Cтатья "Решение логических задач - важное звено в формировании метапредметных умений младших школьников".
статья по математике (2 класс) по теме

Иванова Татьяна Николаевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_logika_ivanova.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

« Решение логических задач – важное звено в формировании метапредметных умений младших школьников»

                                                                                   Иванова Т.Н., учитель нач.классов

                                                                                   ГБОУ СОШ №282

           Все мы знаем,   что    образование    человек     получает,    чтобы самореализоваться.  Обычно бывают наиболее успешными те люди, которые умеют нестандартно мыслить, рассуждать, аргументированно обосновывать свое мнение, отстаивать свои взгляды и убеждения, адекватно воспринимать информацию. Логика – наука о законах правильного мышления – является ступенькой, которая поможет всему  этому  научиться   и  использовать приобретенные   знания  и  умения    в   практической    деятельности    и повседневной жизни.

     Действительно, логика рассуждений – и в математике, и в жизни – связана и с языком, и с умением анализировать информацию, и с умением видеть парадоксы  и  противоречия.   С  первых  дней  учебы  первоклассники сталкиваются  с  основными  логическими  приемами:  сравнением, обобщением, классификацией, аналогией, вырабатывают навыки доказательного и последовательного мышления, учатся отстаивать свои взгляды, развивают языковую культуру.

     Если проанализировать предложенные   начальной  школе  диагностические  работы по проверке  сформированности  метапредметных умений у младших школьников,  то можно сделать вывод о том, что  все задания рассчитаны на ориентацию в способе действий, то есть на умение применять основные логические приемы.

  Например:

- умение планировать последовательность учебных действий в соответсвии с    поставленной задачей (регулятивные универсальные учебные действия);

- умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности (выбрать верный ответ);

- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей слов (ОГ) и моделей при решении задач;

- умение проводить классификацию, определять существенные признаки (одно из самых трудных заданий);

-  умение устанавливать причинно-следственные связи;

       Новые образовательные стандарты  нацеливают нас на развитие творческой личности, которая умеет ориентироваться в окружающем мире.

      Для того  чтобы успешно выполнять знакомые логические операции, нужно развивать логическое  мышления. В новых учебниках есть логические задачи.  Они почти всегда носят занимательный характер, поэтому дети их с удовольствием решают. С сентября 1-ого класса  на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира, технологии ввожу логические задачи. Считаю, что логические задачи необходимы в большем объеме, чем они даны в учебниках,  поэтому, начиная со 2 класса, провожу факультативные занятия по решению логических задач.

     Всему нужно учиться, в том числе,  решать нестандартные задачи. Роль учителя – научить ученика самостоятельно мыслить и творчески работать.

Занятия стараюсь проводить в группах по 5 – 6 человек. Для занятий использую задачи из книги «Логика» автор Г.И.Григорьева; задачи из книги «Интеллектика» автор А. Зак; задачи из книги «Нестандартные задачи» Г.Г.Левитас.                                                    

     Начинаю обычно с решения   задач,    вырабатывающих     умение последовательно рассуждать (Матрицы Равена). Обязательно даю высказать своё мнение каждому ученику.  Если ученик ошибся, стараемся доказать, что его решение – неверно. Ошибка – неотъемлемая часть познания.  Часто проходит групповая работа:  «думаем, высказываем свое мнение, обсуждаем, находим верное решение».

     Очень интересны для работы «Словесные тесты», которые направлены на выделение главного; на умение классифицировать объекты. Такие задачи развивают речь учащихся, пополняют их словарный запас, развивают логическое мышление.

   Очень нравятся детям игры «Третий лишний» и «Чужой».

     Решение задач со «сказочным сюжетом», задачи о « переправе»  очень увлекают учеников.   Нужно  дать  время на  осмысление таких  задач, предложить разобраться в текстовом материале, сделать рисунок, рассмотреть возможность,  что правильное  решение может иметь несколько вариантов.

     Особое место занимает решение задач на комбинаторику. Обязате льно даю такие задачи на уроках (с 1-ого класса) и решаю более сложные задачи на факультативе. Такие задачи появились и в учебниках, и в проверочных работах по математике. Но  эти задачи требуют осмысления – времени.

     Всем известно, что ребёнок 7 – 8 лет мыслит конкретными категориями, опирается на реальные факты. К моменту  перехода в среднее звено ученики должны научиться сопоставлять, сравнивать, анализировать,  находить частное  и общее, устанавливать простые закономерности. Поскольку у младших школьников  более развита наглядно-образная память, они склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей. Поэтому в начальной школе нужно учить детей самостоятельно мыслить и творчески работать. В этом поможет наука логика.

Литература

  1. Г.И.Григорьева «Логика в начальной школе» Волгоград 2002год

2.   Г.Г.Левитас «Нестандартные  задачи» Москва «Илекса» 2005 год

3. А.А.Зак «Интеллектика» Москва «Интеллект-центр» 2003 год.

4.Ю.А.Дробышев «Олимпиады по математике 1 – 4 класс» Москва «Первое сентября» 2003 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских умений младших школьников

Выступление на семинаре "Взаимодействие участников учебного процесса при формировании экологических компетенций"...

Статья "Средство формирования метапредметных умений у школьников."

.Сегодня, наверно, все учителя   знакомы с нормативными положениями ФГОС, но как достичь обозначенного результата – проблема для учителя.  Безусловно, перед учителем возникает проблема:...

"Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников"

Компетентностно-ориентированное задание моделирует практическую, жизненную ситуацию и  строится на актуальном для учащихся материале....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ"

В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность»...

"Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников"

Компетентностно-ориентированное задание  моделирует практическую, жизненную ситуацию и  строится на актуальном для учащихся материале....