Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Жизнь древних славян», УМК «Школа России», 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, внешнем виде и вере древних славян.
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические: 1.Познакомить обучающихся с жизнью древних славян, бытом, внешним видом и верой; 2. Проанализировать степень усвоения материала. | Предметные:
|
Развивающие: 1. Развивать умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; 2. Развивать у обучающихся умения выделять главное. | Личностные: 1. Выражать положительное отношение к процессу познания; 2. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками. |
Воспитательные: 1. Совершенствовать навыки сотрудничества; 2. Воспитывать интерес к истории Отечества. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_slavyan.docx | 124.68 КБ |
razdatki.docx | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 01.03.2024 Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей № 148» Класс: 4 е Урок: 2 Время: 14:00 – 14:40 Кабинет: 211 | Студент: Насырева Светлана Александровна Группа: 31 Учитель: Ашмарина Вера Николаевна Методист: Горячева Светлана Леонидовна |
Тема урока «Жизнь древних славян»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, внешнем виде и вере древних славян.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1.Познакомить обучающихся с жизнью древних славян, бытом, внешним видом и верой; 2. Проанализировать степень усвоения материала. | Предметные:
|
Развивающие: 1. Развивать умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; 2. Развивать у обучающихся умения выделять главное. | Личностные: 1. Выражать положительное отношение к процессу познания; 2. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками. |
Воспитательные: 1. Совершенствовать навыки сотрудничества; 2. Воспитывать интерес к истории Отечества. |
УМК: УМК ««Школа России», учебник Окружающий мир: 4 кл.: Учебник: в 2ч./А.А Плешаков. - М.: Просвещение, 2015.-Ч.1., учебная презентация, раздаточный материал.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа. Приёмы: организация учебного общения. | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Александровна сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. - Проверьте, пожалуйста, чтобы у вас на партах лежал учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник. - Ребята, я предлагаю вам создать ручеёк с ключевой, чистой водой. Для этого, кто сидит на 1 варианте выполняют движение «волна» правой рукой, а кто на 2 варианте –левой. Наши предки считали, что вода придает сил, очищает и уносит своим течением плохие мысли. Пусть наш ручеек принесет нам хорошее настроение и успехов в освоении новых знаний. -Давайте сядем ровно и продолжим наш урок. | 1.Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. | Р: проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала. | Учебная презентация: слайд №1 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф, И, П Словесный: беседа. Практический: Повторение. Приёмы: организация учебного общения Взаимноконтроль |
- Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной истории». Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали. На экране будут появляться иллюстрации, ваша задача определить какую эпоху она отражает. - Древняя письменность и живопись. - Достояние древних египтян – пирамида Хеопса. - Замок – архитектура какой эпохи? - Индустриальный характер деятельности того времени. - Что изображено здесь? - Какая это эпоха и как она называется?. - Спасибо за ваши ответы. - Ученики, колесо истории возвращает нас примерно в 6 век нашей эры, и мы начинаем раздел «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА». Ученики подскажите, что такое «отечество»? Как вы понимаете это слово? - Хорошо, ребята предположите, чему будет посвящен этот раздел. 2. Организует и координирует работу обучающихся, по определению темы и целей урока. - Продолжим путешествие по дороге истории. Посмотрите на семью, гостьи девочки Настеньки. Попробуйте догадаться по нарядам, с каким народом мы сегодня познакомимся. Как вы думаете: кто и когда носил такую одежду? - Ребята, как назывался русский народ в древности, к которому относится Настенька? - Вы правы, семья Настеньки относится к восточным славянам, племени «Древляне». | 1.Выполняют задание, делают выводы, вспоминают учебный материал. - Первая эпоха – Первобытная история. - Вторая - Мир древности. - Третья – Средние века. -Четвертая – Новое время - Изображён современный город и современная техника. -Пятая - Новейшее время. - Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит. Отечество - страна, где родился человек и гражданином которой является. - Раздел будет посвящен истории нашей страны от древности, до сегодняшнего дня. - Такую одежду носили на Руси в древности. - Славяне. | Р:планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией. П:систематизировать, обобщить изученное, делать выводы; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение. К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. Р: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. | Учебная презентация: слайд №2, 3, 4, 5 |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа. Наглядный: презентация. Приёмы: организация учебного общения. | 1. Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока. - Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? -Верно, тема сегодняшнего урока: «Жизнь древних славян». - Я прошу вас поставить себе цель на этот урок. У нас есть вспомогательное слово «Познакомиться…» - Чтобы достичь цели, составим план с помощью опорных слов. 1. Изучить … 2. Выполнить … 3. Подвести… - Также обратите внимание, у вас на партах лежат рабочие листы с заданиями. Если вы выполнили задание без единой ошибки, то вы закрашиваете полностью колосок пшеницы под заданием, но если вы допускали ошибки, то половину колоса. Если совсем не справились – не раскрашиваете. - Посмотрите в карточку, какой первый пункт? - Оцените себя в карточке самооценивания. | 1. Ставят перед собой цель. - Жизнь древних славян . - Познакомиться с жизнью бытом внешним видом и веры древних славян. - 1. Изучить жизнь древних славян. 2. Выполнить самостоятельную работу. 3. Подвести итоги. - Определил, тему, цель, план. | К: воспринимать и формулировать цели и задачи. Р: проявление мотивации учебно-познавательной деятельности. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока. | Учебная презентация: слайд №6,7,8,9,10, 11 Карточка самооценивания. |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, Г Практический: выполнение задания. Приёмы: наблюдение. Внешний контроль | 1. Знакомство с новым понятием - Для того чтобы правильно выполнить первый пункт нашего плана, давайте дадим определение слову «славяне». Ребята, кто такие славяне, как вы думаете? - Существует много объяснений. Великий русский ученый М.В. Ломоносов считал, что предками славян являются мужественные люди, т. е. прославившиеся своими подвигами, и название «славяне» происходит от слова «славящиеся». - Ученики, как вы думаете, как выглядели славяне. - Славяне были крепкими, выносливыми, готовыми к любым неожиданностям. Жизнь среди густых лесов была тяжёлой и опасной. Чтобы противостоять диким зверям, врагам и трудностям хозяйственной жизни, славяне объединялись в племена, а племена в союзы. - Давайте, вернёмся к семье нашей Настеньки. - Кто помнит к какому племени относится семья Настеньки? - Все верно, такое название получило племя, потому что они селились в лесах. Существовали и другие названия племен. Я предлагаю вам рассмотреть карту о расселении славян. Племенные союзы, которые жили в степных районах, назывались поляне. Ильменские племена населяли территории близ озера Ильмень, вятичи проживали у реки Ока, древляне, селились в лесах, а дереговичи жили возле болот. Другими словами, названия племён тесно связано с территориями, где они жили. - Что Настенька держит в руках? Для чего нужны эти вещи? - Совершенно верно, прошу вас помочь Настеньке и разделить предметы на две группы: для себя и мамы (т.е. предметы быта) и для отца (т.е. для земледелия). Но перед работой, как вы думаете, как называются эти предметы и для чего они служат? Приступайте к 1 заданию в рабочем листе. - Проверим, кто выйдет к доске и распределит на доске предметы? Остальные проверяют в своих рабочих листах. - Вы хорошо справились с этим заданием, оцените себя в поле под заданием задания. - Мы узнали какими предметами пользовались славяне, а теперь посмотрим, как выглядит землянка – жилое помещение, в котором живет семья Настеньки. Смотрите внимательно, потому что в рабочих листах есть задние, где представлено изображение землянки снаружи, а вам нужно схематично нарисовать ее изнутри. 2. Организовывает групповую работу обучающихся. - Чтобы подробнее узнать о славянах, я вам предлагаю в парах изучить информацию в учебнике. В рабочих листах в задании №2 написан вопрос, на который нужно найти ответ и страница учебника у каждого своя. - Какие территории занимали древние славяне? (стр. 34) - Какими видами промысла занимались мужчины? (стр. 36) - Чем занимались женщины и девушки? ( стр. 36) - Как выбирали место для поселения? (стр. 37) После вы поделитесь знаниями со всем классом. На выполнение задания у вас есть 2 минуты. | 1. Открывают новое знание. -Славяне – группа народов, говорящих на славянских языках, которые вели похожую хозяйственную деятельность. - Сильные, красивые люди, со светлой кожей и светлыми волосами. - Древляне. - Глиняные горшки – для употребления пищи и косу – для труда. Отвечают на вопросы учителя. Рубе́ль — деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья. Ухва́т — ручной инструмент для перемещения глиняных и чугунных горшков для еды. Соха́ — тягловое ручное пахотное орудие для обработки почвы в лесной зоне. Цеп — это инструмент, который использовали для обмолота — отделения зерна от колосьев. - Предметы быта: рубель, ухват. Предметы для земледелия: соха, цеп. Смотрят видеофрагмент. Выполняют задание в рабочих листах. Работают в паре. Читают учебник, анализируют информацию. | П: выявление причинно- следственных связей, представление о овощах и фруктах и витаминах; К: ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать свое мнения и нескольких людей. Р: умение оценивание своей работы на уроке. К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. Р: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. | Учебная презентация: слайд №12, 13, 14, 15, 16 Рабочие листы Видеофрагмент Рабочие листы Учебник: стр. 34, 36-37 Рабочие листы |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф, Г Словесный: беседа. Наглядный: Вывод. Приёмы: организация учебного общения. | 1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - Время вышло, прошу рассказать вас, что нового вы узнали о славянах. Какие территории занимали древние славяне? - Замечательно, какими видами промысла занимались мужчины? -Чем занимались женщины и девушки? - Как выбирали место для поселения? - Спасибо за ваши ответы. - Ребята, матушка Настеньки рассказала, что многие славяне верят в то, что всеми явлениями природы управляют боги. Одним из главных является бог Перун – бог грома и молнии. Переходим к следующему заданию №3. Вам необходимо соотнести славянского бога и его характеристику. У вас на это задание есть 1 минута. Приступайте! - Время вышло! Расскажите мне, пожалуйста, как вы выполнили задание. - Давайте проверим наш ответ, покажите «+», если мы правильно соотнесли. Оцените себя в рабочих листах. | 1. Объясняют выполнение своей работы в группах. - Охота, рыболовство, бортничеством, кузнечный промысел. - Женщины готовили пищу, шили, устраивали огороды, ткали, пряли, занимались врачеванием. - Жилище строили в безопасном месте, рядом с рекой. Отвечает на вопросы учителя. Выполняют задание, соотносят информацию. - Перун – бог грома и молнии; Леший – хранитель леса; Домовой- хранитель дома. Водяной – сказочное существо, живущее в воде. | П: устанавливать существенный признак сравнения. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. Р: умение оценивания своей работы на уроке. | Рабочие листы Учебная презентация: слайд № 17, 18 |
Физкультминутка (1 мин) – видеофрагмент | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф, И Практический: выполнение заданий в рабочей тетради. Приемы: Организация учебного общения. |
- Ребята, у славян очень крепкая связь между поколениями, как и в семье Настеньки. Её старший брат Алеша будет собирать мед. А Настеньке матушка наказала приготовить обед. - Пришло и наше время потрудится и проверить свои знания, мальчики будут помогать Алеше, а девочки Настеньке. Чем больше правильных ответов – тем успешнее выполнят работу Алеша и Настенька. - Вашей задачей будет выполнить тест по вариантам. Вариант 1 1. С чем связаны названия племён восточных славян?
Вариант 2 1. Какое название не относится к племени восточных славян?
- Время вышло, давайте проверим. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. На экране вы можете увидеть правильные ответы. - Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибки. И поднимите руку, у кого 3-4 ошибки. Оцените себя в рабочих листах. - Благодаря вам Алеша и Настенька успешно справились с работой и пошли за новыми поручениями. | 1. Выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки. Нам предстоит выполнить самостоятельную работу. - Выполнить самостоятельную работу. - Вариант 1
Вариант 2
| Р: оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Рабочие листы. Учебная презентация: слайд №19, 20 Карточка самооценивания |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, П Словесный: беседа. Приёмы: организация учебного общения. Внешний контроль. |
- А теперь закрепим наши знания. - Вашей задачей будет составить план текста о жизни древних славян. На рабочих листах №2 вы видите текст. - Как вы думаете, сколько будет смысловых частей? - Ваша задача озаглавить каждую часть. - Спасибо ученики, задания вы будете выполнять в парах. Теперь можете приступать, у вас на это задание есть 5 минут. - Время вышло, сейчас на экране появится план. Ваша задача проверить в паре, ваш план может отличаться формулировкой, но смысл должен быть сохранен. - Кто готов озвучить свой план? -Спасибо за ваши ответы. | 1. Выполняют предложенные задания. - 4. Выполняют задание. План:
| П: выявление причинно- следственных связей. | Рабочие листы. Учебная презентация: слайд № 21, 22 |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа. Приёмы: организация учебного общения. |
- Все ли пункты плана мы выполнили? -Верно, давайте вспомним, какая тема у нас была на сегодняшнем уроке? - Какую цель мы себе ставили? - В руках у меня есть шарик с надписями, я кидаю его кому-либо из вас, а вы продолжаете фразу, которую увидели в первую очередь. - Ребята, посмотрите в свои рабочие листы. У кого все пшеницы созревшие – закрашены полностью поднимите руки. У кого есть наполовину закрашенные, есть ли те, у кого не получалось выполнить задания? - Вы сегодня хорошо поработали. Урок окончен, можете быть свободны. | 1. Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат. - Нет, мы не подвели итоги. - Жизнь древних славян. - Познакомиться с жизнью, бытом, внешним видом и верой славян. | П: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
| Учебная презентация слайд №23, 24, 25, 26 |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Путешествие по Москве» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Путешествие по Москве" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о столице нашей Родины – Москвы, об истории её возникновения и об ее достоприм...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Проект «Музей путешествий»» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о городах нашей Родины. Задачи урокаДидактические:формировать умение показывать города п...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как живут растения?" (УМК "Школа России" - 1 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о растениях, как о живых организмах, об их жизненном цикле и правилах ухода за комнатными растениями;Задач...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "В широкой степи" (УМК: "Школа России" 4 класс)
Цель:формирование представлений у обучающихся о зоне степей, знакомство с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.Планируемые результаты:Предметные:1. В...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зона арктических пустынь", УМК "Школа России", 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представление о зоне арктических пустынь; о животном и растительном мире АрктикиЗадачи урокаПланируемые результаты...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Путешествие по Москве" УМК "Школа России" (2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о городе Москва, о его достопримечательностях.Задачи урока:Дидактические: 1. Ознакомление обучающихся с обозн...