Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы «Окружающий мир» (1 – 4 кл.) А. А. Плешакова и обеспечена учебно-методическим комплектом «Школа России».
Объём учебного времени в 3 классе 65 часов, из расчета 2 часа в неделю.
- Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- чувство гордости за свою Родину, через знакомство с историко-культурным наследием городов России;
- гуманистические и демократические ценностные ориентации на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- е начальные навыки адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика;
- мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
- осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в её многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
- этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);
- объективно относиться к своим успехам/неудачам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять в своей речи вежливые слова;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей и норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- вырабатывать правильную осанку;
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правилу экологической безопасности в повседневной жизни;
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
- Содержание учебного предмета
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Проект: Разнообразие природы родного края.
Мы и наше здоровье (9 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Измерение роста и массы тела. Знакомство с внешним строением кожи. Определение наличия питательных веществ в продуктах питания. Подсчет ударов пульса.
Проект: Школа кулинаров.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Проект: Кто нас защищает.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Проект: Экономика родного края.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека
Проект: Музей путешествий.
Формы организации: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.
Информационные технологии: поиск информации в интернете, подготовка презентаций в программе Power Point.
Учебные пособия: Плешаков А. А. Окружающий мир. Учеб. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2013.
- Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Раздел, тема урока | Деятельность учащихся | Внеурочная предметная деятельность | ||
план | факт | |||||
I четверть (18 ч) | ||||||
Раздел «Как устроен мир» (7 ч.) | ||||||
05.09 | 05.09 | Природа. Ценность природы для людей. (Стр.4-9 ) | - Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. - Доказывать, что природа разнообразна. - Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. - Классифицировать объекты природы. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. - Оценивать достижения на уроке. | |||
07.09 | 07.09 | Тест по теме «Природа». Человек. Ступеньки познания. (Стр. 10-17) | - Находить сходство человека от других объектов живой природы. - Знать ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение. - Оценивать богатство внутреннего мира человека, работать в паре. | Проектная задача: «Богатства, отданные людям». | ||
12.09 | 12.09 | Диагностика ошибок, допущенных в тесте. Общество. (Стр. 18- 23) | - Определять место человека в мире. - Характеризовать семью, народ, государство. - Уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | |||
14.09 | 14.09 | Тест по теме «Человек и общество». Что такое экология. (Стр. 24-28) | - Анализировать текст учебника, прослеживать взаимосвязи. - Приводить примеры взаимосвязей живого и неживого. - Отличать экологию от других похожих наук. - Учиться определять экологические связи. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | |||
19.09 | 19.09 | Анализ ошибок, допущенных в тесте. Природа в опасности. Охрана природы. (Стр. 29-34). | - Устанавливать причинно-следственные связи между человеком и природой. - Различать положительное и отрицательное влияние человека на природу. - Сравнивать заповедники и национальные парки. - Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу. - Работать со взрослыми, готовить доклады о заповедниках в своем регионе. - Обсуждать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. - Запомнить некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. - Адекватно оценивать свои знания. | |||
21.09 | 21.09 | Обобщение знаний по разделу «Как устроен мир» (Стр.154-159) Проверочная работа. | - Уметь работать самостоятельно в заданном темпе. - Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике. - Адекватно оценивать свои знания. | |||
26.09 | 26.09 | Диагностика ошибок, допущенных в проверочной работе. | - Выступать с подготовленными сообщениями. - Обсуждать выступления учащихся. - Оценивать свои достижения и других учащихся. | |||
Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч.) | ||||||
28.09 | 28.09 | Тела, вещества, частицы. (Стр. 36-40) | - Характеризировать определять понятия: тело, вещество, частица. - Приводить примеры тел, веществ. - Работать в группе, проверять с помощью учебника правильность суждений. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Практическая работа: « Тела, вещества, частицы.» | ||
03.10 | 03.10 | Разнообразие веществ. (Стр. 41-45) Самостоятельная работа по теме «Тела, вещества, частицы». | - Наблюдать свойства вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Правильно пользоваться этими веществами. - Описывать вещества по плану. - Фиксировать результаты исследований в тетрадь. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Практическая работа: «Обнаружение крахмала в продуктах». | ||
05.10 | 05.10 | Анализ ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Воздух и его охрана. (Стр. 46-50) | - Анализировать состав и свойства воздуха. - Извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. | Практическая работа: « Состав и свойства воздуха». | ||
10.10 | 10.10 | Вода и свойства воды. (Стр. 51-54) | - Определять основные свойства воды, значение воды для живых существ. Уметь очищать с помощью фильтра. - Понимать и анализировать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. -Проводить мини-исследование об использовании воды. | Практическая работа: Свойства воды. | ||
12.10 | 12.10 | Превращение и круговорот воды. (Стр. 55-58) Проверочная работа «Вода и свойства воды». | - Анализировать и понимать, как осуществляется круговорот воды в природе. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. Сравнивать понятия: испарение, круговорот воды. - Формулировать вывод о причине появления облаков и выпадении дождя. - Рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку. | |||
17.10 | 17.10 | Диагностика ошибок, допущенных в проверочной работе. Берегите воду. (Стр. 59-63) | - Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. - Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду. - Находить и использовать цифровые данные из учебника. - Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели. | |||
19.10 | 19.10 | Что такое почва. (Стр. 64-68) | - Обсуждать основные свойства почвы, состав почвы. - Определять наличие разных компонентов в почве. - Исследовать состав почвы. - Анализировать схему связи почвы и растений. - Обсуждать вопрос о связи живого и неживого в почве. - Характеризовать меры по охране почвы. | Практическая работа: «Состав почвы». | ||
24.10 | 24.10 | Контрольная работа за I четверть. | - Отличать растения различных групп. - Анализировать основную классификацию растений. - Классифицировать растения из предложенного списка. - Приводить примеры с помощью атласа-определителя. - Подготавливать сообщения о растениях. | |||
26.10 | 26.10 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Разнообразие растений. Растения нашего края. (Стр. 69-73) | ||||
31.10 | 31.10 | Солнце, растения и мы с вами. (Стр. 74-77) | - Понимать и устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. - Моделировать процессы дыхания и питания растений. - Доказывать, что без растений невозможна жизнь человека и животных. | |||
02.11 | 02.11 | Размножение и развитие растений. (Стр. 78-81) Охрана растений. (Стр. 82-86) | - Устанавливать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. - Наблюдать, как распространяются семена деревьев. - Работать с терминологическим словариком. - Обсуждать и объяснять, почему многие растения становятся редкими. - Понимать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. - Оформлять памятку «Берегите растения!» | |||
II четверть (14 ч) | ||||||
14.11 | 14.11 | Разнообразие животных. (Стр.87-93) | - Классифицировать животных и их групповым признакам. С помощью атласа относить животное к определённой группе. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | |||
16.11 | 16.11 | Кто что ест? (Стр. 94-99) | - Характеризовать животных по типу питания. Составлять цепи питания. - Характеризовать защитные приспособления животных и растений. - Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. | Проектная задача: Разнообразие природы родного края. | ||
21.11 | 21.11 | Самостоятельная работа по теме «Разнообразие животных и кто что ест?» Размножение и развитие животных. (Стр. 100-105) | - Анализировать способы размножения животных. - Моделировать стадии размножения. - Обсуждать материалы книг. - Рассказывать, как заботятся животные о своем потомстве. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | |||
23.11 | 23.11 | Анализ ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Охрана животных. (Стр.106-111) | - Актуализировать знания о причинах исчезновения животных. - Обсуждать экологические правила, которые должны выполнять люди. - Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животных. | |||
28.11 | 28.11 | Тест по теме «Размножение и развитие животных, их охрана». В царстве грибов. (Стр. 112-117) | - С помощью иллюстраций учебника и атласа различать съедобные и несъедобные грибы. - Определять строение шляпочного гриба. - Знать правила сбора грибов. - Моделировать различие грибов-двойников. | |||
30.11 | 30.11 | Диагностика ошибок, допущенных в тесте. Великий круговорот жизни. (Стр.118-120) | - Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи. - Устанавливать взаимосвязь между ними. - Рассказывать о круговороте веществ на земле. | |||
05.12 | 05.12 | Обобщение знаний по разделу «Эта удивительная природа». Проверочная работа. (Стр. 160-165) | - Умение работать самостоятельно. - Выполнять тесты с выбором ответа - Адекватно оценивать свои знания. | |||
Раздел « Мы и наше здоровье» (9 ч) | ||||||
08.12 | 08.12 | Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе. Организм человека. (Стр. 122-125) | - Актуализировать знания о внутреннем строении организма человека. - Моделировать и показывать внутренние органы на модели человека. - Обсуждать взаимосвязи анатомии, физиологии и гигиены. | Практическая работа: «Измерение роста и массы тела» | ||
12.12 | 12.12 | Органы чувств. (Стр. 126-129) | - Знать основные органы чувств и их значение для человека. - Учиться беречь органы чувств. - Формулировать правила гигиены. - Самостоятельно изучать материал и готовить рассказы. | |||
15.12 | 15.12 | Контрольная работа за II четверть. Надежная защита организма. (Стр. 130-133) | - Иметь представление о коже как покровном органе; - Характеризовать функции кожи. - Осваивать приемы оказания первой помощи при небольших повреждениях. - Уметь ухаживать за кожей. - Наблюдать, работать в парах. | Практическая работа: « Знакомство с внешним строением кожи.» | ||
19.12 | 19.12 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Опора тела и движение. (Стр. 134-137) | - Характеризовать роль скелета. - Показывать основные кости скелета. - Раскрывать роль правильной посадки. - Выполнять физкультминутки. - Работать со словарем. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. | |||
22.12 | 22.12 | Наше питание. (Стр. 138-143) Самостоятельная работа по теме урока. | - Моделировать строение пищеварительной системы. - Обсуждать правила рационального питания. - Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. - Составлять меню здорового питания. - Готовиться к выполнению проекта. | Практическая работа: «Определение наличия питательных веществ в продуктах питания». Проектная задача: «Школа кулинаров». | ||
26.12 | 26.12 | Диагностика ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Дыхание и кровообращение. (Стр. 144-146) | - Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы. - Обсуждать взаимосвязь данных систем. - Заботиться о своём здоровье. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. | Практическая работа: « Подсчет ударов пульса.» | ||
12.01 | 12.01 | Умей предупреждать болезни. (Стр. 147-149) | - Характеризовать основные факторы закаливания, учиться закаливать свой организм. - Формулировать правила закаливания. - Регулярно проводить закаливание своего организма. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | |||
III четверть (19 ч) | ||||||
16.01 | 16.01 | Здоровый образ жизни. (Стр. 150-153) | - Характеризовать главные правила здорового образа жизни, выполнять их. - Различать факторы, укрепляющие здоровье. | |||
19.01 | 19.01 | Обобщение знаний по разделу «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. (Стр. 166-170) | - Выполнять тесты с выбором ответа. - Адекватно оценивать свои знания. - Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | |||
Раздел: Наша безопасность (7 ч.) | ||||||
23.01 | 23.01 | Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе. Огонь, вода и газ. (Стр. 4-7) | - Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. - Моделировать действия ситуаций в игре, и в виде схем. - Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги. | |||
26.01 | 26.01 | Чтобы путь был счастливым (Стр. 8-13) | - Познакомить с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах - Анализировать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. - Обсуждать предложенные ситуации. | |||
30.01 | 30.01 | Дорожные знаки. (Стр. 14-19) Самостоятельная работа по теме урока. | - Знакомство с дорожными знаками. ПДД – Дорожные знаки. - Умение ориентироваться на дорогах. - Моделировать в виде схемы путь от дома до школы. | Проектная задача: Кто нас защищает. | ||
02.02 | 02.02 | Диагностика ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Опасные места. (Стр. 20-24) | - Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. - Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. - Анализировать опасные места для человека. - Составлять схему своего двора с указанием опасных мест. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | |||
06.02 | 06.02 | Природа и наша безопасность. (Стр. 25-30) | - Характеризовать опасности природного характера. - Обсуждать правила безопасности при общении с природой. - Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. - Отличать гадюку от ужа. - Находить в атласе информацию о ядовитых растениях и грибах. | |||
09.02 | 09.02 | Экологическая безопасность. (Стр. 31-36) | - Анализировать по схеме цепь загрязнения. - Выполнять правила личной экологической безопасности. - Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. | |||
13.02 | 13.02. | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа. (Стр. 154-158) | - Знать и применять правила собственной безопасности | |||
Раздел: Чему учит экономика (12 ч) | ||||||
16.02 | 16.02 | Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе. Для чего нужна экономика. (Стр. 38-41) | - Раскрывать понятие экономика, главную задачу экономики. - Различать товары и услуги. - Характеризовать роль труда. | |||
20.02 | 20.02 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. (Стр. 42-45) | - Характеризовать основные составляющие экономики. - Раскрывать роль природных богатств. - Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. - Выяснять роль профессии родителей в экономике. | |||
27.02 | 27.02 | Самостоятельная работа по теме «Экономика». Полезные ископаемые. (Стр. 46-50) | - Анализировать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. - Определять ископаемые с помощью атласа-определителя. - Характеризовать особенности добычи полезных ископаемых. - Готовить сообщения. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. | Практическая работа: « Полезные ископаемые». | ||
02.03 | 2.03 | Диагностика ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Растениеводство. (Стр. 51-55) | - Отличать культурные растения от дикорастущих. - Различать культурные растения по атласу - определителю. - Исследовать растение и описать его по плану. - Характеризовать роль выращивания растений. - Описание растения по плану. | Практическая работа: « Знакомство с культурными растениями». | ||
06.03 | 06.03. | Животноводство. (Стр. 56-59) | - Характеризовать особенности разведения и содержания домашних животных. - Выявлять взаимосвязь. - Исследовать, какие продукты животноводства используются в семье. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | |||
09.03 | 09.03 | Какая бывает промышленность. (Стр. 60-65) | - Характеризовать отрасли промышленности. - Различать продукцию каждой отрасли промышленности. - Соотносить продукцию и отрасли промышленности. - Характеризовать труд работников промышленности. | Проектная задача: Экономика родного края. | ||
13.03 | 13.03 | Контрольная работа за III четверть. | ||||
16.03 | 16.03 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Что такое деньги. (Стр. 66-70) | - Определять роль денег в экономике. - Различать современные российские монеты. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Практическая работа: « Знакомство с различными монетами». | ||
20.03 | 20.03 | Государственный бюджет. (Стр. 71-74) | - Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. - Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. - Моделировать доходы и расходы в виде математических задач. - Работать со словарем. - Отвечать на итоговые вопросы. | |||
03.04 | 03.04 | Семейный бюджет. (Стр. 75-78) | - Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. - Выявлять основы семейного бюджета. - Моделировать семейный бюджет. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | |||
IVчетверть (14 ч) | ||||||
06.04 | 06.04 | Экономика и экология. (Стр. 79-84) | - Характеризовать задачи экологии и две стороны экономики. - Анализировать и составлять простейшие экологические прогнозы. - Раскрывать связь между экономикой и экологией. | |||
10.04 | 10.04 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа. (Стр.159-163 ) | - Выполнять тесты с выбором ответа. - Адекватно оценивать свои знания. | |||
Раздел: Путешествие по городам и странам (12 ч) | ||||||
13.04 | 13.04 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Золотое кольцо России. Сергеев Посад, Переславль-Залеский, Ростов.(Стр.86-89) | - Характеризовать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте. - Прослеживать маршрут путешествия по карте. - Узнавать города по фото. - Моделировать маршрут. - Готовить сообщения о любом городе. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Проектная задача : «Музей путешествий» | ||
17.04 | 17.04 | Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес. (Стр. 90-92) | ||||
20.04 | 20.04 | Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир. (Стр. 93-99) | ||||
24.04 | 24.04 | Наши ближайшие соседи. (Стр. 100-105) | - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. - Находить государства – ближайших соседей России, уметь показывать их на карте. - Обсуждать, почему с соседями-государствами нужно иметь дружеские отношения. - Готовить сообщения о странах. | |||
27.04 | 27.04 | Проверочная работа по теме «Золотое кольцо России». На севере Европы. (Стр. 108-117) | - Изучить материал о северных европейских государствах. - Уметь показывать их на карте. - Соотносить государства и их флаги. - Составлять вопросы к викторине. - Выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы. | |||
04.05 | 4.05 | Диагностика ошибок, допущенных в проверочной работе. Что такое Бенилюкс. (Стр. 118-124) | - Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики. - Показывать страны на карте. - Учиться рассказывать о стране по политической и физической картам мира. | |||
08.05 | 08.05. | Тест по темам «На севере Европы», «Что такое Бенилюкс» В центре Европы. (Стр. 125-131) | - Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. - Учиться рассказывать о стране по политической и физической картам мира. | |||
11.05 | 11.05 | Анализ ошибок, допущенных в тесте По Франции и Великобритании (Франция) (Стр. 132-137) | - Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять. - Работа в группах. - Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением. - Узнавать и описывать достопримечательности по фото. - Выяснять, какие товары поступают из Франции. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. - Оценивать достижения на уроке. | |||
15.05 | 15.05 | По Франции и Великобритании (Великобритания) (Стр. 138-141) Самостоятельная работа по теме урока. | - Работа в группах. - Узнавать и описывать достопримечательности по фото. - Выяснять, какие товары поступают из Великобритании - Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. | |||
18.05 | 18.05 | Диагностика ошибок, допущенных в самостоятельной работе. На юге Европы. (Стр. 142-148) | - Анализировать страны, расположенные на юге Европы, уметь показывать их на карте. - Работа в группах. Узнавать и описывать достопримечательности по фото. - Выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии. - Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны. - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. - Оценивать достижения на уроке. | |||
22.05 | 22.05 | По знаменитым местам мира. (Стр.149-153) | - Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. - Работать с картой. - Обсуждать цели международного туризма. - Описывать изучаемые достопримечательности. | |||
25.05 | 25.05 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». (Стр. 164-170) | - Уметь подводить итоги курса. - Знать материал, изученный за год. - Уметь анализировать, систематизировать, делать выводы. | |||
Итоговая контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...