"Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников"
статья по теме

Гущина Ирина Юрьевна
Компетентностно-ориентированное задание моделирует практическую, жизненную ситуацию и  строится на актуальном для учащихся материале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

«Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников»

Слайд 2

Современная школа нуждается в переходе на компетентностный подход к образованию. В связи с введением ФГОС у  учителя появляется необходимость формирования у учащихся универсальных учебных действий. Об этом говорят слова из концепции стандартов второго поколения: «Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - важнейшее направление развития учащихся».

В начале прошлого учебного года я осознала задачу стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому я сосредоточилась на изучении и разработке компетентностно-ориентированных заданий.

Слайд  3

       КОЗы – это компетентностно-ориентированные задания, представляющие собой способ формирования и развития у учащихся различных компетентностей.

Слайд 4

Я определила круг задач, которые мне нужно будет решить:

1. Подробнее изучить сущность компетентностностного подхода в образовании.

2. Научиться узнавать компетентностно-ориентированные задания.

3. Научиться использовать компетентностно-ориентированные задания в работе с детьми.

4. Научиться разрабатывать компетентностно-ориентированные задания.

5. Собирать дидактическую копилку материалов.

6. Найти, подобрать материалы для дальнейшей методической работы с педагогами по данной тематике.

7. Найти единомышленников среди коллег в  школе.

8. Поделиться своим опытом и ознакомиться с опытом коллег.

Слайд 5

Конечно, за один год все задачи я решить не могла. Но уже разобралась со структурой КОЗ, начала активно применять их на своих уроках.

Прекрасно понимая, что нагрузка ученика начальной школы не может быть увеличена, я решила использовать компетентностно-ориентированные задания в учебном процессе. Для себя определила, что такие задания в моих уроках должны присутствовать не реже 1 раз в неделю. При этом учебные предметы могли быть разные: математика, русский язык  и литературное чтение, технология, окружающий мир. Условием включения компетеностно-ориентированного задания было прежде всего содержание урока, тип урока. К концу учебного года у меня собралось около 50 заданий по разным предметам. Основное внимание я уделяла заданиям на работу с текстом, графиками, таблицами, а также на развитие познавательных и коммуникативных УУД.

Позволю себе отметить, что компетентностно-ориентированные задания изменяют традиционные подходы к уроку. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют применения накопленных знаний в практической деятельности, так как назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Компетентностно-ориентированное задание –

  1. деятельностное задание;
  2. моделирует практическую, жизненную ситуацию;
  3. строится на актуальном для учащихся материале;
  4. структура задаётся следующими элементами:

-  Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение).

-  Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания).

-  Источник информации (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания).

-  Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

Мои ученики вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они  учатся понимать и осваивать новое,  становятся более открытыми и способными выражать собственные мысли, учатся принимать решения, формулируют интересы и осознают свои возможности.

 Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

При постановке целей современного урока   я предполагаю   ответ на вопрос, чему научится ученик и где сможет эти знания  применить.

После знакомства со статьями в журналах, интернете возникла   проблема -  готовые разработки обычно не  подходят к нашим условиям проживания, требованиям, не  ориентированы на учеников моего класса, требуют корректировки, доработки. Для формирования УУД необходимо разработать систему компетентностно-ориентированных заданий.

Слайд 6

  Поэтому  я заинтересовалась этой темой и в своей работе активно разрабатываю компетентностно-ориентированные задания. Предлагаю шаблоны для конструирования компетентностно-ориентированных заданий.

Объясните причины того, что……….

Изобразите информацию о… графически

            Предложите иной (новый) вариант…….

            Разработайте план, позволяющий……

            Расположите в определенном порядке….

            Найдите в тексте и подтвердите …….

            Сравните……

            Сравните точки зрения…….

            Приведите пример того, ……

            Изложите свое мнение (понимание)…..

Слайд 7

Математика. 4 класс. «Задачи на нахождение цены, количества, стоимости».

Стимул.  Вы хотите приготовить салат «Оливье» и вам надо купить необходимые ингредиенты. Перед вами товары с прилавка магазина. Рядом указана их цена. Мама дала 500 рублей и отправила в магазин.

Задачная формулировка.  Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы купить эти продукты: баночку горошка, десяток яиц, 2 кг картофеля, банку солёных огурцов, пол килограмма лука, 250 г майонеза.

 Источник информации.  Справка

Наименование продукта

Цена

горошек  

65руб

картофель  

40руб

лук  

25руб50коп

майонез  

35руб

яйца  

40руб

огурцы  

68руб

Слайд 8

Бланк для выполнения задания:

 

Наименование продукта

Цена

Количество

Стоимость

горошек

картофель

лук

майонез

яйца

огурцы

Общая стоимость: __________________

Инструмент проверки.

Таблица заполнена верно – 3 балла

Верно подсчитана общая стоимость покупки – 1 балл

Дан правильный ответ на главный вопрос – 1 балл

Максимальная сумма баллов – 5 баллов.

Похожие задания можно составлять  и на работу с квитанциями по оплате за коммунальные услуги.

Часто сталкиваемся с проблемой, когда ученик, прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется. Такие задания приучают школьника критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.

Слайд 9

Вы работаете диспетчером на станции «Скорая помощь». По вызову. Вам необходимо отправить машину в пункт Д. По данной схеме выберите наиболее короткий маршрут движения машины скорой помощи от станции «Скорая помощь» (А) до пункта Д.

Подчеркните правильный ответ.

АКД;

АСД;

АЕД.

Данные задачи позволяют систематизировать извлеченную информацию и переводить                     ее с графического представления в текстовое  и наоборот, развивают  образное мышление школьников, умение работать с моделью.

Слайд 10

Стимул: На уроках окружающего мира ты узнал об известных путешественниках: Христофор Колумб, Марко Поло. Тебе тоже захотелось отправиться в путешествие. Для начала по городам России.
Задачная формулировка: Прочитай отрывокиз статьи «Молодой путешественник» Николая Новикова. Это тебе поможет избежать ошибок в путешествии. Составь памятку для начинающих путешественников и запиши её в бланк ответов.

Бланк:

Памятка для начинающих путешественников

  1. чемодан на колёсиках
  2. обувь
  3. лекарства
  4. документы
  5. нитки, иголку
  6. зонт

Источник: Книга для чтения в 4 классе «В океане света» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, I часть. 
Николай Новиков. Отрывок из статьи «Молодой путешественник» (из журнала «Детское чтение для сердца и разума»).

Слайд 11
Инструмент проверки (модельный ответ): 
1) В памятку включены пункты по подготовке к путешествию – 2 балла, не включены – 0 баллов.
2) В памятку включены пункты о самом путешествии – 2 балла, не включены – 0 баллов.
3) Памятка состоит из 6 пунктов – 2 балла, из 4 пунктов – 1 балл, меньше 4 
пунктов – 0 баллов.

Максимальное количество баллов: 6 баллов

Слайд 12

Стимул: У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление.
Задачная формулировка: Составь текст объявления. В объявлении напиши название породы собаки, цвет, 2 дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок.
Бланк:

Источник:  учебник «Риторика»
Инструмент проверки (модельный ответ):
В объявлении написано название породы собаки – 1 балл.
В объявлении указан цвет собаки – 1 балл. 
В объявлении указаны 2 дополнительные приметы собаки – 2 балла, указана 1 примета – 1 балл
В тексте нет ошибок – 1 балл

Максимальное количество баллов – 5 баллов

Слайд 13

Стимул: Ты читал рассказы Бориса Житкова из книги «Морские истории».
Задачная формулировка: Выбери в таблице источник, который поможет тебе уточнить значение слова лоцман. Подчеркни букву верного ответа в бланке.

Бланк:

А       Б            В          Г          Д

Источник:

А Орфографический словарь.

Б Толковый словарь.

В Словарь синонимов.

Г Учебник математики.

Д Физическая карта России

Инструмент проверки (ключ):

Верный ответ: Б – 2 балла
Другой вариант ответа – 0 баллов

Слайд 14

Стимул.  Маше дали задание: выбрать корзины для сбора апельсинов, лимонов и груш. Но она сомневается, какие корзины подойдут.

Задачная формулировка.  Помоги для каждого фрукта подобрать корзину соответствующей формы. В таблице запиши буквы соответствующих корзин.

Ответ

Инструмент проверки.  За каждый правильный ответ 1 балл.

1)

2)

3)

 

 

 

                   

Слайд 15

 Стимул.  Ты договорился о встрече с другом. Он так торопился, что перепрыгнул ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10. Какие ступеньки перепрыгнул твой друг?

 Задачная формулировка.  Выбери верную последовательность пропущенных номеров ступенек и обведи букву верного ответа.

А – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;

Б – 2, 3, 5, 6, 8, 9.

В – 2, 5, 8.

Г – 1, 4, 7, 10.

Д – нет верной последовательности.

Инструмент проверки.  1 балл – Выбрана последовательность Б,

 0 баллов – Выбраны другие последовательности.

Слайд 16

В целом я удовлетворена полученными результатами, так как прошёл только 1 год моей работы. В этом учебном году планирую расширить сферу применения компетентностно-оринтированных заданий при обучении и развитии моих учеников.

На начальном этапе  использования технологии потребуется некоторое дополнительное время по сравнению с информационным изложением «готовых» знаний. Но это полностью окупится сформированностью интеллектуальных умений, носящих обобщенный характер и свидетельствующих об умственном развитии ребенка. Это проявится в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, поможет ученику успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом перегрузки.

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Смею надеяться, что эти 15 минут не прошли для вас даром.

 Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться  –  вот наша задача. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников.

Любому обществу нужны одаренные люди. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализо...

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"

  Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4)  и   реализуется через занятия кружка, содержание которого   предусматривает взаимосвязь с прогр...

«Использование цифровых технологий в урочной и внеурочной деятельности как средство активизации познавательного процесса младших школьников».

В статье рассматривается вопрос внедрения современных технологий в процесс обучения, таких как робототехника и геймификация. Кроме того, на практике показано, как обучающиеся 2 класса осваивают работу...

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

laquo;Проектная  и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Введение:Требования к результатам освоения об...

"Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников"

Компетентностно-ориентированное задание  моделирует практическую, жизненную ситуацию и  строится на актуальном для учащихся материале....