Тема: Берегите зубы
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Класс: 4
Тема урока: Береги зубы с детства
Цели:
Предметные: способствовать формированию у детей знания и привычки, которые помогут сохранить зубы крепкими, здоровыми и красивыми.
Метапредметные:
ЛУУД: способствовать формированию положительного отношения к школе, к учебному предмету
РУУД: способствовать формированию умений принимать и сохранять учебную задачу
ПУУД: способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
КУУД: способствовать формированию умений учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Методы: словесные (беседа, рассказ, объяснение, работа с учебником, работа с презентацией)
Практические ( письменный опрос, выполнение упражнений)
Игровой метод, частично-поисковый, наглядный
Приемы: установление причинно-следственных связей, постановка проблемных вопросов, отгадывание загадок
Оборудование:, ИКТ раздаточный материал, иллюстрации, учебник, рабочая тетрадь
Тип урока: Комбинированный
Этапы | Деятельность учителя и учащихся | Примечания |
I. Организационно-мотивационный | У: Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать. Д: присаживаются | Эмоциональный настрой на работу Личностные УУД, Коммуникативные УУД. Словесный метод: рассказ. Прием слухового восприятия. Фронтальная форма организации деятельности обучающихся. Дидактические средства: слово учителя. |
II. Проверка домашнего задания | У: начнем мы урок с проверки домашнего задания. 1. Беседа по вопросам: – Какое значение для живого организма имеет пища? – Проследите по рисунку путь пищи, попавшей в рот. Прокомментируйте этот путь. – Почему необходимо хорошо пережёвывать пищу? – Что происходит с пищей в желудке и кишечнике? – Как питательные вещества попадают во все органы тела? – Почему пища должна быть разнообразной? – Для чего необходимы витамины? – Сколько раз в день должен питаться школьник и в какое время? (Четыре-пять раз в день в определенное время.) – Что желательно принимать человеку на завтрак и почему? (Завтрак должен быть плотным – молоко, хлеб, творог, яйцо, масло, каши, чтобы повышать работоспособность.) – Что рекомендуют специалисты по гигиене питания употреблять на ужин? (Яйцо, творог, крупяные, мучные изделия, молоко, кисель.) – В какое время полезно ужинать? (За 1,5–2 часа до сна.) 2. Опрос по индивидуальным карточкам. Карточка 1. Задание. Заполните таблицу своими примерами. орех молоко рис яйцо Карточка 2. Задание. Напишите органы пищеварительной системы. Карточка 3. Задание. Подчеркните названия органов пищеварительной системы. Сердце, зубы, кровь, желудок, язык, кости, глотка, пищевод, почки, тонкая кишка, мышцы, толстая кишка, легкие, печень. 3. Конкурс «Чей ряд больше знает о правильном питании?». Задание первое. Назовите известные вам правила питания. Представитель каждого ряда может высказаться только один раз. Выигрывает тот ряд, который последним назовет правило. 1) Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества. 2) Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище очень много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей. Подумай, нужен ли тебе этот «запас». 3) Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной. 4) Пища не должна быть очень горячей, обжигающей. 5) Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается. 6) Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребята по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что-то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность. 7) Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно. Задание второе. Заполните таблицу на доске своими примерами. Каждому ряду нужно за отведенное время заполнить свою таблицу (они одинаковы для всех). Побеждает тот ряд, который записал за одно и то же время наибольшее количество продуктов, содержащих белки, жиры и витамины. В колонке «Витамины» укажите, какой именно витамин содержится в продукте (А, В, С, D). Питательные вещества, необходимые организму Название продукта с наибольшим Белки Жиры Витамины | Регулятивные УУД, Познавательные УУД Комуникативные. Фронтальная форма организации деятельности обучающихся, индивидуальная Дидактические средства: слово учителя, Словесный метод: беседа Наглядный метод Практический метод: письменный опрос Прием слухового восприятия. |
III. Подведение к теме урока и поставка целей | Отгадайте ребята загадку: Белоснежные бойцы (зубы) Правильно ребята, это зубы! И сегодня н уроке нам предстоит узнать и вспомнить о том, как сберечь наши зубки. | Целеполагание Регулятивные УУД, Познавательные УУД. Фронтальная форма организации деятельности обучающихся. Дидактические средства: слово учителя, загадка Словесный метод: рассказ. Прием слухового восприятия. |
IV. Этап открытия новых знаний | Актуализация опорных знаний. – Вспомните, что происходит с пищей во рту. – Какую работу при этом выполняют зубы? – Почему пищу необходимо хорошо пережевывать? – А какое еще имеют значение зубы? – Как говорят люди, у которых нет зубов, и люди, у которых есть все зубы? – Вспомните, как говорили вы сами, когда у вас выпадали зубы. – Почему так говорят: «Красивые зубы – это еще и красота!»? Учитель. Значит, зубы помогают ясно и четко произносить звуки, кроме того, здоровые зубы сохраняют красоту лица. Учитель показывает на доске рисунок зуба. – Зубы – самые твердые части нашего организма. Сверху они покрыты слоем очень прочной эмали. Она, как панцирь, защищает зубы. Под слоем эмали лежит менее твердый, но тоже очень прочный слой. Внутри зуба находятся нервы и кровеносные сосуды. Кровь приносит к зубам питательные вещества. Но, как ни тверды зубы, они все же могут разрушаться. Сначала на эмали образуются маленькие трещины. После еды между зубами и в трещинах остается пища. Остатки пищи гниют, зубы разрушаются и начинают болеть. Но этого можно избежать, прибегнув к помощи обыкновенной зубной щетки. Полость рта является начальным отделом пищеварительного тракта. Она выполняет различные функции: жевание, глотание, пищеварение, речеобразование. В состав полости рта входят такие органы, как щёки, губы, язык, дёсны, зубы, слюнные железы. Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережёвывания пищи. Здоровые зубы влияют на внешний вид человека, украшая лицо ослепительной улыбкой. Но нельзя забывать, что зубы играют важную роль в формировании звуков речи и общем состоянии организма. Заболевания зубов и слизистой оболочки полости рта являются самыми распространёнными заболеваниями человека. Нередко больные зубы являются результатом общих заболеваний организма, ухудшают их течение и могут стать причиной болезней внутренних органов (сердца, почек, суставов и др.). Мы часто думаем, что зубы – это дополнение к облику человека, как волосы или ногти. Однако зуб – это живой орган. Чтобы сохранить зубы здоровыми и красивыми, необходимо своевременно обращаться к стоматологу, вести здоровый образ жизни, который в стоматологическом аспекте включает в себя рациональное питание, гигиену полости рта, устранение вредных привычек, заботу о здоровье организма в целом. Подготовленные учащиеся читают стихотворение. Первый ученик. Как поел, почисти зубки! Делай так два раза в сутки. Предпочти конфетам фрукты, Очень важные продукты. Второй ученик. Чтобы зуб не беспокоил, Помни правило такое: К стоматологу идем В год два раза на прием. Вместе. И тогда улыбки свет Сохранишь на много лет! 2. Игра «Найди полезную и опасную пищу». Учитель. Поиграем в игру «Найди полезную и опасную пищу». Описание. Учитель называет разные продукты, а дети определяют, какие из них могут оказаться опасными для зубов. 3. Объяснение по теме урока. Учитель. У человека два комплекта зубов: временные зубы – их 20 и постоянные зубы – их от 28 до 32. Временные зубы играют важную роль в развитии постоянных зубов: они сохраняют пространство для них, направляют их рост. По своему строению временные зубы схожи с постоянными. Однако от постоянных они отличаются меньшими размерами и беловато-голубоватым цветом. Поэтому их часто называют молочными. – Когда необходимо чистить зубы? (Ответы учащихся.) Зубы чистят не менее двух раз в день: утром, желательно после завтрака, и вечером, перед сном, после последнего приёма пищи. Предотвратить заболевание зубов можно, удаляя из полости рта остатки пищи и микробный налёт при помощи: зубной щётки, зубной пасты, эликсира, зубной нити, зубочистки и жевательной резинки. Подготовленные учащиеся читают стихотворение. Первый ученик. Надо чистить каждый зуб, Верхний зуб, нижний зуб, Даже самый дальний зуб, Очень важный зуб. Второй ученик. Изнутри, снаружи три, Три снаружи, изнутри, Даже самый дальний зуб, Очень важный зуб. – Вспомните, когда у вас выпал первый зуб. – Что вы чувствовали при этом? – Что вы делали с выпавшим зубом? – А вы знаете, что в разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов? Испанские обычаи. Обычная история, связанная с выпадением зубов у маленьких детей, такова: маленький мышонок Ратонсито уносит зуб и приносит ребёнку деньги. Обычай таков: дети кладут вечером свой зуб под подушку, ночью приходит мышонок и приносит ребёнку деньги или подарок. В некоторых странах (Испания, Колумбия) мышонка зовут Ратонсито Перес или господин мышонок Перес. Другой обычай: надо забросить зуб на крышу дома и рассказать маленький стишок, приглашая мышонка прийти, взять зуб и принести ребёнку новый. Стишок звучит так: «Маленький мышонок, маленький мышонок, возьми зуб и дай мне новый». (Считают, что временный зуб должен принадлежать мышонку, потому что он хрупкий и непостоянный, и мышонок принесёт взамен постоянный зуб.) Корейский обычай. Когда ребёнок теряет зуб, он бросает зуб на крышу и говорит: «Чёрная птица, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый». (Чёрная птица символизирует удачу.) Китайский обычай. У некоторых китайских детей существует следующий обычай: если ребёнок теряет верхний зуб, то он бросает его на крышу, если нижний – под кровать. Делая это, ребёнок надеется получить новый зуб. Японский обычай. Когда ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух или на крышу и кричит: «Превратись зуб в Они». Они – японское чудовище, у которого очень крепкие зубы. Физкультминутка Солнце землю греет слабо. (Руки вверх и вниз.) По ночам трещит мороз. (Руки на пояс, наклоны в стороны.) Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя) Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.) В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда. (Прыжки на месте.) Вьюга злится, Снег кружится (дети кружатся), Заметает все кругом Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.) | Познавательные УУД, Личностные УУД, Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД. Фронтальная форма организации деятельности обучающихся. Дидактические средства: слова учителя, иллюстрации презентация. Словесный метод: рассказ, беседа, объяснение Прием слухового восприятия и зрительного восприятия. Метод объяснения, наглядный метод |
V. Закрепление изученного | У: 1. Работа по учебнику. Учитель. Часто кушать, как попало, Вам, ребята, не пристало. Если сам себе не враг, Перекусывай вот так: Молоко, орехи, сыр, Овощи, поп-корн, кефир. Вам тогда не повредит Кариес – зубной бандит. – Рассмотрите рисунок на с. 18. – У кого из детей зубы будут здоровыми? Почему? 2. Работа в рабочей тетради № 1. 1) Коллективное выполнение задания 17. 2) Самостоятельное выполнение заданий 19, 20 и 21. 3. Тест «Полезные и вредные привычки». Учитель. А сейчас проведем небольшой тест «Полезные и вредные привычки». Задание. Нарисуйте прямоугольник следующим размером: три клеточки по горизонтали и пять по вертикали. Я буду задавать вопросы, а вы должны при положительном ответе ставить в клетке крестик, при отрицательном – прочерк. Заполнение клеток выполняйте по горизонтали. Вопросы к тесту. – Я чищу зубы два раза в день. – Я использую пасту с фтором. – Я перекусываю фруктами и овощами. – Я не грызу ручки и карандаши. – Я часто ем сладкое. – Я люблю сосать палец. – Я дышу через нос. – Два раза в год я хожу к стоматологу. – Я стараюсь дышать ртом. – Я люблю перекусывать конфетами. – Чтобы развлечься, я начинаю давить языком на зубы. – Я стараюсь произносить звуки правильно. – Я не прикусываю губу. – Я сплю на низкой подушке. – За партой я стараюсь сидеть прямо. – А сейчас возьмите красный карандаш и соедините крестики последовательно. Должна получиться цифра пять, если у вас здоровые привычки. – Давайте обсудим вредные привычки, которые часто есть у детей, и дадим объяснение, каково их отрицательное воздействие на организм. 4. Чтение правил о сохранении зубов. Учитель. Прочитайте на доске правила, которые помогут сохранить зубы здоровыми и красивыми. ПРАВИЛА СОХРАНЕНИЯ ЗУБОВ џ Чистить зубы два раза в день. џ Соблюдать правильную технику чистки зубов. џ Хотя бы один раз в день чистить зубы флоссом. џ Применять зубочистки. ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛАДКОЙ ПИЩИ џ Ополаскивать рот водой или зубными эликсирами после каждого приема пищи. џ Чаще употреблять фрукты и овощи. џ Посещать стоматолога два раза в год. џ Вести здоровый образ жизни. – Есть очень верная поговорка: «Утром зубы чистят для красоты, вечером – для здоровья!» Как видите, зубы следует чистить два раза в день: утром и вечером перед сном. Чистить надо зубной щеткой круговыми движениями, а также сверху вниз в течение одной-двух минут с помощью зубного порошка или пасты. После каждой еды тщательно прополаскивайте рот, чтобы удалить остатки пищи. Не разгрызайте зубами орехи, не перекусывайте нитки, спички. Не пользуйтесь острыми металлическими булавками, иголками вместо зубочистки. Не пейте слишком горячие и слишком холодные напитки, особенно вперемешку – от этого портится зубная эмаль. У курильщиков на зубах образуется желтый налет, способствующий образованию зубного камня, очень вредного для зубов. Поэтому чаще посещайте стоматолога, который снимет образовавшиеся отложения камней, старайтесь чистить зубы пастой, содержащей в своем составе фтор и фосфор. 5. Чтение и обсуждение болгарской сказки «Волк и сорока». – Послушайте болгарскую сказку «Волк и сорока» и подумайте над вопросом: о каких значениях слова «зубы» в ней говорится? Летит сорока – черные крылья, белые бока. Летит не спеша, все кругом разглядывает. Смотрит, идет волк – хвост поджат, голова понурена. Села сорока на дерево и спрашивает: – Отчего невесел, кум волк? – Ох, и не спрашивай, – отвечает волк. – Никто меня не любит. Что худое в лесу ни случись, все меня винят. А сегодня утром гнались за мной охотники с ружьями, со злыми собаками. Еле я от них удрал. Уйду я из этого леса. – Что ж, – говорит сорока, – дело твое. А я тебя на новом месте проведаю. Только вот скажи, кум, что ты с собой на новое житье захватишь? – Как что!? – удивился волк. – Что при мне, то и унесу. Серые бока, что собакам ободрать не терпится, быстрые ноги, чуткие уши, зоркие глаза… – А куда денутся твои острые зубы да злобный нрав? Здесь останутся или с собой возьмешь? – Ну и глупа же ты, сорока? – зарычал волк. – Смеешься надо мной, что ли? Как волку без острых зубов прожить?! И нрав мой неплох, не на заячий же его менять! – Эх, волк, волк! Ведь из нас двоих не я глупа. У кого нрав злой да зубы острые, за тем дурная молва по пятам гонится. Хоть уходи, хоть здесь рыскай – никуда от нее не убежишь. | Познавательные УУД, Личностные УУД, Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД. Фронтальная форма организации деятельности обучающихся. Дидактические средства: слова учителя, иллюстрации презентация. Словесный метод: рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником Прием слухового восприятия и зрительного восприятия. Метод объяснения, наглядный метод Практический метод: выполнение упражнений |
V. Итог урока.Рефлексия. | У: Кто и когда так говорит: «За чужой щекой зуб не болит»? Вам приходилось испытывать зубную боль? Что это за ощущение? – Какой вывод вы сделали по теме сегодняшнего урока? – Что нужно делать, чтобы сохранить зубы здоровыми? ребята поднимите руки те, кто справился со всеми заданиями, хорошо работал на уроке; поднимите руки те, кому стоит дополнить свои знания, еще почитать; поднимите руки те, кто считает, что плохо работал на уроке и ничего не понял Д: оценивают себя | Личностные, регулятивные УУД. Прием зрительного и слухового восприятия, самооценивания. Индивидуальная и фронтальная форма организации деятельности обучающихся Дидактические средства: слова учителя. |
VI. Домашнее задание | У: выполнить задание 18 в рабочей тетради № 1. Составить меню на день, используя разные группы продуктов, включая сладости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Берегите зубы"
Сценарий классного часа для 1 класса...
Урок: "Береги зубы смолоду".
Возраст обучающихся: 10-11 лет.Цель: ознакомить детей со строением зубов человека; формировать у детей представление о заботливом отношении к своим зубам; расширить их знания о том, что полезно ...
Однокоренные слова. Берегите зубы?
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру...
Внеклассное занятие-практикум по тема: «Берегите зубы» 4 класс
На занятии была поставлена цель: научить учащихся отличать понятия вредного и полезного для зубов, для своего здоровья и следующие задачи:Обучающие: познакомить...
классный час "Береги зубы смолоду"
помощь классным руководителям...
береги зубы смолоду
урок по здоровьесбережению...
Открытый классный час для ГМО учителей физкультуры (муниципальный) Тема «Берегите зубы».
Формирование у уч – ся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности...