Статья "Средство формирования метапредметных умений у школьников."
статья по теме

курчевенкова марина николаевна

.Сегодня, наверно, все учителя   знакомы с нормативными положениями ФГОС, но как достичь обозначенного результата – проблема для учителя.  Безусловно, перед учителем возникает проблема: как построить учебный процесс, чтобы получить результаты, обозначенные в новом стандарте? Решить обозначенную проблему позволит организация учебного процесса, основанная на применении технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya_1.zip15.25 КБ

Предварительный просмотр:

  Санкт- Петербург

ГБОУ СОШ №262

Учитель высшей категории    Курчевенкова Марина Николаевна

Учитель высшей категории Чувакорзина Виктория Анатольевна

Статья

ТРИИК, как средство формирования метапредметных умений у школьников

 в урочной деятельности.

«Благодаря истинному знанию ты будешь   гораздо смелее и совершеннее

в каждой работе, нежели без него»

А.Дюрер

            Изменилось общество,  изменились дети, их потребности, интересы, ценности.    Все это требует обновления системы образования, которое обозначено в новом стандарте. Сегодня, наверно, все учителя   знакомы с нормативными положениями ФГОС, но как достичь обозначенного результата – проблема для учителя.  В соответствии с новым стандартом учащиеся по окончании начальной школы должны владеть не только предметными, но личностными  и  метапредметными умениями.

Метапредметные умения –это универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, такими как, умение работать с информацией, обеспечивать управление познавательной деятельностью, составляющими основу умения учиться .

К сожалению, в предлагаемых УМК практически нет заданий, способствующих формированию метапредметных умений. В методических рекомендациях мы читаем общие слова о том, что включают в себя метапредметные умения.

Безусловно, перед учителем возникает проблема: как построить учебный процесс, чтобы получить результаты, обозначенные в новом стандарте? Учитель нуждается в методическом обеспечении реализации основной образовательной программы в контексте ФГОС.

Решить обозначенную проблему позволит организация процесса повышения квалификации, основанная на применении технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности

«Технология развития информационно-интеллектуальной компетенции» - ТРИИК, представляет собой систему по организации освоения учебного предмета. Под системой в ТРИИК  понимается  совокупность взаимосвязанных учебных заданий, в процессе выполнения которых, ученики работают с информацией, усваивают содержание темы и  у них формируются личностные, метапредметные и предметные умения.

I этап  «Самоопределение в деятельности»                                              

      Это учебное задание, которое стимулирует интерес учащихся к изучению новой темы, посредством специально сформулированной учителем ситуации.                                                                                                      

При составлении ситуативного задания следует учитывать возрастные особенности школьника.

Ситуативное задание

1 класс. УМК «Школа 21века».Русский язык. Тема «Перенос слов».

   -Встретились на лесной полянке два гнома. Они очень гордились тем, учатся в лесной школе и уже умеют писать слова. И решили они написать  на березовом  листике письмо Белоснежке. Но ее имя оказалось таким длинным, что не поместилось на одной строчке. И гномы разделили слова на части и перенесли их. Вот что у них получилось. Гномы сравнили свои листики и заспорили - кто же из них прав?

                                                   

- Ребята, как  вы думаете, кто из гномов прав? (Дети высказывают различные мнения, но к общему ответу прийти не могут).

- А вы хотите узнать, кто из гномов прав и помочь разрешить спор? Что для этого нужно? ( Нужно узнать правило переноса слов)

4 класс. УМК «Школа 21века».Математика. Тема «Площадь треугольника».

                                       

- По электронной почте ученики 4 класса получили от своего учителя письмо. Учитель попросил ребят к следующему уроку вычислить площадь фигур, данных на рисунке. Рассмотрев рисунок, ребята удивились заданию, ведь нахождение площади треугольника они еще не изучали. Но учитель уверял, что это сделать легко, если внимательно прочитать слова великого математика Пифагора.–А вы хотите помочь ребятам справиться с заданием учителя? Что для этого необходимо?

    Результатом этого этапа является самоопределение школьников, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения, что и формирует регулятивные умения.

II этап «Учебно-познавательная деятельность»

    Ситуативные задания учитель ставит так, чтобы у ребят не хватило знаний для решения данной проблемы. Им приходиться эти знания  самостоятельно добывать из различных источников. Это могут быть словари, интернет, справочники, но чаще всего это учебник,  там ребята  учатся находить учебную информацию и работать с ней.

 Рассмотрим  учебно-познавательную деятельность

2 класс УМК «Школа 21век». Русский язык. Тема «Омонимы».

1 шаг. Учитель направляет, организует учебную деятельность по освоению учебной информации на уровне «ЗНАНИЯ» на этом этапе предусматривается самостоятельная работа учащихся с терминами, понятиями, высказываниями, правилами. Эта категория заданий основана на запоминании и воспроизведении изученного материала.                         

2 шаг. Дети осваивают эту же учебную информацию, но уже на уровне «ПОНИМАНИЯ» учебные задания предполагают работу с этим же содержанием на уровне объяснения, обоснования существующего знания.

     Объясни,  докажи, что в стихотворении встречаются омонимы.

« Я вспоминал о том счастливом дне,

Когда увидел двух сомов на дне.»

На данном этапе работа  проходит в парах, а это развитие коммуникативных действий младших школьников.

     Найди спрятанную шутку.

  «Ел старик хлеб сухой, дак откуда под столом рыбьи кости?»

3 шаг. Организация учебной деятельности учащихся по освоению этой же информации на уровне «УМЕНИЯ». Учебные задания на данном этапе направлены на применение полученных знаний. Учащиеся должны проявить способность использовать и применить на практике то, что они узнали и поняли. Работа  проходит в группах.  

                                             

4 шаг.  ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Организация учебной деятельности учащихся по предъявлению  результата освоения этой же учебной информации данного блока. Диагностическое задание соответствует  заданию на «умение», но его цель – установить степень освоения учебного материала.

                           

                         Спиши текст и подчеркни омонимы.

                 

    Последовательное выполнение заданий на «знание», «понимание» и «умение» формируют умение учащихся работать с информацией, это соответствует метапредметным умениям, что и требует от учителя ФГОСТ второго поколения.

III этап «Интеллектуально-преобразовательная деятельность»

       Этап  интеллектуально – преобразовательной деятельности предполагает использование школьниками приобретенных знаний и умений темы для выполнения вариантов ситуативного задания. Учащиеся выбирают вариант задания, способ деятельности и выполняют задания на основе полученных знаний. Результатом этапа является выполнение ситуативного задания.

1 класс. Тема: Правописание слов с разделительным « Ь » и « Ь » показателем мягкости.

Информативный вариант

Вспомни правило, чем отличается разделительный Ь от Ь - показателя мягкости. Запиши данные слова в 2 столбика:

день, коньки, семья, угольки.колья, скамья, роль. Софья, Машенька, пень, ручьи.

Импровизационный вариант

Отгадай загадки и запиши отгадки в 2 столбика: Ь - показатель мягкости, Ь - разделительный.

Соловьи, лень, коньки, друзья, ........, печка.

-Какое слово было лишним, почему?

Эвристический вариант

Запиши 5 слов с Ь - показателем мягкости

и 5 слов с разделительным Ь.

На данном этапе формируются  метапредметные умения, то есть школьники учатся: -выбирать вариант выполнения задания;                                                                                                  - использовать приобретенные знания;                                                                                            - выполнять учебное задание в соответствии с планом;                                                                                              - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;

 - корректировать результаты деятельности — вносить необходимые дополнения, исправления;

- оценивать результаты выполненного задания.

IVэтап «Рефлексивная деятельность»

На данном этапе полученный результат соотносится с поставленной деятельностью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности  по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы.

  1. Задание на самоанализ. Закончи предложение.

Для меня важно узнать, что такое омонимы, потому что…..

Чтобы правильно находить омонимы нужно……..

  1. Задание на самооценку.

Я доволен(недоволен) своей ролью в обсуждении, потому что ….

Формирование метапредметных умений у школьников

   В результате двухлетней работы по технологии ТРИИК, заметны очевидные изменения школьников:

- возрос интерес к учебной деятельности;

- учащиеся проявляют творческое отношение к учебному процессу;

- повысилась продуктивность урока: больше успешно выполненных заданий;

- школьники отвечают на поставленный вопрос, формулируют  четкий и конкретный ответ;

- учащиеся учебные действия с известным правилом;

- большая часть учащихся адекватно анализируют и оценивают свою учебную деятельность.

       На смену традиционной парадигме «учитель – учебник- ученик» пришла новая парадигма «ученик-  учебник- учитель», где особую значимость приобретает мотивированное и самостоятельное учение учеников.

Использованная литература.

Л.Г. Панфилова, Т.Г. Матвеева, С.А. Сапон. Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий анализировать информацию, делать выводы....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Выступление на ГМО «Особенности формирования метапредметных умений у учащихся начальных классов в условиях ФГОС»...

Лекция "Формирование метапредметных умений у младших школьников в условиях дистанционного обучения"

Формирование метапредметных умений у младших школьников в условиях дистанционного обучения...