Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое экономика?"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Работа на уроке открытия новых знаний проходит в группах. Раскрывая понятие "экономика", дети создают коллективный проект, частичным материалом которого являются групповаые проекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_ekonomika.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе
Учитель начальных классов МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»-
Лыкова Надежда Николаевна
Тема и место урока в системе уроков по данной теме. | Тема: «Что такое экономика?» 1 урок в разделе «Жизнь города и села», урок открытия новых знаний. | ||
Цель урока Задачи | Для учителя | Для учащихся | |
Образовательные: формировать представление детей об экономике, отраслях. Взаимосвязи отраслей. О том, что является двигателем экономики. Развивающие: способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, творческие способности учащихся, навыки работы в группе, умение ставить вопросы, находить нужную информацию. Воспитательные: пробуждать интерес к предмету; к окружающему миру, к действительности, воспитывать культуру поведения при работе в группах., активную жизненную позицию, стремление улучшить жизнь в своём селе. | . Образовательные: знакомятся с понятием «экономика» в словаре Ожегова, под руководством учителя раскрывают понятие экономика. Развивающие: составляют рассказ, используя связанную устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать. Воспитательные: проявляют интерес к предмету; соблюдают культуру поведения при работе в группах, проявляют интерес к будущему своего села, района. | ||
УУД | Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
| ||
Основные термины и понятия | Экономика, отрасли, связи, деньги. | ||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | |
.
| Личностные: осознают понятие «экономика», взаимосвязи отраслей, роль денег в экономике. Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывают своё предположение. Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, словари, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | ||
Ресурсы: основные | - Словарь Ожегова - Ноутбук. - Интерактивная доска. - Документкамера - Раздаточный материал для работы в группах. - Проектные работы (об отраслях экономики). - Схема экономики в виде дерева. | ||
Межпредметные связи | Окружающий мир + Литературное чтение + Русский язык +Математика + объединение неурочной занятости «Проектирование» | ||
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах. |
Этапы урока и планируемое время | Цель этапа | Деятельность и слова учителя | Планируемая деятельность и слова учащихся | Формируемые УУД |
I Организационный момент 0,5 мин | Настроить класс на серьёзную деловую работу. | -Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.
| -Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим | РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика. |
II Выявление места и причины затруднения ( Определение темы и цели урока) 2 мин Целеполагание. 1 мин | Определить проблему, над которой будем работать на уроке. Сформулировать учебную задачу. Представить, что узнают на уроке. | - Сегодня на уроке мы работаем в группах, на группы мы поделились заранее, в таком составе мы работали на занятиях кружковой работы. Эта работа имеет свое продолжение на сегодняшнем уроке. У каждой группы есть свой капитан, который должен умело руководить. Работать вы должны дружно, чтобы не получилось, как в басне И.А. Крылова. О какой басне я говорю? - Для того, чтобы приступить к работе нам нужно что сделать? - Ребята нам пришло видео письмо, посмотрите пожалуйста.( Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Марина Евгеньевна. Я многое слышала про вас, знаю, что вы любознательные, многим интересуетесь, занимаетесь исследовательской и проектной работой. Недавно вы знакомились с отраслями нашего района, работали над проектами по данной теме. Я работаю учителем экономики в лицее, а знаете ли вы, что такое «экономика»?) - Можете ли вы дать ответ на поставленный вопрос? - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Ключевые слова урока: экономика, отрасли, взаимосвязь, деньги Давайте, определим цель урока. Для этого используйте начало фразы - Я думаю, что узнаю… - Мне хотелось бы узнать … | Дети, вспоминают басню, прочитанною на уроке литературного чтения «Лебедь, рак и щука» -Чтобы приступить к работе, нам нужно определить тему и цель нашего урока. - Слышать, слышали, но затрудняемся ответить, что это такое? - Тема нашего урока: связана с экономикой. - Я думаю, что узнаю про экономику… -- Мне хотелось бы узнать о том, какое отношение имеют деньги к экономике.. - А мне интересно узнать о каких взаимосвязях пойдёт речь. | . ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя. КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других ПУУД: выделяет и формулирует познавательную цель. |
III Работа по теме урока ( Работа над созданием проекта) 1 Мотивация учебной деятельности. 1 мин 2 Планирование проекта выхода из затруднения. 2 мин 3Работа над проектом. а) Раскрытие лексического значения слова экономика. 3 мин б) Схема экономики ( отрасли) 11 мин . в)Динамическая пауза. 2 мин . г) Взаимосвязь отраслей. . 9 мин | Осознать необходимость получения новых знаний Спланировать последовательность работы над проектом Выяснить лексическое значение слова «экономика». Изобразить схему экономики в виде дерева. Уточнить назначение каждой отрасли. Сменить вид деятельности. Показать неразрывную связь отраслей. | - Ребята, где вы могли слышать слово «экономика»? - Как часто вы слышите это слово? - Раз это слово мы очень часто слышим, наверное, оно имеет важное значение? Вы согласны со мной? - Ребята, раскрывая новые понятия, вы не против создать коллективный проект на тему «Что такое экономика?» -Ключевые слова будут являться планом нашего проекта. Мы провели большую подготовительную работу и у вас уже есть материал для этого проекта, вы увидите это позднее. Мы неспроста взяли на урок проекты, с которыми работали раньше. - У нас с вами получиться книжечка – брошюрка (учитель показывает папку, которая будет заполняться в ходе работы по теме урока и материалам кружковой работы), которая нам будет нужна на уроках окружающего мира в начальной школе и на уроках экономики в старших классах. Какое название будет у нашего проекта? -Ключевые слова будут являться планом нашего проекта, разделами в книге (экономика, отрасли, взаимосвязь, деньги) - И так приступаем к работе по плану ( план на доске), первое, что мы должны выяснить? -Где мы можем узнать лексическое значение слова экономика? - У вас на столах лежат толковые словари. Найдите значение этого слова. - Всё ли вам понятно из того, что прочитали? Учитель даёт упрощённое значение этого слова, рассказывает о его происхождении. В основе слова «экономика» лежат два древнегреческих слова «экос»- дом «»номос»- закон. Буквальный перевод –«искусство ведения домашнего хозяйства» -- Экономика- это хозяйственная деятельность людей. Экономика- это искусное ведение домашнего хозяйства. Экономика – это наука. -Нужна ли вам знать, о том, что такое экономика? Да, нужно. - Наша экономическая жизнь начинается с того, что окружает нас каждый день- с домашних дел и забот. Ещё древние греки понимали. Что хозяйство нужно вести по определённым законам и правилам. У каждого из вас есть домашняя экономика, в которой у каждого своя роль, своя функция: кто-то моет посуду, кто-то готовит кушать, кто-то ходит в магазин… -Подведём итог первого этапа нашей работы. Раскрыли ли вы значение слова экономика? - Скажите пожалуйста, что такое экономика? - Следующий этап работы,- это работа по отраслям. - Кто для кого ведёт хозяйство? Хозяйство ведёт человек и для человека, для того, чтобы было удобно жить. - Как называется страна, в какой мы живём стране? У каждой страны есть фабрики, заводы… -А ещё, какое хозяйство?.. Послушайте, пожалуйста, сказку «Труженицы - пчёлы» - Спасибо, дети. Содержание сказки говорит о том, что жизнь животных и людей тесно связана. - Давайте, как сказал Филин, изобразим схему экономики в виде дерева. -Какие отрасли вы знаете? - А где вы встретились с этими понятиями Дети заполняют схему на доске. - Ребята, что вы заметили, все ли мы заполнили веточки дерева? - Это о чём говорит? - Да, а что – это мы узнаем в будущем. Вам интересно? - Над этим вы подумаете дома. -Каждая группа готовила проект об одной из отраслей. Защита проектов произошла на занятиях кружка. Кто - то из детей рассказывает, как мы работали. -А теперь от каждой группы кто-то должен кратко рассказать о своей отрасли. ( Каждая группа получает вопросы, по которым готовиться рассказать о своей отрасли) Капитаны групп нам скажут кто. Рассказ сопровождается показом слайдов, о сельском хозяйстве фильмом. (Фильм о школьном хозяйстве)
-Какого транспорта у нас в районе больше всего? - А кто им управляет? - Пришло время отдохнуть. Какая из разученных музыкальных физкультминуток нам подойдёт? Физкультминутка. (Танец) «Песенка шофёра» - Если б вы были министрами, что бы вы сделали, для улучшения жизни своего села Итог. Давайте подведём итог этого этапа работы над нашим проектом.. - Из каких отраслей состоит экономика? - Какая из отраслей составляет экономическую основу нашего района? - Вы провели большую работу по их изучению, скажите, важно ли для экономики развитие каждой отрасли.
- Следующая страница нашего проекта взаимосвязи. О каких взаимосвязях пойдёт речь? - Как вы думаете, связаны ли между собой части экономики? Сейчас вы в группах выполните исследовательскую работу и докажите, что отрасли взаимосвязаны между собой. ( Каждая группа получает конверт, содержащий рисунки различных отраслей, название отраслей и вопрос. Отвечая на него, дети составляют схемы, последовательные цепочки. Представитель от группы защищает работу) Вывод: - Какой мы сделаем вывод. Связаны ли между собой отрасли? - Все отрасли неразрывно связаны между собой, существование каждой отдельно невозможно.
| - Я слышал от родителей, по телевизору … - Я часто слышу это слово по телевизору.. - Конечно, согласны… -Мы с удовольствием будем работать, так как предполагаем, что это важная работа. Дети предполагают.. «Что такое экономика?» ( Название кто-то из детей распечатывает с презентации и вставляет в папку) - Что такое экономика? - В толковом словаре - Найти в Интернете. - Спросить у взрослых. - Дети работают со словарями. - Объяснение не совсем понятно . -Дети, распечатывают с презентации значение этого слова и вкладывают в папку расшифровку слова «экономика». - Да. Мы раскрыли значение слова экономика. . - Наша страна называется Россия. -Транспорт, магазины, школы, больницы,.. - Дети инсценируют сказку. «Труженицы - пчёлы»
- На занятиях кружка мы выполняли проектные работы, побывали с экскурсией на предприятиях нашего села На доске дети вместе с учителем изображают экономику в виде дерева. Ствол – это экономика, а ветви её отрасли. ( Каждая группа прикрепляет на ветви название одной из отраслей) На доске схема экономики, дети делают фото, которое будет вложено в папку проекта на страницу отрасли) - Некоторые веточки остались свободными. - Что экономика включает в себя ещё что-то. - Каждая группа коротко рассказывает об особенностях своей отрасли. (Во время краткого рассказа об отраслях, показываются слайды с видами предприятий нашего района) Дети в проектную папку добавляют групповые проекты по отраслям. Сельское хозяйство Промышленность Торговля Строительство Транспорт - На улицах нашего села много различных машин. - Машиной управляет шофёр. - Нам подойдёт по содержанию урока «Песенка шофёра» Дети танцуют. - Дети могут предполагать . ( Сделали так, чтобы в каждом селе была скорая помощь, своя пожарная часть, позаботились о качественных товарах на прилавках магазинов…) - Дети называют отрасли. Я думаю сельское хозяйство… - Чем больше, будет развиваться отрасль. Тем крепче будет экономика. - Мы предполагаем о взаимосвязи отраслей. - Я, думаю, что да.. У каждой группы свой предмет и таблички с названием отрасли. Дети прикрепляют слова, с названием отрасли на лист с изображением предмета. Работа в группах. ( По окончанию работы, с помощью документ камеры на экран выводится поочерёдно работа каждой группы. Группа защищает свою работу. - Все отрасли неразрывно связаны между собой, существование каждой отдельно невозможно. ( Рисунки и схемы вкладываются в папку проекта) . | ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа, учатся добывать нужную информацию. КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. РУУД: учится ставить проблему. ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с понятием экономика, её составными частями, взаимосвязью отраслей, ролью денег. . ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа, учатся добывать нужную информацию. . ПУУ Д: развивает умение анализировать, сопоставлять и обобщать. КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. ЛУУД: формирует ЗОЖ ПУУД: учится высказывать свою точку зрения. ПУУД: учится обобщат КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвует в обсуждении РУУД: учится контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания ПУУД : высказывает свое мнение ПУУД: учится обобщать, делать выводы. На основе, полученных знаний. |
в) Деньги 5 мин . | Показать, что является двигателем экономики. | Следующая страничка нашего проекта деньги. - Как вы думаете, что является двигателем экономики? - Мы говорили об истории денег на классном часе, Виталик готовил сообщение на эту тему. - Что вы слышите про деньги сегодня? - Что не купишь за деньги? ( Зачитать мини-сочинения детей прошлого выпуска, опубликованные в газете «Донская новь») - В народе говорят «Копейка рубль бережёт» Это как понимать? | -Предполагают. Сообщение Виталика (вкладывается в папку) - Постоянно меняется курс рубля…. - За деньги не купишь счастье, любовь, друзей, удачу… - Это значит быть экономным. | ПУУД: знакомится с историей денег, учится рассуждать, используя жизненный опыт. |
-Подберите однокоренные слова к слову экономика. -Экономный- это какой? - Чтобы экономика была крепкой, важно ли быть экономными жителям страны, членам семьи? Решите задачу экономического содержания. ( Дети решают в группах задачи, высказывают свою точку зрения) - А в каком случае, было бы выгоднее съездить в магазин « Старого центра» -Какой мы сделаем вывод по данному этапу работы над проектом? -Вывод. Экономика не может обходиться без денег.
| Экономика, экономный, экономист. - Я думаю бережливый. -Да…. Дети в группах решают задачу. Тетрадь творческих заданий по экономике в книжном магазине около школы стоит 50 рублей, а в магазине, который находится в «старом центре», до которого нужно ехать на автобусе 30 рублей. В каком магазине тебе выгоднее совершить покупку, если билет на автобус стоит 12 рублей?
(Дети обосновывают свой ответ) - Предполагают -Экономика не может обходиться без денег - Чтобы экономика была крепкой нужно быть бережливым и экономным. | ПУУД: применяет знания, полученные на уроке русского языка, учится доказывать, рассуждать. КУУД: аргументирует своё мнение | ||
г)Подведение итога работы над проектом, презентация. 4 мин | Соотнести цель и его результат | - И так все ли страницы нашего журнала нами исследованы? _ Справились ли мы с работой? - что вам стало понятно в ходе работы над проектом? - Кто из вас может рассказать о нашем проекте? - Какие у вас возникли вопросы? - Отвечая на этот вопрос в будущем, мы сможем продолжить работу над этим проектом, а на сегодня наша задача выполнена - Материал, который вы собрали, вам пригодится на уроках и окружающего мира, и на уроке «Экономика» в старших классах. - Мы ответили на вопрос Марины Евгеньевны? | - Да… - Да. - Мы раскрыли понятие экономика, - Установили взаимосвязь отраслей - Выяснили, что является двигателем экономики.. . Кто-то из детей рассказывает о проекте. - У нас остались незаполненные веточки. Интересно узнать, что ещё относится к экономике.. - Я думаю, что да | ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. РУУД: оценивает правильность выполнения действия
ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других |
IV Рефлексия. 2 мин | Самооценить работу на уроке. | - Дети давайте наше экономическое дерево украсим. Кому на уроке было комфортно интересно, у кого появилось желание ещё больше узнать о том, о чём шла речь на уроке - возьмите и прикрепите красное или жёлтое яблоко, а кому было сложно, что – то его не устраивало – зелёное
-Дети, для вас гостинцы. Наше дерево волшебное, оно дарит вам яблоки. Это подарок, какой отрасли? - Кто из вас знает, а как называется корзина с набором необходимых продуктов? (Продовольственная) - Сегодня эта корзина очень дорого стоит. Я надеюсь, что в скором времени продовольственная корзина станет гораздо дешевле. - Спасибо, дети за работу, мне было с вами приятно работать.. | Дети берут яблоки и прикрепляют на картину… - Сельское хозяйство.. Дети предполагают… | ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
V Домашнее задание 1 мин | Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию.
| - Ребята, подумайте, пожалуйста, что можно ещё отнести к экономике кроме тех отраслей, о которых мы говорили на уроке. А на следующем уроке мы это обсудим. Этот вопрос возник, когда мы составляли схему. - А также вы должны уметь рассказывать об экономике по плану нашего урока, для этого прочитаете статью в учебнике. - Спасибо, дети, за работу. Мне приятно было работать и общаться с вами на уроке. | Слушают. Записывают в дневник. |
Литература:
- А.А Плешаков “Мир вокруг нас”, М., 2011.
- Е.М.Тихомирова Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» Издательство «Экзамен» Москва 2012
- Меньшикова О.И., Попова Т.Л., Кнышова Л.В. Экономика детям. М. “Просвещение”, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»
Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Такие разные праздники", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях.Задачи урокаДидактические:Познакомить с праздниками, которые отмечают ...
Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое погода», УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 1 часть;
Цель урока: формирование представления о понятии «погода»Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о погоде и из чего она складывае...