена?

- На какие товары можно обменять деньги? На какие услуги? (Высказывания детей)

Купить или продавать товар – это значит обменять на какое-то количество денег. На какое именно, указывает цена товара. 
- Всегда ли существовали деньги? (Высказывания детей)

Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков.

 - Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся)

- Однако  и у них был недостаток – металлические деньги тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой большое количество золотых монет: как ни прячь, разбойники все равно найдут их.

И тогда люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги. Сегодня деньгами оплачивают вещи, услуги, продукты -  все, во что вложен труд.

-Один товар обменяли на другой товар, который нам необходим.

Бартер – прямой обмен одних товаров на другие.

- Мы купили товар.

- Мы отдавали деньги.

- Мы отдавали товар.

Купля-продажа- обмен товара на деньги.

(бартер и купля – продажа).

Одежда, продукты, Бытовая техника

Регулятивные (формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность)

Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом)

Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира)

  Личностные (отношение к учебной деятельности, отношение к социальным ценностям)

 

  1. Закрепление изученного (3-4 мин.)

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

- Итак, вы вернулись с ярмарки не с пустыми руками. Кто-то вернулся с деньгами, а кто-то с товаром. Кто вернулся с деньгами, тот может их не тратить, а  копить.

Сбережения - деньги, которые откладывают на будущее.

Заработная плата – плата за работу.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

№1(с. 38).

– Прочитайте задание. Найдите в учебнике определения слов «бартер» и «деньги». Запишите их в рабочей тетради.

№ 2 (с. 38).

– Прочитайте задание. Найдите в приложении фотографии денежных единиц к данному заданию. Вырежьте их и наклейте. Подпишите названия.

– Какими деньгами вы пользуетесь, когда ходите в магазин?

– Какими деньгами вы воспользуетесь, если поедете в США?

– А в Европе?

Все ли можно купить за деньги? Нет. Чего нельзя купить? Приведите свои примеры.

Учитель: Вот такой парадокс — с одной стороны, деньги — великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это — зло, от которого только беды и несчастья.

- Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважение окружающих. Или любовь близких.

Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.

Ученики:

Небо, море, здоровье, дружба, дождь, уважение людей, ветер и т.д.

Познавательные (мыслительные операции,

извлечение необходимой информации из текста )

Регулятивные

(выполнение пробного задания, фиксирование индивидуальных затруднений  в пробном учебном  действии,

саморегуляция  в затруднении)

Коммуникативные (выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью)

8.Рефлексия учебной деятельности(2 мин.)

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Организует рефлексию

-Какими деньгами вы пользуетесь, когда ходите в магазины?

-Итак, что же такое деньги?

-Что нового вы узнали о деньгах?

-Как вы думаете, будут ли деньги меняться?

Графический диктант.

Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «-».

(приложение 9)

Вывод: деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Сейчас я вам раздам  вам листочки и вы придумаете свой дизайн купюры достоинством 50 рублей.

-После того как вы создадите свой дезайн. Мы приклеим их на дерево «Благополучия и достатка нашего класс».

Наш урок подходит к концу.

Спасибо ребята. Урок окончен. До новых встреч.

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Оценивают и корректируют работу друг друга.

Намечают  цели дальнейшей деятельности.

Познавательные

(рефлексия способов и условий действий).

 Регулятивные

(контроль и оценка способов своей деятельности).

Личностные

(самооценка на основе  критерий успешности, адекватное понимание успешности или неуспешности, следование моральным нормам и этическим требованиям)

Коммуникативные

( выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью).

Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли «рубль» (от слова «рубить»). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.

Итак, появились монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо означало количество чистого железа в слитке. Затем стали отражать в слитке место изготовления и символы власти – гербы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое экономика?"

Работа на уроке открытия новых знаний проходит в группах. Раскрывая понятие "экономика", дети создают  коллективный проект, частичным материалом которого являются групповаые проекты....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Что такое деньги?"

Данная технологическая карта урока окружающего мира разработана к УМК "Школа России", автор учебника: А. А. Плешаков...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое Бенилюкс" 2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое Бенилюкс" 2 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Что такое погода?"

Тема: «Что такое погода?» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о погоде и погодных условиях, закрепить знания  названий погодных явлений в природе.Пла...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кто такие птицы?".

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебны...