Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Тетеревлёва Ксения Владимировна

с КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_okruzhayushchiy_mir_gotovo.docx69.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы «Окружающий мир» (1 – 4 кл.) А. А. Плешакова и обеспечена учебно-методическим комплектом «Школа России».

Объём учебного времени в 3 классе 65 часов, из расчета 2 часа в неделю.

  1. Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • чувство гордости за свою Родину, через знакомство с историко-культурным наследием городов России;
  • гуманистические и демократические ценностные ориентации на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • е начальные навыки адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика;
  • мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
  • осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в её многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);
  • объективно относиться к своим успехам/неудачам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять в своей речи вежливые слова;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей и норм);
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правилу экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

  1. Содержание учебного предмета

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Проект: «Богатства, отданные людям»

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Проект: Разнообразие природы родного края.

Мы и наше здоровье (9 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Измерение роста и массы тела. Знакомство с внешним строением кожи. Определение наличия питательных веществ в продуктах питания. Подсчет ударов пульса.

Проект: Школа кулинаров.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Проект: Кто нас защищает.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Проект: Экономика родного края.

Путешествие по городам и странам (12 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека

Проект: Музей путешествий.

Формы организации: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.

Информационные технологии: поиск информации в интернете, подготовка презентаций в программе Power Point.

Учебные пособия: Плешаков А. А. Окружающий мир. Учеб. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2013.

  1. Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Раздел, тема урока

Деятельность учащихся

Внеурочная предметная деятельность

план

факт

I четверть (18 ч)

Раздел  «Как устроен мир» (7 ч.)

05.09

05.09

Природа. Ценность природы для людей. (Стр.4-9 )

- Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

- Доказывать, что природа разнообразна. - Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.

- Классифицировать объекты природы.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

- Оценивать достижения на уроке.

07.09

07.09

Тест по теме «Природа».

Человек. Ступеньки познания.

(Стр. 10-17)

- Находить сходство  человека  от других объектов живой природы.

- Знать ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение.

- Оценивать богатство внутреннего мира человека, работать в паре.

Проектная задача: «Богатства, отданные людям».

12.09

12.09

Диагностика ошибок, допущенных в тесте.

Общество. (Стр. 18- 23)

- Определять место человека в мире.

- Характеризовать семью, народ, государство.

- Уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

14.09

14.09

Тест по теме «Человек и общество».

Что такое экология. (Стр. 24-28)

- Анализировать текст учебника, прослеживать взаимосвязи.

- Приводить примеры взаимосвязей живого и неживого.

- Отличать экологию от других похожих наук.

- Учиться  определять экологические связи.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

19.09

19.09

Анализ ошибок, допущенных в тесте. Природа в опасности. Охрана природы. (Стр. 29-34).

- Устанавливать причинно-следственные связи между человеком и природой.

- Различать положительное и отрицательное влияние человека на природу.

- Сравнивать заповедники и национальные парки.

- Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу.

- Работать со взрослыми, готовить доклады о заповедниках в своем регионе.

- Обсуждать  правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне.

- Запомнить  некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

- Адекватно оценивать свои знания.

21.09

21.09

Обобщение знаний по разделу  «Как устроен мир» (Стр.154-159)

Проверочная работа.

- Уметь работать самостоятельно в заданном темпе.

- Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.

- Адекватно оценивать свои знания.

26.09

26.09

Диагностика ошибок, допущенных в проверочной работе.

- Выступать с подготовленными сообщениями.

- Обсуждать выступления учащихся.

- Оценивать свои достижения и других учащихся.

Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч.)

28.09

28.09

Тела, вещества, частицы. (Стр. 36-40)

- Характеризировать определять понятия: тело, вещество, частица.

- Приводить примеры тел, веществ.

- Работать в группе, проверять с помощью учебника правильность суждений.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Практическая работа: « Тела, вещества, частицы.»

03.10

03.10

Разнообразие веществ. (Стр. 41-45)

Самостоятельная работа по теме «Тела, вещества, частицы».

- Наблюдать свойства вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Правильно пользоваться этими веществами.

- Описывать вещества по плану.

- Фиксировать результаты исследований в тетрадь.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Практическая работа: «Обнаружение крахмала в продуктах».

05.10

05.10

Анализ ошибок, допущенных в самостоятельной работе.

Воздух и его охрана. (Стр. 46-50)

- Анализировать  состав и свойства воздуха.

- Извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Практическая работа: « Состав и свойства воздуха».

10.10

10.10

Вода и свойства воды. (Стр. 51-54)

- Определять основные свойства воды, значение воды для живых существ. Уметь очищать с помощью фильтра.

- Понимать и анализировать  причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

-Проводить мини-исследование об использовании воды.

Практическая работа:  Свойства воды.

12.10

12.10

Превращение и  круговорот  воды.

(Стр. 55-58)

Проверочная работа «Вода и свойства воды».

- Анализировать и понимать, как осуществляется круговорот воды в природе. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. Сравнивать понятия: испарение, круговорот воды.

- Формулировать вывод о причине появления облаков и выпадении дождя.

- Рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку.

17.10

17.10

Диагностика ошибок, допущенных в проверочной работе.

Берегите воду. (Стр. 59-63)

- Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

- Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду.

- Находить и использовать цифровые данные из учебника.

- Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели.

19.10

19.10

Что такое почва. (Стр. 64-68)

- Обсуждать основные свойства почвы, состав почвы.  

- Определять наличие разных компонентов в почве.

- Исследовать состав почвы.

- Анализировать схему связи почвы и растений.

- Обсуждать вопрос о связи живого и неживого в почве.

- Характеризовать меры по охране почвы.

Практическая работа:   «Состав почвы».

24.10

24.10

Контрольная работа за I четверть.

- Отличать растения различных групп.

- Анализировать основную классификацию растений.

- Классифицировать растения из предложенного списка.

- Приводить примеры с помощью атласа-определителя.

- Подготавливать сообщения о растениях.

26.10

26.10

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Разнообразие растений. Растения нашего края. (Стр. 69-73)

31.10

31.10

Солнце, растения и мы с вами.

(Стр. 74-77)

- Понимать и  устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека.  

- Моделировать процессы дыхания и питания растений.

- Доказывать, что без растений невозможна жизнь человека и животных.

02.11

02.11

Размножение и развитие растений.

(Стр. 78-81)

Охрана растений. (Стр. 82-86)

- Устанавливать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

- Наблюдать, как распространяются семена деревьев.

- Работать с терминологическим словариком.

- Обсуждать и объяснять, почему многие растения становятся редкими.

- Понимать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

- Оформлять памятку «Берегите растения!»

II четверть (14 ч)

14.11

14.11

Разнообразие животных.

(Стр.87-93)

- Классифицировать животных и их групповым признакам. С помощью атласа относить животное к определённой группе.

 - Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

16.11

16.11

Кто что ест? (Стр. 94-99)

- Характеризовать животных по типу питания. Составлять цепи питания.

- Характеризовать защитные приспособления животных и растений.

- Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе.

Проектная задача: Разнообразие природы родного края.

21.11

21.11

Самостоятельная работа по теме «Разнообразие животных и кто что ест?»

Размножение и развитие животных. (Стр. 100-105)

- Анализировать способы размножения животных.

- Моделировать стадии размножения.

- Обсуждать материалы книг.

- Рассказывать, как заботятся животные о своем потомстве.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

23.11

23.11

Анализ ошибок, допущенных в самостоятельной работе.

Охрана животных. (Стр.106-111)

- Актуализировать знания о причинах исчезновения животных.

- Обсуждать экологические правила, которые должны выполнять люди.

- Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животных.

28.11

28.11

Тест по теме «Размножение и развитие животных, их охрана». 

В царстве грибов. (Стр. 112-117)

- С помощью иллюстраций учебника и атласа различать съедобные и несъедобные грибы.  

- Определять строение шляпочного гриба. - Знать правила сбора грибов.

- Моделировать различие грибов-двойников.

30.11

30.11

Диагностика ошибок, допущенных в тесте.

Великий круговорот жизни. (Стр.118-120)

- Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи.  

- Устанавливать взаимосвязь между ними.

- Рассказывать о круговороте веществ на земле.

05.12

05.12

Обобщение знаний по разделу «Эта удивительная природа».

Проверочная работа. (Стр. 160-165)

- Умение работать самостоятельно.

- Выполнять тесты с выбором ответа

- Адекватно оценивать свои знания.

Раздел « Мы и наше здоровье» (9 ч)

08.12

08.12

Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

Организм человека. (Стр. 122-125)

- Актуализировать знания о внутреннем строении организма человека.

- Моделировать и  показывать внутренние органы на модели человека.

- Обсуждать взаимосвязи анатомии, физиологии и гигиены.

Практическая работа: «Измерение роста и массы тела»

12.12

12.12

Органы чувств. (Стр. 126-129)

- Знать основные органы чувств и их значение для человека.

- Учиться беречь органы чувств.

- Формулировать правила гигиены.

- Самостоятельно изучать материал и готовить рассказы.

15.12

15.12

Контрольная работа за II четверть. Надежная защита организма.  

(Стр. 130-133)

- Иметь представление о коже как покровном органе;  

- Характеризовать  функции кожи.

- Осваивать приемы оказания первой помощи при небольших повреждениях.

- Уметь ухаживать за кожей.

- Наблюдать, работать в парах.

Практическая работа:                    « Знакомство с внешним строением кожи.»

19.12

19.12

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Опора тела и движение. (Стр. 134-137)

- Характеризовать роль скелета.  

- Показывать основные кости скелета.

- Раскрывать роль правильной посадки.

- Выполнять физкультминутки.

- Работать со словарем.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

22.12

22.12

Наше питание. (Стр. 138-143) Самостоятельная работа по теме урока.

- Моделировать строение  пищеварительной системы.  

- Обсуждать  правила рационального питания.

- Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

- Составлять меню здорового питания.

- Готовиться к выполнению проекта.

Практическая работа: «Определение наличия питательных веществ в продуктах питания».  

Проектная задача: «Школа кулинаров».

26.12

26.12

Диагностика ошибок, допущенных в самостоятельной работе.

Дыхание и кровообращение.

(Стр. 144-146)

- Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы.

- Обсуждать взаимосвязь данных систем.

- Заботиться о своём здоровье.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Практическая работа: « Подсчет ударов пульса.»

12.01

12.01

Умей предупреждать болезни.

(Стр. 147-149)

- Характеризовать основные факторы закаливания, учиться закаливать свой организм.

- Формулировать правила закаливания.

- Регулярно проводить закаливание своего организма.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

III четверть (19 ч)

16.01

16.01

Здоровый образ жизни.

(Стр. 150-153)

- Характеризовать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

- Различать факторы, укрепляющие здоровье.

19.01

19.01

Обобщение знаний по разделу «Мы и наше здоровье».

Проверочная работа. (Стр. 166-170)

- Выполнять тесты с выбором ответа.

- Адекватно оценивать свои знания.

 - Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Раздел: Наша безопасность (7 ч.)

23.01

23.01

Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

Огонь, вода и газ. (Стр. 4-7)

- Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

- Моделировать действия ситуаций в игре, и в виде схем.

- Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги.

26.01

26.01

Чтобы путь был счастливым

(Стр. 8-13)

- Познакомить с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах

- Анализировать  правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

- Обсуждать предложенные ситуации.

30.01

30.01

Дорожные знаки. (Стр. 14-19) Самостоятельная работа по теме урока.

- Знакомство с дорожными знаками. ПДД – Дорожные знаки.

- Умение ориентироваться на дорогах.

- Моделировать в виде схемы путь от дома до школы.

Проектная задача: Кто нас защищает.

02.02

02.02

Диагностика ошибок, допущенных в самостоятельной  работе.

Опасные места. (Стр. 20-24)

- Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

- Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

- Анализировать  опасные места для человека.

- Составлять схему своего двора с указанием опасных мест.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

06.02

06.02

Природа и наша безопасность.

(Стр. 25-30)

- Характеризовать опасности природного характера.

- Обсуждать  правила безопасности при общении с природой.

- Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными.

- Отличать гадюку от ужа.

- Находить в атласе информацию о ядовитых растениях и грибах.

09.02

09.02

Экологическая безопасность.

(Стр. 31-36)

- Анализировать по схеме цепь загрязнения.

- Выполнять правила личной экологической безопасности.

- Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды.

13.02

13.02.

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».

Проверочная работа. (Стр. 154-158)

- Знать и применять правила собственной безопасности

Раздел: Чему учит экономика (12 ч)

16.02

16.02

Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

Для чего нужна экономика. (Стр. 38-41)

- Раскрывать понятие экономика, главную задачу экономики.

- Различать товары и услуги.

- Характеризовать роль труда.

20.02

20.02

Природные богатства и труд людей – основа экономики. (Стр. 42-45)

- Характеризовать основные составляющие экономики.

- Раскрывать роль природных богатств.

- Прослеживать взаимосвязь труда  людей разных профессий.

- Выяснять роль профессии родителей в экономике.

27.02

27.02

Самостоятельная работа по теме «Экономика». 

Полезные ископаемые. (Стр. 46-50)

- Анализировать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

- Определять ископаемые с помощью атласа-определителя.

- Характеризовать особенности добычи полезных ископаемых.

- Готовить сообщения.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Практическая работа: « Полезные ископаемые».

02.03

2.03

Диагностика ошибок, допущенных в самостоятельной работе.

Растениеводство. (Стр. 51-55)

- Отличать культурные растения от дикорастущих.

- Различать культурные растения по атласу - определителю.

- Исследовать растение и описать его по плану.

- Характеризовать роль выращивания растений.

- Описание растения по плану.

Практическая работа:

« Знакомство с культурными растениями».

06.03

06.03.

Животноводство. (Стр. 56-59)

- Характеризовать особенности разведения и содержания домашних животных.

- Выявлять взаимосвязь.

- Исследовать, какие продукты животноводства используются в семье.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

09.03

09.03

Какая бывает промышленность.

(Стр. 60-65)

- Характеризовать  отрасли промышленности.  

- Различать продукцию каждой отрасли промышленности.

- Соотносить продукцию и отрасли промышленности.

- Характеризовать труд работников промышленности.

Проектная задача: Экономика родного края.

13.03

13.03

Контрольная работа за III четверть.

16.03

16.03

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Что такое деньги. (Стр. 66-70)

- Определять роль денег в экономике.

- Различать современные российские монеты.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Практическая работа:

« Знакомство с различными монетами».

20.03

20.03

Государственный бюджет. (Стр. 71-74)

- Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

- Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства.

- Моделировать доходы и расходы в виде математических задач.

- Работать со словарем.

- Отвечать на итоговые вопросы.

03.04

03.04

Семейный бюджет. (Стр. 75-78)

- Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья.

- Выявлять основы семейного бюджета.

- Моделировать семейный бюджет.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

IVчетверть (14 ч)

06.04

06.04

Экономика и экология. (Стр. 79-84)

- Характеризовать задачи экологии и две стороны экономики.

- Анализировать и  составлять простейшие экологические прогнозы.

- Раскрывать связь между экономикой и экологией.

10.04

10.04

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика».

Проверочная работа. (Стр.159-163 )

- Выполнять тесты с выбором ответа.

- Адекватно оценивать свои знания.

Раздел: Путешествие по городам и странам (12 ч)

13.04

13.04

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Золотое кольцо России. Сергеев Посад, Переславль-Залеский, Ростов.(Стр.86-89)

- Характеризовать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности,  показывать их на карте.

- Прослеживать маршрут путешествия по карте.

- Узнавать города по фото.

- Моделировать маршрут.

- Готовить сообщения о любом городе.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Проектная задача : «Музей путешествий»

17.04

17.04

Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес. (Стр. 90-92)

20.04

20.04

Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир. (Стр. 93-99)

24.04

24.04

Наши ближайшие соседи.

(Стр. 100-105)

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

- Находить государства – ближайших соседей России, уметь показывать их на карте.

- Обсуждать, почему с соседями-государствами нужно иметь дружеские отношения.

- Готовить сообщения о странах.

27.04

27.04

Проверочная работа по теме «Золотое кольцо России».

На севере Европы. (Стр. 108-117)

- Изучить материал о северных европейских государствах.

- Уметь показывать их на карте.

- Соотносить государства и их флаги.

- Составлять вопросы к викторине.

- Выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы.

04.05

4.05

Диагностика ошибок, допущенных в проверочной работе.

Что такое Бенилюкс. (Стр. 118-124)

- Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики.

- Показывать страны на карте. 

- Учиться рассказывать о стране по политической и физической картам мира.

08.05

08.05.

Тест  по темам «На севере Европы», «Что такое Бенилюкс» 

В центре Европы. (Стр. 125-131)

- Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. - Учиться рассказывать о стране по политической и физической картам мира.

11.05

11.05

Анализ ошибок, допущенных в тесте

По Франции и Великобритании (Франция) (Стр. 132-137)

- Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

- Работа в группах.

- Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением.

- Узнавать и описывать достопримечательности по фото.

- Выяснять, какие товары поступают из Франции.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

- Оценивать достижения на уроке.

15.05

15.05

По Франции и Великобритании (Великобритания) (Стр. 138-141) 

Самостоятельная работа по теме урока.

- Работа в группах.

- Узнавать и описывать достопримечательности по фото.

- Выяснять, какие товары поступают из Великобритании

- Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

18.05

18.05

Диагностика ошибок, допущенных в самостоятельной работе.

На юге Европы. (Стр. 142-148)

- Анализировать  страны, расположенные на юге Европы, уметь показывать их на карте.

- Работа в группах. Узнавать и описывать достопримечательности по фото.

- Выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии.

- Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны.

- Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

- Оценивать достижения на уроке.

22.05

22.05

По знаменитым местам мира.

(Стр.149-153)

- Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся.

- Работать с картой.

- Обсуждать цели международного туризма.

- Описывать изучаемые достопримечательности.

25.05

25.05

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». (Стр. 164-170)

- Уметь подводить итоги курса.

- Знать материал, изученный за год.

- Уметь анализировать, систематизировать, делать выводы.

Итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...