Разработка урока окружающего мира "Пищеварительная система человека" (технологическая карта, понятийная гроздь по теме, дидактические карточки с разноуровневыми заданиями.
план-конспект урока по окружающему миру (3, 4 класс) на тему

Тихонова  Надежда Геннадьевна

В данной разработке представлены технологическая карта урока, понятийная "гроздь" по теме и дидактические карточки с разноуровневыми заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

ФИО (полностью)

Тихонова Надежда Геннадьевна

Место работы

ГБОУ Хотьковская школа - интернат Сергиево - Посадский  район.

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 класс

Тема и номер урока в теме

 5 - й урок в теме "МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ"

Предметная программа и ее автор.

Плешаков А.А. Окружающий мир : Программа 1-4 классы»

Цель  урока:

сформировать представления о строении и работе пищеварительной системы человека, усвоить правила правильного питания.

Тип урока

Комбинированный

Модель организации УПД младших школьников

АРМ – фронтальная работа.

Необходимое оборудование

-мультимедийный проектор

-компьютер

-экран

-дидактический материал ( карточки по вновь формируемым понятиям и представлениям)

- таблицы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

-презентация « Пищеварительная система»

-карточки с заданиями

-учебник « Окружающий мир.3  класс» Плешаков А.А.

-рабочая тетрадь « Окружающий мир 3 класс» Плешаков А.А.

Структура и ход  урока

I.Адаптационный этап.

II. Основной этап.

III. Творческий этап.

Ход урока.

№ п/п

Этап урока

Решаемые задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Название используемых ЭОР

Время ( в мин.)

1

Адаптационный

1 задача: адаптировать учащихся к деятельности на уроке ;

2 задача:

выявить предварительные знания учащихся и определить их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации)

Работают на  индивидуальных карточках. Выделяют правильный ответ.

Предлагают варианты ответов.

Формулируют тему урока.

Организует проверку  домашнего задания.

Тестирование "Опорно - двигательная система"

Задает проблемные вопросы:

Какие еще системы внутренних органов вы знаете?

 Демонстрирует учебный плакат с изображением внутреннего строения организма (общего).

-Как вы думаете, какая система отвечает за питание человека?

Выслушивает возможные варианты.

Слайд 2

Слайд 3-4

Слайд 5

3 мин

2 мин.

2

Основной

1 задача: формирование знаний, отношений, действий, опыта.

 2 задача: разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос.

Отвечают на вопросы в процессе беседы.

Разгадывают анаграммы, составляют слова : Белки. Жиры. Углеводы.

Практическая работа "Продукты питания"

Используя упаковки и этикетки продуктов, заполняют таблицу "

Продукты

Белки

Жиры

Углеводы

 Анализируют состав продуктов и определяют наиболее полезные для организма.

По итогам беседы, высказывают предположения о движении пищи в организме.

Рассматривают схему, предложенную учителем.

Работа с учебником.

Самостоятельно изучают схему в учебнике и заполняют  на интерактивной доске схему, предложенную учителем.

Читают текст в учебнике, выбирают нужную информацию, отвечают на вопросы.

Предлагают разные варианты ответов, доказывают свои предположения.

Выполняют движения под музыку.

Вводная беседа "Что мы знаем о правильном питании?"

Анаграммы "Питательные вещества"

И,л,к,е,б;  р,ы,ж,и; у,л,е,о,в,ы,д,г.

-  Что вы знаете об этих веществах?

Организует группы для выполнения практической  работы, раздает упаковки и этикетки продуктов.

Задание: изучить эти этикетки, а результаты исследования занести в таблицу.

  Проводит исследование таблиц, уточняет ответы обучающихся.

Эвристическая беседа  "Что происходит с питательными веществами в нашем организме?"

- Какие органы участвуют в процессе пищеварения?

Составляет понятийную "гроздь" урока.

Демонстрирует схему пищеварительной системы, предлагает сравнить ее со схемой в учебнике,  назвать  и подписать органы системы пищеварения.

Работа с учебником.

Выборочное чтение.

Инструктирует детей:

"Используя информацию из учебника, опишите последовательность движения пищи в организме"

Проводит фронтальный опрос.

С целью закрепления изученного материала  демонстрирует учебный видео ролик "Пищеварительная система"

Организует учебную дискуссию  по фильму       " Какой орган самый важный?"

Организует динамическую паузу.

 Слайд  6-7

Слайд  8

Слайд 9

Слайд 10

http://biology-online.ru/

Слайд 11

2 мин.

3 мин.

5 мин

4 мин

 3 мин

3 мин

4 мин

2 мин

2 мин

1 мин.

3

Творческий

1 задача: первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения

2 задача: повышение уровня формируемых знаний на основе применения разно -уровневых и творческих заданий.

Учащиеся из пластилина изготавливают пищеварительную систему человека, изучая по группам текст из учебника и таблицу на доске.

 Самостоятельная работа.

Выбирают карточку в соответствии с цветом дорожки и выполняют задания.

Проверяют по эталону, анализируют ошибки, проводят самооценку деятельности.

Организует групповую работу по моделированию пищеварительной системы.

1. Задание. Изобразите органы пищеварения при помощи пластилина и расположи их в правильном порядке.

2. Игра "Умники и умницы".

Распределяет обучающихся по цветовым дорожкам и

предлагает выполнить разноуровневые задания на дидактических карточках.

Подводит итог урока, оценивает работу обучающихся.

Д.з. в рабочих тетрадях.

Слайд 12

Слайд 13,14,15

5  мин.

5 мин

2 мин


Понятийная "гроздь" урока  на тему "Пищеварительная система"

Единицы содержания урока.

Формируемые понятия и представления

Содержание

Пищеварительная система (Ф)

Это система, которая обеспечивает измельчение и переваривание пищи.

Ротовая полость (Д)

Это начальный орган пищеварительной системы, в котором происходит измельчение пищи.

Глотка (О)

Глотка – это часть пищеварительного канала,  соединяющая полость рта и пищевод.

Пищевод (О)

Это трубка, по которой измельченная пища поступает в желудок.

Печень  (Ф)

Это орган, который выделяет желчь для переваривания пищи.

Желчь (Ф)

Это жидкость, выделяемая печенью для пищеварения.

Тонкая кишка (О)

Это часть кишечника, по которой продвигается  переваренная пища

Толстая кишка (О)

это последний перед выделением участок пищеварительного пути, по которому проходят непереваренные остатки пищи. Заканчивается анальным отверстием.

Дидактические карточки по теме «Пищеварительная система человека».

Фактологический уровень

1. Перечисли органы пищеварительной системы человека.

2. Как называется наука, изучающая строение пищеварительной системы.

3. Отметь знаком + правильные утверждения:

Желчь – это жидкость, выделяемая печенью для пищеварения.

Пищевод– это часть пищеварительного канала,  соединяющая полость рта и желудок.

Гортань – это орган, участвующий в пищеварении.

4. Отметь на рисунках органы пищеварения:

https://thecliparts.com/wp-content/uploads/2016/07/anatomy-clipart-6.jpghttps://thecliparts.com/wp-content/uploads/2016/07/anatomy-clipart-6.jpghttps://thecliparts.com/wp-content/uploads/2016/07/anatomy-clipart-6.jpghttps://thecliparts.com/wp-content/uploads/2016/07/anatomy-clipart-6.jpghttps://d2gg9evh47fn9z.cloudfront.net/800px_COLOURBOX18635736.jpghttps://thecliparts.com/wp-content/uploads/2016/07/anatomy-clipart-6.jpghttps://thecliparts.com/wp-content/uploads/2016/07/anatomy-clipart-6.jpg  https://d2gg9evh47fn9z.cloudfront.net/800px_COLOURBOX18635736.jpghttps://thecliparts.com/wp-content/uploads/2016/07/anatomy-clipart-6.jpg

5.  Подпиши органы пищеварения:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0700/0005100f-ea6c248a/img28.jpg

Описательный уровень

1. Назови части пищеварительной системы.

В этом органе пища пережевывается.

т

я

ь

В этом органе происходит переваривание пищи при помощи желчи.

Этот орган выделяет желчь для переваривания.

Это последний перед выделением участок пищеварительной системы.

2. Отгадай по описанию и впиши в клеточки названия органов пищеварения:

3. Опиши работу пищеварительной  системы человека по плану:

- название;

- органы, составляющие эту систему;

- особенности работы системы пищеварения.

4.Подчеркни слова, обозначающие слова, участвующие в процессе пищеварения:

Сердце, печень, ротовая полость, легкие, пищевод, тонкая кишка, сосуды, желудок, кровь, глотка, мозг.

5. Маше дали задание составить рассказ о движении пищи в организме.  Помоги ей выполнить это задание.

       Для того чтобы полезные вещества  из пищи усвоились организмом, их необходимо переработать. Сначала пища попадает в _____________, где ___________ тщательно разжёвывают  и перетирают её, а _______смачивает.  По особой трубочке- __________ - пища попадает в _____________. Там специальное вещество - ___________  _______ - перерабатывает пищу, чтобы полезные вещества  из неё могли всасываться в ________. Рядом с __________ находится другой важный орган _________.  Она выделяет особую жидкость ____________, которая помогает переваривать жирную пищу. Желчь с пищей взаимодействует в ____________   кишке. Затем по _____________ кишке остатки непереваренной пищи  выводится из организма.

Доказательный уровень.

1. Саша подписал органы пищеварения так:

https://botan.cc/prepod/_bloks/pic/cvbqyoa.jpg

Исправь ошибки, если они есть  и докажи, что он не прав.

2. Укажи цифрами последовательность расположения органов  пищеварения сверху вниз.  Докажи свой ответ.

3. Из каких органов состоит пищеварительная система? Найди орган, не относящийся к ней. Докажи свое предположение:

а) желудок                                           д) печень

б) пищевод                                           е) спинной мозг

в) толстая кишка                                 ж) ротовая полость

г) глотка                                               з) тонкая кишка

4. Как связаны здоровье человека и правильное питание? Докажи.

5. Найди отсутствующее звено и докажи насколько важен этот орган в процессе пищеварения.

Ротовая полость глоткапищеводпеченьжелчь тонкая кишкатолстая кишка

Творческий уровень.

1. Составь правила здорового питания.

2. Сочини сказку «Путешествие пирожка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная разработка урока математики по системе Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова. Тема: решение задач с помощью схем.

Цель: освоение обучающимися способа моделирования отношений (схема), представленных в условии задачи. Урок №1.Задача учителя: создать ситуацию необходимости введения новой модели – схемы, как одн...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме «Экосистема болота» по программе «Образовательная система «Школа 2010» с использованием интерактивной доски и системы голосования.

•      Знакомство учащихся с разнообразными обитателями болот•      Какую роль они выполняют в экосистеме•      Какие особенн...

Карточки с разноуровневыми заданиями по русскому языку во 2 классе

Разноуровневые задания по темам: "Родовые окончания имён прилагательных"  , "Мягкий знак". Карточки для проверки знаний правил по русскому языку....

Карточки с разноуровневыми заданиями по математике и русскому языку.

Карточк предназначены для организации дифференцированной работы на уроках математики и русского языка в 1 классе и позволяют учителю добиваться индивидуальных предметных результатов....

Карточки с разноуровневыми заданиями по математике, русскому языку

Карточки  с разноуровневыми  заданиями по математике, русскому языку( 1-2 класс)...