I этап. Организационный момент. Цель: настроить учащихся на урок. | Создает эмоциональный настрой детей на работу. | Выполняют действия, предложенные учителем. | - Добрый день, ребята. Рада приветствовать Вас на уроке окружающего мира. Вы извините меня, пожалуйста, что я оторвала вас от ваших дел, но мне очень нужна ваша помощь. Я пригласила вас на урок, и у нас с вами будут свои, очень сложные дела. Закройте, пожалуйста, глаза и скажите внутри себя, в сердце: «Учитель, мы поможем тебе, чтобы урок состоялся». Спасибо. | Регулятивные, познавательные
На данном этапе урока используется активный метод приветствия по Ш. Амонашвили.
|
II этап. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. Цель: проверить и воспроизвести коррекцию знаний учащихся; подвести детей к формулированию темы и учебных задач урока.
| Предлагает разгадать кроссворд и попробовать сформулировать тему и учебные задачи урока. | Разгадывают кроссворд, отвечают на предложенные вопросы, формулируют тему и учебные задачи урока.
| - Для того чтобы определить тему урока и повторить материал прошлых уроков, предлагаю разгадать кроссворд. (Слайд..) Ответьте, пожалуйста, на вопросы: 1. Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров. (ТРУД) 2. Он на дорожках во дворе, Он очень нужен детворе, Он на стройке и на пляже, Он в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК) 3. Правила, законы ведения хозяйства. (ЭКОНОМИКА) 4. Составная часть экономики. (ОТРАСЛЬ) 5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей. (УСЛУГИ) 6. Какая промышленность выпускает конфеты, печенье, йогурт? (ПИЩЕВАЯ) -Какое слово получилось в выделенном столбце? (ДЕНЬГИ)
|
|
| Т | Р | У | Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| П | Е | С | О | К |
|
|
|
|
|
| Э | К | О | Н | О | М | И | К | А |
| О | Т | Р | А | С | Л | Ь |
|
|
|
|
|
|
|
| У | С | Л | У | Г | И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| П | И | Щ | Е | В | А | Я |
|
- Каждое ли слово кроссворда можно связать с деньгами? Объясните. (2 – 3 примера). Попробуйте, пожалуйста, сформулировать тему урока. (Слайд ) - Как вы думаете, какие учебные задачи нам предстоит решить сегодня? | Регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Использование элементов мозгового штурма.
|
III этап. Изучение нового материала. Цель: освоить новые знания и учиться применять их на практике
| Задает вопросы, излагает новый материал, опираясь на имеющиеся знания и опыт учащихся.
Знакомит с правилами проведения ролевой игры «Давай обменяемся». Проводит игру и подводит совместно с детьми итоги игры.
| Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Приводят примеры их личного жизненного опыта, делают выводы.
Делятся на группы, заслушивают внимательно правила игры, принимают активное участие, подводят итоги. | 1. Беседа о жизни людей без денег с опорой на имеющиеся знания у учащихся. -Что такое деньги, пожалуйста, выскажите свои предположения. (Ответы детей). А оправдались ли ваши предположения, узнаем немного позже. - Для того чтобы выяснить как появились деньги, мы отправимся в небольшое, но очень увлекательное путешествие. -Кто перед нами? (Слайд ) (Первобытные люди) - По каким признакам определили? (Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа). -Как вы думаете, у них были деньги? (предположения детей) -Вы правы, конечно, не было! -Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили некоторых животных и сделали их домашними, научились ковать железо, и многое другое. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо одновременно. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо. -Что же получалось в таком обществе? (Появились излишки изготовленных предметов и потребность иметь другие изделия у себя). (Слайд ) -Что стали делать люди, чтобы выйти из создавшегося положения, ваши мнения? (Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи). (Слайд ) -Но обменивать товары было очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина или телегу. (Слайд ) -Чем еще могли обмениваться люди? (Ответы) - И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было обменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора. -И как же назывался такой вид обмена, предположения? Обмен товара на товар называется БАРТЕР. (Слайд ) -Какой бартер вы осуществляете между собой? Приведите примеры из своего жизненного опыта. (Примеры детей) 2. Ролевая игра “Давай обменяемся” -Ребята, сейчас мы представим себя жителями Древней Руси и отправимся на ярмарку. Для этого, разделимся на 4 группы: гончары, кузнецы, скотоводы, земледельцы. У каждого из вас есть карточки с изображением предметов, относящимся к вашей группе. Попробуйте сами разделиться на группы, опираясь на карточки. (Делятся на группы). - Каждой группе выдается задание, что необходимо привезти домой с ярмарки. Вам нужно обменять собственный товар на необходимый. Время выполнения задания – 3 минуты. (Звучит музыка ярмарки). -Понравилось ли вам на ярмарке Древней Руси? -Кто не смог произвести обмен? -Какие сложности возникли при обмене? -Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? Спасибо всем за работу, присаживайтесь. - А что же придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь, ваши предположения? | Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.
На данном этапе урока используется активный метод работы над темой. (Игровая технология) |
Физкультминутка Цель: снятие умственного и физического напряжения.
| Проводит диалог с учащимися о первых деньгах. Задает вопросы, требующие законченного логического вывода и осмысления.
Объясняет правила проведения физкультминутки, и проводит ее совместно с учащимися.
| Принимают активное участие в диалоге с учителем, высказывают и одновременно доказывают свое личное мнение по заданному вопросу.
Внимательно слушают объяснения учителя и принимают активное участие в проведении физкультминутки. | Рассказ учителя о первых деньгах. – Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Перепробовали многое: скот, меха, ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу. (Слайд ) – Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.) – Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. – Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. (Слайд ) – Чем же были они удобны? (Не портились, не теряли вида, легко носить с собой). – За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин. – Удобно? – Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. (Слайд ) – Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар). – На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. (Слайд ) – Что же получалось? (РУБЛЬ) – При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)
- Ребята, пришло время немного отдохнуть. Сейчас по моей команде вы должны будете изобразить одно из состояний природы: землю, воздух, огонь, воду. Воздух – встаете с места и начинаете глубоко дышать, представляя, что ваше тело это губка, жадно впитывающая кислород, можете при этом даже зевать; Земля – вы должны будете установить контакт с землей (полом), можете попрыгать, потопать, потереть ногами об пол; Огонь – активно двигаем руками, ногами, всем телом, представляя себя языками пламени; Вода – представляете, что наш учебный кабинет превратился в бассейн, делаем мягкие свободные движения. Продолжаем работу. -У металлических денег все же оказался важный недостаток. Определите какой? (Они тяжелы и занимают немало места) - Какой выход придумали люди? (Появились бумажные деньги). (Слайд ) - Ну а теперь, наконец – то выясним, оправдались ли ваши предположения относительно значения слова деньги. (Слайд) (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги). – Обмен товара на деньги называется КУПЛЯ-ПРОДАЖА.
– Откуда же люди берут деньги? А что нужно делать для того, чтобы зарабатывать деньги? | Регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Коммуникативные, личностные.
На данном этапе урока используется активный метод релаксации: «Воздух. Земля. Огонь. Вода».
|
IV этап. Первичное закрепление и осмысление материала.
Цель: получить представление о сформированности у каждого учащегося применить полученные знания на практике. | Организовывает работу и проверку в парах. | Работают в паре, используя алгоритм работы с четкими пошаговыми инструкциями. Проверяют себя по эталону. Отвечают на поставленные учителем вопросы. | Практическая деятельность учеников – Ребята, мы отлично поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю проверить себя. Поработаем в парах. 1. Практическая работа в парах – У вас на столе лежат российские монеты достоинством: 1 рубль и 1 копейка, а также карточки с алгоритмами для работы в паре. Вам необходимо четко и пошагово выполнить инструкции алгоритма. 2. Индивидуальная работа. Проверка изученного материала в парах. -Положите монеты перед собой так, чтобы вам была видна лицевая сторона. - Как она называется? (Самопроверка по эталону). -А теперь положите так, чтобы была видна оборотная сторона. - Как она называется? (Самопроверка по эталону). (Слайд ) -Какой номинал на ней указан? А легенда? (Слайд ) -Рассмотрите старинные деньги. (2 мин.) -Что на них изображено и написано? – Чем похожи и отличаются деньги разных времен? (Показ слайда с зарубежными купюрами). - Что вы можете сказать по поводу данных купюр? - Какими денежными единицами пользуются в США, в Европе? (Слайд )
| Регулятивные, познавательные, коммуникативные.
|
V этап. Итоги урока. Самооценка. Рефлексия деятельности. Цель: подвести итог проделанной работы на уроке.
| Предлагает подвести итог урока, ответить на вопросы, объяснить смысл пословицы, оценить самих себя с помощью активного метода релаксации «Ярмарка». | Стараются подвести итог урока, отвечая на вопросы и делая выводы, раскрывают значение предложенной пословицы, дают оценку своей деятельности на уроке. | На счет 1 -5 закончим урок. Попробуйте, пожалуйста, подвести итог урока. - Какой вопрос был сегодня главный? – И что же такое деньги? – Какие виды обменов теперь знаете? – Как нужно расходовать деньги? –Как вы можете объяснить смысл пословицы: Не с деньгами жить, а с добрыми людьми. (Слайд …) - Представьте, пожалуйста, что весь сегодняшний день вы провели на ярмарке и вас попросили ответить на вопросы: – Больше всего мне понравилось… – Я бы купил еще этого… – Мне не хватило денег на… – Больше всего я купил… – Самая ценная вещь на ярмарке… – Хотелось бы еще заглянуть в ряды…
- Мальчики сегодня были необыкновенными молодцами, а девочки – умницами, было очень приятно с вами работать, вы меня не подвели. Спасибо за урок!
| Коммуникативные, регулятивные.
Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью активного метода “Ярмарка”. |