Конспект урока окружающего мира на тему: "Жизнь леса" (УМК "Школа России") 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Бондарь Ольга Владимировна

Конспект урока окружающего мира на тему :"Жизнь леса" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_lesa_4_klass.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учебный предмет: Окружающий мир.

Класс: 4 класс.

Автор УМК: А.А. Плешаков (УМК « Школа Росси»).

Тема урока:  «Жизнь леса».

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: Сформировать представление учащихся о лесе как природном сообществе; ознакомить с ярусами леса,  разнообразием лесных обитателей, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

  • ПУУД – умение извлекать информацию, устанавливать причинно –следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;
  • РУУД – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;
  • КУУД – осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач.

Направленные на достижение предметных результатов:

  • Иметь представление о лесе, как природном сообществе;
  • Владеть знаниями о лесных обитателях, ярусах леса, лесной подстилке и микроорганизмах;
  • Понимать какую роль играют грибы для леса.

Оборудование:  компьютер,  проектор, экран, презентация «Жизнь леса»,  учебник, аудиозапись, видеофильм.

Дидактические материалы:  конверты с заданиями для работ групп, проверочный тест.

Ход урока

  1. Организационный момент У: Здравствуйте, ребята!  (Здороваются)

У: Меня зовут Ольга Владимировна. Сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я.

У: Ребята, вы сегодня будете работать  тремя группами. В конце урока активные участники получат отметки, которые вы сами себе и выставите.

 (Разбиваются на группы)  

 У: Повернитесь, пожалуйста, друг к другу и подарите улыбку. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

У: Чтоб природе другом стать,

     Тайны все её узнать,

      Все загадки разгадать,

      Научитесь наблюдать,

      Будем вместе развивать у себя внимательность,

      А поможет всё узнать наша любознательность.

  1. Самоопределение к деятельности на основе актуализации опорных знаний (постановка темы и целей урока)

У: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

А чтобы узнать, куда мы отправимся, я предлагаю вам закрыть глаза и послушать звуки. После того как звуки прекратятся, вы откройте глаза, и скажите, где кто из вас побывал.    (Муз. файл « Живой лес.») 1.(слайд 1)

(Город этот не простой, он дремучий и густой...(Лес)

У: Ребята, где вы побывали за этот короткий промежуток времени? ( В лесу)

У: А как вы догадались, что это лес? (Поют птицы, шелестят листья)

У: О каком же главном богатстве нашей страны пойдет речь? (О лесе)

У: Откройте учебники и прочитайте тему урока, на с.164. (Жизнь леса)

(Тема вывешивается на доске)

У: Давайте вспомним, что такое лес? (Ответы детей)

У: Ученые-экологи называют лес природным сообществом. Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?

(Учащиеся высказывают свои мнения)

У: Давайте посмотрим, какое толкование дает С.И. Ожегов этому слову в своем словаре. (Слайд 2) 

СООБЩЕСТВО -  Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

У: Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать, почему лес называют природным сообществом)

(Вывешивается  на доске)

  1. Работа по теме урока. Открытие нового знания.

У: И чтобы убедиться, что лес – это сообщество мы начинаем наше путешествие.

У: Здравствуй, вольная природа

    Лес - великая страна!

              Удивительным народом

              Та страна населена.

У: Посмотрите внимательно на экран, перед вами карта природных зон России (слайд 3)

Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные ельники, сосновые боры. Одно из замечательных богатств нашей страны – лес.

У: Каким цветом окрашена на карте лесная полоса? (Зеленым)

У: Как мы можем с вами узнать, какой это лес?( По условным обозначениям)

(Моделирование коллажа)

У: Мы с вами будем составлять коллаж: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». 

Давайте посмотрим, какое толкование дает С.И. Ожегов этому слову в своем словаре. (Слайд 4) 

У: Послушайте сказку о художнике, который решил нарисовать лес. Представьте себя жителями этого леса, а какими именно жителями – вам подскажут картинки, которые вы получили, когда делились на группы.

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так, похожи, они получились, что вот-вот ветки закачаются (уч-ся наклеивают деревья)

 А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес! (наклеивают травы и цветы)

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. (наклеивают насекомых)

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик (наклеивают птиц и кустарники)

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы! (наклеивают грибы)

– Нет, – сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье  (наклеивают животных)

– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

У: Рассмотрите наш коллаж. Так что же такое лес? (Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.)

Ярусы леса

У: Послушайте рассказ М.М. Пришвина о лесе.

     У  птиц и  зверьков в  лесу есть свои этажи:  мышки живут в корнях - в самом  низу; разные птички,  вроде соловья,  вьют  свои  гнездышки прямо на земле; дрозды - еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы - дятел, синички, совы – еще повыше;   на  разной высоте по  стволу дерева и  на  самом верху селятся хищники: ястреба и орлы. У них, у зверушек и птиц,  с этажами не  как  у  нас  в  небоскребах:  у  нас  всегда можно с  кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже.

У: Чем является лес для живых организмов?  (Для живых организмов лес  является домом)

У:  А дом этот большой, многоэтажный.  Каждый этаж имеет свое название. Давайте  дадим этим этажам названия, используя следующие описания (Слайд 5)

   1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

   2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

   3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

   4)А что же растет на самой земле? ( Лишайники и  мхи.) 

У: Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.

Первичное закрепление

Работа в группе. Заполните таблицу, соблюдая  ярусность леса.

(Слайд 6) (КОНВЕРТ «ЯРУСЫ ЛЕСА»)

Выберите из предложенных названий растений:

1 команда – те растения, которые расположились в верхнем ярусе, 2 команда – в среднем ярусе, 3 команда – в нижнем ярусе.

У: Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами?   (Учащиеся высказывают свои мнения)

         У:  Растения располагаются в лесу ярусами из-за солнечного света. Каким-то растениям нужно больше света, каким-то меньше. Освещённость  в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу  своё место. Ярусное расположение в лесу помогает  ужиться вместе большому разнообразию растений.

Животный мир лесов

У: Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу.

У:  Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)

У:  Кто из вас знает, как называется этот слой?  

(Учащиеся высказывают свои мнения)

         У: Давайте проверим ваши предположения в учебнике на с. 168.

(Зачитывают)

У: Почему же мы не видим целых гор этих многолетних листьев?

(Учащиеся высказывают свои мнения)

У: Давайте проверим ваши предположения в учебнике на этой же странице.

(Зачитывают)

         У: А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку)

          У: Каким именно? (Ежам, медведям, разным жукам.)

У: Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу)

Первичное закрепление

(работа в группах ) (ватман  «ЦЕПИ ПИТАНИЯ»)

У: На стр.166-167 познакомьтесь с животным миром леса и составьте цепи питания, сложившихся в лесах (по 1 каждая команда) (Слайд 7)

У:  Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет, Они живут как бы семьей, помогая друг другу)

У: Итог - Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. 

ФИЗМИНУТКА

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем — Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем — крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Грибы

У: Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.

                        И на горке, и под горкой,

                        Под березой, и под елкой,

                        Хороводами и в ряд

                        В шляпках молодцы стоят.

                                                          (Грибы.)

У: Ребята, а грибы это растения?( Нет, они относятся к отдельному царству.)

У: Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)

У: Найдите ответ на этот вопрос в конверте «Нужны ли лесу грибы?»

(работают группой) (КОНВЕРТ  «НУЖНЫ ЛИ ЛЕСУ ГРИБЫ?»)

  У: Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков). Итог (Слайд 8)

Лес родного края

У: Ребята, в какой области мы живем? (Мы живём в Ростовской области)

У: Скажите, а в нашей области есть леса? (Ответы учащихся)

У: Я хочу вас познакомить с Александровским лесом, который находится в Азовском районе нашей области. (Слайд 9) 1 марта 2018 года этому лесу исполнилось 134 года. Чтобы более подробно узнать об этом лесе, я предлагаю вам посмотреть видеофильм.

Просмотр видеофильма

У: С какой целью был создан этот лес? (Смягчить степной климат)

У: Ребята, а в нашем районе есть охраняемые территории? (Ответы детей)

В нашем районе есть особо охраняемая природная территория «Егорлыкский «Лиман». Она находится примерно в 4 км. от х. Украинский, Войновского сельского поселения, занимает площадь 300 Га. Создана эта территория была для того, чтобы можно было проводить научные исследования по изучению животного и растительного мира нашей местности.

Лес и человек

У: «Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.

У: Так ли это? Кто может уничтожить лес? (Дети приходят к выводу, что человек). 

У: Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе? О чём рассказали знаки. (Слайд 10)

У:  К сожалению, человек пока ещё плохо понимает лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса! 

4. Закрепление пройденного материала.

Графический диктант. (КОНВЕРТ  «Диктант»)

У:  На  экране  и  у  вас  на  карточках представлены утверждения.  Правильные  утверждения  отметьте  знаком  «+»,  а  не  верные -  знаком  «-».  (Слайд 11)

            У: Поменяйтесь работами с соседом, проверьте работу и поставьте отметку, руководствуясь следующими критериями: 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3, 4 и более, к сожалению, - 2. Но таких ребят,  я надеюсь, не будет. Ну и, конечно, без ошибок – пятёрка. (Слайд 12)

  1. Подведение итогов урока

У: Ну что ж, ребята, наше путешествие подошло к концу.  Давайте вспомним тему урока.  Какова была наша цель. (Узнать, почему лес называют – природным сообществом?)

У: Почему лес так называют? (Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща.)

  1. Рефлексия.

У: Ребята, какой праздник через две недели будет праздновать вся страна? (Новый год);

У: Что является символом  Нового года для большинства людей в нашей стране и ассоциируется с праздничным весельем? (Ель)

У: Ребята, а вы любите наряжать елку?

У: Я вам предлагаю приступить к этому приятному событию прямо сейчас.

Украсьте ёлочку игрушкой исходя из обозначенного цвета: (Слайд 13)

  1. Домашнее задание. (Слайд 14) (КОНВЕРТ «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»)
  • 1) прочитаете текст учебника с.164-169;

          2) выполните задание в тетради стр.76-77

  • творческая работа «Мини – сочинение». (по желанию)

          Продолжить сочинение 2 – 3 предложениями.

          1. Если бы я был лесничий, я бы …

          2. Я - лесной доктор, потому что …

          3. Если бы я был зверек, я бы …      (Слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4кл

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема"  4класс автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....

План-конспект по окружающему миру по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окуржающего мира в 4 классе, на котором дети знакомятся ярусами леса, лесной подстилкой, микроорганизмами, ролью грибов....

Урок окружающего мира по теме «Жизнь леса» 4 класс УМК "Школа России"

Данная тема изучается в 1 полугодии 4 класса, урок 28 по календарно-тематическому планированию.  Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно-деятельностный по...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах....

Урок окружающего мира по теме: «Жизнь лесных зверей зимой». 1 класс

Тип урока: урок  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.Задачи:Обучающие:-актуализировать  уже известные знания  учащихся об  особенностях жиз...