Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников
презентация к уроку на тему

Сорокина Ольга Владимировна2

Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tehnologiya_problemnogo_obucheniya.ppt858.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сорокина Ольга Владимировна , преподаватель начальных классов МОУ СОШ № 21 г. Волгограда Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников

Слайд 2

Цель исследования : изучение технологии проблемного обучения как средства формирования учебной мотивации младших школьников. Объектом исследования является учебная мотивация младших школьников. Предмет исследования : особенности формирования учебной мотивации младших школьников посредством проблемного обучения.

Слайд 3

Гипотеза исследования : использование технологии проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников будет протекать успешно если: - на уроках в системе будут использоваться ситуации проблемного обучения; - вовлекать детей в исследовательскую деятельность; - подбор проблемных ситуаций строить с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Слайд 4

Достижение поставленной цели предопределяет постановку и решение следующих задач: 1) рассмотреть особенности проблемного обучения; 2) определить методы проблемного обучения; 3) дать характеристику учебной мотивации младших школьников; 4) описать опыт использования технологии проблемного обучения для формирования учебной мотивации у младших школьников.

Слайд 5

Практическая значимость исследования заключается в том, предложенный опыт применения технологии проблемного обучения для формирования учебной мотивации младших школьников может быть полезен учителям начальных классов, начинающих использовать данную технологию в свой работе; теоретические основы проблемного обучения можно использовать как лекции в педагогических учебных заведениях (ВУЗах, колледжах), информацию для педсоветов, консультаций с молодыми специалистами и т.д.

Слайд 6

Методы исследования: анализ психолого-педагогических литературных источников, анализ базовых понятий; сбор и обобщение материалов исследования, метод классификации, наблюдение, опрос

Слайд 7

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Слайд 8

Проблемное обучение включает несколько этапов : 1. осознание общей проблемной ситуации; 2. её анализ; 3. формулировка конкретной проблемы; 4. решение проблемы; 5. проверка правильности решения проблемы.

Слайд 9

Уровни школьной мотивации

Слайд 10

Проблемный урок я строю по строго определённой структуре 1) выявляю уровень знаний и представлений учащихся по данной теме (устанавливаю каков реальный запас их знаний и жизненный опыт, а также учитываю типичные ошибки, допускаемые школьниками); 2) предусматриваю, какие новые сведения понадобятся учащимся для разрешения системы проблемных ситуаций при проблемном изучении темы, а также продумываю способы сообще­ния этих необходимых сведений; 3) выявляю интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения.

Слайд 11

Этапы урока Учитель Ученик Орфографическая зарядка (комплексное повторение, развитие умений с элементами актуализации изученного) Предлагает учащимся записать предложения, слова, выполнить комплекс заданий (группировка и объяснение орфограмм, разные виды разбора и т.д.) Вариант: ученики сами формулируют задания к данному предложению и затем выполняют их. Актуализация изученного Воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых для «открытия» нового знания; фиксирование затруднения в деятельности Выполняют упражнение. Постановка учебной проблемы. Варианты: 1. Создание проблемной ситуации. 1.1. Предлагает практическое задание на новый материал, чтобы возник разброс мнений учащихся (фронтально, в группах или в парах) или разные варианты уже выполненного задания. 1.2. Одновременно предлагает противоречивые факты или теории. 2. Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование темы урока). Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречие. Структура проблемного урока

Слайд 12

Формулирование проблемы, планирование деятельности Какой же возникает вопрос? Что предстоит выяснить? Как будем действовать? Записывает на доске основную проблему, вопрос или тему, план. Формулируют учебную проблему (вопрос или тему), называют этапы работы. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения) Варианты: 1. Предлагает ученикам выдвинуть гипотезы: -Какие есть предложения, версии? (Все версии принимаются с одобрением). Фиксирует на доске версии в виде схем, ключевых слов и т.д., организует обсуждение. 2. Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов, которые подводят детей к формулировке правила или определения. Предлагают свои версии (фронтально или в группах). По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника). Отвечают на вопросы, формулируют правило или определение, сверяют с учебником. Развитие умений- применение нового знания. 1. Просит детей прочитать про себя задание к упражнению, объяснить, что нужно сделать (с проговариваем, коллективно, по ходу выполнения упражнения). 2. Предлагает самостоятельно выполнить упражнение. Читают, объясняют и выполняют с проговариванием. Выполняют индивидуально или в парах, по окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали. Итог урока. -Какая была проблема (вопрос, тема)? -Какой ответ (решение) мы нашли? К какому выводу пришли? - Что получилось на уроке? - Что вызвало затруднение? -Как оцениваете свою работу? И т.д. Обобщают, делают выводы. Рефлексия. Самоанализ, самооценка. Обсуждение. Домашнее задание. Комментирование д/з Вопросы по ходу комментирования (выбор д/з)

Слайд 13

Фрагмент проблемного урока по русскому языку во 2 классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

Слайд 14

Фрагмент проблемного урока по русскому языку во 2 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи»

Слайд 15

Срезы Познаватель ный интерес, % Избегание наказаний родителей, % Желание больше знать, % Желание в дальней шем хорошо работать, % Желание поступить в ВУЗ, % Желание доставить радость родителям, % I 25 40 5 10 50 10 II 45 20 15 10 25 5 Мотивы учебной деятельности учащихся 2 классов

Слайд 17

Уровни школьной мотивации учащихся 2 классов Срезы Высокий уровень мотивации, % Хорошая учебная мотивация, % Положительное отношение к школе, % Низкая учебная мотивация, % I 15 35 40 10 II 25 50 20 5

Слайд 18

Подведем итог Постоянная постанова перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешать, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации младших школьников средствами информационных технологий.

В презентации раскрываются вопросы мотивов учения  школьников, формирование мотивов учения с помощью ИТК....

Проблемное обучение как средство организации учебно-познавательной деятельности младших школьников

Проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизироват...

Обобщение опыта по теме "Проблемное обучение как средство формирования познавательных универсальных действий младших школьников"

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе разви...

Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации младших школьников.

Проблема домашнего задания на сегодняшний день остаётся весьма важной и актуальной буквально по всем школьным предметам.Несмотря на множество методов формирования мотивации учения младших школьников, ...

Использование инновационных технологий как средства повышения учебной мотивации младших школьников

Статья раскрывает значение современных технологий в учебной деятельности младшего школьника....

Пояснительная записка к презентации "Технология проблемно-диалогического обучения как средство формирования познавательных УУД младших школьников"

В пояснительной записке раскрывается опыт  работы представленный в презентации по формированию познавательных (общеучебных) УУД через внедрение в урок и внеурочную деятельность технологии проблем...