Cтатья "Решение логических задач - важное звено в формировании метапредметных умений младших школьников".
статья по математике (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
« Решение логических задач – важное звено в формировании метапредметных умений младших школьников»
Иванова Т.Н., учитель нач.классов
ГБОУ СОШ №282
Все мы знаем, что образование человек получает, чтобы самореализоваться. Обычно бывают наиболее успешными те люди, которые умеют нестандартно мыслить, рассуждать, аргументированно обосновывать свое мнение, отстаивать свои взгляды и убеждения, адекватно воспринимать информацию. Логика – наука о законах правильного мышления – является ступенькой, которая поможет всему этому научиться и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Действительно, логика рассуждений – и в математике, и в жизни – связана и с языком, и с умением анализировать информацию, и с умением видеть парадоксы и противоречия. С первых дней учебы первоклассники сталкиваются с основными логическими приемами: сравнением, обобщением, классификацией, аналогией, вырабатывают навыки доказательного и последовательного мышления, учатся отстаивать свои взгляды, развивают языковую культуру.
Если проанализировать предложенные начальной школе диагностические работы по проверке сформированности метапредметных умений у младших школьников, то можно сделать вывод о том, что все задания рассчитаны на ориентацию в способе действий, то есть на умение применять основные логические приемы.
Например:
- умение планировать последовательность учебных действий в соответсвии с поставленной задачей (регулятивные универсальные учебные действия);
- умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности (выбрать верный ответ);
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей слов (ОГ) и моделей при решении задач;
- умение проводить классификацию, определять существенные признаки (одно из самых трудных заданий);
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
Новые образовательные стандарты нацеливают нас на развитие творческой личности, которая умеет ориентироваться в окружающем мире.
Для того чтобы успешно выполнять знакомые логические операции, нужно развивать логическое мышления. В новых учебниках есть логические задачи. Они почти всегда носят занимательный характер, поэтому дети их с удовольствием решают. С сентября 1-ого класса на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира, технологии ввожу логические задачи. Считаю, что логические задачи необходимы в большем объеме, чем они даны в учебниках, поэтому, начиная со 2 класса, провожу факультативные занятия по решению логических задач.
Всему нужно учиться, в том числе, решать нестандартные задачи. Роль учителя – научить ученика самостоятельно мыслить и творчески работать.
Занятия стараюсь проводить в группах по 5 – 6 человек. Для занятий использую задачи из книги «Логика» автор Г.И.Григорьева; задачи из книги «Интеллектика» автор А. Зак; задачи из книги «Нестандартные задачи» Г.Г.Левитас.
Начинаю обычно с решения задач, вырабатывающих умение последовательно рассуждать (Матрицы Равена). Обязательно даю высказать своё мнение каждому ученику. Если ученик ошибся, стараемся доказать, что его решение – неверно. Ошибка – неотъемлемая часть познания. Часто проходит групповая работа: «думаем, высказываем свое мнение, обсуждаем, находим верное решение».
Очень интересны для работы «Словесные тесты», которые направлены на выделение главного; на умение классифицировать объекты. Такие задачи развивают речь учащихся, пополняют их словарный запас, развивают логическое мышление.
Очень нравятся детям игры «Третий лишний» и «Чужой».
Решение задач со «сказочным сюжетом», задачи о « переправе» очень увлекают учеников. Нужно дать время на осмысление таких задач, предложить разобраться в текстовом материале, сделать рисунок, рассмотреть возможность, что правильное решение может иметь несколько вариантов.
Особое место занимает решение задач на комбинаторику. Обязате льно даю такие задачи на уроках (с 1-ого класса) и решаю более сложные задачи на факультативе. Такие задачи появились и в учебниках, и в проверочных работах по математике. Но эти задачи требуют осмысления – времени.
Всем известно, что ребёнок 7 – 8 лет мыслит конкретными категориями, опирается на реальные факты. К моменту перехода в среднее звено ученики должны научиться сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Поскольку у младших школьников более развита наглядно-образная память, они склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей. Поэтому в начальной школе нужно учить детей самостоятельно мыслить и творчески работать. В этом поможет наука логика.
Литература
- Г.И.Григорьева «Логика в начальной школе» Волгоград 2002год
2. Г.Г.Левитас «Нестандартные задачи» Москва «Илекса» 2005 год
3. А.А.Зак «Интеллектика» Москва «Интеллект-центр» 2003 год.
4.Ю.А.Дробышев «Олимпиады по математике 1 – 4 класс» Москва «Первое сентября» 2003 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательских умений младших школьников
Выступление на семинаре "Взаимодействие участников учебного процесса при формировании экологических компетенций"...
Статья "Средство формирования метапредметных умений у школьников."
.Сегодня, наверно, все учителя знакомы с нормативными положениями ФГОС, но как достичь обозначенного результата – проблема для учителя. Безусловно, перед учителем возникает проблема:...
"Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников"
Компетентностно-ориентированное задание моделирует практическую, жизненную ситуацию и строится на актуальном для учащихся материале....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ"
В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность»...
Формирование метапредметных умений младших школьников на уроках математики посредством упражнений развивающего характера
выступление на методических обьединениях учителей начальной школы...
Формирование метапредметных умений младшего школьника на уроках математики посредством развивающих упражнений
выступление на методическом объединении...
"Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников"
Компетентностно-ориентированное задание моделирует практическую, жизненную ситуацию и строится на актуальном для учащихся материале....