Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Жизнь древних славян», УМК «Школа России», 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, внешнем виде и вере древних славян.

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить обучающихся с жизнью древних славян, бытом, внешним видом и верой;

2. Проанализировать степень усвоения материала.

Предметные:

  1. Знать особенности жизни, быта, внешнего вида и веры древних славян.
  2. Проявлять уважение к ценностям, культуре и традициям своего народа.

 

Развивающие:

1. Развивать умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

2. Развивать у обучающихся умения выделять главное.

Личностные:

1. Выражать положительное отношение к процессу познания;

2. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества;

2. Воспитывать интерес к истории Отечества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_slavyan.docx124.68 КБ
Файл razdatki.docx2.41 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 01.03.2024

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей № 148»

Класс: 4 е

Урок: 2

Время: 14:00 – 14:40  Кабинет: 211

Студент: Насырева Светлана Александровна

Группа: 31

Учитель: Ашмарина Вера Николаевна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока «Жизнь древних славян»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, внешнем виде и вере древних славян.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить обучающихся с жизнью древних славян, бытом, внешним видом и верой;

2. Проанализировать степень усвоения материала.

Предметные:

  1. Знать особенности жизни, быта, внешнего вида и веры древних славян.
  2. Проявлять уважение к ценностям, культуре и традициям своего народа.

Развивающие:

1. Развивать умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

2. Развивать у обучающихся умения выделять главное.

Личностные:

1. Выражать положительное отношение к процессу познания;

2. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества;

2. Воспитывать интерес к истории Отечества.

УМК: УМК ««Школа России», учебник Окружающий мир: 4 кл.: Учебник: в 2ч./А.А Плешаков. - М.: Просвещение, 2015.-Ч.1., учебная презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Александровна сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.

- Проверьте, пожалуйста, чтобы у вас на партах лежал учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник.

- Ребята, я предлагаю вам создать ручеёк с ключевой, чистой водой. Для этого, кто сидит на 1 варианте выполняют движение «волна» правой рукой, а кто на 2 варианте –левой. Наши предки считали, что вода придает сил, очищает и уносит своим течением плохие мысли. Пусть наш ручеек принесет нам хорошее настроение и успехов в освоении новых знаний.

-Давайте сядем ровно и продолжим наш урок.

1.Приветствуют учителя и выполняют самооценку     готовности к уроку.

Р: проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала.

Учебная презентация: слайд №1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового

способа действий

Ф, И, П

Словесный: беседа.

Практический: 

Повторение.

Приёмы: организация учебного общения

Взаимноконтроль

  1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной истории». Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали. На экране будут появляться иллюстрации, ваша задача определить какую эпоху она отражает.

- Древняя письменность и живопись.

- Достояние древних египтян – пирамида Хеопса.

- Замок – архитектура какой эпохи?

- Индустриальный характер деятельности того времени.

- Что изображено здесь?

- Какая это эпоха и как она называется?.

- Спасибо за ваши ответы.

- Ученики, колесо истории возвращает нас примерно в 6 век нашей эры, и мы начинаем раздел «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА». Ученики подскажите, что такое «отечество»? Как вы понимаете это слово?

- Хорошо, ребята предположите, чему будет посвящен этот раздел.

2. Организует и координирует работу  обучающихся, по              определению темы и целей урока.

- Продолжим путешествие по дороге истории.  Посмотрите на семью, гостьи девочки Настеньки. Попробуйте догадаться по нарядам, с каким народом мы сегодня познакомимся. Как вы думаете: кто и когда носил такую одежду?

- Ребята, как назывался русский народ в древности, к которому относится Настенька?

- Вы правы, семья Настеньки относится к восточным славянам, племени «Древляне».

1.Выполняют задание, делают выводы, вспоминают учебный материал.

- Первая эпоха – Первобытная история.

- Вторая -  Мир древности.

- Третья – Средние века.

-Четвертая – Новое время

- Изображён современный город и современная техника.

-Пятая - Новейшее время.

- Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.

Отечество - страна, где родился человек и гражданином которой является.

- Раздел будет посвящен истории нашей страны от древности, до сегодняшнего дня.

- Такую одежду носили на Руси в древности.

- Славяне.

Р:планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией.

П:систематизировать, обобщить изученное, делать выводы; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.

К: принимать цель  совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Р: признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Учебная презентация: слайд №2, 3, 4, 5

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока.

- Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?

-Верно, тема сегодняшнего урока: «Жизнь древних славян».

- Я прошу вас поставить себе цель на этот урок. У нас есть вспомогательное слово «Познакомиться…»

- Чтобы достичь цели, составим план с помощью опорных слов.

1. Изучить …

2. Выполнить …

3. Подвести…

- Также обратите внимание, у вас на партах лежат рабочие листы с заданиями. Если вы выполнили задание без единой ошибки, то вы закрашиваете полностью колосок пшеницы под заданием, но если вы допускали ошибки, то половину колоса. Если совсем не справились – не раскрашиваете.

- Посмотрите в карточку, какой первый пункт?

- Оцените себя в карточке самооценивания.

1. Ставят перед собой цель.

- Жизнь древних славян

.

- Познакомиться с жизнью бытом внешним видом и веры древних славян.

- 1. Изучить жизнь древних славян.

2. Выполнить самостоятельную работу.

3. Подвести итоги.

- Определил, тему, цель, план.

К: воспринимать и формулировать цели и задачи.

Р: проявление мотивации учебно-познавательной деятельности.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.

Учебная презентация: слайд №6,7,8,9,10, 11

Карточка самооценивания.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, Г

Практический: выполнение задания.

Приёмы: наблюдение.

Внешний контроль

1. Знакомство с новым понятием

- Для того чтобы правильно выполнить первый пункт нашего плана, давайте дадим определение слову «славяне». Ребята, кто такие славяне, как вы думаете?

- Существует много объяснений. Великий русский ученый М.В. Ломоносов считал, что предками славян являются мужественные люди, т. е. прославившиеся своими подвигами, и название «славяне» происходит от слова «славящиеся».

- Ученики, как вы думаете, как выглядели славяне.

- Славяне были крепкими, выносливыми, готовыми к любым неожиданностям. Жизнь среди густых лесов была тяжёлой и опасной. Чтобы противостоять диким зверям, врагам и трудностям хозяйственной жизни, славяне объединялись в племена, а племена в союзы.

- Давайте, вернёмся к семье нашей Настеньки.

- Кто помнит к какому племени относится семья Настеньки?

- Все верно, такое название получило племя, потому что они селились в лесах. Существовали и другие названия племен. Я предлагаю вам рассмотреть карту о расселении славян. Племенные союзы, которые жили в степных районах, назывались поляне. Ильменские племена населяли территории близ озера Ильмень, вятичи проживали у реки Ока, древляне, селились в лесах, а дереговичи жили возле болот. Другими словами, названия племён тесно связано с территориями, где они жили.

- Что Настенька держит в руках? Для чего нужны эти вещи?

- Совершенно верно, прошу вас помочь Настеньке и разделить предметы на две группы: для себя и мамы (т.е. предметы быта) и для отца (т.е. для земледелия). Но перед работой, как вы думаете, как называются эти предметы и для чего они служат?

Приступайте к 1 заданию в рабочем листе.

- Проверим, кто выйдет к доске и распределит на доске предметы? Остальные проверяют в своих рабочих листах.

- Вы хорошо справились с этим заданием, оцените себя в поле под заданием задания.

- Мы узнали какими предметами пользовались славяне, а теперь посмотрим, как выглядит землянка – жилое помещение, в котором живет семья Настеньки. Смотрите внимательно, потому что в рабочих листах есть задние, где представлено изображение землянки снаружи, а вам нужно схематично нарисовать ее изнутри. Строим землянку | Рысьи Леса | Дзен

2. Организовывает групповую работу  обучающихся.

- Чтобы подробнее узнать о славянах, я вам предлагаю в парах изучить информацию в учебнике. В рабочих листах в задании №2 написан вопрос, на который нужно найти ответ и страница учебника у каждого своя.

- Какие территории занимали древние славяне? (стр. 34)

- Какими видами промысла занимались мужчины? (стр. 36)

- Чем занимались женщины и девушки? ( стр. 36)

- Как выбирали место для поселения? (стр. 37)

 После вы поделитесь знаниями со всем классом. На выполнение задания у вас есть 2 минуты.

1. Открывают новое знание.

-Славяне – группа народов, говорящих на славянских языках, которые вели похожую хозяйственную деятельность.

- Сильные, красивые люди, со светлой кожей и светлыми волосами.

- Древляне.

- Глиняные горшки – для употребления пищи и косу – для труда.

Отвечают на вопросы учителя. 

Рубе́ль — деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья.

Ухва́т — ручной инструмент для перемещения глиняных и чугунных горшков для еды.

Соха́ — тягловое ручное пахотное орудие для обработки почвы в лесной зоне.

Цеп — это инструмент, который использовали для обмолота — отделения зерна от колосьев.

- Предметы быта: рубель, ухват.

Предметы для земледелия: соха, цеп.

Смотрят видеофрагмент. Выполняют задание в рабочих листах.

Работают в паре.

Читают учебник, анализируют информацию.

П: выявление причинно- следственных связей, представление о овощах и фруктах и витаминах;

К: ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать свое мнения и нескольких людей.

Р: умение оценивание своей работы на уроке.

К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Р: признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Учебная презентация: слайд №12, 13, 14, 15, 16

Рабочие листы

Видеофрагмент

Рабочие листы

Учебник: стр. 34, 36-37

Рабочие листы

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, Г

Словесный:

беседа.

Наглядный:

Вывод.

 Приёмы: организация учебного общения.

 1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Время вышло, прошу рассказать вас, что нового вы узнали о славянах. Какие территории занимали древние славяне?

- Замечательно, какими видами промысла занимались мужчины?

-Чем занимались женщины и девушки?

- Как выбирали место для поселения?

- Спасибо за ваши ответы.

- Ребята, матушка Настеньки рассказала, что многие славяне верят в то, что всеми явлениями природы управляют боги. Одним из главных является бог Перун – бог грома и молнии.  Переходим к следующему заданию №3. Вам необходимо соотнести славянского бога и его характеристику. У вас на это задание есть 1 минута. Приступайте!

- Время вышло! Расскажите мне, пожалуйста, как вы выполнили задание.

- Давайте проверим наш ответ, покажите «+», если мы правильно соотнесли. Оцените себя в рабочих листах.

1. Объясняют выполнение своей работы в группах.
-
 Огромное пространство Восточной Европы.

- Охота, рыболовство, бортничеством, кузнечный промысел.

- Женщины готовили пищу, шили, устраивали огороды, ткали, пряли, занимались врачеванием.

- Жилище строили в безопасном месте, рядом с рекой.

Отвечает на вопросы учителя.

Выполняют задание, соотносят информацию.

- Перун – бог грома и молнии;

Леший – хранитель леса;

Домовой- хранитель дома.

Водяной – сказочное существо, живущее в воде.

П: устанавливать существенный признак сравнения.

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Р: умение оценивания своей работы на уроке.

Рабочие листы

Учебная презентация: слайд № 17, 18

Физкультминутка (1 мин) – видеофрагмент

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф, И

Практический: выполнение заданий в рабочей тетради.

Приемы:

Организация учебного общения.

  1. Организует выполнение самостоятельной работы.

- Ребята, у славян очень крепкая связь между поколениями, как и в семье Настеньки. Её старший брат Алеша будет собирать мед. А Настеньке матушка наказала приготовить обед.

- Пришло и наше время потрудится и проверить свои знания, мальчики будут помогать Алеше, а девочки Настеньке. Чем больше правильных ответов – тем успешнее выполнят работу Алеша и Настенька.

- Вашей задачей будет выполнить тест по вариантам.

Вариант 1

1.  С чем связаны названия племён восточных

славян?

  • Территорий, где жили племена;
  • Историей происхождения;
  • Князем в племени.
  1. Из какого материала славяне чаще всего изготавливали посуду?
  • Железо;
  • Дерево, глина;
  • Стекло.
  1. Кто считался главным богом древних славян?
  • Домовой;
  • Леший;
  • Перун.
  1. Как называлось жилище древних славян?
  • Полуземлянка, рубленая изба;
  • Хоромы;
  • Изба.
  1. Что такое бортничество?
  • Сбор ягод;
  • Сбор мёда;
  • Сбор урожая.

Вариант 2

1. Какое название не относится к племени восточных славян?

  1. Древляне;
  2. Поляне;
  3. Микены.
  1. Из какого материала была одежда у славян?
  • Лён, шерсть;
  • Шелк, хлопок;
  • Вискоза.
  1. Кто по мнению славян защищали их от злых сил?
  • Леший;
  • Души предков;
  • Водяной.
  1. С помощью чего гладили одежду женщины?
  • Соха;
  • Рубель;
  • Прялка.
  1. Что такое врачевание?
  • Приготовление лечебных снадобий;
  • Деятельность, помогающая лечить людей при помощи знаний и навыков.
  • Всё из перечисленного.

- Время вышло, давайте проверим. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. На экране вы можете увидеть правильные ответы.

- Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибки. И поднимите руку, у кого 3-4 ошибки. Оцените себя в рабочих листах.

- Благодаря вам Алеша и Настенька успешно справились с работой и пошли за новыми поручениями.

1. Выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

Нам предстоит выполнить самостоятельную работу.

- Выполнить самостоятельную работу.

- Вариант 1

  1. Территорий, где жили племена;
  2. Дерево, глина;
  3. Перун.
  4. Полуземлянка, рубленая изба;
  5. Сбор мёда.

Вариант 2

  1. Микены.
  2. Лён, шерсть;
  3. Души предков;
  4. Рубель;
  5. Всё из перечисленного.

Р: оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Рабочие листы.

Учебная презентация: слайд №19, 20

Карточка самооценивания

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесный:

беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний контроль.

  1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- А теперь закрепим наши знания.

- Вашей задачей будет составить план текста о жизни древних славян. На рабочих листах №2 вы видите текст.

- Как вы думаете, сколько будет смысловых частей?

- Ваша задача озаглавить каждую часть.

- Спасибо ученики, задания вы будете выполнять в парах.  Теперь можете приступать, у вас на это задание есть 5 минут.

- Время вышло, сейчас на экране появится план. Ваша задача проверить в паре, ваш план может отличаться формулировкой, но смысл должен быть сохранен.

- Кто готов озвучить свой план?

-Спасибо за ваши ответы.

1. Выполняют предложенные задания.

- 4.

Выполняют задание.

План:

  1. Территории, занятые древними славянами;
  2. Виды промысла;
  3. Жилище древних славян;
  4. Вера древних славян.

П: выявление причинно- следственных связей.
К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Рабочие листы.

Учебная презентация: слайд № 21, 22

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

  1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Все ли пункты плана мы выполнили?

-Верно, давайте вспомним, какая тема у нас была на сегодняшнем уроке?

- Какую цель мы себе ставили?

- В руках у меня есть шарик с надписями, я кидаю его кому-либо из вас, а вы продолжаете фразу, которую увидели в первую очередь.

- Ребята, посмотрите в свои рабочие листы. У кого все пшеницы созревшие – закрашены полностью поднимите руки. У кого есть наполовину закрашенные, есть ли те, у кого не получалось выполнить задания?

- Вы сегодня хорошо поработали. Урок окончен, можете быть свободны.

1. Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.

- Нет, мы не подвели итоги.

- Жизнь древних славян.

- Познакомиться с жизнью, бытом, внешним видом и верой славян.

П: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
К: уметь оценивать свои достижения на уроке.


Р: признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Учебная презентация слайд №23, 24, 25, 26


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Путешествие по Москве» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Путешествие по Москве" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о столице нашей Родины – Москвы, об истории её возникновения и об ее достоприм...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Проект «Музей путешествий»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о городах нашей Родины. Задачи урокаДидактические:формировать умение показывать города п...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как живут растения?" (УМК "Школа России" - 1 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о растениях, как о живых организмах, об их жизненном цикле и правилах ухода за комнатными растениями;Задач...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "В широкой степи" (УМК: "Школа России" 4 класс)

Цель:формирование представлений у обучающихся о зоне степей, знакомство с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.Планируемые результаты:Предметные:1. В...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зона арктических пустынь", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представление о зоне арктических пустынь; о животном и растительном мире АрктикиЗадачи урокаПланируемые результаты...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Путешествие по Москве" УМК "Школа России" (2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о городе Москва, о его достопримечательностях.Задачи урока:Дидактические: 1. Ознакомление обучающихся с обозн...