Методическая разработка урока окружающего мира «Лес и человек»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Быстрова Татьяна Александровна
Методическая разработка урока окружающего мира «Лес и человек» 4 класс « Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

окружающего мира

«Лес и человек»

4 класс « Школа России»

Учитель - Быстрова Татьяна Александровна

МОУ «СОШ № 21 с углублённым изучением

 отдельных предметов»

г. Ухта Республика Коми

Тема урока: Лес и человек

Класс:  4 класс, УМК «Школа России»

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о взаимосвязях  между человеком и лесом.

Задачи:

Личностные -

Уметь выражать свою позицию аргументированно.

Развивать и формировать экологической культуру к окружающему миру.

Метапредметные -

Формировать умения проектировать свою деятельность.

Формировать навыки работы с информацией на различных носителях.

Развивать умения применять правила общения в группе при совместной деятельности.

Формировать умение грамотно излагать свои мысли при создании интеллектуального продукта.

Предметные –

Расширить знания о роли леса в природе и жизни человека, познакомить с экологическими проблемами леса, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

Создавать условия для овладения практико-ориентированными знаниями.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, карточки с опредениями, учебник для 4-го класса «Окружающий мир» ч. 1, толковый словарь Ожегова, дополнительная литература.

Раздаточный материал:

Карточки с надписями и рисунками.

Использование ИКТ:

Отрывок из мультфильма «Будь здоров, зелёный лес!»

Ход урока:

  1. Организационный  момент.  Определение темы.

Учитель:

- Наш урок  я хочу начать словами: «Три вещи никогда не возвращаются: время, слово и возможности. Поэтому не будем терять времени, думайте и не упускайте свои возможности». Удачи всем нам!

- Ребята, прочитайте фразы и определите, что их объединяет.

  1) Охранять лес – охранять Родину.

  2) Изучай лес, чтобы хорошо жить.

  3) Человек в лесу начинает видеть прекрасное.

- Что видите общего в этих выражениях?

-                                                        чччч

- Почему предлагаю на уроке данные понятия? (изучаем эту природную зону, человек связан с лесом)

- О чём пойдет речь на уроке?

Тема: Лес и человек

  1. Актуализация темы.

- Ребята, оцените свои знания по нашей теме с помощью лестницы знаний: кто хочет – на месте, кто хочет – на доске(по рядам).

Достаточно знаю

Что-то знаю

Ничего не знаю

- Дети, недавно я прочитала интересное высказывание:

«Защитимое тобою защитит и тебя»

- О чём оно говорит?

- Ребята, как вы думаете, подходит ли фраза к теме урока?

- Кому могут принадлежать эти слова? Попробуем прочитать?

- «Защитимый мною лес защитит и меня»   

  «Защитимый мною человек защитит и меня»

- Одинаковый ли смысл в каждом предложении?

- Какой вопрос возникает? (кто кого защищает)

- На листах выразите свое мнение, ответив одним словом, на вопрос  «кто защищает?»

                                 ?            

- Мнения разошлись.

- Значит, на какой вопрос будем искать ответ на уроке?

  1. Целеполагание и определение учебный задач.

Цель урока: выяснить, кто кого защищает

-  Какие перед нами стоят задачи, чтобы разобраться в этом вопросе?

 (найти информацию, обработать её, сделать выводы, сохранить для дальнейшего   применения) 

-  Где можем найти информацию?   ( книги, схемы, рисунки, видеоматериалы)

- С чего предлагаете начать? ( выясним, защищает ли лес)

- Ребята, давайте вспомним, что знаем про лес?

                                             

                     

                             

- Что нам надо выяснить? (защищает ли лес)

- Как предлагаете работать? (в группах)

  1. Открытие «нового» знания

Сядьте по группам: выберете 1 фразу, которая отражает ваше мнение, позицию.

                                      Кто считает, что охранять лес, значит охранять родину.

                                      Кто думает, что изучать лес, значит жить хорошо.

                                      По-вашему мнению, человек в лесу видит прекрасное.

-  Что будем искать?  (факты, доказывающие, что лес является защитником)

-  С информационного стола возьмите материалы(2 человека от группы).

-  Материала очень много, а времени мало. Вся ли информация будет использоваться?

-  По какому признаку вы можете определить, что это нужная вам информация?  (взгляд, предмет, слово)

-  По каким ключевым словам вы поймете, что это нужная вам информация   (лес, защищает, бережёт….)

-  Итак, наша задача?  (найти факты, доказывающие что лес является защитником, обобщить информацию и сохранить в виде таблицы, пишите кратко)

Что защищает лес?

Как лес защищает?

Выступления детей.

-  Что помогло вам выбрать нужный материал?  (взгляд, предложение, слово….)

-  Проанализируем нашу работу: доказали, что лес защищает почву, воздух, водоёмы.

  Защищая воду, почву, воздух, лес оберегает человека, сохраняет его здоровье, защищает человека.

- Как показать схематично? (Лес                    Человек)

- Что предлагаете делать дальше? ( докажем, что человек защищает)

- Я предлагаю начать с видеоматериала (найденные факты запишите)

                      Просмотр отрывка мультфильма «Будь здоров, зелёный лес!»

- Предположите, кому понадобилась помощь? (животные, растения, деревья, лес)

- Что могло произойти?

Пожар                                    тушить, предупреждать, соблюдать правила                          пожарный

Браконьерство                  заповедники, ограничить охоту, соблюдать правила              лесник

Вырубка                               сажать деревья, соблюдать правила                                             лесник

Загрязнение                        соблюдать правила                                                                              эколог

- Как можно назвать одной фразой? (экологические проблемы леса)

- Что является их причиной? (человек, его деятельность)

- Как решить данные проблемы?

- Кто может справиться с данной проблемой, человек в какой роли решит её?

- Что общего у людей данных профессий? (добрые, смелые, любят природу, защитники…)

- Давайте посмотрим, какую роль выберет наш герой?

Просмотр отрывка мультфильма «Будь здоров, зелёный лес!»

- Нашли ответ? (никакую профессию не выбрал)

- Предположите, кем мальчик станет в будущем?

- Может ли мальчик назвать себя защитником? (он добрый, смелый, любит природу. Защитником может быть любой человек, независимо от его профессии, возраста, соблюдая правила)

- Каково ваше отношение и позиция по отношению к лесу? (поможет ваше высказывание)

- Что каждый из нас может сделать для сохранения леса?

- Какой вывод мы сделаем? Покажи на схеме.

   Лес                    Человек

- Вернёмся к цели урока: кто кого защищает?

  «Защитимый мною лес защитит и меня»?   Верно.

  «Защитимый мною человек защитит и меня»?  Всегда ли?

5. Рефлексия.

-  Оцените свои знания по теме на конец урока.  (Лестница знаний)

-  Что каждый из нас делал сегодня на уроке?  

-  Каковы основные результаты? Благодаря чему справились?

-  Желаю, чтобы полученные на уроке знания помогли определить свою жизненную позицию.  Помните:

«Защитимое тобою защитит и тебя»

Домашнее задание по выбору

1. Написать обращение к людям «Берегите лес!»

2. Найти факты экологических проблем в лесах нашей республики и пути их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

методическая разработка по "Окружающему миру" "Строение тела человека и его внутренние органы"

Урок построен на основе здоровьесберегающей технологии. Форма проведения - игра-путешествие (путешествие Капельки по телу человека). На уроке ребята знакомятся с внутренними органами человека, их роль...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....

Разработка урока окружающего мира "Пищеварительная система человека" (технологическая карта, понятийная гроздь по теме, дидактические карточки с разноуровневыми заданиями.

В данной разработке представлены технологическая карта урока, понятийная "гроздь" по теме и дидактические карточки с разноуровневыми заданиями....

Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: «Лес. Растения леса». (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)

Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: "Лес. Растения леса" (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)....