Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_vo_2_klasse.docx | 42.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена в соответствии с:
-Федеральным государственным стандартом начального общего образования;
-Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им.Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль;
-Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им.Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль.
Планируемые результаты обучения
В процессе обучения выпускник научится:
. различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
. описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
. использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
. использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;
. использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
. обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
.различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края;
. различать прошлое, настоящее, будущее;
. оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
. соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
В процессе обучения выпускник получит возможность научиться:
. описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
. сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
. проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
. использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для
поиска необходимой информации;
. использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
. осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
. • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
. находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, республику Адыгея, Майкоп - столицу Адыгеи;
. осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими России, социальными группами;
. •соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
. используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний
отличать реальные исторические факты от вымыслов;
. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных
устных или письменных высказываний;
. ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
. • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его века в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
. • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- различать изученные группы растений и животных;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Содержание учебного предмета
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
10-15 % времени используется на региональную, национальную и этническую особенность РН и ЭО, которая предусматривает продолжение знакомства учащихся с окружающим миром Кавказа.
Где мы живем (5ч.)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире, планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (аула, что мы называем родным краем (район, область и т.д.). Флаг, герб, гимн России, Республики Адыгея.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Мой аул
Проект «Родной город (село)»
Природа (21ч.)
Неживая и живая природа., связь между ними. Солнце – источник тепла, и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода , их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Домашние и дикие животные родного края. Животные живого уголка родного края. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т.д.). охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга. Растения Адыгеи. Животные Адыгеи
Проект «Красная книга».
Жизнь города и села (10ч.)
Город (аул), где мы живем: освоение особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т.д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (ауле).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, аула (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т.д.(по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (на примере гордости аула).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу нашей местности. Древние дома у адыгов.
Проект «Профессии»
Здоровье и безопасность (9ч).
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевтов, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасности поведение на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т.д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правила экологической безопасности: не купаться в грязных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях. При контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине. Открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т.д.
Общение (7ч.)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношение мальчиков и девочек
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре. транспорте и т.д.).
Проект «Родословная».
Путешествия (18ч.)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро (рассмотреть на примере нашей местности), море и др. части реки (исток, устье, русло); притоки
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва –столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Адыгея на карте. Материки и океаны. Страны мира.
Проекты «Города России», «Страны мира».
Оценка тестовых работ
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
«5» - верно выполнено более ¾ заданий
«4» - верно выполнено ¾ заданий
«3» - верно выполнено ½ заданий
«2» - верно выполнено менее ½ заданий
Оценка проектной работы.
Отметка «5»
Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
Соблюдена технология исполнения проекта.
Проявлены творчество, инициатива.
Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.
Отметка «4»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.
3. Проявлено творчество.
4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.
Отметка «3»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении.
3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта.
Отметка «2»
- Проект не выполнен или не завершен.
Формы организации учебного процесса и виды учебной деятельности
Форма организации учебного процесса - урочная. Вид урока-урок-практикум, урок-опыт, урок-экскурсия, урок- выставка, урок-исследование. Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.
Учебно-тематический план
№№ | Наименование раздела | Кол. часов (всего) | Лабораторные, практические работы | Экскурсии | Контрольные работы | Контрольные срезы |
1 | Где мы живем? | 5 | 1 | |||
2 | Природа | 21 | 3 | |||
3 | Жизнь города и села | 10 | 1 | |||
4 | Здоровье и безопасность | 9 | 1 | |||
5 | Общение | 7 | 2 | |||
6 | Путешествия | 18 | 3 | |||
Итого: | 70 | 11 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Где мы живём (5 часа) | ||||
1 | Родная страна. | 1 | ||
2 | Город и село. Мой аул | 1 | ||
3 | Проект «Родной город (село)» | 1 | ||
4 | Природа и рукотворный мир. | 1 | ||
5 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём!» . | 1 | ||
Природа (21 часов) | ||||
6 | Неживая и живая природа. | 1 | ||
7 | Явления природы. | 1 | ||
8. | Что такое погода? | 1 | ||
9. | В гости к осени. | 1 | ||
10. | В гости к осени. | 1 | ||
11. | Звёздное небо. | 1 | ||
12. | Заглянем в кладовые Земли. | 1 | ||
13. | Про воздух… | 1 | ||
14. | … И про воду. | 1 | ||
15. | Какие бывают растения. Растения Адыгеи. | 1 | ||
16. | Какие бывают животные. Животные Адыгеи | 1 | ||
17. | Невидимые нити | 1 | ||
18. | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | ||
19. | Дикие и домашние животные. Тест | 1 | ||
20. | Комнатные растения. | 1 | ||
21. | Животные живого уголка. | 1 | ||
22. | Про кошек и собак. | 1 | ||
23. | Красная книга. | 1 | ||
24. | Проект «Красная книга» | 1 | ||
25. | Будь природе другом! Тест | 1 | ||
26. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 | ||
Жизнь города и села. (10 часов) | ||||
27. | Что такое экономика. | 1 | ||
28. | Из чего что сделано. | 1 | ||
29. | Как построить дом. Древние дома у адыгов. | 1 | ||
30. | Какой бывает транспорт. | 1 | ||
31. | Культура и образование. | 1 | ||
32. | Все профессии важны. | 1 | ||
33. | Проект «Профессии» | 1 | ||
34. | В гости к зиме. | 1 | ||
35. | В гости к зиме. | 1 | ||
36. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | ||
Здоровье и безопасность. (9 часов) | ||||
37 | Строение тела человека. | 1 | ||
38. | Если хочешь, будь здоров. | 1 | ||
39. | Берегись автомобиля! | 1 | ||
40. | Школа пешехода. | 1 | ||
41. | Домашние опасности. | 1 | ||
42. | Пожар! | 1 | ||
43. | На воде и в лесу. Тест | 1 | ||
44. | Опасные незнакомцы. | 1 | ||
45. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | ||
Общение. (7 часов) | ||||
46. | Наша дружная семья. | 1 | ||
47. | Проект «Родословная». | 1 | ||
48. | В школе. | 1 | ||
49. | Правила вежливости. Тест. | 1 | ||
50. | Ты и твои друзья. | 1 | ||
51. | Мы зрители и пассажиры. | 1 | ||
52. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | ||
Путешествия. (18 часов) | ||||
53. | Посмотри вокруг. | 1 | ||
54. | Ориентирование на местности. | 1 | ||
55. | Ориентирование на местности. | 1 | ||
56. | Формы земной поверхности. | 1 | ||
57. | Водные богатства. Тест. | 1 | ||
58. | В гости к весне. | 1 | ||
59. | В гости к весне. | 1 | ||
60. | Россия на карте. Адыгея на карте. | 1 | ||
61. | Проект «Города России». | 1 | ||
62. | Путешествие по Москве. | 1 | ||
63. | Московский Кремль. | 1 | ||
64. | Город на Неве. | 1 | ||
65. | Путешествие по планете. | 1 | ||
66. | Путешествие по материкам. | 1 | ||
67. | Страны мира. | 1 | ||
68. | Проект «Страны мира». | 1 | ||
69 | Впереди лето. | 1 | ||
70 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...