КРОССВОРД как средство формирования метапредметных компетентностей у младших школьников
проект по окружающему миру (3 класс)
Составление кроссворда используется для организации самостоятельного поиска младшим школьником ответа на многие вопросы.
Предлагаем алгоритм составления кроссворда для начинающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КРОССВОРД как средство формирования метапредметных компетентностей у младших школьников | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.Р.Ахметдинова
“… каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе и в жизни,
когда вырастет… В хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли.”
А. С. Макаренко
Урочная система организации учебного процесса обновляется формой деятельности учащихся, в результате которой они погружены в атмосферу личностного и познавательного развития, самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Одним из средств формирования компетенций и удачной формой индивидуального прогрессивного развития младших школьников, является кроссворд, использование которого позволяет младшему школьнику усваивать предметные и метапредметные умения в игровой форме на уроках и во внеурочной деятельности.
Существуют разные по функции кроссворды: во-первых, кроссворд, который предназначен для решения (нахождение слов по шифрам); во-вторых, кроссворд, который можно предложить для самостоятельного составления (шифрование слов). Первоначально, ученики на уроках разгадывают кроссворды, предложенные учителем. Данная деятельность способствует предупреждению перегрузки. Систематическое использование кроссвордов на уроках расширяет представления детей о них. Для младшего школьника, разгадывание кроссворда - это своеобразное познание мира через догадки. А ещё, кроссворд – это удовольствие!
Составление кроссворда используется для организации самостоятельного поиска младшим школьником ответа на многие вопросы.
Предлагаем алгоритм составления кроссворда для начинающих:
1. Взять ключевое слово, расположить его буквы в клетки по горизонтали или по вертикали. (После правильного разгадывания кроссворда это слово появится последним).
2.Подобрать подходящие по теме слова, имеющие хотя бы одну одинаковую букву ключевого слова. Расположить эти слова перпендикулярно к ключевому слову и пронумеровать по начальной букве.
3.Из дополнительной литературы (учебников, словарей, энциклопедий) и сети интернет найти определения подобранных слов и составить их шифровку.
4.Оформить кроссворд можно на бумаге или создать электронную презентацию в виде проекта.
Кроссворд формирует умственные способности детей с разным интеллектуальным развитием, их самостоятельность в учебном процессе и умение доводить начатое дело до конца. Правильно организованная подготовка проекта-кроссворда превращается в интересную игру.
Цель проекта: способствовать познавательному и творческому развитию младшего школьника; формировать универсальные учебные действия; коммуникативные компетенции, инициативность, самостоятельность и предприимчивость; совершенствовать основные научные понятия; контролировать знания.
Расшифруем этапы проекта:
1. Выбор темы кроссворда во многом определяет результат работы, и дети выбирают её по интересам в рамках пройденного раздела учебного предмета. Учитывается и то обстоятельство, чтобы работа была выполнима и приносила конкретную пользу участникам.
2.Сбор материала проводится с использованием данных учебника и дополнительной литературы (словари, энциклопедии) или интернет.
3.Составление кроссворда требует максимум самостоятельности, что важно для освоения новых и применения универсальных учебных действий. Выясняя значения непонятных и неразгаданных слов, младшие школьники без всякого принуждения работают с учебными пособиями и другой литературой, непроизвольно создавая условия для полезной организации свободного времени.
4.Подготовка к презентации играет развивающую и организующую роль с использованием графических приемов работы на компьютере.
5.Презентация кроссворда не менее важное, интересное и ответственное дело, ведь это представление результата своей самостоятельной деятельности одноклассникам, учителю.
6.Разгадывание кроссворда активизирует всех младших школьников, приносит положительные эмоции, уверенность в своих знаниях. Непроизвольно возникает желание детей искать и отгадывать другие слова.
Самостоятельную творческую деятельность обязательно следует оценивать, ведь оценка стимулирует на дальнейшую работу. Составляя кроссворды, младший школьник овладевает:
- речевыми средствами для активного использования их в речи и для решения познавательных задач;
- навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного речевого высказывания;
- базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- знаково-символическими средствами представления информации в виде схем;
- начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и явлений (природных, социальных, культурных) действительности; логическими действиями классификации по родовидовым признакам и отнесения объектов к известным понятиям;
- начальными формами познавательной и личностной рефлексии, способами творческого и поискового саморазвития.
Развивающая роль кроссвордов в том, что младшие школьники тренируют память и расширяют кругозор, развивают сообразительность и ассоциативность мышления. Разгадывание кроссворда - умственная зарядка, благотворно влияет на организм младшего школьника: успокаивает, расслабляет, побуждает работать в оптимальном режиме. Врачи рекомендуют использовать кроссворд как успокаивающее средство. А составление кроссворда для загадывания придает дух соревнования, удовлетворяет потребность показать ум. При этом младший школьник обостряет мыслительную деятельность, принимает самостоятельное решение, проверяет и оценивает свои способности, служащие овладению метапредметными понятиями, чувствует радость от своей деятельности и проявляет желание продолжить её. А желание – самый важный компонент при формировании метапредметных (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) компетентностей, положительных качеств личности (борьба с ленью, с нежеланием, с безразличием), актуализации учебно-познавательной деятельности.
Составление и разгадывание кроссвордов углубляет, расширяет и выравнивает знания одноклассников, сближает их по интересам. При систематическом использовании заданий развивающего и творческого характера интерес к знаниям возрастает многократно, что обеспечивает формирование ключевых компетенций, составляющих основу умения учиться. В результате, младший школьник проявляет:
- знания в нестандартной, новой ситуации с использованием умений из разных образовательных областей;
- умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
- уровень личностного отношения к учебному труду;
- учебную инициативу и самостоятельность, становление личности, способной активно действовать в современном мире.
Предлагаем кроссворды, составленные учащимися 3 класса. Думайте! Разгадывайте! Составляйте!
Власова Альбина
7. | |||||||||||
10. | |||||||||||
1. П | 2. О | 3. Д | 4. С | 5. О | 6. Л | Н | 8. Е | 9. Ч | Н | 11.И | 12.К |
По вертикали: 1.Хвойное дерево с пушистыми мягкими лапами. 2.Кустарник со съедобными плодами-орехами. 3.Лиственное дерево-долгожитель с желудями. 4.Хвойное дерево с длинными иглами и округлыми шишками. 5.Дерево, у которой листья дрожат. 6.Медоносное дерево. 7.Кустарник с красными горькими ягодами. 8.Новогоднее дерево. 9.Дерево с плодами, собранными в кисти. 10.Листья этого дерева являются символом начала учебного года. 11.Плакучая … . 12.Южное вечнозеленое хвойное дерево.
Ответы по вертикали: 1. пихта 2.орешник 3.дуб 4.сосна 5.осина 6.липа 7.калина 8.ель 9.черемуха 10.клен 11.ива 12.кипарис
Гайнетдинова Эвелина
1.Ж | |||||||||||
2. | И | ||||||||||
3. | В | ||||||||||
4. | О | ||||||||||
5. Т | |||||||||||
6. | Н | ||||||||||
7. | О | ||||||||||
8. | Е |
По горизонтали: 1.Животное с длинной шеей. 2. Маленькая птица, живущая на болоте. 3.Птица, которая питается кедровыми орехами. 4. Ценный пушной зверек, живущий в тайге. 5. Птица, которая прячется в снегу. 6. Полосатый зверек, любящий орехи. 7. Птица, которая летает быстрее всех птиц. 8. Зверек, живущий в дупле и делающий запасы на зиму.
Ответы по горизонтали: 1.жираф 2.кулик 3.кедровка 4.соболь 5.тетерев 6.бурундук 7.сокол 8.белка
Гильманова Лилия
1. Д | ||||||||
2. | Е | |||||||
3. | Р | |||||||
4.Е | ||||||||
5.В | ||||||||
6.О |
По горизонтали: 1.Крупное лиственное дерево с плодами-желудями. 2.Дерево с белыми душистыми цветками или черными ягодами, собранными в кисти. 3.Лиственное дерево с белой корой. 4.Зимой и летом одним цветом. 5.Плодовое дерево с сочными темно-красными ягодами. 6.Лиственное дерево, которое «дрожит».
Ответы по горизонтали: 1.дуб 2.черемуха 3.береза 4.ель 5.вишня 6.осина
Гимазетдинов Руслан
1.О | |||||||||||
2. | З | ||||||||||
3. | Е | ||||||||||
4. | Р | ||||||||||
5. | О |
По горизонтали: 1.Пресноводная рыба с красноватыми плавниками. 2.Кто без головы живет? 3.Насекомое с длинным тонким телом и двумя парами прозрачных крыльев. 4.Насекомое, которое легко бегает по воде. 5.Хвостатый родственник лягушки.
Ответы по горизонтали: 1.окунь 2.беззубка 3.стрекоза 4.водомерка 5.тритон
Зайнуллин Айгиз
1. П | |||||||||||||
2. | Р | ||||||||||||
3. | И | ||||||||||||
4. | Р | ||||||||||||
5. | О | ||||||||||||
6. | Д | ||||||||||||
7. | А |
По горизонтали: 1.Если баловаться со спичками, может случиться … .2.Этот край открыли первопроходцы.3.Грызун, похожий на хомячка.4.Северная морская птица с длинным острым клювом.5.Птица, похожая на чайку.6.Природная зона России.7.Северная морская птица величиной с утку.
Ответы по горизонтали: 1.пожар 2.Сибирь 3.лемминг 4.кайра 5.моевка 6.тундра 7.гагарка
Казыханова Азалия
1.О | ||||||||||
2. | В | |||||||||
3. | Ц | |||||||||
4. | Е | |||||||||
5. | Б | |||||||||
6. | Ы | |||||||||
7. | К |
По горизонтали:1.Незаменимое животное тундры.2.Кто видит ночью?3.Полярная лисица с ценным мехом.4.Грызун тундры, рождает потомство под снегом.5.Ягоды, похожие на чернику.6.Обитатель водоемов.7.Хищник, уничтожающий больных и слабых оленей.
Ответы по горизонтали: 1.олень 2.сова 3.песец 4.лемминг 5.голубика 6.рыба 7.волк
Камалова Ирина
1. | Ц | |||||||||
2. В | ||||||||||
3. | Е | |||||||||
4. | Т | |||||||||
5. | Ы |
По горизонтали:
Минимухаметова Лилия
1. Ж | |||||||||
2. | И | ||||||||
3. | В | ||||||||
4. | О | ||||||||
5. | Т | ||||||||
6. | Н | ||||||||
7. О | |||||||||
8. | Е |
По горизонтали:1.Африканское животное с длинной шеей. 2.Крупное хищное млекопитающее с полосатой шкурой. 3.Животное, питающееся муравьями. 4.Северное ластоногое животное с клыками и усами. 5.Крупное морское млекопитающее. 6.Бамбуковый медведь. 7.Родственное лошади животное с длинными ушами. 8.Бывает бурый или белый…
Ответы по горизонтали: 1.жираф 2.тигр 3.муравьед 4.морж 5.кит 6.панда 7.осел 8.медведь
Сафиуллин Наиль
1. | Ж | ||||||||
2. | И | ||||||||
3. В | |||||||||
4. | О | ||||||||
5. Т | |||||||||
6. | Н | ||||||||
7. | О | ||||||||
8. | Е |
По горизонтали: 1.Самое крупное ластоногое млекопитающее. 2.Крупная водоплавающая птица с длинным и большим кожистым мешком под челюстью. 3.Хищное животное семейства куньих. 4.Домашнее животное, которое ловит крыс и мышей. 5.Морское ластоногое млекопитающее, имеющее большое промысловое значение. 6.Крупная неядовитая змея семейства удавов, обитающая в джунглях.
7. Млекопитающее семейства зайцев. 8.Крупный хищник семейства кошачьих с шерстью желтого цвета в черных пятнах.
Ответы по горизонтали:1.морж 2.пеликан 3.выдра 4.кошка 5.тюлень 6.питон 7.кролик 8.гепард
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"
Актуальность темы обусловлена обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...
Мастер-класс: "Карта познания" как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках ФГОС.
Составление "Карты познания" является эффективным приемом по формированию и развитию критического мышления ,активизации познавательного процесса, формирования навыков самоанализа и самоконтроля.В данн...
Статья "Средство формирования метапредметных умений у школьников."
.Сегодня, наверно, все учителя знакомы с нормативными положениями ФГОС, но как достичь обозначенного результата – проблема для учителя. Безусловно, перед учителем возникает проблема:...
Cтатья "Решение логических задач - важное звено в формировании метапредметных умений младших школьников".
Из опыта работы....
Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников
Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников...
"Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников"
Компетентностно-ориентированное задание моделирует практическую, жизненную ситуацию и строится на актуальном для учащихся материале....
Формирование метапредметных умений младших школьников на уроках математики посредством упражнений развивающего характера
выступление на методических обьединениях учителей начальной школы...