Технологическая карта по окружающему миру на тему : "Мудрость старости" УМК "Перспектива" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Панова Алёна Дмитриевна

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования  знаний  образах достойной старости.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать как выглядит образ достойной старости, представленный в народных сказках, пословицах, произведениях живописи

- уметь

Личностные:

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своей деятельности;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: презентация, учебник УМК «Перспектива», 3 класс, 2 часть, рабочая тетрадь, карточки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3r_22_ur_mudrost_starosti.docx281.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:        16.04.19                                                                                                                ФИО учителя: Никитина М.Н.

Школа: № 1                                                                                                                        ФИО студента: Першина А.Д.

Класс:                                                                                                                                ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.

Кабинет: 27

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Мудрость старости»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования  знаний  образах достойной старости.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать как выглядит образ достойной старости, представленный в народных сказках, пословицах, произведениях живописи

- уметь

Личностные:

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своей деятельности;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: презентация, учебник УМК «Перспектива», 3 класс, 2 часть, рабочая тетрадь, карточки.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке русского языка. Присаживайтесь.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание.

Л: самоопределение

II. Актуализация и мотивация

Словесный (беседа)

4 мин

Внимательно посмотрите на экран.

 ( показ притчи  «В старости мудрость»)

Хан Садан однажды со всем своим народом решил он перейти в другие земли, где и места для жизни были удобнее, и пастбища обширнее. Но путь до этих земель был долгий и тяжелый.

Перед самым переходом хан Санад приказал убить всех стариков.

— Старики будут мешать нам в пути! — сказал хан. — Ни одного старика не должно быть с нами, ни одного старика не должно остаться в живых! Кто не выполнит этого моего приказа, будет жестоко наказан!

Только один из подданных хана Санада, молодой Цырен, не стал убивать своего старого отца.

Так они шли долго и подошли к большому морю. Здесь хан Санад приказал остановиться на ночлег.

Один из приближенных хана увидел на берегу моря  золотая чаша.

Хан Санад, не раздумывая, приказал сейчас же достать ему эту чашу. 

Так погибло на дне моря много людей хана Санада.

Но безжалостный хан и не думал отказаться от своей затеи. По его приказу ныряли в море и погибали там один за другим его покорные подданные.

Наконец выпал жребий нырять за чашей и молодому Цырену.

Цырен рассказал отцу, что по жребию должен он нырнуть в морскую пучину за чашей.

— Эх вы! Так вы все утонете в море, а золотую чашу все равно не достанете. Ведь чаша эта лежит не на дне моря! Видишь ты вон ту гору, которая высится неподалеку от моря? Вот на вершине этой горы и стоит золотая чаша.

Цырен так и сделал и принес хану чашу.

— Как ты достал эту чашу из моря?

— Я достал ее не из моря, — ответил Цырен. — Я принес ее с вершины вон той горы. В море было только отражение этой чаши.

— Кто же тебе сказал об этом?

-Мой отец.

— Где же твой отец? — спросил хан. Цырен сказал:

— Всю дорогу я вез его в большом кожаном мешке.

Тогда хан приказал привести старика и сказал ему:

— Я отменяю свой приказ. Старики — не помеха молодым. У старости — мудрость. Можешь не прятаться и ехать открыто вместе со всеми!

- Почему хан не стал брать с собой стариков?

-Кто на протяжении всего пути помогал   советами хану?

-В чём же преимущество стариков перед молодыми?

- думал, что они будут мешать им в дороге.

- Цырей

ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

ПО: выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков

ПЛ: синтез – составление целого из частей.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

III. Постановка учебной задачи

Словесный (беседа, фронтальный опрос)

2 мин

Попытайтесь объяснить значение слова «мудрость»

(Словарь Ожегова)

 Мудрость - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. (из словаря Ожегова)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Попытайтесь сформулировать тему урока

- Догадались ли вы, какая будет тема нашего урока?

- Правильно.

- Сформулируйте цель.

(Мудрость старости)

- познакомимся  с   пословицами разных народов; сформировать представление об уважении к старым людям, познакомиться со ступенями человеческого века

Р: целеполагание.

Л:смыслообразование.

ПО: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

IV. Открытие нового знания

Словесный (беседа)

Работа с правилом

Словесный (беседа)

7 мин

Самое прекрасное на земле – это жизнь. Человек, родившийся на свет, подобен маленькому росточку. Расцветает его красота, утверждается в добрых делах, в труде, в любви к людям. С возрастом проступает красота иная – красота опыта прожитых лет, пережитых радостей. Время старости – закат человеческой жизни. И польза  уже не в силе рук, а в доброте и мудрости.

( слайд ступени человеческого века)

- Какие возрастные ступени знаете? Назовите 

-Я продолжу….После зрелости наступает спокойствие, приближение старости, старость, глубокая старость, особая милость Божия.

- На какой ступеньке находитесь вы?

- Просмотрев ступени человеческого века, мне хотелось бы у вас спросить, у кого вы будете учиться мудрости?

Рассмотри старинную картинку "Ступени человеческого века". Запиши под каждой ступенькой ее название. Используй для этого слова: детство, зрелость, младенчество, глубокая старость, юность, приближение старости, спокойствие, особая милость Божья.ступень

  • 0 лет - младенчество
  • 10 лет - детство
  • 20 лет - юность
  • 30-40 лет - зрелость
  • 50 лет - спокойствие
  • 60 лет - приближение старости
  • 70 лет - старость
  • 80-90 лет - глубокая старость
  • 100 лет - особая милость Божия.

(детство)

Р: саморегуляция.

ПО: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ПО: структурирование знаний.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Работа в группах

Практический (работа в учебнике)

Самопроверка

10 мин

Работа в группах. Автобусная остановка

Мы отправимся на автобусе в поисках мудрости по остановкам Московская, Киевская, Минская. В учебнике на стр. с. 80-81 дан текст в нём вы найдёте пословицы  и запишите их.

Затем по звонку группы переезжают на следующую остановку и выполняют задание. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. У каждой группы свой цвет. Повторим правила работы в группе.  

Автобус отправляется!!!

ПЛ: построение логической цепочки рассуждений.

ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

ПО: поиск и выделение необходимой информации.

Динамическая пауза

1 мин

Видеофрагмент

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический (работа в карточке)

7 мин

Мы находимся на следующей остановке.

Подбери к ней пословицу, похожую по смыслу из творчества народов твоего края. Запиши ее.

Прочитайте, что у вас получилось.

/оценка др.групп/

Терпеливость - лучший помощник. - Всякое дело терпеньем одолеть можно.
Доброе слово легко дарить. - Доброе слово и кошке приятно.
Рожь да пшеница не всегда родится, а добрый человек всегда пригодится. - За добрых людей лес рук.
Лучше голодать, чем краденое есть. - Купленный сухарь краденого пирога вкуснее.

ПО: выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

ПЛ: выбор оснований и критериев для классификации объектов.

ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р: оценка.

VII. Включение в систему знаний

Работа в группах.

10 мин

Мы находимся на последней остановке.

Запиши в кружках 12 добрых качеств, которые составляют богатство души человека.

C:\Users\Эмилия\Desktop\98_2.jpg

Качества:
1. Милосердие.
2. Нежность.
3. Верность.
4. Сострадание.
5. Мудрость.
6. Бескорыстность.
7. Прощение.
8. Честность.
9. Добросердечие.
10. Чуткость.
11. Вежливость.
12. Уважение.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный (беседа, опрос)

3 мин

 «Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не изучали тему (младшим).

Старики слабые - им нужно…                   помогать.

Старики одиноки - их надо…                     навещать.

Старики мудрые - у них надо …                учиться.

Старики нас поучают – нужно…               проявлять терпение.

Старики много пережили – их надо …      уважать.

-Итак, ребята, скажите.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Достигли ли мы этой цели?

-Что новое для себя открыл каждый из вас?

- «Я сегодня научился…», «Мне понравилось…», «Мне это обязательно пригодится….»

- Спасибо за урок.

познакомимся  с   пословицами разных народов; сформировать представление об уважении к старым людям, познакомиться со ступенями человеческого века

Да

Р: оценка.

ПО: структурирование знаний.

ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс...

Технологическая карта по окружающему миру на тему "Праздники" 4 класс

Технологическая карта по окружающему миру на тему "Праздники" 4 класс....

Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Россия на карте", 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА (Окружающий Мир) Тема: Россия на карте Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «географическая карта»; с условными знаками на карте  Планируемые ре...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Земноводные» - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о земноводных и какие они бываютЗадачи урокаДидактические:1.     Научиться распознавать характерные ...

Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Превращение и круговорот воды в природе" (3 кл.) «Школа России», учебник окружающего мира: 3 класс, А.А. Плешаков.: часть 1, учебная презентация

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;Задачи урока Планируемые результаты...