Конспект урока окружающего мира на тему: "Жизнь леса" (УМК "Школа России") 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока окружающего мира на тему :"Жизнь леса" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_lesa_4_klass.docx | 40.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учебный предмет: Окружающий мир.
Класс: 4 класс.
Автор УМК: А.А. Плешаков (УМК « Школа Росси»).
Тема урока: «Жизнь леса».
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: Сформировать представление учащихся о лесе как природном сообществе; ознакомить с ярусами леса, разнообразием лесных обитателей, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
- ПУУД – умение извлекать информацию, устанавливать причинно –следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;
- РУУД – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;
- КУУД – осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач.
Направленные на достижение предметных результатов:
- Иметь представление о лесе, как природном сообществе;
- Владеть знаниями о лесных обитателях, ярусах леса, лесной подстилке и микроорганизмах;
- Понимать какую роль играют грибы для леса.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Жизнь леса», учебник, аудиозапись, видеофильм.
Дидактические материалы: конверты с заданиями для работ групп, проверочный тест.
Ход урока
- Организационный момент У: Здравствуйте, ребята! (Здороваются)
У: Меня зовут Ольга Владимировна. Сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я.
У: Ребята, вы сегодня будете работать тремя группами. В конце урока активные участники получат отметки, которые вы сами себе и выставите.
(Разбиваются на группы)
У: Повернитесь, пожалуйста, друг к другу и подарите улыбку. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.
У: Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- Самоопределение к деятельности на основе актуализации опорных знаний (постановка темы и целей урока)
У: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
А чтобы узнать, куда мы отправимся, я предлагаю вам закрыть глаза и послушать звуки. После того как звуки прекратятся, вы откройте глаза, и скажите, где кто из вас побывал. (Муз. файл « Живой лес.») 1.(слайд 1)
(Город этот не простой, он дремучий и густой...(Лес)
У: Ребята, где вы побывали за этот короткий промежуток времени? ( В лесу)
У: А как вы догадались, что это лес? (Поют птицы, шелестят листья)
У: О каком же главном богатстве нашей страны пойдет речь? (О лесе)
У: Откройте учебники и прочитайте тему урока, на с.164. (Жизнь леса)
(Тема вывешивается на доске)
У: Давайте вспомним, что такое лес? (Ответы детей)
У: Ученые-экологи называют лес природным сообществом. Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?
(Учащиеся высказывают свои мнения)
У: Давайте посмотрим, какое толкование дает С.И. Ожегов этому слову в своем словаре. (Слайд 2)
СООБЩЕСТВО - Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.
У: Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать, почему лес называют природным сообществом)
(Вывешивается на доске)
- Работа по теме урока. Открытие нового знания.
У: И чтобы убедиться, что лес – это сообщество мы начинаем наше путешествие.
У: Здравствуй, вольная природа
Лес - великая страна!
Удивительным народом
Та страна населена.
У: Посмотрите внимательно на экран, перед вами карта природных зон России (слайд 3)
Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные ельники, сосновые боры. Одно из замечательных богатств нашей страны – лес.
У: Каким цветом окрашена на карте лесная полоса? (Зеленым)
У: Как мы можем с вами узнать, какой это лес?( По условным обозначениям)
(Моделирование коллажа)
У: Мы с вами будем составлять коллаж: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
Давайте посмотрим, какое толкование дает С.И. Ожегов этому слову в своем словаре. (Слайд 4)
У: Послушайте сказку о художнике, который решил нарисовать лес. Представьте себя жителями этого леса, а какими именно жителями – вам подскажут картинки, которые вы получили, когда делились на группы.
– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так, похожи, они получились, что вот-вот ветки закачаются (уч-ся наклеивают деревья)
А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес! (наклеивают травы и цветы)
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. (наклеивают насекомых)
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик (наклеивают птиц и кустарники)
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы! (наклеивают грибы)
– Нет, – сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье (наклеивают животных)
– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!
У: Рассмотрите наш коллаж. Так что же такое лес? (Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.)
Ярусы леса
У: Послушайте рассказ М.М. Пришвина о лесе.
У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях - в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды - еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы - дятел, синички, совы – еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы. У них, у зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже.
У: Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом)
У: А дом этот большой, многоэтажный. Каждый этаж имеет свое название. Давайте дадим этим этажам названия, используя следующие описания (Слайд 5)
1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
4)А что же растет на самой земле? ( Лишайники и мхи.)
У: Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.
Первичное закрепление
Работа в группе. Заполните таблицу, соблюдая ярусность леса.
(Слайд 6) (КОНВЕРТ «ЯРУСЫ ЛЕСА»)
Выберите из предложенных названий растений:
1 команда – те растения, которые расположились в верхнем ярусе, 2 команда – в среднем ярусе, 3 команда – в нижнем ярусе.
У: Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами? (Учащиеся высказывают свои мнения)
У: Растения располагаются в лесу ярусами из-за солнечного света. Каким-то растениям нужно больше света, каким-то меньше. Освещённость в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу своё место. Ярусное расположение в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений.
Животный мир лесов
У: Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу.
У: Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)
У: Кто из вас знает, как называется этот слой?
(Учащиеся высказывают свои мнения)
У: Давайте проверим ваши предположения в учебнике на с. 168.
(Зачитывают)
У: Почему же мы не видим целых гор этих многолетних листьев?
(Учащиеся высказывают свои мнения)
У: Давайте проверим ваши предположения в учебнике на этой же странице.
(Зачитывают)
У: А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку)
У: Каким именно? (Ежам, медведям, разным жукам.)
У: Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу)
Первичное закрепление
(работа в группах ) (ватман «ЦЕПИ ПИТАНИЯ»)
У: На стр.166-167 познакомьтесь с животным миром леса и составьте цепи питания, сложившихся в лесах (по 1 каждая команда) (Слайд 7)
У: Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет, Они живут как бы семьей, помогая друг другу)
У: Итог - Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
ФИЗМИНУТКА
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем — Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем — крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Грибы
У: Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(Грибы.)
У: Ребята, а грибы это растения?( Нет, они относятся к отдельному царству.)
У: Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)
У: Найдите ответ на этот вопрос в конверте «Нужны ли лесу грибы?»
(работают группой) (КОНВЕРТ «НУЖНЫ ЛИ ЛЕСУ ГРИБЫ?»)
У: Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков). Итог (Слайд 8)
Лес родного края
У: Ребята, в какой области мы живем? (Мы живём в Ростовской области)
У: Скажите, а в нашей области есть леса? (Ответы учащихся)
У: Я хочу вас познакомить с Александровским лесом, который находится в Азовском районе нашей области. (Слайд 9) 1 марта 2018 года этому лесу исполнилось 134 года. Чтобы более подробно узнать об этом лесе, я предлагаю вам посмотреть видеофильм.
Просмотр видеофильма
У: С какой целью был создан этот лес? (Смягчить степной климат)
У: Ребята, а в нашем районе есть охраняемые территории? (Ответы детей)
В нашем районе есть особо охраняемая природная территория «Егорлыкский «Лиман». Она находится примерно в 4 км. от х. Украинский, Войновского сельского поселения, занимает площадь 300 Га. Создана эта территория была для того, чтобы можно было проводить научные исследования по изучению животного и растительного мира нашей местности.
Лес и человек
У: «Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.
У: Так ли это? Кто может уничтожить лес? (Дети приходят к выводу, что человек).
У: Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе? О чём рассказали знаки. (Слайд 10)
У: К сожалению, человек пока ещё плохо понимает лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса!
4. Закрепление пройденного материала.
Графический диктант. (КОНВЕРТ «Диктант»)
У: На экране и у вас на карточках представлены утверждения. Правильные утверждения отметьте знаком «+», а не верные - знаком «-». (Слайд 11)
У: Поменяйтесь работами с соседом, проверьте работу и поставьте отметку, руководствуясь следующими критериями: 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3, 4 и более, к сожалению, - 2. Но таких ребят, я надеюсь, не будет. Ну и, конечно, без ошибок – пятёрка. (Слайд 12)
- Подведение итогов урока
У: Ну что ж, ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним тему урока. Какова была наша цель. (Узнать, почему лес называют – природным сообществом?)
У: Почему лес так называют? (Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща.)
- Рефлексия.
У: Ребята, какой праздник через две недели будет праздновать вся страна? (Новый год);
У: Что является символом Нового года для большинства людей в нашей стране и ассоциируется с праздничным весельем? (Ель)
У: Ребята, а вы любите наряжать елку?
У: Я вам предлагаю приступить к этому приятному событию прямо сейчас.
Украсьте ёлочку игрушкой исходя из обозначенного цвета: (Слайд 13)
- Домашнее задание. (Слайд 14) (КОНВЕРТ «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»)
- 1) прочитаете текст учебника с.164-169;
2) выполните задание в тетради стр.76-77
- творческая работа «Мини – сочинение». (по желанию)
Продолжить сочинение 2 – 3 предложениями.
1. Если бы я был лесничий, я бы …
2. Я - лесной доктор, потому что …
3. Если бы я был зверек, я бы … (Слайд 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4кл
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4класс автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....
План-конспект по окружающему миру по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Урок окуржающего мира в 4 классе, на котором дети знакомятся ярусами леса, лесной подстилкой, микроорганизмами, ролью грибов....
Урок окружающего мира по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество" 4 класс
Урок по теме "Лес - природное сообщество"...
Урок окружающего мира по теме «Жизнь леса» 4 класс УМК "Школа России"
Данная тема изучается в 1 полугодии 4 класса, урок 28 по календарно-тематическому планированию. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно-деятельностный по...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах....
Урок окружающего мира по теме: «Жизнь лесных зверей зимой». 1 класс
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Задачи:Обучающие:-актуализировать уже известные знания учащихся об особенностях жиз...