методическая разработка по "Окружающему миру" "Строение тела человека и его внутренние органы"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок построен на основе здоровьесберегающей технологии. Форма проведения - игра-путешествие (путешествие Капельки по телу человека). На уроке ребята знакомятся с внутренними органами человека, их ролью в жизни человека, функциями. В ходе практической деятельности происходит формирование ЗОЖ: польза правильного питания, прогулок на свежем воздухе, занятий спортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_stroenie_tela_cheloveka.docx | 27.46 КБ |
tekhnologicheskaya_karta.docx | 19.46 КБ |
презентация к уроку | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: «Окружающий мир»
Тема: «Строение тела человека и его внутренние органы»
Класс: 2
УМК «Школа России»
(через практическую деятельность показать пользу здорового образа жизни, применить здоровьесберегающую технологию за счет деятельностного подхода, смены видов деятельности, игровой формы урока)
1.Организационный момент
(дети под музыку заходят в класс, наклеивают на ватман картинку с животным, затем рассаживаются по местам)
2. Предварительная беседа.
- Больше живых существ на нашем плакате не поместилось. Но на Земле их живет на много больше. Трудно даже себе представить сколько. Одни ползают, другие летают, третьи прыгают, четвертые плавают. У одних есть позвоночник, другие обходятся без него. Кто-то «носит» теплую шубку, кого-то греют перья, тело одних защищает чешуя, а других – толстая прочная шкура.
Но есть на свете одно чрезвычайно занятное существо. Оно рождается из тела матери, передвигается сначала на четвереньках, а потом распрямляется и ходит на двух ногах, и у него самый совершенный из всех живых существ мозг.
- Кто же оно, это существо? (человек)
3. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке «Мир вокруг нас» мы начнем знакомство со строением тела человека и его внутренними органами. Узнаем как называются внутренние органы человека, как устроены и какую роль в жизни человека играют.
- Погружение в тему урока.
«Высокие, низкие, далекие, близкие,
Гиганты, гномы, малыши,
Слабыши и крепыши…
Все вроде разные на вид,
Но почему- вопрос:
У каждого руки, и ноги, и рот,
Два уха, два глаза и нос?»
(дети пытаются ответить на вопрос из стихотворения С.Михалкова)
- Чем похожи люди друг на друга?(формой своего тела)
- Посмотрите на себя внимательно, и скажите, какие части тела вы можете назвать?
- Наше тело устроено так, чтобы мы могли прочно держаться на ногах. Голова помещена в самое надежное место, руки - на полпути, чтобы ими было удобно пользоваться и вверху и внизу, ноги – длинные и крепкие, чтобы удерживать и передвигать все тело.
- Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 84. Посмотрите на схему строения человека и ответьте на вопросы:
1. Как по-другому называются руки (верхние конечности)
2. Как по-другому называются ноги? (нижние конечности)
- А теперь поиграем в игру «Угадай, назови, повтори»
- На моем и на вашем рисунках основные части тела обозначены цифрами. Внимание, я называю цифру – вы часть тела.
«1» - (голова), повторяем движения за мной (повороты вправо, влево)
«2» - (шея), повторяем движения за мной (вытягивание шеи вверх и вперед)
«3» - (туловище), повторяем движения за мной (повороты)
«4» - (руки), повторяем движения за мной (вверх, вниз, в стороны)
«5» - (ноги), повторяем движения за мной (прыжки)
- Молодцы, хорошо поработали и отдохнули.
- Человеческий организм имеет одну очень интересную особенность: всякая работа ему на пользу. Например, чем больше мы ходим, тем сильнее становятся ноги. Потому что наш организм направляет больше крови в клетки, которые работают. Мы сейчас привели в движение все части тела, а значит, наша работоспособность увеличилась.
- Скажите, а правда ли, что у человека очень много общего с другими живыми существами?
- Чем же они отличаются?
- А хотите узнать какой же все-таки человек? Что скрывается под его кожей? Что там происходит?
- Если бы наша кожа застегивалась на пуговицы, мы могли бы расстегнуть их и заглянуть: что там у нас внутри? Вот было бы интересно! Но к сожалению, это невозможно. Что же делать?
- Предлагаю отправиться в путешествие по нашему организму с помощью волшебной капельки воды. Она настолько маленькая, что сможет попасть в каждую клеточку нашего организма.
- Выпейте глоток воды из чашечек на ваших партах. И вот уже капелька внутри вас.
- И, о чудо, словно по взмаху волшебной палочки мы с вами становимся научными работниками, а наш класс исследовательской лабораторией.
- Знакомство с «картой путешествия» (исследования)
- Что же капелька увидела?
- А увидела капелька целый город, в котором каждый дом – отдельный орган, с помощью которого наша жизнь становится полноценной. И хотя каждый из них выполняет сою работу , но все они связаны между собой вот этой «железной дорогой»(об этом чуть позже). А сейчас пора узнать, как называются и как работают эти органы.
- Остановка 1. Сердце.
- Посадим капельку в этот чудесный паровозик и отправим на первую станцию.
- Капелька говорит, что надо встать. Положите руку к груди. Прислушайтесь. Слышите: тук-тук, тук-тук.
- Что это? (сердце)
Тук, тук, тук
Стучит сердечко.
Точно так же,
Как мотор.
Кровь разносит
Нам по телу –
Что оно?
Насос? Мотор?
- Предлагаю попрыгать.
- Прислушайтесь к своему сердечку сейчас. Есть ли разница? (Что изменилось?)
- Чем больше мы физически работаем, тем больше нагрузка на сердце, тем быстрее оно «стучит».
- Сейчас просто необходимо успокоить наше сердце. Выполним дыхательные упражнения. Успокоились, тихо сели.
- Сердце – это мускул, сильный и самый важный из всех. Приказывать мы ему не можем, это «непослушный» мускул. Но зато очень трудолюбивый. Он работает как неутомимый насос. Сто тысяч раз за день он делает свое «тук-тук» и ни разу за всю жизнь не передохнет. Сердце приводит кровь в движение. Это орган кровообращения, с которым более подробное знакомство у вас произойдет на других уроках.
- Какого размера, как вы думаете, наше сердце?
- Оказывается, его размер совпадает с размером нашего кулака. Растет кулак – растет сердце. Сожмите кулак и посмотрите на свое сердце.
- Где оно расположено?
- Оно расположено не по середине, а чуть левее от центра. Найдите это место.
- Может ли человек прожить без сердца? (нет)
- А почему говорят «бессердечный человек»? Объясните, приведите пример.
- Наше сердце – большой труженик и нам его надо беречь, чтобы прожить долго и счастливо.
- Остановка 2. Легкие.
- Поехали дальше. Впереди нас ждет следующая станция.
- Попробуйте на минутку закрыть рот, зажать нос и перестать дышать.
- Вы практически сразу почувствовали, что долго так не выдержать.
- Почему?
- Наши клетки взбунтовались, оставшись без кислорода. Они как бы кричат: «Сейчас же пришлите нам кислород! Иначе мы все погибнем!»
- Чем же мы дышим? (легкими)
- Итак, следующая остановка – легкие.
- Что мы вдыхаем?
- Что выдыхаем?
- Хотите посмотреть как выглядит орган, которым мы дышим?
- Возьмите стакан с трубочкой, который находится у каждого на парте. И подуйте в трубочку. Что получилось? (много пузырьков, которые соединены между собой)
- Так и легкие. Они состоят из большого количества пузырьков, которые наполнены воздухом.
- Что происходит с грудной клеткой при вдохе? Почему?
- Что происходит при выдохе? Почему?
Скучно легким без игры,
Их развлечь стремимся мы.
Надуваем шар сильней,
Поиграем веселей.
- Легкие тоже надо беречь. Для этого надо правильно дышать. Как, спросите вы? А вот как: через нос-вдох, через рот-выдох. Подышим вместе.
- Остановка 3. Желудок.
- Внимание, наш паровозик поехал. И нам надо срочно ехать дальше.
- Посмотрите, у капельки в руках мячик. Этот мячик поможет нам познакомиться с еще одним органом. Для этого надо поиграть в игру «Съедобное, не съедобное»
- Молодцы, любите вкусно поесть, и ничего не перепутали.
- А знаете ли вы, куда попадает пища?
- Какая пища полезная? И всегда ли она вкусная?
- Хотите послушать сказку?
«У одного короля была дочка, которую он обожал больше всего на свете. На завтрак, обед и ужин ей приносили только самые изысканные лакомства: птичье молоко, торты, шоколадные пудинги, запеканки с изюмом, ананасовый крем и еще много самого сладкого и самого вкусного. Но почему-то принцесса не была ни веселой, ни румяной, она чахла на глазах.
Король был сильно опечален. Он объявил, что отдаст полкоролевства тому, кто вылечит его единственную дочь».
- Как вы думаете, что посоветовали ему?
- И вы совершенно правы. Наше меню должно быть разнообразным. К вашему вниманию представляю «пирамиду питания» здорового человека.
- Итак, мы для себя сделали вывод, что питаться надо правильно, чтобы как можно дольше сохранить здоровым наш желудок.
- Меня немного утомило наше путешествие. Пора сделать паузу и отдохнуть.
Физминутка
«В путь-дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся»
Ты должен знать свое тело,
Знать и любить.
Самое первое дело,
В мире с ним жить.
Сделай его сильным,
сделай его быстрым,
сделай его, сделай его
чистым.
- Остановка 4. Кишечник.
- Капелька зовет нас в путь. Поехали.
- Мы приехали на станцию под загадочным названием «кишечник».
- Для чего он нужен?
- Оказывается, в результате работы клеток в организме накапливаются вещества, которые необходимо вывести из организма. Не только потому что они вредны для него, а для того, чтобы эти вредные вещества не отравили наш организм. (см. учебник)
- Где находится кишечник? (внизу живота)
- Кишечник – это труба, длиной около десяти метров!, свернутая внизу живота. И если из этой трубы не удалять засоры, то закончиться все может очень плачевно, как с этим воздушным шариком. (надуть, чтобы лопнул) Так и кишечник, если лопнет, от того что некуда больше складывать отходы, то они попадут в кровь и человек умрет.
- Остановка 5. Печень.
- Наше путешествие подходит к концу. Осталась последняя остановка.
- Посмотрите на карту и скажите, как она называется? (печень)
- Печень – это центральная лаборатория всего организма. Она выполняет много различных функций:
- вырабатывает жидкость, с помощью которой перерабатывается пища;
- обезвреживает некоторые ядовитые вещества;
- перерабатывает некоторые вещества.
5.Итог урока
- Наш паровозик прибыл на конечную остановку. Наше путешествие закончилось. Мы побывали сегодня на всех станциях. Но на нашей карте были не все органы, которые есть у человека. С ними вы познакомитесь в других классах.
- Внимание, капелька воды вернулась ко мне и хочет провести для вас экзамен. Согласны?
- Перед вами кроссворд, который в процессе путешествия составила капелька. Ответьте на вопросы, угадайте, какое слово спряталось на красном поле.
- Орган пищеварения
- С помощью чего мы пишем, рисуем
- С помощью чего мы поворачиваем голову
- Орган кровообращения
- С помощью чего мы ходим
- Орган дыхания
- Какой орган был зашифрован?
- Соедините на карточках, которые лежат у вас на партах, название органа и его функцию.
Сердце | С его помощью мы дышим | |
Печень | Приводит кровь в движение | |
Легкие | Перерабатывает пищу | |
Кишечник | Обезвреживает некоторые вредные вещества | |
Желудок | Служит для выведения из организма вредных веществ |
6.Задавание на дом
Посмотрите в учебник, стр.85. с помощью этой иллюстрации вы сможете рассказать родителям обо всем что узнали сегодня на уроке. А выставка книг, которые я взяла в библиотеке, поможет вам узнать еще много интересного и полезного о своем организме.
Закончить урок я хочу стихотворением
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая их, используешь шутя.
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки, - чтоб ласкать, трудиться,
воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Предварительный просмотр:
Тема | Строение тела человека и его внутренние органы |
Сформировать представления об основных частях тела человека, его внутренних органах и их строении Ввести алгоритм здорового образа жизни Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | |
Основные термины и понятия | Строение человека, внутренние органы, печень, желудок, сердце, кровообращение, кишечник, легкие |
Педагогическая технология | Здоровьесберегающая |
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
Проявлять: - интерес к изучению темы; - стремление к здоровому образу жизни; - осознание собственных достижений при освоении темы; - позитивное отношение ко всем живым существам ; - стремление узнать новое о своем теле и использовать свои знания в жизни | Познавательные: - различать части тела человека, уметь их находить; - знать название внутренних органов, их строение и роль в жизни человека; - делать выводы в результате совместной работы учеников и учителя; - расширять знания учеников о правильном питании, его значимости, о взаимосвязи питания и здоровья; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - выполнять задания в соответствии с целью; - учиться выполнять последовательность действий на уроке( с помощью «карты путешествия»); - выполнять учебные действия в соответствии с планом урока. Коммуникативные: - побуждать детей к высказыванию своего мнения, умению правильно строить предложения (свою речь); - договариваться с одноклассниками о правилах работы в группе, паре; - слушать и понимать речь других; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. | - познакомить с понятиями «строение тела человека», «внутренние органы»; - активизировать словарный запас; - умение работать с различной информацией; - формирование общекультурной компетенции; - формирование здорового образа жизни; - умение выполнять простейшие практические работы; - познакомить с понятием «исследователь» |
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
«Литературное чтение» Тема: «Знакомство с творчеством С.Михалкова» «В. Новичков. Стихи для детей о детях» | Информационный материал: - учебник «Окружающий мир» для 2 класса общеобразовательных учреждений /А.А.Плешаков. Демонстрационный материал: - Электронная презентация - карта «путешествия» по внутренним органам; - карточки - выставка книг Раздаточный материал: - карточки с кроссвордом; - карточки с учебным заданием | - фронтальная. - другие формы работы:
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внутреннее строение человека
Сердце
Легкие
Желудок
Кишечник
Печень
Подумай и соедини Сердце С его помощью мы дышим Печень Приводит кровь в движение Легкие Перерабатывает пищу Кишечник Обезвреживает некоторые вредные вещества Желудок Служит для выведения из организма вредных веществ
Подумай и соедини Сердце С его помощью мы дышим Печень Приводит кровь в движение Легкие Перерабатывает пищу Кишечник Обезвреживает некоторые вредные вещества Желудок Служит для выведения из организма вредных веществ
Подумай и соедини Сердце С его помощью мы дышим Печень Приводит кровь в движение Легкие Перерабатывает пищу Кишечник Обезвреживает некоторые вредные вещества Желудок Служит для выведения из организма вредных веществ
Подумай и соедини Сердце С его помощью мы дышим Печень Приводит кровь в движение Легкие Перерабатывает пищу Кишечник Обезвреживает некоторые вредные вещества Желудок Служит для выведения из организма вредных веществ
Подумай и соедини Сердце С его помощью мы дышим Печень Приводит кровь в движение Легкие Перерабатывает пищу Кишечник Обезвреживает некоторые вредные вещества Желудок Служит для выведения из организма вредных веществ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
Строение тела человека: внешнее и внутреннее/ Окружающий мир. 3 класс
Окружающий мир. 2-й класс.Тема урока: Строение тела человека: внешнее и внутреннее.Тип урока: урок открытия новых знаний.Урок построен в ТРКМ.Цель: формировать первоначальные представления детей...
Методическая разработка клубного часа "Приятный человек"
Данная разработка рекомендована воспитателям ГПД и классным руководителям начальной школы....
Методическая разработка ко Дню пожилого человека
ПРАЗДНИК «МУДРОСТИ И ВНИМАНИЯ»(1 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ)...
"Строение тела человека и его внутренние органы" конспект урока 2 класс окружающий мир
Сформировать представления об основных частях тела человека, его внутренних органах и их строенииВвести алгоритм здорового образа жизниНаучить использовать приобретенные знания и умения в практи...
Методическая разработка психологического занятия «Эмоции человека».
Знакомство младших школьников с эмоциями. Развитие умения распознавать различные эмоции....
Методическая разработка. Урок «Представление о человеке в христианстве» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 класс
Методическая разработкаУрок «Представление о человеке в христианстве»(ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 классЦель урока: формирование представлен...