Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4кл
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4класс автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr_mir_4kl.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Тема: Жизнь пресного водоема.
Цели:
- Обобщить знания учащихся о природном сообществе.
- Развивать наблюдательность, речь детей, мышление (учить рассуждать, размышлять над полученной информацией).
- Воспитывать интерес к природе, любовь к родному краю
- Заложить основы экологического воспитания.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью.
Л.Н. Толстой
Ход урока
(3-7 слайды на среднем компьютере демонстрирует учитель,Дети сидят на своих рабочих местах)
Организационный момент Слайд 3 (высказывание Л.Н.Толстого)
- Как понимаете эти слова?
-Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее.
Актуализация опорных знаний
- Тему урока вы назовете сами, выполнив следующее задание
МОРЕ, ПРУД, РЕКА, ОЗЕРО, ВОДОХРАНИЛИЩЕ Слайд 4
- Что общего у этих понятий? (Водоемы)
- Назовите лишнее слово.( Река )
- На какие две группы можно разбить эти водоемы? ( Искусственные, естественные, соленые и пресные)
- Сегодня на уроке мы поговорим о пресных водоемах, об их животном и растительном мире.
Слайд 5
- Какие типы пресных водоемов вы знаете?(река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище)
-Какой водоем вы видите на фотографиях? (озеро. т.к. водоем окружен лесом, в нем много растений, нет течения) Слайд 6,7
.-Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь в этом озере. Сначала поговорим о растениях водоема.
Я прошу вас вспомнить и назвать органы растений. Слайд 8 ( за компьют по 2 уч)
Растение
Корень
Лист
Стебель
Цветок
Плод
Первая группа садится за парты, вторая остается за компьютерами
Работа по теме урока
- Растения водоемов разнообразны по своему строению и положению в воде.
.- На какие группы можно разбить растения водоемов в зависимости от их положения в воде?
- Растения, свободно плавающие на поверхности;
- Растения, находящиеся полностью под водой;
- Растения, у которых погружена в воду только нижняя часть.
Заполнение таблиц «Растения водоемов» (1 группа- за партами читают статью учебника с194, 2 - за компьютерами карточки с информацией о растениях)
. Слайд 9
Растения водоема | ||
Плавающие на поверхности | Под водой | Под водой только нижняя часть |
(на поверхности воды)
Ряска, водокрас, кубышка, кувшинка
(Ряска - очень маленькое растение, часто образует на поверхности светло- зеленый ковер. Листочки похожи на плоские лепешечки овальной формы, размером меньше ногтя. От нижней части лепешечки отходит в воду тонкий маленький корешок.
Водокрас – листья овальные, собраны в розетку. От каждой розетки отходит в воду пучок коротких корней. Летом у водокраса появляются небольшие белые цветки с тремя лепестками.
Кубышка желтая, кувшинка белая – растения, которые имеют плавающие листья, но при этом их корневища прикреплены ко дну. Цветки кувшинки вечером закрываются и погружаются в воду, а рано утром всплывают на поверхность и раскрываются.
(под водой) . Слайд 10
Элодея, роголистник, рдест, зеленые водоросли (Кислород, нужный для дыхания, углекислый газ и питательные вещества они получают из воды, а не из почвы.)
(под водой только нижняя часть) . Слайд 11
Камыш, рогоз, стрелолист
-Назовите, чем отличаются сухопутные растения от растений водоемов.
-Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?(пища и дом для животных, вырабатывают кислород, необходимый для дыхания животных, обитающих в водоемах)
Первая и вторая группы меняются местами
Загадки:
1.Ползает наоборот, 2 У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбы)
Задом наперед, 3.На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно (сом)
Всё под водой 4. У кого глаза на рогах, а дом на спине? (улитка)
Хватает клешней.(рак) 5. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик ( (стрекоза)
-Богат и разнообразен животный мир водоема. Животные есть в водоеме везде: на поверхности и
на водных растениях.
Животный мир водоемов | |||
Птицы и млекопитающие | Живут на растениях | Обитают в толще воды | На поверхности воды |
-Можно ли водоем назвать природным сообществом? Почему?
-Как живут обитатели водоема? (сообща)
(В водоемах для жизни хватает места и пищи всем : и растениям и животным, птицам, рыбам, пресмыкающимся, зверям. Все они помогают друг другу выжить. Это как одна цепочка. Порвется звено, исчезнет один из видов, постепенно будут исчезать и остальные).
V Экологическая проблема
-Много человеку пользы приносит вода, а вот как он к ней относится.
1) Сценка.
Автор: - Сидели на пустынном берегу озера 3 рыбака и ловили рыбу. (Сидят 3 ребёнка с удочками) - Задёргался поплавок у одного, дёрнул он удочку и выловил старый башмак
1 рыбак: Вот так - так!.
- Задёргался поплавок у второго – выловил он бутылку из-под сока.
2 рыбак: Вот это – да-а!
- Тут и у третьего клевать стало – выловил он маленькую рыбку.
3 рыбак: Ух, ты!
- Жалко стало ему рыбку, решил отпустить её. Но тут рыбка взмолилась человеческим голосом.
Рыбка: Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в озере!
- Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – её родной дом!
2) - «Матушка-природа» сегодня вновь прислала нам «цепь», но не питания.
- Рассмотрите её внимательно, подумайте, что нам хотела рассказать «Природа» и как называется эта цепь?
- Это «цепь загрязнения».
- О чём она предупреждает?
- Что вы можете предложить по охране водоёмов.
- В классе развешаны высказывания. Какие из них вы бы отнесли к знаку «МИНУС», а какие – «ПЛЮС»?
1. Мусорить на берегах.
2. В водоёмы не бросать отходы.
3. Не мыть машины в водоёмах.
4. Не сбрасывать промышленные отходы.
5 Вырубать леса по берегам водоёмов.
6. Ограничить вылов рыбы.
7. Не рыбачить сетями и во время нереста.
8. Разрешить неограниченную рыбалку.
9.Угли от костра сбрасывать в воду, чтобы не загорелся лес.
V Рефлексия
- С каким настроение вы уходите с урока?
- Дополните предложения:
«Теперь я знаю…» «Теперь я умею…» (предложения записаны на доске)
V. Творческое задание на дом.
Напишите сочинение на одну из предложенных тем:
- “На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой”
- “Пресноводный водоем - им всегда и стол и дом”
- “Водоемы – колыбель жизни”
КОНСПЕКТ УРОКА ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ППС
(ПРОГАМНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СРЕДСТВА)
4 класс
Учебник: Плешаков А.А. «Мир вокруг нас»
Учитель: Козлова В.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...
Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели"
Цель деятельности учителя: формирование представления о пресном водоёме как сообществе, искусственно созданном человеком.Планируемые результаты Предметные: - знать растен...
Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа».
Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа»....
Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Пресный водоём и его обитатели» Цели деятельности учителя: Форми...
Конспект урока окружающего мира "Обитатели пресных вод" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: «Обитатели пресных вод»Цели деятельности учителя: формирование представлений об обитателях пресных водоемов; знакомство с представителями пресных водоемов, их особенностями.Планируем...
Конспект урока окружающего мира "Птицы - жители водоема" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: «Птицы – жители водоема»Цели деятельности учителя: формирование представлений о птицах, которые живут на водоемах; знакомство с птицами – жителями водоема.Планируемые рез...
Конспект урока окружающего мира "Жизнь в пресных водах" 1 кл. УМК "Школа России"
Конспект урока окружающего мира "Жизнь в пресных водах" 1 кл. УМК "Школа России"...