Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_lesa.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Жизнь леса»
4 класс УМК «Школа России»
Цели урока: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивой мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу; в ситуации общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить, воспитывать любовь к природе, культуру поведения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Познавательные: формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умения выявлять сущность, особенности объектов; умения на основе анализа объектов делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; учиться работать в группе, брать на себя ответственность.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: получить представление об обитателях леса, представителях растительного мира; о видах лесов, о значении леса в жизни человека;узнать об опасностях, подстерегающих человека в лесу;усвоить правила поведения в лесу;ознакомиться с влиянием человека на состояние лесных богатств.
Ход урока
I. Мотивация
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.
II. Актуализация знаний.
Тест «Земля-кормилица» (почвы)
1. Характерными почвами нашего края являются...
а) черноземы; б) подзолистые почвы;
в) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.
2. Черноземные почвы преобладают...
а) в тундре; б) в лесной зоне;
в) в степях; г) в пустынях.
3. Плодородие почвы зависит от количества...
а) песка; б) перегноя;
в) глины; г) солей.
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
а) вода; б) воздух;
в) камни; г) соли.
5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...
а) песок; б) глина;
в) перегной; г) ил.
6. В состав почвы входят...
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
7. Для защиты почвы на полях необходимо...
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
8. Один сантиметр почвы в природе образуется за...
а) 100-150 лет; б) 5-10 лет;
в) 250-300 лет; г) 1-2 года.
9. Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
10. Найдите ошибки в тексте:
Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.
III. Определение темы и целей урока.
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
…. густой стоит.
– Какое слово пропущено? (Лес)
Давайте определим тему и цели урока. ( Мы сегодня будем говорить о лесе. Вспомним какие растения и животные встречаются в зоне лесов).
IV. Работа над новой темой
– Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.)
– Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)
– А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.)
– Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.
1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
– Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы.)
Задание 1. Сейчас мы разобьемся на группы.
а) одна группа назовёт растения, которые можно встретить в лесах нашего края; (работа с гербарием)
б) другая выяснит, какие животные обитают в лесу; (фотографии и открытки с изображением животных наших лесов)
в) третья группа сообщит нам о грибах.
– Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т.д.)
–В среднем ярусе? Используйте атлас-определитель. (Малина, калина, шиповник, волчье лыко и т.д.)
– Что растет в нижнем ярусе? (Костяника, кислица, ландыш, и т.д.)
– А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.)
– Запишите в своих таблицах по 2-3 представителя каждого яруса. (Взаимопроверка в парах.)
– Запишите цепи питания.
– Подробнее познакомимся с растениями леса:
– Ель, осина. – Дуб, сосна. Грибы: – Подберёзовик, белый гриб. – Подосиновик, лисички. – Сыроежки, опята.
– Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и другие растения.)
– Каких вы знаете животных леса?
– Кабан, лось, белка.
– Медведь,волк, лиса. – Птицы: Дрозд, иволга, Дятел, кукушка
– Животные почвы: Лесная мышь, полёвка.
– Короед, дождевой червь.
– А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)
– А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)
– Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)
– Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множество короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет.)
– Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
– Какие животные встречаются в нашем крае?
– Какие из них живут на деревьях?
– Какие ведут наземную жизнь?
– А какие обитают в почве?
– Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях. (Работа в парах с последующей коллективной проверкой.)
– Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)
– Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)
– Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы.) (Показать муляжи грибов).
– Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)
– Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)
– Приведите примеры, используя атлас-определитель.
Физкультминутка
Вы отгадываете загадки о грибах, если гриб съедобный, вы встаете, если ядовитый, садитесь.
В тёмной шапке набекрень
Ножка толстая, как пень,
И красив он, и велик –
А зовётся …. (боровик)
Растёт на белой ножке
На шляпке есть горошки
А люди говорят,
Что в нём опасный яд. (мухомор)
Не спорю, не белый
Я, братцы, попроще
Расту я обычно
В берёзовой роще. (подберёзовик)
Они похожи, как сестрички,
Съедобны рыжие …..(лисички)
Притаилась на полянке
Злая, бледная……(поганка)
V. Продолжение изучения новой темы
– Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)
– Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)
– А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.)
VI. Закрепление изученного
Задание 2
1 группа. Могут ли растения прожить без животных? Докажите это на примерах. Как вы считаете, нужны ли растениям грибы? Почему?
2 группа. Могут ли животные прожить без растений? А без грибов? Докажите на примерах.
3 группа. Какую роль играют грибы в жизни растений и животных? Приведите примеры.
Ответы групп.
Какой вывод можно сделать? (Все составные части леса взаимосвязаны и не могу существовать отдельно).
А если нарушить эти связи то, что произойдет? (Нарушится экологическое равновесие).
– Молодцы! Приведите примеры природного равновесия в лесу.
Задание 3
В лесу складывается экологическое равновесие. Вот пример: живущие здесь мыши и полевки поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? А потому, что в лесу …
Приведите примеры нарушения экологического равновесия, которые могут произойти по вине человека.
Спасибо вам за ответы.
VII. Рефлексия
Выставление оценок.
Домашнее задание
Стр. 164-169.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме «Жизнь леса» 4 класс УМК "Школа России"
Данная тема изучается в 1 полугодии 4 класса, урок 28 по календарно-тематическому планированию. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно-деятельностный по...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Жизнь земноводных весной"
Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений"УМК «Школа России», 2 класс
Урок "открытия новых знаний"....
Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.Задачи урокаДидактические:познакомиться с к...
Технологическая карта урока окружающего мира "На севере Европы", 3 класс (УМК «Школа России», А. А. Плешаков)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о северных европейских государствах.Задачи урокаДидактические:уметь дать краткое описание стр...
Технологическая карта урока окружающего мира "Будь природе другом!" (2 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для продолжения работы по формированию ответственного отношения к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей между рас...
Технологическая карта урока окружающего мира "Опора тела и движение" "УМК Школа России" (3 класс)
Тема урока «Опора тела и движение»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятий «скелет,мышцы,опорно-двигательная система,осанка» и...